Танцы в сельском клубе после вечернего «кина» 1980-х ( 13 фото )
- 02.03.2020
- 5 702
Ни одна «приличная дискотека» в Союзе, даже школьная, не могла обойтись без «клёвой» светомузыки. Давайте вспомним, как это было, во второй половине восьмидесятых прошлого века.
Мне было лет пять, наверное, когда я впервые попал «на танцы». На настоящие, на взрослые. Родители взяли меня с собой в дом культуры на базе отдыха нашего завода, где мы отдыхали всей семьёй. Завод был богатый и поэтому, в ДК было практически всё! От арфы до цветного телевизора «Рубин». Хотя зачем он был нужен в начале 70-х под Уфой — ума не приложу: цветное вещание в Башкирской АССР, в то доисторическое время, «ещё не придумали». Наверное из-за большой диагонали кинескопа: «чтобы лучше тебя видеть, дорогой Леонид Ильич!»
Ну да ладно, что-то я отвлёкся… Так вот, там и тогда, я впервые, своими глазами, увидел чудо. Нет, не так. ЧУДО!!!
В полутёмном зале, прямо под потолком, висело ОНО, медленно вращаясь, переливаясь всеми, как мне тогда показалось, цветами радуги и разбрасывая сверкающие зайчики вокруг! По всему актовому залу, где и проходило это «плановое культмассовое мероприятие» — ТАНЦЫ!
Взрослые дяди и тёти смешно дрыгались под «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз», а я стоял и глазел на эту неземную красоту под потолком. Зеркальный шар был подсвечен цветными узконаправленными прожекторами из разных углов зала и там где цвета смешивались творилась настоящая сказка!
Это одно из самых ярких впечатлений моего детства. Потом я, конечно подрос, но, как выяснилось чуть позже, не забыл как это красиво: живой свет!
Классу ко второму, наученный своим батей-электриком, я уже мог спокойно, буквально за 10 минут на коленке, практически из «ничего», собрать иллюминацию на Новый Год! Достаточно было спуститься под лестницу любого казённого здания и там обязательно валялась гора, ещё «не списанных» люминесцентных светильников. Из них можно было наковырять, никому не нужных на фиг, стартёров.
А дальше уже дело техники! Берём ёлочную гирлянду, перерезаем один из проводков около вилки и в разрыв инкрустируем стартёр. Ву-аля! Ахалай-махалай! Да будет свет! Трах-тибидох! Ну и всё такое, прочее!
Справедливости ради, стоит заметить, что фон, щелчки и треск в динамиках проигрывателя пластинок, воткнутого в соседнюю розетку, не мог перекрыть и голос Пугачёвой, завывающий про Арлекино, из этих самых колонок. (И, таки да — Пугачёва и тогда, 40 лет назад, уже пела из каждого утюга).
Проблему щелчков, частично, можно было решить при помощи большого круглого конденсатора из тех же ламп дневного света. Гирлянда начинала моргать медленнее и плавнее. Можно было менять частоту моргания подбирая разные пары стартёр/кондёр.
Из плюсов этой схемы можно выделить абсолютное непостоянство частоты моргания ламп. Если в «независимых» от музыки схемах, собранных на транзисторах и генерирующих регулярное мерцание, например в виде «бегущей дорожки», нужно было постоянно крутить подстроечный резистор, чтобы свет попадал в такт музыке, то тут можно было не париться! Каждая вспышка, куда-нибудь, да и попадала.) ) )
Так же эта схема отлично работает не только с гирляндами из низковольтовых лампочек, но и с отдельными лампами на 220 вольт, о чём я расскажу несколько ниже.
Время шло, мы с родителями переехали в совхоз, я пошёл в 3-й класс и нужно было, как-то, наводить мосты с деревенскими хулиганами, моими закадычными дружбанами в будущем. На школьную вечеринку, посвященную первому сентября, я приволок короб из рифлёного оргстекла. Внутри была уже знакомая вам схема на стартёрах, но с лампочками от холодильника, покрашенными гуашью.
Со мной сразу все захотели дружить!
Я был очень крут!
Но! Не долго…
Как только гуашь на лампочках начала подгорать, дымить и противно вонять — я был изгнан из класса. Долговременных испытаний дома я не догадался провести. С тех пор, долгосрочные стендовые прогоны, стали обязательной программой моих «творений». Ну за то с пацанами сдружились быстро и без «ознакомительных драк». Я стал местным Кулибиным и несколькими годами позже, прописался с паяльником, в той самой «каморке, что за актовым залом». Но это уже совсем другая история.
