ИсТоРиК
Мариналеда: испанская деревня, где удалось построить коммунизм ( 54 фото )
Жильё тут стоит примерно тысячу рублей в месяц ( на наши деньги) , у всех гарантированный доход и главное достижение человечества — бесплатный интернет.
Как же так?
Почему у них получилось то, что ни у кого не получается?
Мы 70 лет пытались и лоханулись, а испанцам — удалось.
Андалузия — самый бедный угол страны, поэтому левацкие идеи тут хорошо растут. В городке Мариналеда заигрались с учением Маркса-Ленина — и вот докатились до всеобщей утопии.
Но при этом я столкнулся с атмосферой тотальной слежки и легализацией наркотиков! Сейчас разберемся, стоит ли паковать чемоданы и валить в социалистический рай.
1 Андалусия - беднейший регион континентальной Испании, уровень безработицы в иных деревнях достигает до 40% населения. Конечно, здесь непросто увидеть картины отчаянной нищеты, но разруха присутствует, и не только в головах. Кому-то надоело это терпеть.
Две с половины тысячи жителей Мариналеды с конца 70-х годов строят коммунистическую утопию, модель общества, где все равны и у всех есть работа, жильё стоит всего 15 евро в месяц, а интернет и вовсе бесплатный. Про необычный испанский посёлок я узнал из интернета, и во что бы то ни стало решил его посетить. Осталось найти местного жителя, который всё покажет, ведь я не говорю на испанском, а большинство испанцев, так сложилось, не владеют английским языком. Так я вышел на Кристофера Бурке, много лет назад переехавшего в жаркую Испанию из туманного Ливерпуля. Крис сегодня как раз "лицо с обложки". Мы встретились в местной кофейне.
В небольшом кафе было всего пара столиков, оба были заняты. За одним скучал парень в цветастом свитшоте. Подвинулся, садитесь.
Какими судьбами, откуда? Россия? О, круто! Дальше парень рассказал, что сам он из восточной Германии, но там скучно и холодно, так что он бросил весь скарб в машину и поехал зимовать в Испанию, скитаясь по неформальным сообществам, разбросанным по пиренейским лесам. К коммунистам он приехал тоже неспроста: медальон с изображением Че Гевары намекал, что парень как минимум симпатизирует левым, а как выяснилось позднее, вполне разделяет их взгляды и ищет себя. Так наша группа пополнилась ещё одним человеком и Мариналеду мы изучали уже вчетвером.
Первое знакомство с местными жителями. Пожилая пара каждое утро заходит выпить кофе с булочкой, а потом идут гулять под руку. Они - свидетели всего, что происходило с Мариналедой, и даже своего рода её летописцы, держат дома огромный архив фотографий.
Отправились на прогулку, знакомиться с поселением. Достопримечательностей здесь нет, Мариналеда место совсем не туристическое, и наверное проигрывает своим более древним соседям: вы не найдёте здесь ни замков, ни огромных храмов, ни средневковой застройки на склонах зелёных холмов. Тем, кто ищет что-то необычное, здесь будет чем заняться, при условии что вы найдете себе провожатого. А если решитесь сами, то первый ориентир - заборы вдоль главной улицы, исписанные вперемешку местными хулиганами и уличными художниками.
А пока вы рассматриваете граффити, самое время рассказать, в чём же "фишка" этой самой Мариналеды и как они докатились до жизни такой.
Коммунизм в деревне начался еще в 80-х годах прошлого века аккурат по всем лекалам основоположников этой идеологии – после упорной классовой борьбы. Тогда местные жители и батраки взбунтовались против аристократов, владевшими землями вокруг деревни, и заняли их усадьбы. Классовые бои затем переместились в суд – крестьяне требовали поделить земли феодалов. В конечном итоге правительство Андалузии приняло решение передать 1250 гектаров сельскохозяйственных земель общине, которая оформилась в кооператив.
Местный мэр Хуан Мануэль Санчес Гордильо побеждает на выборах с 1979 года. "Я никогда не был членом компартии серпа и молота, - говорит он, - но я коммунист или коммунитарист". Гордильо заработал себе лестное прозвище - Робин Гуд.
Все важные решения принимаются на общем собрании участников коммуны. Община платит за работы в поле людям по 47 евро за 6 часов труда. Остальная выручка от реализации продукции поступает в общий бюджет коммуны, который затем распределяется на социальные нужды, обустройство деревни и социальную помощь. Благодаря этому в деревне с населением меньше 3 тысяч человек разбит внушительный парк, созданы зеленые зоны, построен современный спортивный центр, отремонтированы школы (которые содержит также община), построены сотни жилых домов. Продукты питания в местных магазинах можно приобрести по сниженным ценам.
