Buzalbine
Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций. ( 57 фото )
1) В Ветке зашёл в музей старообрядчества и белорусских народных традиций, экспозиция которого основана на коллекции старообрядческих икон, рушников и древних книг местного ветковчанина Фёдора Шклярова. На снимках вы увидите иконы 1 половины XIX века, относящиеся к ветковской школе иконописи, самые авторитетные в старообрядчестве, книги XVII века, которых история относит к заре зарождения книгопечатания в Восточной Европе.
Для искусствоведов Клондайк артефактов.
2) На вопрос, что делать в белорусско-российском пограничье у меня теперь заготовлен ответ для всех вопрошателей. Первое, яркие еврейские кладбища, если кто не сможет на Украину поехать (там куда более яркие образцы еврейских надгробий ввиду того, что это сердцевина "черты оседлости"); второе, зона заражения Чернобыльской зоны, если кто любит тематику хождений по заброшкам; церкви в стиле украинского деревянного барокко, уникальные для России, образцы которых вы можете увидеть только в южной части Брянской области; четвёртое, наше пограничье - один из центров старообрядческой культуры от крупных соборов до образцов иконописи; пятое, рушники как отражение местных народных традиций.
В общем, ехать надо.
3) Музей расположен в особняке с неоготическими стрельчатыми окнами 1897 года постройки, принадлежавшему купцу и судовладельцу Тимофею Грошикову, владевшему со своими братьями судостроительным заводом в Гомеле.
4)
5) Лицо музея - расписные ворота, вырезанные самими сотрудниками. Основатель музея Фёдор Шкляров, будучи первоклассным столяром и резчиком, вместе с главным хранителем коллекции Светланой Леонтьевой на протяжении 2 лет создали эти ворота в 1980-е гг.
6)
7) Идёмте смотреть.
8) Знак настоящего уважение к своей Родине.
9) Портрет основателя музея - Фёдора Шклярова, который являлся первым директором Ветковского музея народного творчества, основанного в ноябре 1978 года. Сам он родился в Ветке, был выходцем из старообрядческого рода, известен как самодеятельный художник, коллекционер местной старины, страстный почитатель и подвижник местной культуры. Именно его собрание икон, старинных книг и других предметов (всего около 400 экземпляров), сохраненных в старообрядческих семьях района, послужило основой создания фондов музея, расположенного на Красной площади Ветки в бывшем купеческом доме, куда мы сейчас и направимся.
10) Сейчас коллекция музея насчитывает около 10 тыс. экспонатов, из них более 5 тыс. единиц основного фонда. Основные коллекции - старопечатные книги (XVI - начала XX веков), рукописные книги (в Ветке сложился своеобразный стиль украшения рукописных книг растительными орнаментами), иконопись XVI - начала XX веков (Ветка дала своеобразную школу иконного письма, которая переняла традиции древнерусской иконописи и продолжала существовать до начала XX века), белорусская народная икона (XVIII - начала XX веков), народный костюм, ткачество и вышивка (абрусы, постилки, фиранки, подзоры, рушники), живопись самодеятельных художников, чеканные и бисерные оклады, металлопластика (складени, образки, кресты), киотная и домовая резьба, предметы быта.
Если верить карте, то Ветка является корнем всего старообрядчества, отсюда алтайские староверы, отсюда и румынские липоване.
11) Создатели музея при формировании экспозиции руководствовались научными принципами на основе семиотики, исследующей, свойства знаков и знаковых систем. Поэтому в музее семиотический принцип взят за основу с целью поднять столь разнородные пласты и этноконфессиональные группы. Образное мышление и способ переводить с одного языка символов на другой помогли объединить дисциплинарное и художественное мышление. Музей - это всегда дело энтузиастов. К примеру, во время экспедиций в старообрядческие деревни работники музея много лет записывали за бабушками и дедушками, что означает тот или иной знак на иконе, на вышивке, потом шел долгий процесс изучения, разбор материалов по этнике, по археологии... Так приходило понимание, что, к примеру, означают ромбы на рушниках (или двойные ромбы), что означают кресты (косые или прямые), как они должны чередоваться...то есть не только рассматривать рушники как красивые тряпочки. То же самое и в резьбе. Такие тератологические мотивы (изображения фантастических и реальных стилизованных зверей в орнаменте), как у ветковских резчиков, не встретить ни на Волге, ни в Кижах, ни в Суздали...
12)
13) Исследователи старообрядчества употребляют термин Большая Ветка, в который территориально включают юго-запад Брянской области, север Украины, юго-восток Гомельщины с центром с центром в нынешней Ветки, который исторически был тем местом на рубеже XVII-XVIII столетий, где можно было справлять обряды по старым традициям.
