Cogra
Чудо схождения Благодатного огня: миф или реальность? ( 7 фото )
Долгие века, в субботу, накануне праздника Пасхи, в храм Гроба Господня сходит Благодатный огонь. Храм озаряется всполохами, повергая в восторг верующих и священнослужителей, и мистический огонь некоторое время имеет удивительное свойство не обжигать. Как появляется этот огонь? Неужели и на самом деле, в Иерусалиме ежегодно происходит чудо?
Разумеется, разочарование — это всегда плохо, но пора бы уже узнать правду. Мы не станем углубляться в научную сторону вопроса и оперировать сложными для понимания законами физики и химии. Чтобы быть объективными, обратимся к самим священнослужителям, которые, как оказалось, сами раскрывают тысячелетний секрет Благодатного огня.
Вот что пишет по этому вопросу епископ Порфирий (Успенский), являющийся, вне всякого сомнения, компетентным человеком: «В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой Кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге». Как вы понимаете, дело принимало серьезный оборот и требовало ответственного решения. Чтобы обсудить ситуацию собрались наместник петроаравийский Мисаил, назаретский митрополит Даниил и филадельфийский епископ Дионисий.
Досконально технологию появления огня в Кувуклии знал лишь Мисаил, поэтому к нему и были обращены все вопросы. Священнослужитель признался коллегам, что огонь не имеет божественного происхождения, а зажигается от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, расположенной у самого Гроба Господня. Даже в том случае, если кто-то посторонний попадет в помещение, найти источник огня ему не удастся, так как он надежно скрыт в нише за образом. Где находится лампада, от которой возжигают священный огонь, знает лишь Мисаил и его приближенные, и именно они и дарят людям пасхальное «чудо».
Однако, признаваться в подлоге, происходящем из года в год много веков, было нельзя и церковные патриархи приняли решение смиренно просить египетского пашу Ибрагима не вмешиваться в христианские вопросы. В качестве переговорщика к скептически настроенному восточному монарху направили драгомана Святогробской обители. Во время беседы хитрый посредник разбавил религиозные аспекты вполне мирскими. Он сообщил паше, что его светлость не получит никакой пользы от громкого разоблачения мистификации. Напротив, российский государь Николай будет весьма раздосадован таким поворотом дела, что может отразиться на политической обстановке. Ибрагим-паша, выслушав драгомана, махнул рукой и отказался от своей не слишком удачной для всех идеи. Однако после этого случая святогробское духовенство всех конфессий больше не верит в чудотворное происхождение огня. Встретившись повторно, Мисаил, Даниил и Дионисий стали держать совет о том, как быть далее и не стоит ли сообщить всем о подлоге.
Ибрагим-паша (1789 — 1848) Слово взял митрополит Даниил, который рассудил так, что оповещать верующих о рукотворном происхождении огня не стоит, так как это вредно и опасно. По его мнению, Господь, допускавший благочестивую ложь столько времени, сам устроит все так, как нужно. В то же время если сообщить христианам о лжи, в которую верили многие поколения, то их могут растерзать верующие прямо у храма. После этого было решено оповестить о случае с Ибрагим-пашой патриарха Афанасия, находившегося в Царьграде. «Мы уведомили патриарха о домогательстве Ибрагима-паши, но в своем послании к нему написали вместо „святый свет“ — „освященный огонь“, Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: „Почему вы иначе стали называть святый огонь?“. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного». Заметьте, что о потере веры в Благодатный огонь святогробским духовенством говорит не иноверец и не человек светский, а священнослужитель, имеющий высокий сан. Чудо, которым радуют христиан всего мира, существует лишь потому, что его существование выгодно как христианскому духовенству, так и иудеям с мусульманами.
Благодатный огонь привлекает массу верующих и вынуждает их оставлять огромную сумму в Иерусалиме. Также в последние пару столетий играет роль также и международный престиж. В связи с этим стоит лишь выразить долю сомнения в божественном происхождении огня, как сразу же со всех сторон сыпятся обвинения в разжигании религиозной розни и притеснениях. Кстати, египетский паша Ибрагим не первый из иноверцев, кто засомневался в пасхальном чуде. Арабский историк Ал-Джаубари в своих записях, датированных еще 1242 годом, сообщает: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: „Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет“. Монах сказал ему: „Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правитель лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство“. Когда султан услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении». Доходы, приносимые храмом Гроба Господнего всем жителям Иерусалима, были поистине огромными. Как это ни странно звучит, но еще столетие назад праздник Пасхи с нетерпением ожидали не только христиане города, но и вообще все его жители, независимо от вероисповедания и убеждения. Можно было с уверенностью говорить о том, что Иерусалим кормится дарами верующих, стекающихся по праздникам сюда со всего мира.