Несколько лет назад по соседним городам прокатилась волна ограблений супермаркетов. Налётчики толпой врывались в магазины, набивали тележки едой и выезжали, не заплатив ни цента, расталкивая кассиров и пытавшихся их остановить охранников. Награбленное сразу же раздавали бедным в знак протеста против социального неравенства. Главным "заводилой" и вдохновителем "крестового похода" оказался ни кто иной, как сам синьор Гордильо, чудаковатый мэр необычного городка.
8 . Вот и он сам, человек-легенда. С первого взгляда Гордильо может напомнить престарелого хобо: бородатый, носит заляпанную красную арафатку. Но действительность такова, что если бы их с Фиделем Кастро не разделяли океан и возраст, они бы могли играть вместе в гольф по выходным. Чтобы увидеть мэра, мы с Крисом весь день ходили по деревне и спрашивали, где он сейчас. Нам каждый раз отвечали, что вот-вот был здесь, но уже ушёл. Пытались застать его в рабочем кабинете, в школе на каком-то торжественном мероприятии, у него дома - Хуан Мануэль Санчес был неуловим. А когда встреча произошла и нас друг другу представили, я понял что и спросить его уже не о чем: всё до того в подробностях рассказали жители деревни. И когда-нибудь, вспомните мои слова, про историю Мариналеды снимут фильм, который побьёт все кассовые сборы.
Гордильо семь раз побывал в тюрьме и пережил два покушения. Большая часть земель в Испании до сих пор находится во владении родовитых аристократов, и, прежде чем установить в Мариналеде социализм, Гордильо и группе его единомышленников пришлось желанную территорию буквально отвоёвывать. Они оккупировали земли вокруг деревни, которые принадлежали семейству небезызвестной герцогини Альбы, блокировали дороги и саботировали работу аэропортов Малаги и Севильи. Лишь к 1992 году правительство сдалось и выделило неугомонным революционерам 1200 гектаров земли. Тем не менее амбиции Хуана Гордильо идут дальше пределов отведённой ему территории: "Утопии не химеры, а самые благородные человеческие мечты. Мечта о равноправии, мечта о том, что у каждого должно быть жильё, потому что мы люди, а не предметы одежды, на которых можно заработать; мечта о том, что природные ресурсы, например энергия, не должны принадлежать международным корпорациям, а должны принадлежать людям. Все эти мечты мы бы хотели воплотить в жизнь. Для начала там, где мы живём, при этом осознавая, что мы везде окружены капитализмом; а затем в Андалусии и во всём остальном мире".
Хуан Гордильо переизбирается на свой пост уже больше тридцати лет. Однако у него до сих пор нет автомобиля, ни личного ни служебного с водителем. Мэр ездит на автобусе, а так его частенько подвозит кто-то из горожан.
Случайно бросив взгляд на другую сторону улицы, я обнаружил, что за нами следят. Те самые милые старички следовали за нами и фотографировали. Чёрт его знает, зачем. Тоже, что ли, для летописи деревни?
Но они были не единственными, кто наблюдал за чужаками. За каждым шагом внимательно следил осёл. Он вертел головой, сверкал глазами и явно был недоволен появлением посторонних на своей территории. Но покинуть огороженную территорию не мог.
Дом культуры. Удивили решётки на окнах и дверях, но само здание было открыто. Правда, делать там в неурочное время особенно нечего. Высокие деревянные двери актового зала оказались закрыты, а у кого ключ - непонятно. На чердаке теле-и радиостудия, у деревушки были свои СМИ, но сегодня интернет правит бал.
Любой, у кого нет компьютера, может прийти в дом культуры и сколько угодно пользоваться общественным. Но и дома интернет абсолютно бесплатный, мэрия взяла расходы на себя.
Рядом с ДК - здание мэрии. Сложенные в высокую башню тазики разного даметра в лучшие времена выглядят как цветочная клумба, но зимой - просто как башня из тазиков.
В ратушу, конечно, может зайти любой желающий, и заходят. У каждого жителя деревни время от времени появляются какие-то дела с государством, а всевозможные чиновники обитают именно здесь. Никакой охраны на входе, нет турникетов и унылых вахтёров.
Зато есть терминал с базой данных Андалузского центра занятости. Такие компьютеры по закону должны быть установлены в администрации каждого населённого пункта, чтобы ищущий работу человек смог найти лучшие предложения: база объединяет всю Испанию и нередко те, кто находит себе труд по душе, переезжает в другой город.
Стоит ли говорить, что в Мариналеде терминал не пользуется популярностью?