14)
15)
16)
17) Пример Ветковской буквицы - искусства правописания заглавных букв и одновременно старообрядческой книжной культуры этих мест.
18) Рукописная книга в культуре Ветки — явление уникальное. Рукописи здесь создавались с начала XVIII века до конца 1930-х годов. Освоив рукописные традиции Древней Руси, взяв за основу старопечатный орнамент, впитав традиции народного искусства, Ветка создала свой оригинальный стиль в оформлении рукописных книг.
19) Книга — это райский сад, поэтому образ райского сада — главный на страницах каждой рукописи. Он проявляется и в радостном колорите с характерным сочетанием бирюзовых и терракотовых оттенков, и в обилии райских птиц, и в сочетании реализма и фантастических образов.
20)
21)
22) Доска-киотец с литыми вставками и створчатые складни, которые продолжали традиции древнерусского литья после запрета этого искусства в 1723 году, которым продолжали заниматься только староверы в Ветке.
23) Прорись иконы - раскраска в начале процесса создания иконы. В древнерусском искусстве и иконописи это был контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесенный путём процарапывания на доску для иконописи. В более широком смысле сам по себе художественный термин прорись — обозначает подготовительный контурный рисунок вообще, графический эскиз, предшествующий живописи маслом или пастелью.
24) Познакомимся с примерами ветковской школы иконописи.
К примеры, Никола Отвратный — иконографический извод изображения святого Николая Чудотворца, широко распространившийся в XVIII веке и наиболее характерный для старообрядцев Ветки в Полесье.
24) Ветковская иконописная школа основана в 1680-х гг., став значительным старообрядческим центром при местных монастырях, скитах, посадах и слободах. Традиция была в основном анонимной (восстановлено около 80 имён). Секреты ремесла и рецепты красок часто передавались по наследству. Иконопись исполнялась яичной темперой по левкасу, чаще всего нанесённому поверх "паволоки" - холста, наклеенного на иконную доску. "Знамение" (предварительный рисунок) исполнялось иглой - "графьёй". Колорит сохранял свойственную древней иконописи световую насыщенность.
25) В народном творчестве краски икон становились всё более яркими - "пылающими". Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного - от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, "двойника" (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы.
26) Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник «цировки» и «цвечения золота», также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины.
27)
28)
29)
30)
31)
32)
33)
34) Пример металлического оклада на икону.
35)
36) Рушники конца XIX столетия, переданные селянами в дар музею. Рушник- это полотенце из домотканого холста, предмет народной культуры, характерный для Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии, Польши и России. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию.
37)
38) Рушник изготавливается из льняного (раньше — также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях. До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.
39)
38) Все рушники из деревни Неглюбка Ветковского района - "малая Родина" ветковских рушников. Популярное некогда в Беларуси ткачество в таком самобытном виде сохранился только в этом месте.
39)
40)
41) Коллекция рукописных книг.
В конце XVII - XVIII вв. поселение Ветка стало крупным духовным центром старообрядцев, местом сохранения и развития русской средневековой книгописной традиции в рамках культуры Нового времени. Формируясь на границе Речи Посполитой с Русским государством, ветковская рукописная традиция приобретала самобытные черты в активном взаимодействии культур восточно-славянских народов - русских, белорусов и украинцев. Как целостное явление она оформилась на территории Беларуси, оказавшись органично вплетённой в историю белорусской культуры. Рукописная книжность Ветки в XVIII в. была связана преимущественно с деятельностью местных старообрядческих монастырей. В Ветке и связанном с ней брянском Стародубе сформировался оригинальный художественно-декоративный стиль в оформлении местных рукописных книг.
42) Издание первопечатника Ивана Фёдорова.
43) Евангелие-тетр (богослужебная книга) - самая древнейшая книга в коллекции музея от 1 половины XVI века.
44) Одна из 26 сохранившихся книг Евангелия 1600 года из типографии в Вильно.
45) Апостол из Киево-Печёрской лавры XVIII века.
46)
47) "Апостол", типография во Львове 1574 года изготовления от Ивана Фёдорова. Пример самой старой сохранившейся книги, напечатанной на территории современной Украины.
48)
49) "Апостол", Москва, 1632 год.
50) Минея. Месяц Февраль, Москва, 1622 год.
Минеями называются церковные книги, в которых печатают тексты меняющихся молитв так называемого годового богослужебного круга. Минеи могут быть трех видов. В месячных минеях можно найти службы святых праздников на один месяц, которые расположены в соответствии с «месяцесловом». В общих — молитвы, посвященные определенному типу святых. Праздничные минеи содержат службы наиболее значимых церковных праздников.
