Советский фильм, в котором не жалко никого. ( 5 фото )
- 26.10.2018
- 505
Так, друзья, давайте сегодня поговорим о кино) Под занавес СССР было снято множество хороших фильмов, которые появлялись один за другим. Всё дело было в том, что в эпоху брежневского застоя у многих режиссёров были интересные задумки, но реализовать их стало можно только после 1985 года, в эпоху Перестройки, когда "стало можно" то, чего раньше было нельзя.
Советские люди с удивлением наблюдали за тем, как на экраны приходит всё то, что раньше было частью реальной жизни. Вместо вечно счастливых и улыбающихся белозубой улыбкой трактористов, а также парочек, что сперва гуляют между березок, а потом выходят из роддома с бодрым трёхмесячным малышом на руках, в кино вдруг пришли опалённые войной ребята-"афганцы", обычные советские работяги, едва сводящие концы с концами, а действия фильмов из пафосных советских ДК переместились на крошечные хрущёвские кухни.
В общем — в кино пришла настоящая жизнь, и всякие старые сталинисты дрожащей рукой капали себе корвалол в толстый небьющийся стакан — так как по телевизору вместо Вождя теперь показывали такое. Хороших фильмов в то время было снято очень много — "Авария, дочь мента", "Маленькая Вера", "Дрянь", "Курьер", "Такси-Блюз" и, конечно, "Дорогая Елена Сергеевна" (которому в этом году исполняется 30 лет) — об этом последнем фильме я сегодня и расскажу.
Кино было снято Эльдаром Рязановым в 1988 году и ещё раз подтверждает невероятную талантливость и антисоветскую направленность этого режиссёра — о чём я уже подробно писал в этом посте. В общем — в сегодняшнем посте разбираем это кино, будет много интересного Обязательно заходите под кат, ну и в друзья добавляться не забывайте)
О чём это кино.
Для начала про сюжет фильма, он достаточно простой. Ученики выпускного класса по имени Витя, Паша, Ляля и Володя в дни выпускных экзаменов приходят поздравить свою учительницу по математике (Елену Сергеевну) с днём рождения. По ходу действия выясняется, что пришли они не просто так — ребятам нужен ключ от школьного сейфа, в котором хранятся их экзаменационные работы. Паша планирует поступать на филологический, но плохо написал экзамен по математике, Витя планирует поступать в лесотехнический, но не написал вообще ничего, так как с математикой у него плохо. У ребят есть с собой решенные варианты экзаменационных задач, которые они планируют подменить в сейфе.
Далее разворачивается противостояние — учительница в шоке от такого предложения ребят, а ребята всеми средствами (и мягкими уговорами, и даже попыткой "обыска") пытаются заставить учительницу отдать им ключ от сейфа. И Паша, и Витя доказывают учительнице, что "талантливым математикам они дорогу не перейдут", так как поступают не в математические ВУЗы, а Паша — вообще талантливый будущий филолог, отметившийся своими работами на Олимпиадах.
Елена Сергеевна напирает на "чувство долга и моральности" — мол, поступить она так не может, это непедагогично, не поступите в этом году — ну поедете умирать в Афган пойдёте в армию, да и всё. Под конец фильма Володя (которому не были нужны прямые выгоды и который просто был в компании заводилой) делает вид, что хочет изнасиловать Лялю — после чего Елена Сергеевна отдаёт ключ и запирается в ванной. Ребята после всего случившегося уходят, не взяв ключ и просто оставив его на тумбочке.
Образ советского человека в фильме. Два СССР.
Не знаю, в курсе вы или нет — но пьесу "Дорогая Елена Сергеевна", которую написала Людмила Разумовская в 1979 году и которую поставили в начале восьмидесятых, сперва запрещали — и участвовал в этом даже лично Горбачёв. "Как так могло получиться, что вопрос о необходимости снятия этой пьесы с показа поставило не министерство культуры, а КГБ?" — грозно спрашивал будущий "реформатор". А запрещать пьесу по советской логике было за что — в ней показаны два кардинально разных образа советского человека, которые в фильме вступают в конфликт.
Елена Сергеевна пытается соответствовать "книжному" образу советского человека, который навязывала советская пропаганда — рассуждает про какие-то идеалы, которым сама же и не соответствует (об этом ниже). Кроме того, Елена Сергеевна в целом ведёт образ жизни, который чем-то напоминает монашеский — у неё нет мужчины, она не красится, одевается в мрачную тёмную одежду, старается соответствовать "нормам книжной морали" (хотя, как верно отмечают ребята — с её стороны это неискреннее фарисейство), а на стене её квартиры вместо икон висят фотоснимки советских вождей.
Как-то в комментариях вы спрашивали о любителях СССР женского пола — вот это именно оно и есть. Любительница СССР женского пола — это типаж женщины-монашки, что живёт с множеством запретов и зажимов в ожидании отложенного блага. Мол, сейчас-то я потерплю, да — но потом мы ещё увидим, кто был прав! В какой-то следующей жизни я получу множество наград, а Высшему Существу (Генсеку) нужны именно такие, как я.