В поисках мэра мы заходим к нему в кабинет. Сиьнона Гордильо нет на месте, но дверь открыта, заходи кто хочет.
На рабочем столе бардак, то есть творческий беспорядок. И мраморная хренотень (извините, так и не смог придумать ей название), символизирующая борьбу и освобождение мариналедцев от рабства. Разорванные оковы, все дела.
Здесь вообще много разных подарков, привезённых со всего света, но преимущественно от соратников по левому фронту. Даже картина из Вифлеема с его большой стеной.
Выходим из мэрии, и натыкаемся на гроушоп. Андалузские социалисты не ограничились полумерами, а то ведь обычно свобода, равенство и упячка бывают только на словах. Про свободу и равенство не скажу, но в Мариналеде - легалайз.
Время взглянуть на деревушку сверху. Поднимаю квадрокоптер и рассматриваю окрестности. Со времён, когда была сделана аэрофотография на обложке этого поста, многое изменилось, Мариналеда выросла. Тогда только начинали строиться "социалистические" домики, теперь квартал занимает несколько улиц. Вон они, вдалеке, с одинаковыми красными и коричневыми крышами. Футбольный стадион, несколько теннисных кортов, воллейбольные площадки - и бескрайние рощи оливковых деревьев, источник богатства. Как это "нет работы", когда вокруг столько непаханной земли!
Три бассейна. Летом по выходным возле них не протолкнуться, деревня лежит далеко от моря, но и ехать к нему не нужно, курорт - у тебя дома. Громкая музыка, знойные испанские красотки в мини-бикини, коктейли - или вы думаете, что коммунисты не развлекаются? За всё время, проведённое в этом месте, я ни разу не слышал слово "запрещено" или "нам нельзя". И пожалуй это самое главное отличие от всех прочих, известных миру "красных" режимов. Потому что здесь система для человека, а не человек для системы!!!
В это верят в Мариналеде.
Фасад спортивного центра украшает огромный портрет Че Гевары, самое знаменитое его изображение, фотопортрет Альберто Корды.
Большой спортзал, где можно играть в мини-футбол, волейбол и баскетбол. Есть “качалка”. Остальные активности на улице. В парке, кстати, есть уличные тренажёры.
25 У Мариналеды получилось построить спортивный центр без богатых спонсоров-промышленников. При том, что здесь всего 2,5 тысячи населения.
6 А как вам амфитеатр в деревенском парке?
Сам парк был не очень ухожен, кто-то даже жёг костёр на аллее. Спишем это на зимние холода или на общее разгильдяйство?
Те, кто бывали в испанском захолустье, видели много пустующих домов. Одни были просто покинуты хозяевами, уехавшими в поисках лучшей жизни, другие и вовсе изъяты банками за долги. В Мариналеде ни один дом не пустует, более того, каждый житель деревни может бесплатно построить себе дом (!!!) площадью до 200 квадратных метров. Все финансовые издержки компенсирует муниципалитет, а за своё жилище нужно платить фиксированную сумму - 15 евро в месяц.
Одна из главных проблем социального неравенства - отсутствие собственного жилья. Сотни миллионов людей на планете ютятся в трущобах, подвалах или даже картонных коробках, хотя казалось бы, чего стоит взять, оторвать
[цензура] от продавленного дивана и пойти построить свой собственный дом?
В Мариналеде проблему с нехваткой жилья решали так: все, кому был нужен дом, собирались вместе и строили целую улицу домов, по количеству нуждающихся семей.
Построенные домики распределяли путём жеребьёвки.
По этому же принципу новое жильё в деревне возводится до сих пор. Я заглянул в один из свежепостроенных коттеджей, в нём как раз занимались внутренней отделкой.
Домики небольшие, но каждый имеет два этажа и три спальни. Все планировки внутри одинаковые. Ремонт уже каждый по своему вкусу сделет, но для помощи может привлечь соседей: им ведь тоже потом стены красить.
Если житель коммуны захочет навсегда покинуть деревню, он сможет продать дом, но только в пользу муниципалитета. Кстати, мэр Гордильо сам живёт в точно таком же доме, построенном своими руками и полученным по распределению.
Всё это похоже на рай? А где подводные камни?
Да вот же они: вы должны очень любить оливки!
Основной и по сути единственный доход Мариналеда получает от выращивания оливок и производства оливкового масла. Мы нашей небольшой делегацией рассаживаемся по машинам и едем за город, в поля.
Вот они - бескрайние плантации Мариналеды, богатства, которые принадлежат всему народу и никому в отдельности.