Как и положено деревенскому хулигану, я начал играть в орлян… вокально инструментальном ансамбле и быстро покатился по наклонной. Нашему ВИА по-зарез нужна была мощная «НАСТОЯЩАЯ» светомузыка! И если электронные схемы, к тому времени, уже можно было найти в журналах типа «ЮТ», то с приличными прожекторами и даже просто — мощными цветными лампами, была засада. Интернет-магазинов ещё не придумали, да и про само слово «интернет» мы узнаем только лет через десять!
Пришлось спаивать кладовщика совхозного тракторного двора. Каюсь! Но за то в моё распоряжение попало 8 разборных ржавых фар от трактора. И парочка, совсем новых, стоп-сигналов от Камаза.
Стёкла из фар были вынуты, вставлены 100 ватные лампы грибовидной формы и стёкла, обтянутые 6-ю слоями воздушных шариков, были воткнуты на место. Сзади лампочка плотно прижималась патроном. Всё сидело, как родное, без люфтов. Корпуса были выкрашены модной «бронзянкой».
Так как схема на стартёрах, к тому времени, уже порядком устарела, да и мы были пацанами модными, мною была спаяна схема четырёхканальной светомузыки. «Настоящей» с микрофоном, по 2 лампы на канал. Так что в ход пошли все 8 фар.
Но самым писком нашего светошоу стали, добытые у того же совхозного кладовщика, 2 «ВЕРТУХИ» рыжего цвета! Проблесковый маячок, который устанавливают на всякую сельхоз технику. Одну из них я перекрасил из нутри пастой от шариковой ручки в зелёный. Ещё парочку, красную и синию, годом позже, удалось приобрести у прапора из стройбата.
Уже потом, когда грянули кооперативные времена, в нашем захолустье стало возможно приобрести и чудеса отечественной электроники. У нас, в Уфе наладили выпуск, достаточно приличного агрегата, в уникальном корпусе, «Искра». Модификаций было много и можно было собрать из универсальных блоков любую фигуру.
А потом пришли 90-е… И стало не до дискотек…
Но где-то там!..
Далеко-далеко!..
Аж на самом балконе…
На тридевятых антресолях…
Лежит!.. Лежит и ждёт своего часа ОН!!!
«СПОЛОХ-3»!!! (по моему 3)
Мне было лет пять, наверное, когда я впервые попал «на танцы». На настоящие, на взрослые. Родители взяли меня с собой в дом культуры на базе отдыха нашего завода, где мы отдыхали всей семьёй. Завод был богатый и поэтому, в ДК было практически всё! От арфы до цветного телевизора «Рубин». Хотя зачем он был нужен в начале 70-х под Уфой — ума не приложу: цветное вещание в Башкирской АССР, в то доисторическое время, «ещё не придумали». Наверное из-за большой диагонали кинескопа: «чтобы лучше тебя видеть, дорогой Леонид Ильич!»
Ну да ладно, что-то я отвлёкся… Так вот, там и тогда, я впервые, своими глазами, увидел чудо. Нет, не так. ЧУДО!!!
В полутёмном зале, прямо под потолком, висело ОНО, медленно вращаясь, переливаясь всеми, как мне тогда показалось, цветами радуги и разбрасывая сверкающие зайчики вокруг! По всему актовому залу, где и проходило это «плановое культмассовое мероприятие» — ТАНЦЫ!
Взрослые дяди и тёти смешно дрыгались под «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз», а я стоял и глазел на эту неземную красоту под потолком. Зеркальный шар был подсвечен цветными узконаправленными прожекторами из разных углов зала и там где цвета смешивались творилась настоящая сказка!
Это одно из самых ярких впечатлений моего детства. Потом я, конечно подрос, но, как выяснилось чуть позже, не забыл как это красиво: живой свет!
Классу ко второму, наученный своим батей-электриком, я уже мог спокойно, буквально за 10 минут на коленке, практически из «ничего», собрать иллюминацию на Новый Год! Достаточно было спуститься под лестницу любого казённого здания и там обязательно валялась гора, ещё «не списанных» люминесцентных светильников. Из них можно было наковырять, никому не нужных на фиг, стартёров.
А дальше уже дело техники! Берём ёлочную гирлянду, перерезаем один из проводков около вилки и в разрыв инкрустируем стартёр. Ву-аля! Ахалай-махалай! Да будет свет! Трах-тибидох! Ну и всё такое, прочее!
