BAHO
Святой Лука Крымский ( 19 фото )
Давно хотелось рассказать об этом удивительном, замечательном человеке, Святом Луке Крымском, который родился в Крыму и большАя часть жизни которого связана с Крымом.
Но, мы ждали весны, когда опять будем в Крыму и сможем дополнить свой рассказ личными впечатлениями от посещения Свято-Троицкого собора в Симферополе, который тесно связан с именем и судьбой этого необыкновенного человека, а также впечатлениями после посещения музея, посвященного Святому Луке.
Для начала скажу несколько слов о нашей поездке в Свято-Троицкий собор - сейчас он является подворьем Свято-Троицкого женского монастыря. Добраться до него совсем несложно: если вы приехали в Крым отдыхать, задержитесь на полдня в Симферополе и посетите храм, где хранятся мощи одного из самых известных русских святых современности. Он находится в историческом центре города, на улице Одесской. И от аэропорта, и от жд, и от автовокзала вас туда отвезет любой таксист (поездка будет стоить 300 руб.) или же можно доехать на автобусе или троллейбусе (20 руб.).
Важно помнить, что храм находится на территории действующего монастыря и нужно уважать монастырские законы. Не надо пробовать заходить сюда в коротких юбках, шортах, желательно перед посещением женщинам покрыть голову платком, а мужчинам, напротив, снять головной убор.
Службы в соборе проводятся 2 раза в день – утром и вечером, так что, если повезет, можно попасть и на богослужение. Рака с мощами открывается один раз в неделю, в остальное время приложиться непосредственно к мощам не получится. Храм сам по себе очень древний, некогда принадлежавший греческой православной общине в Симферополе и очень богат иконами. Их здесь столько, что на стенах места для них буквально не хватает. Многие из них представляют не только религиозную, но и художественную ценность. Очень много в этом храме и чудотворных икон, об этом свидетельствуют многочисленные подношения, которыми они украшены.
А теперь непосредственнно расскажу о биографии Святого Луки.
Святой Лука - легендарный для Крыма святой, и, что еще удивительнее, практически наш современник. Много ли мы знаем святых, которые жили обычной мирской жизнью, прошли войну, отбывали сроки в лагерях и ссылках и, веруя, принимали сан, затем постриг и посвящали оставшуюся жизнь служению? Вот, именно поэтому, когда знакомишься с биографией Святого Луки, постоянно возникает мысль: таких людей не бывает. И одновременно: смогла бы я стать похожей, хотя бы немного, на него?
Каждый из нас имеет возможность побывать там, где служил Святой Лука и приложиться к его мощам, которые хранятся в соборе. Говорят, что Святой Лука исцеляет и сегодня, главное - в это верить.
Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 года в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье с польскими корнями, отец был аптекарем. Отец был католиком, а мать православной, семья была очень верующей, неукоснительно соблюдались посты и много молились.
С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37): «Жатвы много, а делателей мало», - он воспринял призыв служить людям Божиим ипринял решение стать врачом.
Однако в дальнейшем талант художника очень помогал ему: он самостоятельно готовил все иллюстрации к своей книге «Очерки гнойной хирургии», которая стала самым лучшим практическим руководством по хирургии на русском языке и используется в медицинских ВУЗах как учебное пособие до сих пор! Итак, Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета.
По началу обучение давалось ему с трудом: гуманитарий по натуре он на первом курсе усилием воли заставлял себя изучать анатомию и биологию, однако оценки его неизменно были блестящими и ему прочили карьеру знаменитого хирурга с обширной практикой и хорошими заработками. Каково же было удивление его однокашников и преподавателей, когда он объявил, что учился, чтобы быть “мужицким” врачом, служить простым людям и сразу после выпуска отправился работать в глубинку – город Читу.
Здесь, в госпитале, он познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога, к тому же она дала обет безбрачия, который однако был нарушен ей ради своего избранника; её руки до этого просили два врача, но она отказывала, а Валентин сумел добиться её расположения и в конце 1904 года они обвенчались. В последствии у пары родилось четверо детей. Затем молодой врач был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии (современная Мордовия), а позже - в город Верхний Любаж Курской губернии.