36 Отобрать и поделить. Вот он, секрет экономического чуда в отдельно взятой испанской деревне. Несмотря на то, что крепостное право в Испании отменили ещё в эпоху Возрождения, многие крестьяне не имели прав и свобод до 70-х годов прошлого века. Это звучит как парадокс, но жившие на земле люди зачастую не могли пользоваться этой землёй и возделывать её без разрешения владельца-аристократа. Сам хозяин мог жить в Мадриде и вообще не появляться в регионе. Так было и здесь: принадлежавшие герцогу Инфантадо обширные территории стояли заброшенными, в то время как жители окрестных деревень страдали от голода и не могли себя прокормить.
Местные крестьяне во главе с Хуаном Мануэлем Санчесом Гордийо устроили локальную революцию, девизом которой стало пресловутое “Землю – крестьянам!”. Жители Мариналеды требовали разделить по справедливости угодья герцога Инфантадо, окружавшие поселок: в течение долгих месяцев люди пикетировали его владения и даже всей деревней объявили голодовку. Семьсот человек во главе с бессменным лидером на протяжении тринадцати дней отказывались от пищи, чтобы привлечь внимание к андалусской глубинке, из которой, начиная с 60-х годов, народ массово уезжал, спасаясь от голода и безработицы. Мариналедцы уезжать не хотели.
Борьба была долгой и изнурительной: мятежи подавлялись, а лидеры синдикалистского движения проводили больше времени за решеткой, чем на свободе.
Герцога взяли измором: устав от скопления народа перед воротами своего особняка, он отдал протестующим 1 200 гектаров от своих угодий.
39 Удивительно, но сорок лет спустя те же самые люди продолжают работать на своей, доставшейся с таким трудом земле. Постарев, они не ушли на покой и не обленились. Для них не существует "маньяна" (завтра), есть только "ой" (сегодня).
Хранилище оливкового масла. В Мариналеде делают отличный продукт, но большую часть денег они зарабатывают, перепродавая масло высшей категории итальянцам: они выпускают его под своими брендами. Сами разливают уже попроще: в мире ценится итальянское мало, и за такие же деньги они своё не продадут. Хотя в Испании оливковое масло — национальный продукт и его даже называют “жидким золотом”. Кстати говоря, такая же ситуация не только с маслом: знаменитые и дорогостоящие итальянские сумки шьют испанские мастера в той же Андалусии.
Так выглядит подсобка для рабочих. Не только оливки их интересуют!
Руководит заводом синьор Маноло (на фото справа), один из участников событий по захвату земель и верный соратник мэра Гордильо. Интересно, что тогда, в 70-е, Маноло даже не умел читать и писать.
Старые фотографии, ставшие теперь историческими, висят на стене кабинета Маноло на оливковой фабрике. Надо было идти в гости к преследовавшим нас старичкам, они бы не такое показали!
45 “Земля Утопия” -
Чтобы увидеть сбор оливок, нужно приезжать осенью. В декабре собирать уже нечего. В гараже много современной сельхозтехники, и вот этот жёлтая машина для сбора оливок: своей клешнёй она обхватывает ствол дерева и трясёт его изо всей силы. Ягоды падают в специальный мешок.
Ещё один кооперативный завод, по производству консервированных овощей. Артишоки, перцы, бобы, всё это собирается на местных угодьях, закатывается в банки и разлетается по всей Испании. Мы заглянули на завод, но в тот день он не работал (сельхозработы же по большей части сезонные).
Ещё одно общественное место: старый актовый зал, где проводили все собрания до строительства дома культуры.
Знакомство с жизнью Мариналеды продолжается в местном баре, где на удивление немноголюдно для Испании.
Пара пенсионеров, женщины накрывают столы и готовятся к какому-то мероприятию, да парочка явно советского вида играет в пул. Все остальные, видимо, на работе.
На какой именно работе, в ситуации когда консервный завод закрыт и оливковая фабрика пустует, я честно говоря не понял .
Пиво в местном баре тоже особенное: Бандольера, что значит “бандитка”, крафтовое пиво социалистического кооператива Transformando,
За пивом познакомились с “советскими” ребятами. Пара оказалась путешественниками из Австралии, которые проезжали через Андалусию да немного задержались в гостях у социалистов. Понравилось.
Легендарного мэра Гордильо мы смогли поймать лишь на третий раз, когда проходили мимо ратуши. Вокруг Хуана Мануэля Санчеса выстроилась небольшая очередь, люди всё время подходили, о чём-то спрашивали или рассказывали, он давал советы и обещал разобраться, помочь. Я так и не смог задать достойный вопрос, но придумал его только теперь. Почему в Мариналеде работает то, что оказалось нежизнеспособным в десятках стран, даже больших и могущественных?
Как всё это, чёрт побери, крутится?
