Landaath
Мистическое наследие СССР в нескольких километрах от Москвы ( 34 фото )

Да, друзья - это не Тверская, Новгородская или Вологодская область. Отъехав всего несколько километров от МКАД, можно запросто обнаружить жутковатый артефакт, отсылающий нас не только в советские времена, но даже в глубоко дореволюционные. И выглядит всё это странновато, мягко говоря.
Места как и люди - имеют свою историю, характер, настроение, грехи или добрые дела. От того, наверное, самые парадные исторические сооружения и их окрестности могут совсем не взволновать сердце или даже опечалить, в то время как усадьба простого дворянина может тихо порадовать гостя.

Одним погожим днём узенькое Пятницкое шоссе привело меня в когда-то цветущий санаторий "Энергия", принадлежавший в советские времена крупному производству.

А сегодня два корпуса этого объекта пребывают в умершем состоянии. Точнее, вот этот, с деревянными вкраплениями, ещё как-то "шевелится", о чём намекает табличка некоей организации.

Однако никому нет дела до жизненного тонуса увядающего и постепенно рассыпающегося строения. Во всяком случае, в старых усадебных домах не приколачивают кое-как отвалившиеся перила, покосившуюся оконную раму, не закладывают дыры в стенах битым кирпичом и не подкрашивают облупившиеся стены отвратительной голубой краской.

Вокруг не души, если не считать сидящего при входе на территорию вялого охранника с одуревшим от тоски псом, яростно облаивающим редких велосипедистов. Тем более удивительно, что можно безо всяких усилий зайти внутрь.

Внутри какие-то кабинеты будто бы со следами разборок в стиле 90-х, а вдобавок на столах разложены какие-то сомнительные сушащиеся травки.

Всё вверх дном, но при этом стойкое ощущение - люди здесь были совсем недавно, буквально только что.

Даже вода (?) в ёмкостях не испарилась. Сразу вспомнилось нетленное: "Вот стол, где я пил, вот виски со льдом. Напиток стал пыль, стол сдали в музей. А вот за стеклом мумии всех моих близких друзей. А я только встал на пять минут купить сигарет".

Соседний же корпус и вовсе представляет собой полноценные руины.

Из когда-то "народного добра" и дореволюционных артефактов, незаметно выкачали последний ресурс и оставили гнить в груде мусора, пивных банок и грязных тряпок, бывших когда-то занавесками.

Сегодня здесь не лечат сердечно-сосудистые заболевания, недуги опорно-двигательного аппарата, неврологические патологии и хронический бронхит, не разводят карпов в искусственных запрудах на речке Банька, не катают детей на санках, не играют в бадминтон.

Варварское отношение к усадьбе XVIII века – это прозаические реалии сегодняшнего мира. Всё, что отвалилось и упало, сгрузили в гнилой остов бывших усадебных домов, а бомжи украсили это пустыми бутылками и прочим мусором. Вы видели когда-нибудь в одном месте СТОЛЬКО бутылок?

А ведь бывали времена, когда у хозяев усадьбы "Большаково" гостил шестнадцатилетний М.Ю. Лермонтов и поэтически признавался в чувствах к юной хозяйке – Катеньке Сушковой.

Совсем рядом, в Середникове, в память о посещении эти мест Лермонтовым, есть ещё один санаторий – "Мцыри". От него, через середниковскую церковь, по лесной дороге можно дойти до Большакова, где в бывших усадебных постройках и жил когда-то санаторий "Энергия".

В середине XVIII столетия усадьба принадлежала князю В.А. Вяземскому, затем княжне П.И. Вяземской, в же первой четверти XIX века — коллежскому секретарю П.И. Хотяинцеву.

А далее последовательно — дворянину А.В. Сушкову (дяде мемуаристки Е.А. Сушковой, в замужестве Хвостовой) и полковнику Д.А. Лаптеву, в середине столетия — коллежскому советнику А.И. Огарёву, потом надворному советнику П.А. Балахонцеву, в 1890 г. артисту А.Х. Гиллерту, в 1911 г. купцу А.К. Вильборну.

В 1829-1832 гг. в Середникове, имении Е.А. Столыпиной, гостила сестра её мужа Е.А. Арсеньева с внуком М.Ю. Лермонтовым. Дочь владельца усадьбы Екатерина Сушкова (будучи объектом увлечения юного поэта) жила здесь летом в 1830-1831 гг. Они не раз встречались как в Середникове, так и в Большакове.

Сохранились ранние стихотворные строки Лермонтова, обращённые к Екатерине Сушковой:
"Благодарю!., вчера моё признанье
и стих мой ты без смеха приняла;
хоть ты страстей моих не поняла.
Но за твоё притворное вниманье
Благодарю!"

Сушковой же принадлежат воспоминания о Лермонтове, где описана жизнь в этих местах.

Ну а сегодня внутри усадьбы-санатория как-то так.

Коридорная система со множеством комнат.

Остатки былой санаторской роскоши.


Сейчас напитки в таких классических бутылках и не сыскать, наверное.

И вот такие шедевры ещё были. Как вам "ноу-хау"?

Весы.

Телевизоры.

На втором этаже, как видно, пол и вовсе был устлан паркетом.

Здесь есть что почитать.

А также заняться химическими опытами.

Ну и физическими тоже.

В усадьбе сохранились обширный липовый парк с регулярной и пейзажной планировкой, искусственными прудами и подъездной берёзовой аллеей.

Однако случайный путник вряд ли заметит среди этих развалин за забором когда-то прекрасное имение с 250-летней историей.

Взято: Тут
54