Mikakora
Об одержимости бесами ( 1 фото )
Священник Сергий Ганьковский — о бесновании.
Однако, как это ни странно, в последние годы среди церковного, а точнее, среди малоцерковного или околоцерковного народа распространилось фантастическое убеждение, что бесноватые – все поголовно. И потому всем поголовно нужно срочно бежать в какие-то особые храмы или монастыри и там “отчитываться”. Дело дошло до того, что собираются люди большими группами и едут на автобусах в какой-нибудь монастырь или в какой-нибудь отдалённый храм, чтобы там всей группой “отчитаться”. И многие у меня, грешного, спрашивают благословение на такую поездку. Давайте же попробуем разобраться, что такое беснование и что такое “отчитывание” и как православному христианину ко всему этому относиться.
В Четвероевангелии описано шесть случаев беснования, которые Господь исцелил. Тот случай, о котором мы читали сегодня, – хронологически последний. Но во всех шести случаях беснования, описанных в Новом Завете, мы встречаемся с явлениями чрезвычайными. Иногда беснующиеся громко, истошно кричат, увидев Христа, как это было в синагоге Капернаума. Там человек, одержимый бесами, закричал громким голосом: “Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин! Ты пришёл погубить нас…” Примерно то же самое кричали два бесноватых, “страшных видом”, как говорит о них Евангелие, живших в дикой пещере в Гадаринской стране. Дважды Господь исцелял одержимых бесами, которые были абсолютно немы. Мы ничего не знаем о качестве беснования исцелённой дочери хананеянки, только знаем, что “дочь жестоко беснуется…” Да и тот случай, о котором мы читали сегодня, достаточно очевиден: мало того, что сын несчастного отца, обратившегося ко Христу, лунатик, что само по себе явление редкое, он ещё и бросается в огонь и в воду.
Анализ всех этих евангельских текстов убедительно показывает, что случаи истинного беснования редки и к нашей повседневной жизни отношения не имеют. Да, мы жадны, злы, ленивы, да, у нас множество страстей, которые терзают нас, но мы не бесноватые и, стало быть, “отчитываться” нам совсем не нужно.
Теперь об этом самом “отчитывании”. Я добросовестно пересмотрел все доступные мне православные энциклопедии, справочники и два фундаментальных труда – двухтомную “Настольную книгу священно-церковно-служителя” Булгакова и современную восьмитомную “Настольную книгу священнослужителя”, изданную Московской Патриархией в 80-90 годах двадцатого века, и нигде ни слова не нашёл об этом самом “отчитывании”. Наконец, в так называемом Большом Требнике, книге достаточно редко используемой в нашей Церкви, я обнаружил “Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых”. В этом Последовании, кроме молебного Канона, содержится шесть молитв святого Василия Великого к страждущим от демонов. И вот именно это Последование используется в тех редких случаях, когда необходимо оказать молитвенную помощь беснующимся. Таким и только таким способом святая православная Церковь благословляет священнику молится об одержимых бесами. Если же мы встречаемся со случаями, когда некто, кто бы он ни был, позволяет себе отступление от церковных установлений и какие-то произвольные манипуляции со священными предметами и священными реликвиями, такая практика не может быть одобрена православными христианами, а принимающие участие в подобного рода действиях подвергают себя серьёзной опасности, о чём я вас всех здесь и предупреждаю.
Для исправления грешников Церковь установила Таинство покаяния. Для исцеления больных у нас есть Таинство Елеосвящения или Соборования. Для спасения души, для жизни вечной Господь дал нам самое главное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения. Ни в Деяниях Соборов церковных, ни в писаниях святых отцов мы не обрящем практики прикладывания к пояснице болящего напрестольного креста или осенения головы псевдобесноватого коробочкой со святыми мощами.
Вообще, я думаю, что такое повальное увлечение всеобщим “отчитыванием” есть дело вредное и пагубное для спасения души. Трудно каждое воскресенье ходить в храм и не просто ходить, чтобы свечку поставить, а изо всех сил стараться сосредоточиться на словах молитвы в течение долгих часов богослужения. Все вы знаете, чего это стоит. Трудно заставить себя воздерживаться от привычной пищи, поститься среди всеобщего разгула и обжорства, среди бесконечных дней рождения, свадеб, проводов и встреч. Трудно и стыдно говорить о себе горькую правду на исповеди. Трудно работать для спасения души. Куда как легче поехать “отчитаться”!
И последнее, на что мне хотелось бы обратить ваше внимание. В сегодняшнем Евангелии святые апостолы, люди, которых избрал Сам Спаситель, не смогли помочь бесновавшемуся отроку. И Господь указал почему. Он упрекнул Своих самых близких и самых любимых учеников в неверии. И пусть теперь целители и отчитыватели примерят эту оценку на себя. Если апостолы маловеры, то кто же тогда мы, грешные? И нам ли, с нашей гордостью, с нашей жадностью до денег, с нашим спесивым самолюбием браться за тяжесть, которую не смогли понести ближайшие ученики Христовы?
Неси, человек, Крест, который попустил тебе Господь! Неси и помни, что, когда Сам Спаситель взалкал в пустыне, сатана явился Ему и, искушая, сказал: “Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего” (Мф.4,6).
Не искушай, человек, Господа Бога твоего судорожным ожиданием чуда! Помни, чудо совершается на твоих глазах ежедневно. Мы живы, у нас есть ещё время для покаяния! Господь ждёт его от нас! Есть ещё время! Аминь.