Мой визит в Мариналеду был коротким, я провёл там лишь всего один, хоть и насыщенный день.
Спасибо
Как же так?
Почему у них получилось то, что ни у кого не получается?
Мы 70 лет пытались и лоханулись, а испанцам — удалось.
Андалузия — самый бедный угол страны, поэтому левацкие идеи тут хорошо растут. В городке Мариналеда заигрались с учением Маркса-Ленина — и вот докатились до всеобщей утопии.
Но при этом я столкнулся с атмосферой тотальной слежки и легализацией наркотиков! Сейчас разберемся, стоит ли паковать чемоданы и валить в социалистический рай.
1 Андалусия - беднейший регион континентальной Испании, уровень безработицы в иных деревнях достигает до 40% населения. Конечно, здесь непросто увидеть картины отчаянной нищеты, но разруха присутствует, и не только в головах. Кому-то надоело это терпеть.
Две с половины тысячи жителей Мариналеды с конца 70-х годов строят коммунистическую утопию, модель общества, где все равны и у всех есть работа, жильё стоит всего 15 евро в месяц, а интернет и вовсе бесплатный. Про необычный испанский посёлок я узнал из интернета, и во что бы то ни стало решил его посетить. Осталось найти местного жителя, который всё покажет, ведь я не говорю на испанском, а большинство испанцев, так сложилось, не владеют английским языком. Так я вышел на Кристофера Бурке, много лет назад переехавшего в жаркую Испанию из туманного Ливерпуля. Крис сегодня как раз "лицо с обложки". Мы встретились в местной кофейне.
В небольшом кафе было всего пара столиков, оба были заняты. За одним скучал парень в цветастом свитшоте. Подвинулся, садитесь.
Какими судьбами, откуда? Россия? О, круто! Дальше парень рассказал, что сам он из восточной Германии, но там скучно и холодно, так что он бросил весь скарб в машину и поехал зимовать в Испанию, скитаясь по неформальным сообществам, разбросанным по пиренейским лесам. К коммунистам он приехал тоже неспроста: медальон с изображением Че Гевары намекал, что парень как минимум симпатизирует левым, а как выяснилось позднее, вполне разделяет их взгляды и ищет себя. Так наша группа пополнилась ещё одним человеком и Мариналеду мы изучали уже вчетвером.
Первое знакомство с местными жителями. Пожилая пара каждое утро заходит выпить кофе с булочкой, а потом идут гулять под руку. Они - свидетели всего, что происходило с Мариналедой, и даже своего рода её летописцы, держат дома огромный архив фотографий.
Отправились на прогулку, знакомиться с поселением. Достопримечательностей здесь нет, Мариналеда место совсем не туристическое, и наверное проигрывает своим более древним соседям: вы не найдёте здесь ни замков, ни огромных храмов, ни средневковой застройки на склонах зелёных холмов. Тем, кто ищет что-то необычное, здесь будет чем заняться, при условии что вы найдете себе провожатого. А если решитесь сами, то первый ориентир - заборы вдоль главной улицы, исписанные вперемешку местными хулиганами и уличными художниками.
А пока вы рассматриваете граффити, самое время рассказать, в чём же "фишка" этой самой Мариналеды и как они докатились до жизни такой.
Коммунизм в деревне начался еще в 80-х годах прошлого века аккурат по всем лекалам основоположников этой идеологии – после упорной классовой борьбы. Тогда местные жители и батраки взбунтовались против аристократов, владевшими землями вокруг деревни, и заняли их усадьбы. Классовые бои затем переместились в суд – крестьяне требовали поделить земли феодалов. В конечном итоге правительство Андалузии приняло решение передать 1250 гектаров сельскохозяйственных земель общине, которая оформилась в кооператив.
Местный мэр Хуан Мануэль Санчес Гордильо побеждает на выборах с 1979 года. "Я никогда не был членом компартии серпа и молота, - говорит он, - но я коммунист или коммунитарист". Гордильо заработал себе лестное прозвище - Робин Гуд.
Все важные решения принимаются на общем собрании участников коммуны. Община платит за работы в поле людям по 47 евро за 6 часов труда. Остальная выручка от реализации продукции поступает в общий бюджет коммуны, который затем распределяется на социальные нужды, обустройство деревни и социальную помощь. Благодаря этому в деревне с населением меньше 3 тысяч человек разбит внушительный парк, созданы зеленые зоны, построен современный спортивный центр, отремонтированы школы (которые содержит также община), построены сотни жилых домов. Продукты питания в местных магазинах можно приобрести по сниженным ценам.