Старшеклассники в фильме — образ советского человека, которым тот был в действительности, а не в книгах. Ребята быстро поняли, что все совковые рассуждения о равенстве и братстве — не более, чем слова, а выживает и добивается успехов в СССР тот, кто умеет "крутиться", вовремя дать взятку, успеть "влезть" в нужную очередь и так далее. Забавно смотрятся эпизоды, когда "монашка" Елена Сергеввна читает советскую мантру "счастье — в труде на благо государства", а ребята поднимают её на смех — так как чувствуется, что Елена Сергеевна и сама не верит в то, о чём говорит, но продолжает гнуть свою линию.
Думаю, именно поэтому пьесу и запрещали в доеперестроечные времена, в нём показано то, о чём все и так знали, но не говорили вслух — на самом деле существует два СССР. В одном (книжном, газетном и телевизионном) люди рассуждают о каких-то там мифических идеалах, повторяют по три раза в день суру "не в деньгах счастье" и несутся к идеалам Коммунизма, где всё будет бесплатно. В другом СССР (реальном) люди стоят в трехчасовых очередях за курами, думают о том, как бы дать взятку, чтобы купить домой "финскую спальню" и договариваются с сантехником о ремонте крана "за бутылку, мимо кассы".
Двойная советская «мораль».
В этих двух разных СССР (мифическом и реальном) существовало также и две морали, которые время от времени сталкивались. Не знаю, замечали вы или нет — но в фильме есть очень интересный эпизод, который является вообще ключевым для оценки главной мысли всей картины. Ребята предлагают отдать им ключ от сейфа не просто так, а в обмен на помощь больной матери Елены Сергеевны — та уже много лет болеет, и Володя, у отца которого большие связи, предлагает поместить мать Елены Сергеевны "по блату" в клинику к мировому светиле, где она гарантированно поправится. Случается это ещё до того, как ребята заговорили о ключе — Володя просто предлагает Елене Сергеевне такую помощь.
И что же происходит с нашей советской моралисткой, с нашей монашкой от СССР? Может быть, Елена Сергеевна начинает рассуждать о недопустимости такого шага — ведь медицина у нас "бесплатная", "в государстве все равны, и равных равнее других быть не может"? Нет — она легко соглашается на такой шаг и прямо не знает, как отблагорадить Володю.
Фактически, она легко отказывается от своих же собственных "идеалов" в обмен на простую выгоду — пускай её матери помогут вне очереди, по блату! При этом она наотрез отказывается помочь ребятам в подмене экзаменационных вариантов. И если в варианте с заменой экзаменационных вариантов максимальным "вредом" стало бы лишь то, что ребята обошли бы кого-то по конкурсу, то в варианте с "блатным лечением" последствиями могла бы стать смерть человека — скажем, мать Елены Сергеевны вне очереди стали лечить бы вместо другого пациента, которому нужна была срочная помощь, и он бы умер. Но Елену Сергеевну это ничуть не смущает.
Вот в этом и есть вся суть советских ханжеских "моралистов" — они рассуждают о высоком только тогда, когда дело касается кого-то другого, но не замечают бревно в собственном глазу. При этом, если им ткнуть на это пальцем — то могут и пойти на принцип из бараньего упрямтства. Когда "тёрки" Елены Сергеевны и ребят переходят на повышенные тона и она узнаёт, что от неё требуется, то она "из принципа" отказывается от помощи больной матери в обмен на ключ от сейфа с работами — тем самым обрекая свою мать на вероятную смерть (хотя только что легко на это соглашалось) — просто для того, чтобы доказать мёртвому деду, который на самом деле жив и всё видит свою преданность. Никакого другого объяснения этому нет.
Никого не жалко, никого.
В отличие от пропагандистских советских фильмов, в которых обычно показывалась "борьба" лучшего с хорошим, Эльдар Рязанов показал борьбу "плохого с худшим". Елена Сергеевна не вызывает никакой симпатии — как верно замечают ребята, она говорит советскими лозунгами и готова даже пожертвовать жизнью матери ради каких-то мифических совковых "принципов", которые сама только что готова была легко нарушить, отправив мать лечиться вне очереди. То есть — является типичным носителем двойной совковой морали.
Но и старшеклассники тоже не вызывают особых симпатий — пугает их готовность "идти до конца" в давлении на человека для достижении своих целей, а особенно отвратно выглядит попытка Володи шантажировать Елену Сергеевну угрозой изнасиловать Лялю (неважно — реально он хотел это сделать или нет). В общем, в фильме не жалко никого. Или даже наоборот— в фильме жалко всех.
Фильм оставляет странное послевкусие — когда понимаешь, что положительных героев в нём нет вообще. И тем он хорош — так как показывает живых людей, а не трактористов, что после десятичасовой смене на целине поражают накрахмаленной рубашкой и белозубой улыбкой.
А вы видели фильм "Дорогая Елена Сергеевна"? Что думаете о нём?
Как вам вообще кино времён Перестройки?
Напишите в комментариях, интересно)
Материал взят: Тут