Справедливости ради, стоит заметить, что фон, щелчки и треск в динамиках проигрывателя пластинок, воткнутого в соседнюю розетку, не мог перекрыть и голос Пугачёвой, завывающий про Арлекино, из этих самых колонок. (И, таки да — Пугачёва и тогда, 40 лет назад, уже пела из каждого утюга).
Проблему щелчков, частично, можно было решить при помощи большого круглого конденсатора из тех же ламп дневного света. Гирлянда начинала моргать медленнее и плавнее. Можно было менять частоту моргания подбирая разные пары стартёр/кондёр.
Из плюсов этой схемы можно выделить абсолютное непостоянство частоты моргания ламп. Если в «независимых» от музыки схемах, собранных на транзисторах и генерирующих регулярное мерцание, например в виде «бегущей дорожки», нужно было постоянно крутить подстроечный резистор, чтобы свет попадал в такт музыке, то тут можно было не париться! Каждая вспышка, куда-нибудь, да и попадала.) ) )
Так же эта схема отлично работает не только с гирляндами из низковольтовых лампочек, но и с отдельными лампами на 220 вольт, о чём я расскажу несколько ниже.
Время шло, мы с родителями переехали в совхоз, я пошёл в 3-й класс и нужно было, как-то, наводить мосты с деревенскими хулиганами, моими закадычными дружбанами в будущем. На школьную вечеринку, посвященную первому сентября, я приволок короб из рифлёного оргстекла. Внутри была уже знакомая вам схема на стартёрах, но с лампочками от холодильника, покрашенными гуашью.
Со мной сразу все захотели дружить!
Я был очень крут!
Но! Не долго…
Как только гуашь на лампочках начала подгорать, дымить и противно вонять — я был изгнан из класса. Долговременных испытаний дома я не догадался провести. С тех пор, долгосрочные стендовые прогоны, стали обязательной программой моих «творений». Ну за то с пацанами сдружились быстро и без «ознакомительных драк». Я стал местным Кулибиным и несколькими годами позже, прописался с паяльником, в той самой «каморке, что за актовым залом». Но это уже совсем другая история.
Как и положено деревенскому хулигану, я начал играть в орлян… вокально инструментальном ансамбле и быстро покатился по наклонной. Нашему ВИА по-зарез нужна была мощная «НАСТОЯЩАЯ» светомузыка! И если электронные схемы, к тому времени, уже можно было найти в журналах типа «ЮТ», то с приличными прожекторами и даже просто — мощными цветными лампами, была засада. Интернет-магазинов ещё не придумали, да и про само слово «интернет» мы узнаем только лет через десять!
Пришлось спаивать кладовщика совхозного тракторного двора. Каюсь! Но за то в моё распоряжение попало 8 разборных ржавых фар от трактора. И парочка, совсем новых, стоп-сигналов от Камаза.
Стёкла из фар были вынуты, вставлены 100 ватные лампы грибовидной формы и стёкла, обтянутые 6-ю слоями воздушных шариков, были воткнуты на место. Сзади лампочка плотно прижималась патроном. Всё сидело, как родное, без люфтов. Корпуса были выкрашены модной «бронзянкой».
Так как схема на стартёрах, к тому времени, уже порядком устарела, да и мы были пацанами модными, мною была спаяна схема четырёхканальной светомузыки. «Настоящей» с микрофоном, по 2 лампы на канал. Так что в ход пошли все 8 фар.
Но самым писком нашего светошоу стали, добытые у того же совхозного кладовщика, 2 «ВЕРТУХИ» рыжего цвета! Проблесковый маячок, который устанавливают на всякую сельхоз технику. Одну из них я перекрасил из нутри пастой от шариковой ручки в зелёный. Ещё парочку, красную и синию, годом позже, удалось приобрести у прапора из стройбата.
Уже потом, когда грянули кооперативные времена, в нашем захолустье стало возможно приобрести и чудеса отечественной электроники. У нас, в Уфе наладили выпуск, достаточно приличного агрегата, в уникальном корпусе, «Искра». Модификаций было много и можно было собрать из универсальных блоков любую фигуру.
А потом пришли 90-е… И стало не до дискотек…
Но где-то там!..
Далеко-далеко!..
Аж на самом балконе…
На тридевятых антресолях…
Лежит!.. Лежит и ждёт своего часа ОН!!!
«СПОЛОХ-3»!!! (по моему 3)
Материал взят: Тут