Agagar
Замена AMRAAM: даст ли новая ракета полное превосходство ВВС США ( 5 фото )
«Вижу в небе белую черту…»
Революции в тактике воздушного боя не случаются одномоментно: это очень долгий и сложный процесс. Яркий пример — использование американцами во время войны во Вьетнаме новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Военные США хотели с ее помощью получить окончательное господство в воздухе: не вышло. В годы войны во Вьетнаме только десять процентов AIM-7 попадали в цель. Де-факто вплоть до 90-х основным оружием ВВС США оставалась AIM-9 Sidewinder с инфракрасной головкой самонаведения и смешной по современным меркам дальностью — примерно 10-15 километров в хороших условиях при пуске по цели типа «истребитель». Именно Sidewinder сбил больше всего иракских самолетов во время войны в Персидском заливе в начале 90-х: двенадцать «Миражей», «МиГов» и «Сушек».
Но прогресс не стоит на месте, тем более что AIM-120 AMRAAM в той войне почти не применяли, хотя его уже успели принять на вооружение. Потенциал изделия был понятен всем: ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения, которая на конечном участке полета работала по принципу «выстрелил и забыл», не требуя радиолокационной «подсветки» с носителя на протяжении всего периода полета, обещала многое. В случае войны советские МиГ-29 или Су-27, не имевшие такого оружия, могли бы столкнуться с очень большими трудностями.
К счастью, до глобальной войны дело не дошло, что, впрочем, не помещало AMRAAM-у проявить себя в ряде других конфликтов. 27 февраля 2019 года ракетой AIM-120C пакистанский истребитель F-16 сбил МиГ-21, а 18 июня 2017 года запущенная американским самолетом F/A-18 ракета этого типа сбила сирийский Су-22. Согласно данным из открытых источников, за время войны в Югославии AIM-120 сбили шесть МиГ-29, а самой первой победой AIM-120 считают сбитый в 1992 году иракский МиГ-25.
«Томми» против всех
Много это или мало? Все относительно: с учетом относительно низкой интенсивности воздушных боев и, следовательно, невысокого числа запущенных ракет можно говорить о почти фантастической по меркам холодной войны эффективности. Sparrow 60-х на это был неспособен, в априори. Останавливаться на достигнутом США не пожелали, и новейшая версия AIM-120 получила максимальную дальность пуска, составляющую по оценкам до 200 километров. Но это лишь формальности. По сути, при пуске на такую дальность ракета потеряет энергию задолго до поражения цели, особенно — если цель будет маневрировать. Таким образом, на руках у американцев по-прежнему была хорошая ракета, но с эффективной дальностью пуска примерно 30-40 километров.
Масла в огонь подлили как ни странно европейцы. Их новая ракета класса «воздух-воздух» MBDA Meteor формально имеет не столь уж большую максимальную дальность пуска: от 100 до 150 километров. Однако за счет прямоточного воздушно-реактивного двигателя, позволяющего поддерживать высочайшую скорость на протяжении всего полета, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и даже маленький Gripen получили потенциально весомый козырь. Особенно, против таких же машин — то есть, истребителей поколения 4 + (++). Не имеющих MBDA Meteor.
Потом у американцев появилась новая головная боль, теперь уже в лице прямых геополитических оппонентов — России и Китая. Ответом стал Peregrine или по-русски «Сапсан», о разработке которого американская компания Raytheon объявила в сентябре. Согласно проекту, длина новой авиационной ракеты Peregrine составит 1,8 метра, а масса — около 22,7 килограмма. Подробности о дальности полета ракеты и массе ее боевой части разработчики не раскрывают, однако концепцию изделия можно понять и так: больше ракет — больше пораженных целей.
Для понимания: длина относительно маленькой Sidewinder составляет почти три метра, а длина AIM-120 — почти 3,7. Это означает, что новая ракета будет примерно вдвое меньше, чем AMRAAM и, следовательно, истребитель в теории сможет нести вдвое больше ракет и уничтожить двое больше целей. При этом ее дальность может быть сравнимой с дальностью AMRAAM, а маневренность сопоставима с показателями Sidewinder. «Это будет за пределами средней дальности», — заявил представитель Raytheon Advanced Missile Systems Марк Нойес.
«Peregrine позволит пилотам истребителей США и союзных войск иметь в бою больше ракет, чтобы сохранить господство в воздухе. С его усовершенствованными сенсорными системами, навигационным оборудованием и двигателем, укомплектованными в гораздо меньший планер, чем нынешнее вооружение этого класса, Peregrine представляет собой значительный рывок вперед в разработке ракет класса "воздух-воздух"», — сказал Нойес.
Сейчас это кажется шуткой, но не стоит забывать, что AMRAAM — довольно старая ракета, а технологии за прошедшие с момента его разработки десятилетия на месте не стояли. Если допустить возможность реализации концепции кинетического перехвата, подразумевающего поражение цели прямым попаданием, то ракете совсем необязательно нести боевую часть. Этот подход, несомненно, даст инженерам больше пространства для «творчества».
По словам Марка Нойеса, ракета получит многорежимную головку самонаведения, высокоэффективный двигатель, облегченный планер и высокопроизводительную модульную систему управления. Издание The Drive в своем материале «Is Raytheon's Pint-Sized Peregrine The Air-To-Air Missile The Pentagon Has Been Waiting For?» пишет о возможности применения радиолокационной головки самонаведения, инфракрасной коррекции и режима наведения на источник излучения. То есть, речь может идти об условном аналоге режима, примененного на забытой Р-27П/ЭП — ракете с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.
В самой Raytheon не стали комментировать эти детали. Однако по данным Flight Global, высочайшая маневренность Peregrine основана на технологиях для ракеты ближнего радиуса AIM-9X.
Важно то, что разработка Raytheon — не первая попытка американцев создать маленькую универсальную ракету средней дальности. Ранее Lockheed Martin представила свое изделие Cuda, вернее — всего лишь концепт. Ракета должна была действовать по принципу кинетического перехвата. Во внутренние отсеки F-35, если верить презентации, можно поместить до двенадцати таких ракет. Впрочем, про Cuda мы уже давно ничего не слышали. И не факт, что услышим когда-нибудь.
Ну а судьба Peregrine во многом зависит от того, готовы ли американские власти тратить на оборону еще больше денег. Ведь принятие на вооружение принципиально новой ракеты потребует переучивания летчиков, внедрения новой инфраструктуры и, конечно, массовых закупок самих ракет. Пока что у флота, ВВС и Корпуса морской пехоты и так хватает проблем с новинками: достаточно посмотреть на трудности (совершенно прогнозируемые) со всеми тремя версиями F-35. Все это, конечно, не прибавляет шансов на реализацию нового проекта.
Автор:Илья Легат
Взято: Тут
170