Ceregamand
Когда не хочется читать ( 1 фото )
Недавно поймал себя на мысли, что мне вот уже несколько лет как не хочется читать. Ну вот не хочется, и все тут. Казалось бы, уникальная ситуация, просто небывалая в истории человечества: любую книгу, любой текст, любую информацию можно получить почти мгновенно, не выходя из собственной комнаты, в два-три клика. А мне не хочется. И, кажется, я понял почему.
Раньше мне казалось, что вот сейчас прочитаю я еще одну книгу или статью, и во мне произойдет нечто, перемена какая-то. Что вот этот – заключенный в чужих словах опыт, после прочтения растворится во мне, впитается в мою душу, ум, чувство. И я стану другим. Более умным, добрым, чутким, духовным… Но время шло, книги читались, а вот перемены… их не то, чтобы не происходило вообще. Скажем так, усваивалось из прочитанного далеко не все. А уж так, чтобы изменить меня через это усвоение – такого и вовсе за всю жизнь пару-тройку раз всего было. К тому же в какой-то момент вдруг стало ясно, что далеко не все книги и статьи написаны авторами из личного опыта. Что огромное количество текстов, заявленных как авторские, по сути занимаются бесконечным дублированием друг друга. А чтобы найти действительное “слово от опыта” сегодня необходимо перелопатить огромное количество словесного порожняка. Это постепенно выматывает и отбивает охоту искать. Но даже если точно знаешь, что слово – от опыта, это знание никак не решает проблему усвоения написанного.
Например, святоотеческие писания – они ведь все от опыта. Но что проку их читать, когда мой личный опыт почти ни в чем не соотносится с опытом святых? И не превращусь ли я от этого прочтения в такого горе-«богослова», который, как пишет преподобный Макарий Великий, “…не стяжав себе слова Божия, а только припоминая и заимствуя слова из каждой книги Писания или пересказывая и преподавая, что выслушал у мужей духовных, увеселяет, по видимому, других, и другие услаждаются его словами; но как скоро окончит свою речь, каждое его слово возвращается в свое место, откуда взято, и сам он опять остается нагим и нищим, потому что не его собственность то духовное сокровище, из которого он предлагает, пользует и увеселяет других, и сам он первый не возвеселен и не обрадован Духом”.
Все же очень прав был наш отечественный классик психологической науки Лев Семенович Выготский, когда ввел понятие “Зона ближайшего развития” – т. е. то, чего мы еще не знаем, но в принципе – уже способны воспринять и усвоить на базе имеющегося опыта. Все, что лежит дальше, за пределами этой зоны, остается для нас бесполезным в силу невозможности овладения этим опытом, сколько бы умных слов о нем мы ни прочли. Все, что лежит до этой зоны тоже – бессмысленное и ненужное сотрясение воздуха, трюизмы, повторение в сотый раз давно уже понятого и усвоенного. По-настоящему полезная для человека информация находится лишь на краешке непознанного нами. И благо тому, кто сумел найти для себя этот краешек, ограничив таким образом круг своих интересов. В познании можно идти вперед только мелкими шажками, не пытаясь прыгать через ступеньки.
А я вот, как-то растерялся в этом бесконечном космосе слов, внезапно ставших абсолютно доступными. От какого краешка мне идти? В какую сторону? Чей опыт для меня сейчас наиболее близок, чьим словам внимать?
Слова, слова, слова… В мире их сейчас звучит слишком много. Настолько, что, с каждым днем они теряют свою ценность. Им не очень верят, даже если они правильные и нужные. Наступает какая-то всеобщая усталость от слов – сказанных, услышанных, написанных, прочитанных. Постоянное действие раздражителя снижает восприимчивость к нему. Так, потихоньку, раскрывается смысл горькой фразы Спасителя: … Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Ведь – …вера от слышания, а слышание от слова Божия. Видимо, в конце концов, из-за этой словесной инфляции восприимчивость человека к слову снизится до критических значений. Слово Божие будет звучать по всей Земле, но его уже невозможно будет расслышать за оглушительным рёвом океана слов человеческих.
