sanderkelevra
Рецензия на фильм «Апгрейд» ( 6 фото + 1 видео )
Изобретательный фантастический экшен, заставляющий в очередной раз убедиться — жанровое кино и в 2018-м способно удивлять.
Грей Трэйс — ретроград в мире прогрессивного киберпанка: пока все вокруг радостно аугментируют всё, что только можно аугментировать, он предпочитает работать своими руками и своей же головой. Но после того, как неизвестные грабители убивают жену Грея, а его самого отправляют в инвалидное кресло, герою приходится поступиться принципами. Он принимает предложение одного молодого бизнесмена и позволяет внедрить себе в голову особый чип, который должен поставить Грея обратно на ноги. Вот только работу свою чип по имени Стем (который, к слову, вполне разумен и может даже разговаривать с хозяином) несколько перевыполняет: Грей не просто начинает ходить, а становится смертельно опасным ниндзя-убийцей. Получив новые способности, он первым же делом отправляется на поиски убийц своей жены.
Ли Уоннелл — автор, откровенно говоря, неоднозначный. Долгое время он работал с Джеймсом Ваном, вместе с ним создал «Пилу» и «Астрал», из которых потом почти не вылезал. Последнее его заметное появление вне этих франшиз было в 2014 году, когда Уоннелл написал сценарий к комедийному хоррору «Кутис», до боли отвратительному фильму, про который все уже благополучно забыли. Но после третьего «Астрала», своего бесхитростного и блеклого режиссёрского дебюта, Уоннелл резко сменил вектор творчества, променял Джеймса Вана на Джейсона Блума и запустил в производство сай-фай боевик «Апгрейд». И, кажется, наконец нашёл своё призвание.
«Апгрейд» — кинематографический аналог программы «Очумелые ручки», где из мусора и прочих подручных материалов тебе сделают и кормушку для птиц, и пылесос, и даже ядерную боеголовку. Вот и Ли Уоннелл, имея на руках вторичные сюжетные тропы и ходы, смог собрать историю, которая не слишком часто вызывает чувство дежавю.
На поверхности тут вновь сюжет про месть, злые корпорации и заговорские заговоры, но интересно то, как режиссёр строит из них интригу. Фильм как будто играет со зрителем в извращенную вариацию чехарды: когда ты думаешь, что раскусил очередной сюжетный поворот, оказывается, этот поворот вовсе поворотом и не был — за ним есть ещё один. Куда более, скажем так, поворотный.
До поры до времени «Апгрейд» показывает себя простым жанровым боевичком: тут постреляем, там смачно подерёмся, бац-бац, пиу-пиу, все довольны. Сюжет и какое-никакое раскрытие мира в таких условиях воспринимаются как простая формальность: мол, нужна же нам какая-то опора для драк, да и сойдёт. Но финал ставит всё с ног на голову — у «Апгрейда» появляется хоть и не глубокое, но всё же двойное дно.
Фильм в ретроспективе выглядит несколько иначе, из киберпанкового «Джона Уика» превращается в образцовый рассказ Филиппа К. Дика. Только вместо самокопаний и философских размышлений на тему «А мечтают ли…» тут изобретательный экшен. Впрочем, так оно и лучше — для первого у нас всегда есть «Бегущий по лезвию», и на его территорию Уоннелл разумно соваться не стал.
Вообще удивительно, как классно можно снимать экшен, если хоть иногда включать фантазию и выходить за рамки шаблона «крупный план, средний план, камеру потрясли, и в монтажную». Найшуллер придумал снимать экшен от первого лица, Уоннелл же сделал шаг в сторону и зафиксировал фокус камеры на герое. Приём не сложный, но до чего же хорошо смотрится — тем более когда работает на историю и персонажа.
Специфичный метод съёмки добавляет изображению необходимой «искусственности» и заставляет поверить, что актёром и правда управляет компьютерный чип. Впрочем, это не только техническая заслуга: без потрясающей пластики Логана Маршалла-Грина (кстати, пока его лучшая роль) приём бы не сработал.
Внешней изобретательности фильма не мешают ни явно ограниченный бюджет, ни скромные декорации: «Апгрейд» почти не выбирается из тёмных коридоров, складов, гаражей и подвальных помещений. Но приступы клаустрофобии если кому и грозят, то лишь ближе к концу, когда фильм несколько выдыхается и череда узких комнат начинает немного утомлять.
Для таких моментов у Уоннелла есть один туз в рукаве, припрятанный ещё со времён «Пилы». В «Апгрейде» он не стесняется разбавлять драки сценами почти что эксплуатационной жестокости — и, в отличие от той же «Пилы», где зритель быстро вырабатывал толерантность к летящим отовсюду мозгам и кишкам, здесь она действительно бьёт по нервам.
