Guru
"Ну ее к черту, эту надежду": Трагедия "Курска" 19 лет спустя ( 1 фото )
19 лет прошло со дня гибели 118 подводников, но до сих пор страна скорбит по экипажу "Курска" и не забывает об этой трагедии. В Сети сегодня появилось немало воспоминаний о трагедии. Среди них и отзыв одной из вдов - Татьяны Гелетиной. После смерти мужа она по-иному взглянула на фразу "Надежда умирает последней" и пришла к выводу: "Ну ее к черту, эту надежду".
Дань памяти экипажу "Курска" отдадут по всей стране. Возложение венков уже началось в Видяеве, Волгограде, Калининграде, Санкт-Петербурге. Жертв той страшной трагедии вспомнят и в Курской области, где живут 12 семей погибших моряков.
Что произошло
Напомним, 12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 "Курск" Северного флота участвовал в военно-морских учениях в Баренцевом море.
На борту – 118 человек. Это не только штатный экипаж, но гражданские специалисты "Дагдизеля", офицеры штаба.
В 11 утра было зафиксировано два подводных взрыва. Сразу после этого лодка перестала выходить на связь.
Только на следующий день, 13 августа, аппаратура крейсера "Петр Великий" обнаружила К-141 на дне - на глубине 108 м. И хотя спасательная операция началась сразу же, подводные аппараты никак не могли пристыковаться к субмарине.
Несколько дней в прямом эфире транслировали операцию спасения. Вся страна следила за операцией и молилась, надеясь на чудо. 19 августа к спасательной операции присоединились норвежские суда Seaway Eagle и Normand Pioneer.
Спустя еще два дня норвежским водолазам удалось вскрыть нижний люк девятого отсека и установить, что все находившиеся на борту лодки погибли.
Что пришлось пережить тогда родственникам, родным и близких погибших, не описать словами. Боль, раздирающая душу. Когда хочется кричать, а звука нет, и вокруг звенящая тишина – настолько, что кажется – вот-вот лопнут сосуды на висках.
"Ну ее к черту, эту надежду"
Татьяна Гелетина до сих пор с ужасом вспоминает 2000 год. Женщине пришлось пережить сразу два потрясения. Сначала в июле от рака скончался сын. Мальчик буквально сгорел на глазах у родителей. Супруг Татьяны не смог остаться дома – воспоминания о ребенке, так рано ушедшем из жизни, давили со всех сторон. Спустя несколько дней он решил вернуться на службу, передает портал temanez.com
Когда Татьяна узнала о катастрофе, она до последнего надеялась, что мужу каким-то чудом удалось выжить.
"Говорят, что надежда умирает последней. Ну ее к черту, пусть умирает первой! Потому что это самое страшное, когда ты надеешься, но понимаешь, что все".
Халима Аряпова тоже до последнего надеялась, что муж выживет. Сначала она даже не верила в трагедию и в то, что ее жизнь могла вот так разрушиться.
12 августа 2000 года Халима уже знала, что ждет ребенка.
"Я тогда не ходила на похороны. Просто не хватило сил", - говорила она.
Таких историй – множество. Ни одну из них нельзя спокойно слушать, читать или пересказывать. Горе, которое в тот год пришло в эти семьи, до сих пор отзывается острой болью в каждом из нас.
За "Курском" следили и до трагедии
В американской прессе появилась информация, что первой об аварии российской атомной подлодки (АПЛ) К-141 "Курск" в августе 2000 года узнала разведывательная служба Норвегии. Как сообщил сотрудник американского АНБ, норвежцы передали эти сведения США. Что примечательно, сотрудник АНБ настаивает, что за 3,5 часа до того, как информация о взрыве поступила на Северный флот России, разведка Норвегии уже знала о произошедшем.
Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов в комментарии Царьграду допустил, что норвежцы могли узнать и передать сведения о ЧП на нашей подлодке американцам.
Он подчеркнул, что у Норвегии есть разветвленная сеть морских датчиков, да и за нашими судами постоянно в то время следило норвежское судно "Марьята" с американским экипажем на борту.
"Марьята" постоянно на все выходы, на все стрельбы выходила и фиксировала, - уточнил эксперт. - От сейсмических норвежских станций, возможно, пришли также данные, что был удар массы о дно, взрывы. Они же все взрывы зафиксировали - какие, сколько, когда. Вполне возможно, что они информировали сразу американскую сторону как союзника по НАТО в первую очередь. А нас ставить в известность не считали необходимым в связи с тем, что считали, что мы и так должны всё знать".
Впрочем, трагедия с "Курском" произошла как раз после ельцинских времен, когда американские советники сидели чуть ли не во всех наших ведомствах.
"И вполне вероятно, что информация по подводной лодке прошла и через нас", - констатировал он.
"Требовались не дни, а часы. И тогда можно было кого-то спасти"
По его словам, немало в случившемся с "Курском" вины и российского руководства.
Как рассказал Блытов, еще когда появились сообщения о том, что АПЛ легла на дно, профессионалы поняли: случилось страшное.
"Когда пошли наши доклады, что подводная лодка легла на дно и "всё в порядке", перестукиваются, мы сразу поняли: атомная лодка на дно лечь не может, у нее снизу забор воды для охлаждения реактора. Если она ляжет на дно, то реактор может грохнуться, а заглушив реакторы, лодка не всплывёт уже. Нам сразу стало понятно, что это катастрофа, большая катастрофа. А дальше всё шло к тому, что надо было вытаскивать этих ребят из последних отсеков. На это требовались не дни, а часы. И тогда можно было кого-то спасти. Но то ли не оказалось сил и средств, потому что начали собирать со всей России, потащили водолазов из Геленджика, Черноморска, Севастополя, с Дальнего Востока. И здесь это странно, когда под рукой у них на Северном флоте были всякие "Лошарики" и прочее. То ли колокол надо было посадить туда на кормовую площадку, которая имела возможность открыться, вздёрнуть люк, и всё-таки ребят вытащить оттуда. Но если было бы несколько человек спасённых, мы бы конкретно знали, что же произошло с этой лодкой", - объяснил он.
К тому же, добавил морской офицер, впоследствии выяснилось, что "куча спасательных средств были распроданы" - аукнулись отголоски ельцинского правления. Но даже в тех условиях силы, чтобы экстренно спасти выживших моряков, убежден он, были.
Только осенью были подняты на поверхность тела 12 членов экипажа "Курска". В дальнейшем из лодки были извлечены тела еще 103 моряков, останки трех человек обнаружить не удалось. Через год подлодка была поднята на поверхность, в апреле 2002 года ее отправили на судоремонтный завод "Нерпа" для утилизации.
Как установило следствие, взрыв произошел в торпедном аппарате № 4 из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в корпусе торпеды; позднее взорвались находившиеся в отсеке стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где скончались спустя сутки.
Взято: Тут
48