История первой женщины-астронома, которую ″затоптала″ толпа христиан ( 8 фото )
- 09.11.2018
- 700
За что убили Ипатию Александрийскую?
Противостояние между наукой и религией не раз превращало великих ученых в мучеников из-за оригинальности их идей и принципиальности позиции.
Одной из таких мучениц стала Ипатия, языческая женщина-философ, жестоко умерщвленная православными жителями Александрии.
Она родилась около 370 г. н. э. и была дочерью Теона Александрийского, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы, рассказывает Cultura Colectiva. Папа, как это довольно часто бывает, любил дочку и дал ей отличное образование, а также передал наследнице весь свой интеллектуальный багаж.
Во всяком случае около 400 г. н. э. в возрасте около тридцати лет Гипатия заняла кафедру философии, стала преподавать философию Платона и Аристотеля, математику, занималась составлением астрономических таблиц.
Со временем она стала схолархом (то есть руководителем) Александрийской школы неоплатонизма.
Среди её учеников были многие видные политики, общественные деятели и духовные лица.
В начале V века в Александрии существовал острый общественный конфликт на религиозной почве между христианами, язычниками и иудеями. Противоборство иногда выливалось в кровопролитие. Один из таких случаев дал повод христианскому епископу Кириллу изгнать из Александрии иудеев (за массовое убийство христиан).
Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, и имела влияние на главу города - префекта Ореста.
Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, у которого с Орестом были разногласия. Племянник Феофила Кирилл стал патриархом после напряженной борьбы с другим кандидатом - Тимофеем.
Весь город разделился на группировки. После своей победы Кирилл стал расправляться с оппозицией. Орест защитил одну из групп, что рассорило Кирилла с Орестом. За Орестом стояла влиятельная часть александрийской городской знати.
Епископ стал считать Ипатию врагом, способным поставить под угрозу идеи христианства.
И сделал все для того, чтобы против Ипатии поднялась волна обвинений в чародействе, и в том, что она околдовывает Ореста и направляет его политику. Его целью было избавиться от нее.
«Духовенство её времени никак не могло простить Гипатии, что она была прекрасна, но скромна; что она была гораздо более образованна, чем они, не была черствой к мирянам и пользовалась большим доверием гражданского магистрата, который духовенство того времени старалось оттеснить или подавить, прибрав в свои руки».
Город оказался во власти мелких боевых групп, одной из которых были парабаланы - монахи из египетской пустыни, переводе «банщики» или санитары, которые хоронили умерших от болезней, чтобы заразиться и принять смерть за Христа.
В 415 году группа парабаланов, сторонников епископа Кирилла, напала на Ипатию.
Они стащили её с носилок и потащили к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, побили камнями и умертвили устричными раковинами, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли.
Убийство Ипатии «навлекло немало позора на Кирилла и на Александрийскую Церковь». Особенно разгневан был император Феодосий, но следствие, тщательно изучив все обстоятельства трагедии, так и не смогло установить, что Кирилл был хоть как-то к ней причастен.
История и некоторые труды Ипатии сохранилась благодаря ее ученикам, но ее фигура не признана в силу того, что в те времена было принято не учитывать знания и вклад женщин в великое коллективное предприятие науки.
Прошли века, но и в наши дни происходит то же самое. Общественная активность и инициативность наказуемы. Особенно для женщин. Вы согласны?
Противостояние между наукой и религией не раз превращало великих ученых в мучеников из-за оригинальности их идей и принципиальности позиции.
Одной из таких мучениц стала Ипатия, языческая женщина-философ, жестоко умерщвленная православными жителями Александрии.
Она родилась около 370 г. н. э. и была дочерью Теона Александрийского, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы, рассказывает Cultura Colectiva. Папа, как это довольно часто бывает, любил дочку и дал ей отличное образование, а также передал наследнице весь свой интеллектуальный багаж.
Во всяком случае около 400 г. н. э. в возрасте около тридцати лет Гипатия заняла кафедру философии, стала преподавать философию Платона и Аристотеля, математику, занималась составлением астрономических таблиц.
Со временем она стала схолархом (то есть руководителем) Александрийской школы неоплатонизма.
Среди её учеников были многие видные политики, общественные деятели и духовные лица.
В начале V века в Александрии существовал острый общественный конфликт на религиозной почве между христианами, язычниками и иудеями. Противоборство иногда выливалось в кровопролитие. Один из таких случаев дал повод христианскому епископу Кириллу изгнать из Александрии иудеев (за массовое убийство христиан).
Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, и имела влияние на главу города - префекта Ореста.
Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, у которого с Орестом были разногласия. Племянник Феофила Кирилл стал патриархом после напряженной борьбы с другим кандидатом - Тимофеем.
Весь город разделился на группировки. После своей победы Кирилл стал расправляться с оппозицией. Орест защитил одну из групп, что рассорило Кирилла с Орестом. За Орестом стояла влиятельная часть александрийской городской знати.
Епископ стал считать Ипатию врагом, способным поставить под угрозу идеи христианства.
И сделал все для того, чтобы против Ипатии поднялась волна обвинений в чародействе, и в том, что она околдовывает Ореста и направляет его политику. Его целью было избавиться от нее.
«Духовенство её времени никак не могло простить Гипатии, что она была прекрасна, но скромна; что она была гораздо более образованна, чем они, не была черствой к мирянам и пользовалась большим доверием гражданского магистрата, который духовенство того времени старалось оттеснить или подавить, прибрав в свои руки».
Город оказался во власти мелких боевых групп, одной из которых были парабаланы - монахи из египетской пустыни, переводе «банщики» или санитары, которые хоронили умерших от болезней, чтобы заразиться и принять смерть за Христа.
В 415 году группа парабаланов, сторонников епископа Кирилла, напала на Ипатию.
Они стащили её с носилок и потащили к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, побили камнями и умертвили устричными раковинами, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли.
Убийство Ипатии «навлекло немало позора на Кирилла и на Александрийскую Церковь». Особенно разгневан был император Феодосий, но следствие, тщательно изучив все обстоятельства трагедии, так и не смогло установить, что Кирилл был хоть как-то к ней причастен.
История и некоторые труды Ипатии сохранилась благодаря ее ученикам, но ее фигура не признана в силу того, что в те времена было принято не учитывать знания и вклад женщин в великое коллективное предприятие науки.
Прошли века, но и в наши дни происходит то же самое. Общественная активность и инициативность наказуемы. Особенно для женщин. Вы согласны?
Материал взят: Тут