Несколько лет назад по соседним городам прокатилась волна ограблений супермаркетов. Налётчики толпой врывались в магазины, набивали тележки едой и выезжали, не заплатив ни цента, расталкивая кассиров и пытавшихся их остановить охранников. Награбленное сразу же раздавали бедным в знак протеста против социального неравенства. Главным "заводилой" и вдохновителем "крестового похода" оказался ни кто иной, как сам синьор Гордильо, чудаковатый мэр необычного городка.
8 . Вот и он сам, человек-легенда. С первого взгляда Гордильо может напомнить престарелого хобо: бородатый, носит заляпанную красную арафатку. Но действительность такова, что если бы их с Фиделем Кастро не разделяли океан и возраст, они бы могли играть вместе в гольф по выходным. Чтобы увидеть мэра, мы с Крисом весь день ходили по деревне и спрашивали, где он сейчас. Нам каждый раз отвечали, что вот-вот был здесь, но уже ушёл. Пытались застать его в рабочем кабинете, в школе на каком-то торжественном мероприятии, у него дома - Хуан Мануэль Санчес был неуловим. А когда встреча произошла и нас друг другу представили, я понял что и спросить его уже не о чем: всё до того в подробностях рассказали жители деревни. И когда-нибудь, вспомните мои слова, про историю Мариналеды снимут фильм, который побьёт все кассовые сборы.
Гордильо семь раз побывал в тюрьме и пережил два покушения. Большая часть земель в Испании до сих пор находится во владении родовитых аристократов, и, прежде чем установить в Мариналеде социализм, Гордильо и группе его единомышленников пришлось желанную территорию буквально отвоёвывать. Они оккупировали земли вокруг деревни, которые принадлежали семейству небезызвестной герцогини Альбы, блокировали дороги и саботировали работу аэропортов Малаги и Севильи. Лишь к 1992 году правительство сдалось и выделило неугомонным революционерам 1200 гектаров земли. Тем не менее амбиции Хуана Гордильо идут дальше пределов отведённой ему территории: "Утопии не химеры, а самые благородные человеческие мечты. Мечта о равноправии, мечта о том, что у каждого должно быть жильё, потому что мы люди, а не предметы одежды, на которых можно заработать; мечта о том, что природные ресурсы, например энергия, не должны принадлежать международным корпорациям, а должны принадлежать людям. Все эти мечты мы бы хотели воплотить в жизнь. Для начала там, где мы живём, при этом осознавая, что мы везде окружены капитализмом; а затем в Андалусии и во всём остальном мире".
Хуан Гордильо переизбирается на свой пост уже больше тридцати лет. Однако у него до сих пор нет автомобиля, ни личного ни служебного с водителем. Мэр ездит на автобусе, а так его частенько подвозит кто-то из горожан.
Случайно бросив взгляд на другую сторону улицы, я обнаружил, что за нами следят. Те самые милые старички следовали за нами и фотографировали. Чёрт его знает, зачем. Тоже, что ли, для летописи деревни?
Но они были не единственными, кто наблюдал за чужаками. За каждым шагом внимательно следил осёл. Он вертел головой, сверкал глазами и явно был недоволен появлением посторонних на своей территории. Но покинуть огороженную территорию не мог.
Дом культуры. Удивили решётки на окнах и дверях, но само здание было открыто. Правда, делать там в неурочное время особенно нечего. Высокие деревянные двери актового зала оказались закрыты, а у кого ключ - непонятно. На чердаке теле-и радиостудия, у деревушки были свои СМИ, но сегодня интернет правит бал.
Любой, у кого нет компьютера, может прийти в дом культуры и сколько угодно пользоваться общественным. Но и дома интернет абсолютно бесплатный, мэрия взяла расходы на себя.
Рядом с ДК - здание мэрии. Сложенные в высокую башню тазики разного даметра в лучшие времена выглядят как цветочная клумба, но зимой - просто как башня из тазиков.
В ратушу, конечно, может зайти любой желающий, и заходят. У каждого жителя деревни время от времени появляются какие-то дела с государством, а всевозможные чиновники обитают именно здесь. Никакой охраны на входе, нет турникетов и унылых вахтёров.
Зато есть терминал с базой данных Андалузского центра занятости. Такие компьютеры по закону должны быть установлены в администрации каждого населённого пункта, чтобы ищущий работу человек смог найти лучшие предложения: база объединяет всю Испанию и нередко те, кто находит себе труд по душе, переезжает в другой город.
Стоит ли говорить, что в Мариналеде терминал не пользуется популярностью?
В поисках мэра мы заходим к нему в кабинет. Сиьнона Гордильо нет на месте, но дверь открыта, заходи кто хочет.