Валентин Войно-Ясенецкий в земской больнице, 1904 г.:
Работая в больницах и видя губительные последствия применения общей анестезии в результате ошибочных действий плохо подготовленного медицинского персонала, когда от передозировки наркоза на операционном столе умирали пациенты, Валентин Феликсович пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз, для того времени эти методики были революционными.
В то время выходит книга профессора Брауна "Регионарная анестезия" (разновидность современной анестезии). Валентин Феликсович не только начинает внедрять и применять техники, описанные Брауном, но и ищет и находит новые точки, которые делают возможным безопасно обезбаливать большие участки человеческого тела и тем самым проводить безопасные и эффективные операции.
Таким образом, несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, слава о нем распространялась молниеносно, и скоро к нему в совсем небольшую больницу на 10 коек стали стекаться больные со всей округи и из соседних уездов. Особенно запомнился молодому врачу такой курьезный случай: однажды он прооперировал молодого нищего, слепого от рождения, и тот прозрел, спустя 2 месяца бродяга собрал множество слепых со всей округи и все они длинной вереницей пришли в больницу, ведя друг друга за палки в надежде на исцеление.
Позже он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования. Валентин Феликсович проводил операции практически всех видов, изучал послеоперационный материал, вел записи по истории болезней, чем очень удивлял своих коллег, ведь раньше такой практики не существовало. Научный и экспериментальный материал, собранный таким образом, впоследствии послужил основой для его будущей книги.
В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии, которой впоследствии и было суждено превратиться в книгу.
В 1917 году в больших городах гремели раскаты революции. А в семью Войно-Ясенецких пришло горе - жена Валентина Феликсовича заболела туберкулезом. Он сразу же поставил ей диагноз и главным образом ради нее добился места главврача в Ташкентской городской больнице, где теплый и сухой климат должен был способствовать ее выздоровлению.
Однако в Ташкенте его ждет страшная утрата: супруга его умирает от туберкулеза, оставляя его одного с 4-мя детьми на руках. Доктор сразу после смерти жены обратился с просьбой взять на себя заботу о его детях к своей операционной сестре, Софье Сергеевне Белецкой, у которой не было детей и семьи, и она ответила ему согласием. С этого момента она стала для детей второй матерью, при этом с Валентином Феликсовичем ее всегда связывали исключительно дружеские и сестринские отношения. Только благодаря ей Валентин Феликсович смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он читал курс анатомии и хирургии.
Ланская - жена отца Луки:
Анна Войно-Ясенецкая (Ланская) с первенцем:
Софья Сергеевна Белецкая с приемными детьми:
Со временем, когда Валентина Феликсовича отправят в ссылку, из пятикомнатной квартиры главврача семейство, конечно, выселят, определив всех в маленькую каморку. Софья Сергеевна и дети считались родственниками репрессированного и отношение властей к ним в течение всей жизни было соответсвующее. Софью Сергеевну, например, неоднократно увольняли с работы, но от детей она никогда не отступалась.
Вернемся к духовному становлению будущего святого: после смерти жены в душе доктора случился духовный переворот. Он начал принимать активное участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: "Доктор, вам надо быть священником". Хотя Валентин Феликсович никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.
Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходил на занятия в университет в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но много проповедовал, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. До самого конца жизни он считал именно проповедь своим главным призванием.
Епископ Лука в окружении паствы, 1920-е гг.:
В 1923 году вправославной церкви возник раскол: священнослужители разделились на тех, кто примкнул к «Живой церкви», которая была лояльна к новым властям, и тех, кто остался верен прежней Церкви. Епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Сразу после этого Валентина Феликсовича избрали в епископат и подстригли в монахи с именем Лука. Спустя очень короткое время, после своей первой литургии, отец Лука был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.
Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти несчастных, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций, в том числе, в немысленных условиях (и кухонным ножом, и слесарными щипцами).
Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях, вместе с ним путешествовало несколько монахинь. Он проводил богослужения в простых деревенских избах, крестил, исповедовал, лечил и проповедовал Евангелие крестьянам, которые жили в далеких и малодоступных "станках" (небольших поселениях на несколько изб) у самого Полярного круга.
А теперь некоторые фото, которые нам удалось сделать и найти в интернете.
Фото отца Луки во время уже третьей ссылки, 1940 г.:
На территории монастыря можно купить литературу, посвященную жизни Сятого Луки: такого разнообразия книг, и автобиографических, и богословских о нем, конечно, больше нигде не найти, кроме, пожалуй, как в большой библиотеке. Здесь же можно купить и иконы с его изображением. Цены на иконы внутри храма и его пределах довольно высокие (2000-7000 руб.), так что, если мечтаете об иконе Святого Луки, можно поинтересоваться о ее наличии и в церковных лавках на периферии.
Часовня и одновременно последнее место жительства Святого Луки:
Музей Святого Луки находится буквально в 100 м от храма. К великому сожалению фотографировать здесь нельзя.
Но, от себя могу сказать, что музей наполнен удивительными реликвиями. Здесь хранятся личные вещи святителя: его ряса, посох, личное Евангелие, очки, инструменты и много личных бумаг, писем, редких фотографий, подношения от почитателей святого из других стран (Святого Луку очень почитают в Болгарии и Греции).
Здесь же хранятся документальные свидетельства исцелений, которые произошли за последние годы, перечислять их все я не буду, поскольку их очень много, в частности, фотографии мальчика-пианиста, у которого по молитвам Святого Луки отросли пальцы на кисти руки, оторванные в результате бытовой травмы. О многих похожих случаях рассказывает экскурсовод – чудесная, увлеченная женщина. Билет в музей с экскурсией стоит 300 руб. на человека, экскурсия длится ровно час. При посещении музея учитывайте, что совсем маленькие группы (1-2 человека) на экскурсию не благословляются, а ожидание других паломников может затянуться, это занимает некоторое время. Примите все это во внимание при планировании своего путешествия.
Вход в музей Святого Луки на территори Свято-Троицкого собора:
Свято-Троицкий собор в Симферополе, фасад:
Фреска на территории Свято-Троицкого собора в Симферополе:
Художник Горностаева И. А., портрет святителя хирурга Войно-Ясенецкого, 2005 г.:
Профессор архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) среди больных мед. эвакуационного пункта № 49., Красноярск, 1943 г.:
Экспонаты музея: инструменты, очки и записи Cвятого Луки:
Кстати, о планировании поездки в собор и монастырь: на территории монастыря есть трапезная, где можно подкрепить свои силы монастырской выпечкой и горячим чаем. Это было очень кстати, потому что мы как раз долго ждали благословения на экскурсию, а в монастырь приехали прямо с вокзала, не заходя поесть в городе.
Но, вообще-то храм находится в самом центре города, поэтому при желании хорошо перекусить, это можно сделать где угодно в городе. Мы после посещения собора зашли в кафе "Айвозовский", где нам понравилось (5 мин. ходьбы от ул. Одесской, ул. Турецкая д. 5).
На территории монастыря очень много нищих. У вас обязательно попросят подаяние и внутри храма, и за его пределами. Сейчас у всех разное отношение к тому, подавать ли милыстыню, но святые отцы всегда говорили, что подавать ее нужно. Эта милостыня как бы подготавливает нас к совершению больших добрых дел, приучает давать. А крупные суммы лучше все же приберечь для тех, кто сильно нуждается (матерей-одиночек, тяжелобольных, одиноких стариков и детей-инвалидов).
В тексте поста я постаралась изложить все то, что услышала от экскурсовода в музее и смогла найти в открытых источниках в интернете, в частности, данные из автобиографии Святого Луки. К сожалению, уместить в один пост такую насыщенную событиями жизнь не получилось, поэтому пост вышел в 2-х частях.
