Truthfury
Еврейское кладбище в городе Стародуб Брянской области. ( 30 фото )
1) Первое, не исключаю, что уже набил оскомину читателям с однообразной тематикой еврейских кладбищ, когда разница лишь в местоположения некрополя. Я не исписался, просто считаю важной данную тема очень важной для Брянской области. Второе, Брянщина в современных границах находится на самом краю исторической черты оседлости, существовавшей с конца XVIII столетия, ядром которой являются современные Молдавия, Украина, Польша и в чём-то Литва. Поэтому для России подобные уцелевшие еврейские кладбища-цвинтеры являются уникальными, как и церкви в стиле украинского барокко в сёлах Старый и Новый Ропск Климовского района и городе Стародуб.
Третье, по вопросу подведения итогов года: если к 2018 году мне удалось собрать, благодаря учёбе и работе в Египте, самый обстоятельный путеводитель об этой стране в русскоязычном сегменте Интернета, то в 2019 году именно на страницах этого журнала будут собраны сведения по еврейским захоронениям внутри бывшей "черты оседлости" на территории современной России (недаром даже в отдельный тэг выделил подборку).
2) В этом репортаже я постараюсь рассказать о символах, выбитых на камнях еврейских могил на примере некрополя в Стародубе, благо, начальные знания иврита позволяют хотя бы читать эти буквы. Не исключаю ошибки, поэтому комментарии с указанием на возможные ошибки только приветствуются. Да, здравствует научный способ путешествий.
В очень многих университетских научных исследованиях чётко проведена грань в изучении еврейских кладбищ 1945 годом, это "до и после". "До" - на уровне науки интересно, а "после" с захоронениями с советским влиянием, мягко говоря, игнорируются и не рассматриваются в качестве исторической ценности.
3) Для норм похоронной иудейской обрядности применяются древние предписания Ветхого Завета, которые до сих пор незыблемы. При этом, ветхозаветный запрет на изображения человека, который в еврейском быту сейчас нарушается постоянно, в ритуальном контексте продолжает играть важную роль. На надгробиях усопших допустима гравировка только лишь надписей, орнамента и некоторых символов. Символические образы заменяют традиционные для нашего времени портреты, которые призваны поведать о том, кем и каким был усопший при жизни, в каком возрасте его (или ее) настигла смерть.
4) Одни символы свидетельствуют о том, какое положение человек занимал в обществе или обозначают его профессию. Например, ладони, которые сложены в особом жесте благословления (бирхат-коханим, בִּרְכַּת כֹּהֲנִים), высекаются на надгробии религиозного сановника высокого ранга – кохена. Книга или стадо без пастыря рассказывают о личности раввина. На камне над могилой парикмахера или портного можно увидеть ножницы, ювелира – украшение и т.д.
5)
6)
7) Ритуальные рисунки обозначают и пол покойных, и их семейный статус. Руки, поднятые над горящими свечами или надламывающие ветвь дерева, обычно украшают женское захоронение.
Если это могила замужней девушки, то ветка должна быть с плодами, число которых соответствует количеству рожденных детей. Когда памятник стоит над погребением юной девушки, то вместо плодов гравируются цветы по числу прожитых лет.
8)
9) Иногда фигуры животных на камнях соответствуют именам погребенных: лев – это Лейб, голубь – Иона, олень – Хирш, птица – Фейга, рыба – Фишл.
Птица (кормящая выводок, несущая жертвенную монетку в кружку, читающая Тору) – это символ того, что усопший был добродетелен.
10) Свеча или сломленный цветок говорят о невинности ушедшей души. Их принято высекать на девичьих надгробиях.
Лань – это тоже женский символ, который подчеркивает красоту и нежность покойной, жизнь которой была наполнена любовью близких.
11) Единорог же становится указанием на то, что человек отдал себя духовной жизни и дух его был силен и несгибаем.
Рыба может, кроме имени, обозначать то, что здесь похоронен утопленник. Если же высечено кольцо из 3-х рыб, оно говорит о вечности божественного существования.
12)
13) Белка, которая грызет орешек, издавна считается символом ума, знаний, учености. Если рядом с ней изображено перо, то под надгробием лежит переписчик книг, издатель, переводчик.
Руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках изображались на могиле женщины, потому что именно в ее обязанности входило зажигания субботних свечей; открытая книга или несколько корешков книг - могила раввина или автора религиозных произведений; гусиное перо - переписчика священных текстов; ножницы - портного; цепочка или другие украшения - ювелира; коробка или кружку для сбора пожертвований, рука подает милостыню, указывали на щедрость покойного и тому подобное.
14)
15) Менора с 7-ю свечами – одна из священных эмблем иудаизма. Она обозначает свет веры и победу над ее врагами. Кроме того, менора – аллегория души. В Ветхом Завете говорится, что человеческая душа есть светильник Господень.
Звезда Давида (маген-Давид,מָגֵן דָּוִד) тоже известный знак иудейской религии, который стал постоянно появляться на еврейских надгробиях Российской империи лишь с конца XIX века.
16) Могильные плиты делают обязательно из камня, который многократно упоминается в Ветхом Завете как знак вечности и веры, границы между материальным и духовным мирами.
Он считается особым даром Всевышнего, говорящем о вневременности, вечности. Кроме того, этот материал издревле был самым надежным и стойким носителем памяти о людях, когда-либо приходивших на этот свет, а потом покинувших его. Вначале для надгробий выбирали доступный известняк или красивый мрамор, потом стали отдавать предпочтение еще более прочным базальту и граниту. Небольшие камешки приносят на могилы и посетители в знак того, что они были здесь и помнят о тех, кто ушел навсегда.
Каменные еврейские плиты (мацевы, מצבה) обычно имеют прямоугольную форму с закругленным навершием. Оно имитирует арку, во многих религиях ставшую аллегорией вечной жизни, всегда побеждающей смерть и тление. Кроме рисунков, такие стелы нередко украшаются орнаментами с растительными и зооморфными мотивами и всегда – эпитафиями. Шрифт, которым высекаются надписи, благодаря своей особой декоративности и разнообразию начертаний, сам по себе становится элементом декора.
17) Эпитафии в память об усопшем писали не на разговорном идише, а на языке веры и священных книг – иврите. Сейчас допускаются тексты на национальных наречиях, но рядом все же стараются расположить и канонический вариант написанного.
Вначале, после слов «Здесь похоронен (сокрыт, спрятан, положен, покоится)», помещают имена усопшего и его отца («Меир, сын Йоханана», «Ципора, дочь Эзры»). Фамилию, следуя канону, писать не нужно, однако сейчас это нередко делается. Далее идет дата смерти по еврейскому календарю («скончался такого-то числа, таких-то месяца и года») или даты рождения и смерти (но это уже – дань европейской норме).
18)
19)
20) Более развернутая эпитафия может включать в себя другие элементы: восхваление умершего, скорбные формулировки от имени родных и слова о неизбежном воскресении души.
К примеру, любая надпись на еврейском памятнике начинается со слов «здесь похоронен», которые выбиваются в верхней части памятника аббревиатурой פנ (на иврите - по никбар - «здесь похоронен», или нах - «здесь покоится»), а на женских - פ ט (иврит - по тмуна - «здесь похоронена»). За ними следует обращение, например, «Реб», что со временем превратилось в форму вежливости, хотя первоначально означало «раввин», и имя покойного с указанием имени его отца. После имени покойного ставили аббревиатуру זל (иврит - Зихрон / на ли-учи - «Благословенная память его / ее»). На старинных надгробиях фамилии отсутствуют. Иногда указывали род занятий погибшего. Затем пишется дата смерти по еврейскому календарю и завершающее благословение «да будет душа его завязана в узле жизни», выраженное аббревиатурой из начальных букв תַּנְצְבָ"ה. В эпитафию также могли включаться цитаты из Библии и Талмуда как формулы восхваления умершего, выражение скорби и горя близких умершего, уверенности в воскресенье мертвых с приходом мессии
21) Ещё пример, пэй-нун — по нитман — «тут похоронен такой-то, сын такого-то» (у ашкеназим пишут только имя отца, у сфарадим (сефарды, еврейская община Пиренейского полуострова) — имя матери тоже), пишут нифтар — «скончался» тогда-то (по еврейскому календарю), некоторые пишут и год рождения (нолад — «родился»), пишут несколько правдивых слов о достоинствах умершего, что доброго он делал ради Б-га и людей. В конце пишут тав-нун-цадик-бэт-hэй — тийе нишмато црура би-црор а-хаим — «да будет душа его завязана в узле жизни». Ниже — пример такой надписи.