51) Ветковские книги с использованием буквицы.
52) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
53) В очередной раз, большое спасибо читателям за внимание и поддержку блога.
54)
Для искусствоведов Клондайк артефактов.
2) На вопрос, что делать в белорусско-российском пограничье у меня теперь заготовлен ответ для всех вопрошателей. Первое, яркие еврейские кладбища, если кто не сможет на Украину поехать (там куда более яркие образцы еврейских надгробий ввиду того, что это сердцевина "черты оседлости"); второе, зона заражения Чернобыльской зоны, если кто любит тематику хождений по заброшкам; церкви в стиле украинского деревянного барокко, уникальные для России, образцы которых вы можете увидеть только в южной части Брянской области; четвёртое, наше пограничье - один из центров старообрядческой культуры от крупных соборов до образцов иконописи; пятое, рушники как отражение местных народных традиций.
В общем, ехать надо.
3) Музей расположен в особняке с неоготическими стрельчатыми окнами 1897 года постройки, принадлежавшему купцу и судовладельцу Тимофею Грошикову, владевшему со своими братьями судостроительным заводом в Гомеле.
4)
5) Лицо музея - расписные ворота, вырезанные самими сотрудниками. Основатель музея Фёдор Шкляров, будучи первоклассным столяром и резчиком, вместе с главным хранителем коллекции Светланой Леонтьевой на протяжении 2 лет создали эти ворота в 1980-е гг.
6)
7) Идёмте смотреть.
8) Знак настоящего уважение к своей Родине.
9) Портрет основателя музея - Фёдора Шклярова, который являлся первым директором Ветковского музея народного творчества, основанного в ноябре 1978 года. Сам он родился в Ветке, был выходцем из старообрядческого рода, известен как самодеятельный художник, коллекционер местной старины, страстный почитатель и подвижник местной культуры. Именно его собрание икон, старинных книг и других предметов (всего около 400 экземпляров), сохраненных в старообрядческих семьях района, послужило основой создания фондов музея, расположенного на Красной площади Ветки в бывшем купеческом доме, куда мы сейчас и направимся.
10) Сейчас коллекция музея насчитывает около 10 тыс. экспонатов, из них более 5 тыс. единиц основного фонда. Основные коллекции - старопечатные книги (XVI - начала XX веков), рукописные книги (в Ветке сложился своеобразный стиль украшения рукописных книг растительными орнаментами), иконопись XVI - начала XX веков (Ветка дала своеобразную школу иконного письма, которая переняла традиции древнерусской иконописи и продолжала существовать до начала XX века), белорусская народная икона (XVIII - начала XX веков), народный костюм, ткачество и вышивка (абрусы, постилки, фиранки, подзоры, рушники), живопись самодеятельных художников, чеканные и бисерные оклады, металлопластика (складени, образки, кресты), киотная и домовая резьба, предметы быта.
Если верить карте, то Ветка является корнем всего старообрядчества, отсюда алтайские староверы, отсюда и румынские липоване.
11) Создатели музея при формировании экспозиции руководствовались научными принципами на основе семиотики, исследующей, свойства знаков и знаковых систем. Поэтому в музее семиотический принцип взят за основу с целью поднять столь разнородные пласты и этноконфессиональные группы. Образное мышление и способ переводить с одного языка символов на другой помогли объединить дисциплинарное и художественное мышление. Музей - это всегда дело энтузиастов. К примеру, во время экспедиций в старообрядческие деревни работники музея много лет записывали за бабушками и дедушками, что означает тот или иной знак на иконе, на вышивке, потом шел долгий процесс изучения, разбор материалов по этнике, по археологии... Так приходило понимание, что, к примеру, означают ромбы на рушниках (или двойные ромбы), что означают кресты (косые или прямые), как они должны чередоваться...то есть не только рассматривать рушники как красивые тряпочки. То же самое и в резьбе. Такие тератологические мотивы (изображения фантастических и реальных стилизованных зверей в орнаменте), как у ветковских резчиков, не встретить ни на Волге, ни в Кижах, ни в Суздали...
12)
13) Исследователи старообрядчества употребляют термин Большая Ветка, в который территориально включают юго-запад Брянской области, север Украины, юго-восток Гомельщины с центром с центром в нынешней Ветки, который исторически был тем местом на рубеже XVII-XVIII столетий, где можно было справлять обряды по старым традициям.
14)
15)
16)
17) Пример Ветковской буквицы - искусства правописания заглавных букв и одновременно старообрядческой книжной культуры этих мест.