Но, мы ждали весны, когда опять будем в Крыму и сможем дополнить свой рассказ личными впечатлениями от посещения Свято-Троицкого собора в Симферополе, который тесно связан с именем и судьбой этого необыкновенного человека, а также впечатлениями после посещения музея, посвященного Святому Луке.
Для начала скажу несколько слов о нашей поездке в Свято-Троицкий собор - сейчас он является подворьем Свято-Троицкого женского монастыря. Добраться до него совсем несложно: если вы приехали в Крым отдыхать, задержитесь на полдня в Симферополе и посетите храм, где хранятся мощи одного из самых известных русских святых современности. Он находится в историческом центре города, на улице Одесской. И от аэропорта, и от жд, и от автовокзала вас туда отвезет любой таксист (поездка будет стоить 300 руб.) или же можно доехать на автобусе или троллейбусе (20 руб.).
Важно помнить, что храм находится на территории действующего монастыря и нужно уважать монастырские законы. Не надо пробовать заходить сюда в коротких юбках, шортах, желательно перед посещением женщинам покрыть голову платком, а мужчинам, напротив, снять головной убор.
Службы в соборе проводятся 2 раза в день – утром и вечером, так что, если повезет, можно попасть и на богослужение. Рака с мощами открывается один раз в неделю, в остальное время приложиться непосредственно к мощам не получится. Храм сам по себе очень древний, некогда принадлежавший греческой православной общине в Симферополе и очень богат иконами. Их здесь столько, что на стенах места для них буквально не хватает. Многие из них представляют не только религиозную, но и художественную ценность. Очень много в этом храме и чудотворных икон, об этом свидетельствуют многочисленные подношения, которыми они украшены.
А теперь непосредственнно расскажу о биографии Святого Луки.
Святой Лука - легендарный для Крыма святой, и, что еще удивительнее, практически наш современник. Много ли мы знаем святых, которые жили обычной мирской жизнью, прошли войну, отбывали сроки в лагерях и ссылках и, веруя, принимали сан, затем постриг и посвящали оставшуюся жизнь служению? Вот, именно поэтому, когда знакомишься с биографией Святого Луки, постоянно возникает мысль: таких людей не бывает. И одновременно: смогла бы я стать похожей, хотя бы немного, на него?
Каждый из нас имеет возможность побывать там, где служил Святой Лука и приложиться к его мощам, которые хранятся в соборе. Говорят, что Святой Лука исцеляет и сегодня, главное - в это верить.
Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 года в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье с польскими корнями, отец был аптекарем. Отец был католиком, а мать православной, семья была очень верующей, неукоснительно соблюдались посты и много молились.
С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37): «Жатвы много, а делателей мало», - он воспринял призыв служить людям Божиим ипринял решение стать врачом.
Однако в дальнейшем талант художника очень помогал ему: он самостоятельно готовил все иллюстрации к своей книге «Очерки гнойной хирургии», которая стала самым лучшим практическим руководством по хирургии на русском языке и используется в медицинских ВУЗах как учебное пособие до сих пор! Итак, Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета.
По началу обучение давалось ему с трудом: гуманитарий по натуре он на первом курсе усилием воли заставлял себя изучать анатомию и биологию, однако оценки его неизменно были блестящими и ему прочили карьеру знаменитого хирурга с обширной практикой и хорошими заработками. Каково же было удивление его однокашников и преподавателей, когда он объявил, что учился, чтобы быть “мужицким” врачом, служить простым людям и сразу после выпуска отправился работать в глубинку – город Читу.
Здесь, в госпитале, он познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога, к тому же она дала обет безбрачия, который однако был нарушен ей ради своего избранника; её руки до этого просили два врача, но она отказывала, а Валентин сумел добиться её расположения и в конце 1904 года они обвенчались. В последствии у пары родилось четверо детей. Затем молодой врач был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии (современная Мордовия), а позже - в город Верхний Любаж Курской губернии.