פ"נ
ר' אברהם בר' יצחק ז"ל
נלב"ע י"ב סיון תשס"ט
איש תם וישר
אב וסבא מסור, בעל נאמן
ת.נ.צ.ב.ה
21) Надгробия (мацевы) у евреев трактуются как святыни, так как должно быть известно место захоронения умершего для всех, кто придет на могилу помолиться для упокоения души покойного. Сыновья должны построить памятник родителям, так как заповедь уважения к родителям дети обязаны выполнять даже после их смерти. Мужчина обязан сделать памятник покойной жене, а жена для покойного мужа.
22) Двумя основными элементами еврейских надгробий являются стела и саркофаг. Стелла имеет, как правило, форму вертикальной плиты (обычно для ашкенази) с надписью в виде рельефных или резных изображений. Обычно, стела устанавливалась на надгробных камнях, которые могли иметь вид короба из отдельных плит или цельного блока с плоским или скошенным на два-три скаты верхом. Могут быть 4 вида надгробий, выполненных в виде стелы: прямоугольная, со срезанными углами, с фигурным (циркулярным или полуциркулярным) завершением, с углом на два ската.
23) Еврейские могильные плиты в виде жернов-надгробия являются часть истории евреев в белорусской традиционной культуре (а юго-запад Брянской области - это стык культур русских, евреев, украинцев, белорусов и староверов). Мифологическая семантика жерновов исходит из амбивалентной идеи создания/разрушения. Превращение природного (зерно) в культурное (мука) сосуществует с мифологическим перемалыванием (возвратом) объектов в состояние хаоса, то есть жернова как символы перехода и исчезновения. Сквозное отверстие представлялось каналом коммуникации между этим и тем миром, а также воспринималась в качестве входа в подземный мир.
24) Это последний репортаж в данном исследовательском цикле по тематике еврейских кладбищ Брянской области. Что с этим материалом делать? Попытаться организовать деятельность, что в конечном счёте добиться признания этих некрополей в качестве объектов регионального значения. Насколько это возможно, не знаю, судить не берусь. Вдруг и в правда, стоит смириться с фактом, что еврейские кладбища - это свидетельство сброшенной отмершей шкурки ушедшего в небытие этноса...
25) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
26) Примеры более современных могил, относящихся к периоду "после 1045 года..."
27)
28)
29)
Третье, по вопросу подведения итогов года: если к 2018 году мне удалось собрать, благодаря учёбе и работе в Египте, самый обстоятельный путеводитель об этой стране в русскоязычном сегменте Интернета, то в 2019 году именно на страницах этого журнала будут собраны сведения по еврейским захоронениям внутри бывшей "черты оседлости" на территории современной России (недаром даже в отдельный тэг выделил подборку).
2) В этом репортаже я постараюсь рассказать о символах, выбитых на камнях еврейских могил на примере некрополя в Стародубе, благо, начальные знания иврита позволяют хотя бы читать эти буквы. Не исключаю ошибки, поэтому комментарии с указанием на возможные ошибки только приветствуются. Да, здравствует научный способ путешествий.
В очень многих университетских научных исследованиях чётко проведена грань в изучении еврейских кладбищ 1945 годом, это "до и после". "До" - на уровне науки интересно, а "после" с захоронениями с советским влиянием, мягко говоря, игнорируются и не рассматриваются в качестве исторической ценности.
3) Для норм похоронной иудейской обрядности применяются древние предписания Ветхого Завета, которые до сих пор незыблемы. При этом, ветхозаветный запрет на изображения человека, который в еврейском быту сейчас нарушается постоянно, в ритуальном контексте продолжает играть важную роль. На надгробиях усопших допустима гравировка только лишь надписей, орнамента и некоторых символов. Символические образы заменяют традиционные для нашего времени портреты, которые призваны поведать о том, кем и каким был усопший при жизни, в каком возрасте его (или ее) настигла смерть.
