Rainscar
Русские меценаты XVIII века ( 5 фото )
Период абсолютизма в России стал веком просвещенной дворянской филантропии и меценатства.
Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность
Вступив на Российский престол Екатерина Великая в своем правлении во многом вдохновлялась идеями французского Просвещения. Один из ее принципов, которыми она руководствовалась — «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять». Императрица делала для этого очень много и стала примером для своих подданных.
В ее окружении стало принято и даже модно жертвовать огромные средства на научные заведения, университеты, Академии наук, а также создавать музеи и открывать библиотеки. Например, ее сподвижница, Екатерина Дашкова, первый президент Российской Академии передала Московскому университету «богатый, собранный ею в течение 30 лет кабинет естественной истории… ценившийся в 50 тысяч рублей».
Канцлер Николай Румянцев создал общедоступную библиотеку и «завещал множество коллекций и разных редкостей для учреждения музея, который, оцененный со зданием в 2 миллиона рублей, носит его имя». Сегодня это одна из крупнейших библиотек в России и мире, знаменитая Ленинка, Российская государственная публичная библиотека. На его деньги издавались книги, он собирал и изучал летописи, финансировал ученые экспедиции и кругосветные путешествия.
Но меценатство не было просто модой и подражанием государыне. Во многих российских династиях этот род занятий передавался из поколения в поколение.
Строгановы
Строгановы — один из древнейших российских дворянских родов. Иван Грозный пожаловал им земли в районе Урала. Их огромное состояние было нажито солеварением в Прикамье. При Петре Первом появилась пословица «Богаче Строганова не будешь», а Екатерина II считала, что «два человека делают все возможное, чтобы разориться, и не могут». Один из этих двоих — Александр Строганов. Но часть денег династии шла на распространение образования в своих владениях и на развитие разных видов искусств.
В вотчинном строгановском хозяйстве в «иконных горницах» художники создали особый стиль иконописи получивший название строгановской школы живописи. По мнению искусствоведов это стало отдельным направлением русской иконописи. Строгановский жемчужный промысел работал на украшение окладов икон, на шитье «златотканых пелен и разнообразных вышивок на женский и мужской парадный наряд хозяев», использовался в изделиях строгановских «серебряников» — ювелиров.
Екатерина II и мода на меценатство и благотворительность
Вступив на Российский престол Екатерина Великая в своем правлении во многом вдохновлялась идеями французского Просвещения. Один из ее принципов, которыми она руководствовалась — «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять». Императрица делала для этого очень много и стала примером для своих подданных.
В ее окружении стало принято и даже модно жертвовать огромные средства на научные заведения, университеты, Академии наук, а также создавать музеи и открывать библиотеки. Например, ее сподвижница, Екатерина Дашкова, первый президент Российской Академии передала Московскому университету «богатый, собранный ею в течение 30 лет кабинет естественной истории… ценившийся в 50 тысяч рублей».
Канцлер Николай Румянцев создал общедоступную библиотеку и «завещал множество коллекций и разных редкостей для учреждения музея, который, оцененный со зданием в 2 миллиона рублей, носит его имя». Сегодня это одна из крупнейших библиотек в России и мире, знаменитая Ленинка, Российская государственная публичная библиотека. На его деньги издавались книги, он собирал и изучал летописи, финансировал ученые экспедиции и кругосветные путешествия.
Но меценатство не было просто модой и подражанием государыне. Во многих российских династиях этот род занятий передавался из поколения в поколение.
Строгановы
Строгановы — один из древнейших российских дворянских родов. Иван Грозный пожаловал им земли в районе Урала. Их огромное состояние было нажито солеварением в Прикамье. При Петре Первом появилась пословица «Богаче Строганова не будешь», а Екатерина II считала, что «два человека делают все возможное, чтобы разориться, и не могут». Один из этих двоих — Александр Строганов. Но часть денег династии шла на распространение образования в своих владениях и на развитие разных видов искусств.
В вотчинном строгановском хозяйстве в «иконных горницах» художники создали особый стиль иконописи получивший название строгановской школы живописи. По мнению искусствоведов это стало отдельным направлением русской иконописи. Строгановский жемчужный промысел работал на украшение окладов икон, на шитье «златотканых пелен и разнообразных вышивок на женский и мужской парадный наряд хозяев», использовался в изделиях строгановских «серебряников» — ювелиров.
Взято: Тут
11