На рабочем столе бардак, то есть творческий беспорядок. И мраморная хренотень (извините, так и не смог придумать ей название), символизирующая борьбу и освобождение мариналедцев от рабства. Разорванные оковы, все дела.
Здесь вообще много разных подарков, привезённых со всего света, но преимущественно от соратников по левому фронту. Даже картина из Вифлеема с его большой стеной.
Выходим из мэрии, и натыкаемся на гроушоп. Андалузские социалисты не ограничились полумерами, а то ведь обычно свобода, равенство и упячка бывают только на словах. Про свободу и равенство не скажу, но в Мариналеде - легалайз.
Время взглянуть на деревушку сверху. Поднимаю квадрокоптер и рассматриваю окрестности. Со времён, когда была сделана аэрофотография на обложке этого поста, многое изменилось, Мариналеда выросла. Тогда только начинали строиться "социалистические" домики, теперь квартал занимает несколько улиц. Вон они, вдалеке, с одинаковыми красными и коричневыми крышами. Футбольный стадион, несколько теннисных кортов, воллейбольные площадки - и бескрайние рощи оливковых деревьев, источник богатства. Как это "нет работы", когда вокруг столько непаханной земли!
Три бассейна. Летом по выходным возле них не протолкнуться, деревня лежит далеко от моря, но и ехать к нему не нужно, курорт - у тебя дома. Громкая музыка, знойные испанские красотки в мини-бикини, коктейли - или вы думаете, что коммунисты не развлекаются? За всё время, проведённое в этом месте, я ни разу не слышал слово "запрещено" или "нам нельзя". И пожалуй это самое главное отличие от всех прочих, известных миру "красных" режимов. Потому что здесь система для человека, а не человек для системы!!!
В это верят в Мариналеде.
Фасад спортивного центра украшает огромный портрет Че Гевары, самое знаменитое его изображение, фотопортрет Альберто Корды.
Большой спортзал, где можно играть в мини-футбол, волейбол и баскетбол. Есть “качалка”. Остальные активности на улице. В парке, кстати, есть уличные тренажёры.
25 У Мариналеды получилось построить спортивный центр без богатых спонсоров-промышленников. При том, что здесь всего 2,5 тысячи населения.
6 А как вам амфитеатр в деревенском парке?
Сам парк был не очень ухожен, кто-то даже жёг костёр на аллее. Спишем это на зимние холода или на общее разгильдяйство?
Те, кто бывали в испанском захолустье, видели много пустующих домов. Одни были просто покинуты хозяевами, уехавшими в поисках лучшей жизни, другие и вовсе изъяты банками за долги. В Мариналеде ни один дом не пустует, более того, каждый житель деревни может бесплатно построить себе дом (!!!) площадью до 200 квадратных метров. Все финансовые издержки компенсирует муниципалитет, а за своё жилище нужно платить фиксированную сумму - 15 евро в месяц.
Одна из главных проблем социального неравенства - отсутствие собственного жилья. Сотни миллионов людей на планете ютятся в трущобах, подвалах или даже картонных коробках, хотя казалось бы, чего стоит взять, оторвать
[цензура] от продавленного дивана и пойти построить свой собственный дом?
В Мариналеде проблему с нехваткой жилья решали так: все, кому был нужен дом, собирались вместе и строили целую улицу домов, по количеству нуждающихся семей.
Построенные домики распределяли путём жеребьёвки.
По этому же принципу новое жильё в деревне возводится до сих пор. Я заглянул в один из свежепостроенных коттеджей, в нём как раз занимались внутренней отделкой.
Домики небольшие, но каждый имеет два этажа и три спальни. Все планировки внутри одинаковые. Ремонт уже каждый по своему вкусу сделет, но для помощи может привлечь соседей: им ведь тоже потом стены красить.
Если житель коммуны захочет навсегда покинуть деревню, он сможет продать дом, но только в пользу муниципалитета. Кстати, мэр Гордильо сам живёт в точно таком же доме, построенном своими руками и полученным по распределению.
Всё это похоже на рай? А где подводные камни?
Да вот же они: вы должны очень любить оливки!
Основной и по сути единственный доход Мариналеда получает от выращивания оливок и производства оливкового масла. Мы нашей небольшой делегацией рассаживаемся по машинам и едем за город, в поля.
Вот они - бескрайние плантации Мариналеды, богатства, которые принадлежат всему народу и никому в отдельности.