4) Одни символы свидетельствуют о том, какое положение человек занимал в обществе или обозначают его профессию. Например, ладони, которые сложены в особом жесте благословления (бирхат-коханим, בִּרְכַּת כֹּהֲנִים), высекаются на надгробии религиозного сановника высокого ранга – кохена. Книга или стадо без пастыря рассказывают о личности раввина. На камне над могилой парикмахера или портного можно увидеть ножницы, ювелира – украшение и т.д.
5)
6)
7) Ритуальные рисунки обозначают и пол покойных, и их семейный статус. Руки, поднятые над горящими свечами или надламывающие ветвь дерева, обычно украшают женское захоронение.
Если это могила замужней девушки, то ветка должна быть с плодами, число которых соответствует количеству рожденных детей. Когда памятник стоит над погребением юной девушки, то вместо плодов гравируются цветы по числу прожитых лет.
8)
9) Иногда фигуры животных на камнях соответствуют именам погребенных: лев – это Лейб, голубь – Иона, олень – Хирш, птица – Фейга, рыба – Фишл.
Птица (кормящая выводок, несущая жертвенную монетку в кружку, читающая Тору) – это символ того, что усопший был добродетелен.
10) Свеча или сломленный цветок говорят о невинности ушедшей души. Их принято высекать на девичьих надгробиях.
Лань – это тоже женский символ, который подчеркивает красоту и нежность покойной, жизнь которой была наполнена любовью близких.
11) Единорог же становится указанием на то, что человек отдал себя духовной жизни и дух его был силен и несгибаем.
Рыба может, кроме имени, обозначать то, что здесь похоронен утопленник. Если же высечено кольцо из 3-х рыб, оно говорит о вечности божественного существования.
12)
13) Белка, которая грызет орешек, издавна считается символом ума, знаний, учености. Если рядом с ней изображено перо, то под надгробием лежит переписчик книг, издатель, переводчик.
Руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках изображались на могиле женщины, потому что именно в ее обязанности входило зажигания субботних свечей; открытая книга или несколько корешков книг - могила раввина или автора религиозных произведений; гусиное перо - переписчика священных текстов; ножницы - портного; цепочка или другие украшения - ювелира; коробка или кружку для сбора пожертвований, рука подает милостыню, указывали на щедрость покойного и тому подобное.
14)
15) Менора с 7-ю свечами – одна из священных эмблем иудаизма. Она обозначает свет веры и победу над ее врагами. Кроме того, менора – аллегория души. В Ветхом Завете говорится, что человеческая душа есть светильник Господень.
Звезда Давида (маген-Давид,מָגֵן דָּוִד) тоже известный знак иудейской религии, который стал постоянно появляться на еврейских надгробиях Российской империи лишь с конца XIX века.
16) Могильные плиты делают обязательно из камня, который многократно упоминается в Ветхом Завете как знак вечности и веры, границы между материальным и духовным мирами.
Он считается особым даром Всевышнего, говорящем о вневременности, вечности. Кроме того, этот материал издревле был самым надежным и стойким носителем памяти о людях, когда-либо приходивших на этот свет, а потом покинувших его. Вначале для надгробий выбирали доступный известняк или красивый мрамор, потом стали отдавать предпочтение еще более прочным базальту и граниту. Небольшие камешки приносят на могилы и посетители в знак того, что они были здесь и помнят о тех, кто ушел навсегда.
Каменные еврейские плиты (мацевы, מצבה) обычно имеют прямоугольную форму с закругленным навершием. Оно имитирует арку, во многих религиях ставшую аллегорией вечной жизни, всегда побеждающей смерть и тление. Кроме рисунков, такие стелы нередко украшаются орнаментами с растительными и зооморфными мотивами и всегда – эпитафиями. Шрифт, которым высекаются надписи, благодаря своей особой декоративности и разнообразию начертаний, сам по себе становится элементом декора.
17) Эпитафии в память об усопшем писали не на разговорном идише, а на языке веры и священных книг – иврите. Сейчас допускаются тексты на национальных наречиях, но рядом все же стараются расположить и канонический вариант написанного.
Вначале, после слов «Здесь похоронен (сокрыт, спрятан, положен, покоится)», помещают имена усопшего и его отца («Меир, сын Йоханана», «Ципора, дочь Эзры»). Фамилию, следуя канону, писать не нужно, однако сейчас это нередко делается. Далее идет дата смерти по еврейскому календарю («скончался такого-то числа, таких-то месяца и года») или даты рождения и смерти (но это уже – дань европейской норме).