Автор: Александр Ткаченко
Раньше мне казалось, что вот сейчас прочитаю я еще одну книгу или статью, и во мне произойдет нечто, перемена какая-то. Что вот этот – заключенный в чужих словах опыт, после прочтения растворится во мне, впитается в мою душу, ум, чувство. И я стану другим. Более умным, добрым, чутким, духовным… Но время шло, книги читались, а вот перемены… их не то, чтобы не происходило вообще. Скажем так, усваивалось из прочитанного далеко не все. А уж так, чтобы изменить меня через это усвоение – такого и вовсе за всю жизнь пару-тройку раз всего было. К тому же в какой-то момент вдруг стало ясно, что далеко не все книги и статьи написаны авторами из личного опыта. Что огромное количество текстов, заявленных как авторские, по сути занимаются бесконечным дублированием друг друга. А чтобы найти действительное “слово от опыта” сегодня необходимо перелопатить огромное количество словесного порожняка. Это постепенно выматывает и отбивает охоту искать. Но даже если точно знаешь, что слово – от опыта, это знание никак не решает проблему усвоения написанного.
Например, святоотеческие писания – они ведь все от опыта. Но что проку их читать, когда мой личный опыт почти ни в чем не соотносится с опытом святых? И не превращусь ли я от этого прочтения в такого горе-«богослова», который, как пишет преподобный Макарий Великий, “…не стяжав себе слова Божия, а только припоминая и заимствуя слова из каждой книги Писания или пересказывая и преподавая, что выслушал у мужей духовных, увеселяет, по видимому, других, и другие услаждаются его словами; но как скоро окончит свою речь, каждое его слово возвращается в свое место, откуда взято, и сам он опять остается нагим и нищим, потому что не его собственность то духовное сокровище, из которого он предлагает, пользует и увеселяет других, и сам он первый не возвеселен и не обрадован Духом”.
Все же очень прав был наш отечественный классик психологической науки Лев Семенович Выготский, когда ввел понятие “Зона ближайшего развития” – т. е. то, чего мы еще не знаем, но в принципе – уже способны воспринять и усвоить на базе имеющегося опыта. Все, что лежит дальше, за пределами этой зоны, остается для нас бесполезным в силу невозможности овладения этим опытом, сколько бы умных слов о нем мы ни прочли. Все, что лежит до этой зоны тоже – бессмысленное и ненужное сотрясение воздуха, трюизмы, повторение в сотый раз давно уже понятого и усвоенного. По-настоящему полезная для человека информация находится лишь на краешке непознанного нами. И благо тому, кто сумел найти для себя этот краешек, ограничив таким образом круг своих интересов. В познании можно идти вперед только мелкими шажками, не пытаясь прыгать через ступеньки.
А я вот, как-то растерялся в этом бесконечном космосе слов, внезапно ставших абсолютно доступными. От какого краешка мне идти? В какую сторону? Чей опыт для меня сейчас наиболее близок, чьим словам внимать?
Слова, слова, слова… В мире их сейчас звучит слишком много. Настолько, что, с каждым днем они теряют свою ценность. Им не очень верят, даже если они правильные и нужные. Наступает какая-то всеобщая усталость от слов – сказанных, услышанных, написанных, прочитанных. Постоянное действие раздражителя снижает восприимчивость к нему. Так, потихоньку, раскрывается смысл горькой фразы Спасителя: … Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Ведь – …вера от слышания, а слышание от слова Божия. Видимо, в конце концов, из-за этой словесной инфляции восприимчивость человека к слову снизится до критических значений. Слово Божие будет звучать по всей Земле, но его уже невозможно будет расслышать за оглушительным рёвом океана слов человеческих.
Автор: Александр Ткаченко
Взято: Тут
753