Таким образом, как это ни прискорбно констатировать, но чудес не бывает и то, что происходит в главном христианском храме — это не более чем красивый религиозный обряд. Но, как сказал некогда митрополит Ленинградский Григорий — «Не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!».
Разумеется, разочарование — это всегда плохо, но пора бы уже узнать правду. Мы не станем углубляться в научную сторону вопроса и оперировать сложными для понимания законами физики и химии. Чтобы быть объективными, обратимся к самим священнослужителям, которые, как оказалось, сами раскрывают тысячелетний секрет Благодатного огня.
Вот что пишет по этому вопросу епископ Порфирий (Успенский), являющийся, вне всякого сомнения, компетентным человеком: «В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой Кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге». Как вы понимаете, дело принимало серьезный оборот и требовало ответственного решения. Чтобы обсудить ситуацию собрались наместник петроаравийский Мисаил, назаретский митрополит Даниил и филадельфийский епископ Дионисий.
Досконально технологию появления огня в Кувуклии знал лишь Мисаил, поэтому к нему и были обращены все вопросы. Священнослужитель признался коллегам, что огонь не имеет божественного происхождения, а зажигается от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, расположенной у самого Гроба Господня. Даже в том случае, если кто-то посторонний попадет в помещение, найти источник огня ему не удастся, так как он надежно скрыт в нише за образом. Где находится лампада, от которой возжигают священный огонь, знает лишь Мисаил и его приближенные, и именно они и дарят людям пасхальное «чудо».
Однако, признаваться в подлоге, происходящем из года в год много веков, было нельзя и церковные патриархи приняли решение смиренно просить египетского пашу Ибрагима не вмешиваться в христианские вопросы. В качестве переговорщика к скептически настроенному восточному монарху направили драгомана Святогробской обители. Во время беседы хитрый посредник разбавил религиозные аспекты вполне мирскими. Он сообщил паше, что его светлость не получит никакой пользы от громкого разоблачения мистификации. Напротив, российский государь Николай будет весьма раздосадован таким поворотом дела, что может отразиться на политической обстановке. Ибрагим-паша, выслушав драгомана, махнул рукой и отказался от своей не слишком удачной для всех идеи. Однако после этого случая святогробское духовенство всех конфессий больше не верит в чудотворное происхождение огня. Встретившись повторно, Мисаил, Даниил и Дионисий стали держать совет о том, как быть далее и не стоит ли сообщить всем о подлоге.
Ибрагим-паша (1789 — 1848) Слово взял митрополит Даниил, который рассудил так, что оповещать верующих о рукотворном происхождении огня не стоит, так как это вредно и опасно. По его мнению, Господь, допускавший благочестивую ложь столько времени, сам устроит все так, как нужно. В то же время если сообщить христианам о лжи, в которую верили многие поколения, то их могут растерзать верующие прямо у храма. После этого было решено оповестить о случае с Ибрагим-пашой патриарха Афанасия, находившегося в Царьграде. «Мы уведомили патриарха о домогательстве Ибрагима-паши, но в своем послании к нему написали вместо „святый свет“ — „освященный огонь“, Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: „Почему вы иначе стали называть святый огонь?“. Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного». Заметьте, что о потере веры в Благодатный огонь святогробским духовенством говорит не иноверец и не человек светский, а священнослужитель, имеющий высокий сан. Чудо, которым радуют христиан всего мира, существует лишь потому, что его существование выгодно как христианскому духовенству, так и иудеям с мусульманами.
Благодатный огонь привлекает массу верующих и вынуждает их оставлять огромную сумму в Иерусалиме. Также в последние пару столетий играет роль также и международный престиж. В связи с этим стоит лишь выразить долю сомнения в божественном происхождении огня, как сразу же со всех сторон сыпятся обвинения в разжигании религиозной розни и притеснениях. Кстати, египетский паша Ибрагим не первый из иноверцев, кто засомневался в пасхальном чуде. Арабский историк Ал-Джаубари в своих записях, датированных еще 1242 годом, сообщает: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: «Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: „Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет“. Монах сказал ему: „Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правитель лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство“. Когда султан услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении». Доходы, приносимые храмом Гроба Господнего всем жителям Иерусалима, были поистине огромными. Как это ни странно звучит, но еще столетие назад праздник Пасхи с нетерпением ожидали не только христиане города, но и вообще все его жители, независимо от вероисповедания и убеждения. Можно было с уверенностью говорить о том, что Иерусалим кормится дарами верующих, стекающихся по праздникам сюда со всего мира.
Таким образом, как это ни прискорбно констатировать, но чудес не бывает и то, что происходит в главном христианском храме — это не более чем красивый религиозный обряд. Но, как сказал некогда митрополит Ленинградский Григорий — «Не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!».
Взято: Тут
40