Однако, как это ни странно, в последние годы среди церковного, а точнее, среди малоцерковного или околоцерковного народа распространилось фантастическое убеждение, что бесноватые – все поголовно. И потому всем поголовно нужно срочно бежать в какие-то особые храмы или монастыри и там “отчитываться”. Дело дошло до того, что собираются люди большими группами и едут на автобусах в какой-нибудь монастырь или в какой-нибудь отдалённый храм, чтобы там всей группой “отчитаться”. И многие у меня, грешного, спрашивают благословение на такую поездку. Давайте же попробуем разобраться, что такое беснование и что такое “отчитывание” и как православному христианину ко всему этому относиться.
В Четвероевангелии описано шесть случаев беснования, которые Господь исцелил. Тот случай, о котором мы читали сегодня, – хронологически последний. Но во всех шести случаях беснования, описанных в Новом Завете, мы встречаемся с явлениями чрезвычайными. Иногда беснующиеся громко, истошно кричат, увидев Христа, как это было в синагоге Капернаума. Там человек, одержимый бесами, закричал громким голосом: “Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин! Ты пришёл погубить нас…” Примерно то же самое кричали два бесноватых, “страшных видом”, как говорит о них Евангелие, живших в дикой пещере в Гадаринской стране. Дважды Господь исцелял одержимых бесами, которые были абсолютно немы. Мы ничего не знаем о качестве беснования исцелённой дочери хананеянки, только знаем, что “дочь жестоко беснуется…” Да и тот случай, о котором мы читали сегодня, достаточно очевиден: мало того, что сын несчастного отца, обратившегося ко Христу, лунатик, что само по себе явление редкое, он ещё и бросается в огонь и в воду.
Анализ всех этих евангельских текстов убедительно показывает, что случаи истинного беснования редки и к нашей повседневной жизни отношения не имеют. Да, мы жадны, злы, ленивы, да, у нас множество страстей, которые терзают нас, но мы не бесноватые и, стало быть, “отчитываться” нам совсем не нужно.
Теперь об этом самом “отчитывании”. Я добросовестно пересмотрел все доступные мне православные энциклопедии, справочники и два фундаментальных труда – двухтомную “Настольную книгу священно-церковно-служителя” Булгакова и современную восьмитомную “Настольную книгу священнослужителя”, изданную Московской Патриархией в 80-90 годах двадцатого века, и нигде ни слова не нашёл об этом самом “отчитывании”. Наконец, в так называемом Большом Требнике, книге достаточно редко используемой в нашей Церкви, я обнаружил “Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых”. В этом Последовании, кроме молебного Канона, содержится шесть молитв святого Василия Великого к страждущим от демонов. И вот именно это Последование используется в тех редких случаях, когда необходимо оказать молитвенную помощь беснующимся. Таким и только таким способом святая православная Церковь благословляет священнику молится об одержимых бесами. Если же мы встречаемся со случаями, когда некто, кто бы он ни был, позволяет себе отступление от церковных установлений и какие-то произвольные манипуляции со священными предметами и священными реликвиями, такая практика не может быть одобрена православными христианами, а принимающие участие в подобного рода действиях подвергают себя серьёзной опасности, о чём я вас всех здесь и предупреждаю.
Для исправления грешников Церковь установила Таинство покаяния. Для исцеления больных у нас есть Таинство Елеосвящения или Соборования. Для спасения души, для жизни вечной Господь дал нам самое главное Таинство – Таинство Евхаристии, или Причащения. Ни в Деяниях Соборов церковных, ни в писаниях святых отцов мы не обрящем практики прикладывания к пояснице болящего напрестольного креста или осенения головы псевдобесноватого коробочкой со святыми мощами.
Вообще, я думаю, что такое повальное увлечение всеобщим “отчитыванием” есть дело вредное и пагубное для спасения души. Трудно каждое воскресенье ходить в храм и не просто ходить, чтобы свечку поставить, а изо всех сил стараться сосредоточиться на словах молитвы в течение долгих часов богослужения. Все вы знаете, чего это стоит. Трудно заставить себя воздерживаться от привычной пищи, поститься среди всеобщего разгула и обжорства, среди бесконечных дней рождения, свадеб, проводов и встреч. Трудно и стыдно говорить о себе горькую правду на исповеди. Трудно работать для спасения души. Куда как легче поехать “отчитаться”!
И последнее, на что мне хотелось бы обратить ваше внимание. В сегодняшнем Евангелии святые апостолы, люди, которых избрал Сам Спаситель, не смогли помочь бесновавшемуся отроку. И Господь указал почему. Он упрекнул Своих самых близких и самых любимых учеников в неверии. И пусть теперь целители и отчитыватели примерят эту оценку на себя. Если апостолы маловеры, то кто же тогда мы, грешные? И нам ли, с нашей гордостью, с нашей жадностью до денег, с нашим спесивым самолюбием браться за тяжесть, которую не смогли понести ближайшие ученики Христовы?
Неси, человек, Крест, который попустил тебе Господь! Неси и помни, что, когда Сам Спаситель взалкал в пустыне, сатана явился Ему и, искушая, сказал: “Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего” (Мф.4,6).
Не искушай, человек, Господа Бога твоего судорожным ожиданием чуда! Помни, чудо совершается на твоих глазах ежедневно. Мы живы, у нас есть ещё время для покаяния! Господь ждёт его от нас! Есть ещё время! Аминь.
Взято: Тут
53