Грей Трэйс — ретроград в мире прогрессивного киберпанка: пока все вокруг радостно аугментируют всё, что только можно аугментировать, он предпочитает работать своими руками и своей же головой. Но после того, как неизвестные грабители убивают жену Грея, а его самого отправляют в инвалидное кресло, герою приходится поступиться принципами. Он принимает предложение одного молодого бизнесмена и позволяет внедрить себе в голову особый чип, который должен поставить Грея обратно на ноги. Вот только работу свою чип по имени Стем (который, к слову, вполне разумен и может даже разговаривать с хозяином) несколько перевыполняет: Грей не просто начинает ходить, а становится смертельно опасным ниндзя-убийцей. Получив новые способности, он первым же делом отправляется на поиски убийц своей жены.
Ли Уоннелл — автор, откровенно говоря, неоднозначный. Долгое время он работал с Джеймсом Ваном, вместе с ним создал «Пилу» и «Астрал», из которых потом почти не вылезал. Последнее его заметное появление вне этих франшиз было в 2014 году, когда Уоннелл написал сценарий к комедийному хоррору «Кутис», до боли отвратительному фильму, про который все уже благополучно забыли. Но после третьего «Астрала», своего бесхитростного и блеклого режиссёрского дебюта, Уоннелл резко сменил вектор творчества, променял Джеймса Вана на Джейсона Блума и запустил в производство сай-фай боевик «Апгрейд». И, кажется, наконец нашёл своё призвание.
«Апгрейд» — кинематографический аналог программы «Очумелые ручки», где из мусора и прочих подручных материалов тебе сделают и кормушку для птиц, и пылесос, и даже ядерную боеголовку. Вот и Ли Уоннелл, имея на руках вторичные сюжетные тропы и ходы, смог собрать историю, которая не слишком часто вызывает чувство дежавю.
На поверхности тут вновь сюжет про месть, злые корпорации и заговорские заговоры, но интересно то, как режиссёр строит из них интригу. Фильм как будто играет со зрителем в извращенную вариацию чехарды: когда ты думаешь, что раскусил очередной сюжетный поворот, оказывается, этот поворот вовсе поворотом и не был — за ним есть ещё один. Куда более, скажем так, поворотный.
До поры до времени «Апгрейд» показывает себя простым жанровым боевичком: тут постреляем, там смачно подерёмся, бац-бац, пиу-пиу, все довольны. Сюжет и какое-никакое раскрытие мира в таких условиях воспринимаются как простая формальность: мол, нужна же нам какая-то опора для драк, да и сойдёт. Но финал ставит всё с ног на голову — у «Апгрейда» появляется хоть и не глубокое, но всё же двойное дно.
Фильм в ретроспективе выглядит несколько иначе, из киберпанкового «Джона Уика» превращается в образцовый рассказ Филиппа К. Дика. Только вместо самокопаний и философских размышлений на тему «А мечтают ли…» тут изобретательный экшен. Впрочем, так оно и лучше — для первого у нас всегда есть «Бегущий по лезвию», и на его территорию Уоннелл разумно соваться не стал.
Вообще удивительно, как классно можно снимать экшен, если хоть иногда включать фантазию и выходить за рамки шаблона «крупный план, средний план, камеру потрясли, и в монтажную». Найшуллер придумал снимать экшен от первого лица, Уоннелл же сделал шаг в сторону и зафиксировал фокус камеры на герое. Приём не сложный, но до чего же хорошо смотрится — тем более когда работает на историю и персонажа.
Специфичный метод съёмки добавляет изображению необходимой «искусственности» и заставляет поверить, что актёром и правда управляет компьютерный чип. Впрочем, это не только техническая заслуга: без потрясающей пластики Логана Маршалла-Грина (кстати, пока его лучшая роль) приём бы не сработал.
Внешней изобретательности фильма не мешают ни явно ограниченный бюджет, ни скромные декорации: «Апгрейд» почти не выбирается из тёмных коридоров, складов, гаражей и подвальных помещений. Но приступы клаустрофобии если кому и грозят, то лишь ближе к концу, когда фильм несколько выдыхается и череда узких комнат начинает немного утомлять.
Для таких моментов у Уоннелла есть один туз в рукаве, припрятанный ещё со времён «Пилы». В «Апгрейде» он не стесняется разбавлять драки сценами почти что эксплуатационной жестокости — и, в отличие от той же «Пилы», где зритель быстро вырабатывал толерантность к летящим отовсюду мозгам и кишкам, здесь она действительно бьёт по нервам.
Взято: Тут
0