Валентин Войно-Ясенецкий в земской больнице, 1904 г.:
Работая в больницах и видя губительные последствия применения общей анестезии в результате ошибочных действий плохо подготовленного медицинского персонала, когда от передозировки наркоза на операционном столе умирали пациенты, Валентин Феликсович пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз, для того времени эти методики были революционными.
В то время выходит книга профессора Брауна "Регионарная анестезия" (разновидность современной анестезии). Валентин Феликсович не только начинает внедрять и применять техники, описанные Брауном, но и ищет и находит новые точки, которые делают возможным безопасно обезбаливать большие участки человеческого тела и тем самым проводить безопасные и эффективные операции.
Таким образом, несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, слава о нем распространялась молниеносно, и скоро к нему в совсем небольшую больницу на 10 коек стали стекаться больные со всей округи и из соседних уездов. Особенно запомнился молодому врачу такой курьезный случай: однажды он прооперировал молодого нищего, слепого от рождения, и тот прозрел, спустя 2 месяца бродяга собрал множество слепых со всей округи и все они длинной вереницей пришли в больницу, ведя друг друга за палки в надежде на исцеление.
Позже он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования. Валентин Феликсович проводил операции практически всех видов, изучал послеоперационный материал, вел записи по истории болезней, чем очень удивлял своих коллег, ведь раньше такой практики не существовало. Научный и экспериментальный материал, собранный таким образом, впоследствии послужил основой для его будущей книги.
В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии, которой впоследствии и было суждено превратиться в книгу.
В 1917 году в больших городах гремели раскаты революции. А в семью Войно-Ясенецких пришло горе - жена Валентина Феликсовича заболела туберкулезом. Он сразу же поставил ей диагноз и главным образом ради нее добился места главврача в Ташкентской городской больнице, где теплый и сухой климат должен был способствовать ее выздоровлению.
Однако в Ташкенте его ждет страшная утрата: супруга его умирает от туберкулеза, оставляя его одного с 4-мя детьми на руках. Доктор сразу после смерти жены обратился с просьбой взять на себя заботу о его детях к своей операционной сестре, Софье Сергеевне Белецкой, у которой не было детей и семьи, и она ответила ему согласием. С этого момента она стала для детей второй матерью, при этом с Валентином Феликсовичем ее всегда связывали исключительно дружеские и сестринские отношения. Только благодаря ей Валентин Феликсович смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он читал курс анатомии и хирургии.
Ланская - жена отца Луки:
Анна Войно-Ясенецкая (Ланская) с первенцем:
Софья Сергеевна Белецкая с приемными детьми:
Со временем, когда Валентина Феликсовича отправят в ссылку, из пятикомнатной квартиры главврача семейство, конечно, выселят, определив всех в маленькую каморку. Софья Сергеевна и дети считались родственниками репрессированного и отношение властей к ним в течение всей жизни было соответсвующее. Софью Сергеевну, например, неоднократно увольняли с работы, но от детей она никогда не отступалась.
Вернемся к духовному становлению будущего святого: после смерти жены в душе доктора случился духовный переворот. Он начал принимать активное участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: "Доктор, вам надо быть священником". Хотя Валентин Феликсович никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.
Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходил на занятия в университет в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но много проповедовал, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. До самого конца жизни он считал именно проповедь своим главным призванием.
Епископ Лука в окружении паствы, 1920-е гг.:
В 1923 году вправославной церкви возник раскол: священнослужители разделились на тех, кто примкнул к «Живой церкви», которая была лояльна к новым властям, и тех, кто остался верен прежней Церкви. Епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Сразу после этого Валентина Феликсовича избрали в епископат и подстригли в монахи с именем Лука. Спустя очень короткое время, после своей первой литургии, отец Лука был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.
Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти несчастных, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций, в том числе, в немысленных условиях (и кухонным ножом, и слесарными щипцами).
Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях, вместе с ним путешествовало несколько монахинь. Он проводил богослужения в простых деревенских избах, крестил, исповедовал, лечил и проповедовал Евангелие крестьянам, которые жили в далеких и малодоступных "станках" (небольших поселениях на несколько изб) у самого Полярного круга.
А теперь некоторые фото, которые нам удалось сделать и найти в интернете.
Фото отца Луки во время уже третьей ссылки, 1940 г.:
На территории монастыря можно купить литературу, посвященную жизни Сятого Луки: такого разнообразия книг, и автобиографических, и богословских о нем, конечно, больше нигде не найти, кроме, пожалуй, как в большой библиотеке. Здесь же можно купить и иконы с его изображением. Цены на иконы внутри храма и его пределах довольно высокие (2000-7000 руб.), так что, если мечтаете об иконе Святого Луки, можно поинтересоваться о ее наличии и в церковных лавках на периферии.
Часовня и одновременно последнее место жительства Святого Луки:
Музей Святого Луки находится буквально в 100 м от храма. К великому сожалению фотографировать здесь нельзя.
Но, от себя могу сказать, что музей наполнен удивительными реликвиями. Здесь хранятся личные вещи святителя: его ряса, посох, личное Евангелие, очки, инструменты и много личных бумаг, писем, редких фотографий, подношения от почитателей святого из других стран (Святого Луку очень почитают в Болгарии и Греции).
Здесь же хранятся документальные свидетельства исцелений, которые произошли за последние годы, перечислять их все я не буду, поскольку их очень много, в частности, фотографии мальчика-пианиста, у которого по молитвам Святого Луки отросли пальцы на кисти руки, оторванные в результате бытовой травмы. О многих похожих случаях рассказывает экскурсовод – чудесная, увлеченная женщина. Билет в музей с экскурсией стоит 300 руб. на человека, экскурсия длится ровно час. При посещении музея учитывайте, что совсем маленькие группы (1-2 человека) на экскурсию не благословляются, а ожидание других паломников может затянуться, это занимает некоторое время. Примите все это во внимание при планировании своего путешествия.
Вход в музей Святого Луки на территори Свято-Троицкого собора:
Свято-Троицкий собор в Симферополе, фасад:
Фреска на территории Свято-Троицкого собора в Симферополе:
Художник Горностаева И. А., портрет святителя хирурга Войно-Ясенецкого, 2005 г.:
Профессор архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) среди больных мед. эвакуационного пункта № 49., Красноярск, 1943 г.:
Экспонаты музея: инструменты, очки и записи Cвятого Луки:
Кстати, о планировании поездки в собор и монастырь: на территории монастыря есть трапезная, где можно подкрепить свои силы монастырской выпечкой и горячим чаем. Это было очень кстати, потому что мы как раз долго ждали благословения на экскурсию, а в монастырь приехали прямо с вокзала, не заходя поесть в городе.
Но, вообще-то храм находится в самом центре города, поэтому при желании хорошо перекусить, это можно сделать где угодно в городе. Мы после посещения собора зашли в кафе "Айвозовский", где нам понравилось (5 мин. ходьбы от ул. Одесской, ул. Турецкая д. 5).
На территории монастыря очень много нищих. У вас обязательно попросят подаяние и внутри храма, и за его пределами. Сейчас у всех разное отношение к тому, подавать ли милыстыню, но святые отцы всегда говорили, что подавать ее нужно. Эта милостыня как бы подготавливает нас к совершению больших добрых дел, приучает давать. А крупные суммы лучше все же приберечь для тех, кто сильно нуждается (матерей-одиночек, тяжелобольных, одиноких стариков и детей-инвалидов).
В тексте поста я постаралась изложить все то, что услышала от экскурсовода в музее и смогла найти в открытых источниках в интернете, в частности, данные из автобиографии Святого Луки. К сожалению, уместить в один пост такую насыщенную событиями жизнь не получилось, поэтому пост вышел в 2-х частях.
Взято: Тут
55