18) Рукописная книга в культуре Ветки — явление уникальное. Рукописи здесь создавались с начала XVIII века до конца 1930-х годов. Освоив рукописные традиции Древней Руси, взяв за основу старопечатный орнамент, впитав традиции народного искусства, Ветка создала свой оригинальный стиль в оформлении рукописных книг.
19) Книга — это райский сад, поэтому образ райского сада — главный на страницах каждой рукописи. Он проявляется и в радостном колорите с характерным сочетанием бирюзовых и терракотовых оттенков, и в обилии райских птиц, и в сочетании реализма и фантастических образов.
20)
21)
22) Доска-киотец с литыми вставками и створчатые складни, которые продолжали традиции древнерусского литья после запрета этого искусства в 1723 году, которым продолжали заниматься только староверы в Ветке.
23) Прорись иконы - раскраска в начале процесса создания иконы. В древнерусском искусстве и иконописи это был контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесенный путём процарапывания на доску для иконописи. В более широком смысле сам по себе художественный термин прорись — обозначает подготовительный контурный рисунок вообще, графический эскиз, предшествующий живописи маслом или пастелью.
24) Познакомимся с примерами ветковской школы иконописи.
К примеры, Никола Отвратный — иконографический извод изображения святого Николая Чудотворца, широко распространившийся в XVIII веке и наиболее характерный для старообрядцев Ветки в Полесье.
24) Ветковская иконописная школа основана в 1680-х гг., став значительным старообрядческим центром при местных монастырях, скитах, посадах и слободах. Традиция была в основном анонимной (восстановлено около 80 имён). Секреты ремесла и рецепты красок часто передавались по наследству. Иконопись исполнялась яичной темперой по левкасу, чаще всего нанесённому поверх "паволоки" - холста, наклеенного на иконную доску. "Знамение" (предварительный рисунок) исполнялось иглой - "графьёй". Колорит сохранял свойственную древней иконописи световую насыщенность.
25) В народном творчестве краски икон становились всё более яркими - "пылающими". Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного - от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, "двойника" (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы.
26) Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник «цировки» и «цвечения золота», также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины.
27)
28)
29)
30)
31)
32)
33)
34) Пример металлического оклада на икону.
35)
36) Рушники конца XIX столетия, переданные селянами в дар музею. Рушник- это полотенце из домотканого холста, предмет народной культуры, характерный для Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии, Польши и России. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию.
37)
38) Рушник изготавливается из льняного (раньше — также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях. До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.
39)
38) Все рушники из деревни Неглюбка Ветковского района - "малая Родина" ветковских рушников. Популярное некогда в Беларуси ткачество в таком самобытном виде сохранился только в этом месте.
39)
40)
41) Коллекция рукописных книг.
В конце XVII - XVIII вв. поселение Ветка стало крупным духовным центром старообрядцев, местом сохранения и развития русской средневековой книгописной традиции в рамках культуры Нового времени. Формируясь на границе Речи Посполитой с Русским государством, ветковская рукописная традиция приобретала самобытные черты в активном взаимодействии культур восточно-славянских народов - русских, белорусов и украинцев. Как целостное явление она оформилась на территории Беларуси, оказавшись органично вплетённой в историю белорусской культуры. Рукописная книжность Ветки в XVIII в. была связана преимущественно с деятельностью местных старообрядческих монастырей. В Ветке и связанном с ней брянском Стародубе сформировался оригинальный художественно-декоративный стиль в оформлении местных рукописных книг.
42) Издание первопечатника Ивана Фёдорова.
43) Евангелие-тетр (богослужебная книга) - самая древнейшая книга в коллекции музея от 1 половины XVI века.
44) Одна из 26 сохранившихся книг Евангелия 1600 года из типографии в Вильно.
45) Апостол из Киево-Печёрской лавры XVIII века.
46)
47) "Апостол", типография во Львове 1574 года изготовления от Ивана Фёдорова. Пример самой старой сохранившейся книги, напечатанной на территории современной Украины.
48)
49) "Апостол", Москва, 1632 год.
50) Минея. Месяц Февраль, Москва, 1622 год.
Минеями называются церковные книги, в которых печатают тексты меняющихся молитв так называемого годового богослужебного круга. Минеи могут быть трех видов. В месячных минеях можно найти службы святых праздников на один месяц, которые расположены в соответствии с «месяцесловом». В общих — молитвы, посвященные определенному типу святых. Праздничные минеи содержат службы наиболее значимых церковных праздников.
51) Ветковские книги с использованием буквицы.
52) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
53) В очередной раз, большое спасибо читателям за внимание и поддержку блога.
54)
Взято: Тут
854