18)
19)
20) Более развернутая эпитафия может включать в себя другие элементы: восхваление умершего, скорбные формулировки от имени родных и слова о неизбежном воскресении души.
К примеру, любая надпись на еврейском памятнике начинается со слов «здесь похоронен», которые выбиваются в верхней части памятника аббревиатурой פנ (на иврите - по никбар - «здесь похоронен», или нах - «здесь покоится»), а на женских - פ ט (иврит - по тмуна - «здесь похоронена»). За ними следует обращение, например, «Реб», что со временем превратилось в форму вежливости, хотя первоначально означало «раввин», и имя покойного с указанием имени его отца. После имени покойного ставили аббревиатуру זל (иврит - Зихрон / на ли-учи - «Благословенная память его / ее»). На старинных надгробиях фамилии отсутствуют. Иногда указывали род занятий погибшего. Затем пишется дата смерти по еврейскому календарю и завершающее благословение «да будет душа его завязана в узле жизни», выраженное аббревиатурой из начальных букв תַּנְצְבָ"ה. В эпитафию также могли включаться цитаты из Библии и Талмуда как формулы восхваления умершего, выражение скорби и горя близких умершего, уверенности в воскресенье мертвых с приходом мессии
21) Ещё пример, пэй-нун — по нитман — «тут похоронен такой-то, сын такого-то» (у ашкеназим пишут только имя отца, у сфарадим (сефарды, еврейская община Пиренейского полуострова) — имя матери тоже), пишут нифтар — «скончался» тогда-то (по еврейскому календарю), некоторые пишут и год рождения (нолад — «родился»), пишут несколько правдивых слов о достоинствах умершего, что доброго он делал ради Б-га и людей. В конце пишут тав-нун-цадик-бэт-hэй — тийе нишмато црура би-црор а-хаим — «да будет душа его завязана в узле жизни». Ниже — пример такой надписи.
פ"נ
ר' אברהם בר' יצחק ז"ל
נלב"ע י"ב סיון תשס"ט
איש תם וישר
אב וסבא מסור, בעל נאמן
ת.נ.צ.ב.ה
21) Надгробия (мацевы) у евреев трактуются как святыни, так как должно быть известно место захоронения умершего для всех, кто придет на могилу помолиться для упокоения души покойного. Сыновья должны построить памятник родителям, так как заповедь уважения к родителям дети обязаны выполнять даже после их смерти. Мужчина обязан сделать памятник покойной жене, а жена для покойного мужа.
22) Двумя основными элементами еврейских надгробий являются стела и саркофаг. Стелла имеет, как правило, форму вертикальной плиты (обычно для ашкенази) с надписью в виде рельефных или резных изображений. Обычно, стела устанавливалась на надгробных камнях, которые могли иметь вид короба из отдельных плит или цельного блока с плоским или скошенным на два-три скаты верхом. Могут быть 4 вида надгробий, выполненных в виде стелы: прямоугольная, со срезанными углами, с фигурным (циркулярным или полуциркулярным) завершением, с углом на два ската.
23) Еврейские могильные плиты в виде жернов-надгробия являются часть истории евреев в белорусской традиционной культуре (а юго-запад Брянской области - это стык культур русских, евреев, украинцев, белорусов и староверов). Мифологическая семантика жерновов исходит из амбивалентной идеи создания/разрушения. Превращение природного (зерно) в культурное (мука) сосуществует с мифологическим перемалыванием (возвратом) объектов в состояние хаоса, то есть жернова как символы перехода и исчезновения. Сквозное отверстие представлялось каналом коммуникации между этим и тем миром, а также воспринималась в качестве входа в подземный мир.
24) Это последний репортаж в данном исследовательском цикле по тематике еврейских кладбищ Брянской области. Что с этим материалом делать? Попытаться организовать деятельность, что в конечном счёте добиться признания этих некрополей в качестве объектов регионального значения. Насколько это возможно, не знаю, судить не берусь. Вдруг и в правда, стоит смириться с фактом, что еврейские кладбища - это свидетельство сброшенной отмершей шкурки ушедшего в небытие этноса...
25) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
26) Примеры более современных могил, относящихся к периоду "после 1045 года..."
27)
28)
29)
Взято: Тут
1275