36 Отобрать и поделить. Вот он, секрет экономического чуда в отдельно взятой испанской деревне. Несмотря на то, что крепостное право в Испании отменили ещё в эпоху Возрождения, многие крестьяне не имели прав и свобод до 70-х годов прошлого века. Это звучит как парадокс, но жившие на земле люди зачастую не могли пользоваться этой землёй и возделывать её без разрешения владельца-аристократа. Сам хозяин мог жить в Мадриде и вообще не появляться в регионе. Так было и здесь: принадлежавшие герцогу Инфантадо обширные территории стояли заброшенными, в то время как жители окрестных деревень страдали от голода и не могли себя прокормить.
Местные крестьяне во главе с Хуаном Мануэлем Санчесом Гордийо устроили локальную революцию, девизом которой стало пресловутое “Землю – крестьянам!”. Жители Мариналеды требовали разделить по справедливости угодья герцога Инфантадо, окружавшие поселок: в течение долгих месяцев люди пикетировали его владения и даже всей деревней объявили голодовку. Семьсот человек во главе с бессменным лидером на протяжении тринадцати дней отказывались от пищи, чтобы привлечь внимание к андалусской глубинке, из которой, начиная с 60-х годов, народ массово уезжал, спасаясь от голода и безработицы. Мариналедцы уезжать не хотели.
Борьба была долгой и изнурительной: мятежи подавлялись, а лидеры синдикалистского движения проводили больше времени за решеткой, чем на свободе.
Герцога взяли измором: устав от скопления народа перед воротами своего особняка, он отдал протестующим 1 200 гектаров от своих угодий.
39 Удивительно, но сорок лет спустя те же самые люди продолжают работать на своей, доставшейся с таким трудом земле. Постарев, они не ушли на покой и не обленились. Для них не существует "маньяна" (завтра), есть только "ой" (сегодня).
Хранилище оливкового масла. В Мариналеде делают отличный продукт, но большую часть денег они зарабатывают, перепродавая масло высшей категории итальянцам: они выпускают его под своими брендами. Сами разливают уже попроще: в мире ценится итальянское мало, и за такие же деньги они своё не продадут. Хотя в Испании оливковое масло — национальный продукт и его даже называют “жидким золотом”. Кстати говоря, такая же ситуация не только с маслом: знаменитые и дорогостоящие итальянские сумки шьют испанские мастера в той же Андалусии.
Так выглядит подсобка для рабочих. Не только оливки их интересуют!
Руководит заводом синьор Маноло (на фото справа), один из участников событий по захвату земель и верный соратник мэра Гордильо. Интересно, что тогда, в 70-е, Маноло даже не умел читать и писать.
Старые фотографии, ставшие теперь историческими, висят на стене кабинета Маноло на оливковой фабрике. Надо было идти в гости к преследовавшим нас старичкам, они бы не такое показали!
45 “Земля Утопия” -
Чтобы увидеть сбор оливок, нужно приезжать осенью. В декабре собирать уже нечего. В гараже много современной сельхозтехники, и вот этот жёлтая машина для сбора оливок: своей клешнёй она обхватывает ствол дерева и трясёт его изо всей силы. Ягоды падают в специальный мешок.
Ещё один кооперативный завод, по производству консервированных овощей. Артишоки, перцы, бобы, всё это собирается на местных угодьях, закатывается в банки и разлетается по всей Испании. Мы заглянули на завод, но в тот день он не работал (сельхозработы же по большей части сезонные).
Ещё одно общественное место: старый актовый зал, где проводили все собрания до строительства дома культуры.
Знакомство с жизнью Мариналеды продолжается в местном баре, где на удивление немноголюдно для Испании.
Пара пенсионеров, женщины накрывают столы и готовятся к какому-то мероприятию, да парочка явно советского вида играет в пул. Все остальные, видимо, на работе.
На какой именно работе, в ситуации когда консервный завод закрыт и оливковая фабрика пустует, я честно говоря не понял .
Пиво в местном баре тоже особенное: Бандольера, что значит “бандитка”, крафтовое пиво социалистического кооператива Transformando,
За пивом познакомились с “советскими” ребятами. Пара оказалась путешественниками из Австралии, которые проезжали через Андалусию да немного задержались в гостях у социалистов. Понравилось.
Легендарного мэра Гордильо мы смогли поймать лишь на третий раз, когда проходили мимо ратуши. Вокруг Хуана Мануэля Санчеса выстроилась небольшая очередь, люди всё время подходили, о чём-то спрашивали или рассказывали, он давал советы и обещал разобраться, помочь. Я так и не смог задать достойный вопрос, но придумал его только теперь. Почему в Мариналеде работает то, что оказалось нежизнеспособным в десятках стран, даже больших и могущественных?
Как всё это, чёрт побери, крутится?
Мой визит в Мариналеду был коротким, я провёл там лишь всего один, хоть и насыщенный день.
Спасибо
Взято: Тут
0