ZurabSTK
Лучшие фильмы всех времён и народов - 9 ( 19 фото )
Итак, гонка по списку ста самых лучших фильмов всех времён и народов по версии ЮНЕСКО 1979 года подходит к финалу. Собственно, тут и лучшие и важные, так сказать «знаковые» фильмы. Увы, далеко не все лучшие фильмы вошли в Сотню, просто из-за нехватки места. Но нас ждёт несколько сюрпризов.
Последняя часть начинается с неожиданного для современных синефилов фильма кубинского режиссёра Томаса Гутьерреса Алеа «Воспоминание об отсталости». Сейчас этот фильм никто не помнит, да и сам Алеа забыт, но, во-первых, у меня нет ни малейших сомнений, что «Воспоминание об отсталости» действительно по праву занимает место в Золотой Сотне. Вот насчёт Рене Клера я сомневаюсь, а тут уверен. Это исповедь интеллектуала из элитарных кругов, потерявшего в результате революции всё, что имел, но отказывающегося эмигрировать с Кубы. И он вовсе не принимает квазимарксистскую демагогию барбудос, он видит ей цену и ничуть не обольщается по поводу Фиделя Кастро и Че Гевары. Но он принимает отвественность за происшедшее – это он, он лично виноват в том, что ничего не сделал, чтобы преодолеть отсталость простых кубинцев. Эту «осталость», неспособность быть адекватным социальному вызову, он со стыдом обнаруживает в себе. И судит себя. В России и Советском Союзе, между прочим, мне ни разу не попадался столь последовательный и нелицеприятный анализ интеллектуалом своей позиции. Всегда – либо мазохистская капитуляция перед «классом-гегемоном», либо истерическое обвинение всех вокруг, либо высокомерный «уход в себя». В общем, умное кино, сделанное с безупречным вкусом, с тонким чувством стиля, с рукой на пульсе эпохи. Фильм забытый, но, тем не менее, замечательный.
Затем, разумеется, «Космическая Одиссея 2001 года». Этот фильм, посвящённый человечеству, как космическому феномену – и даже шире – разумной жизни во вселенной, стал этапом в становлении кинематографа. После него, как и после «На последнем дыхании» Годара, мировое кино необратимо изменилось. Вы видели этот фильм на большом экране? Если не видели, то вы и понятия не имеете о совершенстве «Космической Одиссеи». Величина экрана «Одиссеи» концептуальна, это важный элемент общей конструкции – как это было в своё время с фильмом Абеля Ганса «Наполеон». Это один из абсолютных фильмов. Впрочем, одна царапинка на немыслимо совершенной работе Кубрика есть: обезьяны в прологе всё же не стопроцентно аутентичны. Но в остальном «Одиссея» безупречна. Разумеется, все фильмы Стенли Кубрика (за исключением «Спартака», идиотской «Лолиты» и хорошо задуманной но скучно снятой вольной экранизации Шницлера) могли бы занять место в Сотне. Но выбор «Космической Одессеи» правильный.
Японская «новая волна» представлена «Церемонией» Нагисы Осимы. В принципе, выбор этот почти случайный. На этом же месте могла бы оказаться "Коррида любви", "Исследование непристойных песен Японии" или «Смертная казнь через повешенье», если бы отборщики фильмов на международные фестивали не пугались бы таких страшных названий. «Церемония» очень характерный фильм Осимы, но это не его шедевр. Это один из его лучших фильмов. Один из...
А вот «Смерть в Венеции» Лукино Висконти, безусловно, шедевр мастера. В самом деле, лучший из его поздних фильмов, хотя лично я больше люблю «Семейный портрет в интерьере». Но это частное суждение. «Смерть» - безусловный шедевр и, как «Космическая Одиссея», абсолютное кино, картина полностью совершенная, не уступающая даже «Персоне» Ингмара Бергмана.
Что там ещё у нас осталось? «Комедианты» Тео Ангелопулоса? Ну, пусть будут. Конечно, позже Ангелопулос превралится в живого колассика, в монумент самому себе, однако в середине семидесятых был, несомненно, открывателем новых путей в кинематографе и создателем захватывающих, глубоких, политически корректных зрелищ. Самое лучшее описание этого фильма – с последовательным, почти покадровым анализом – сделал Сергей Юткевич в монографии «Модели политического кино». Отсылаю любопытствующих к его книге, но и сам фильм посмотреть стоит, хотя бы потому что Александр Рехвиашвили под влиянием этого фильма создал такие удивительные ленты, как «Грузинская хроника 19 века» и «Путь домой».
Новый Голливуд присутствует в Сотне в форме «Нэшвилла» Роберта Отлмена. Да, отличное кино, сконцентрировавшее в себе большинство достижений «беспечных ездоков», хотя я предпочёл бы „MASH“. Но многие – в том числе советские критики – отнеслись к „MASH“ крайне негативно, как к провокации, поэтому в список попал «Нэшвилл», с музыкой, политикой, шуточками и выстрелами в финале.
Заключает же список «Двадцатый век» Бертолуччи, открывший финальную фазу развития кинематографа, так называемый «большой стиль», киноэпику. И до «Двадцатого века» были попытки (в том числе удачные) создать кинороман, широкую панораму движения людей в истории. Но Бертолуччи превзошёл своих предшественников. Он превзошёл даже – говорю это с трудом, наступая на горло собственной песне, но признавая объективное положение вещей – Бертолуччи превзошёл даже самого Висконти с его «Чувством» и «Леопардом».
Вот такой список. Он редкий, до моих постов его не было в интернете ни на каком языке. Но этот список, самый первый в своём роде, стал эталоном. Все остальные, более поздние, отталкивались от него, соглашались, спорили, но всегда имели его в виду.
Теперь и вы можете использовать этот эталон, прикладывая к нему свои собственные линейки. Разумеется, если бы этот список отражал мои взгляды на кино, некоторые фильмы туда не попали бы, зато там было бы место для Мартина Скорсезе, для Эрнста Любича, для Киры Муратовой, для Хэла Роуча, Кането Синдо, Сохея Имамуры и многих других. Но это не мой список.
Последняя часть начинается с неожиданного для современных синефилов фильма кубинского режиссёра Томаса Гутьерреса Алеа «Воспоминание об отсталости». Сейчас этот фильм никто не помнит, да и сам Алеа забыт, но, во-первых, у меня нет ни малейших сомнений, что «Воспоминание об отсталости» действительно по праву занимает место в Золотой Сотне. Вот насчёт Рене Клера я сомневаюсь, а тут уверен. Это исповедь интеллектуала из элитарных кругов, потерявшего в результате революции всё, что имел, но отказывающегося эмигрировать с Кубы. И он вовсе не принимает квазимарксистскую демагогию барбудос, он видит ей цену и ничуть не обольщается по поводу Фиделя Кастро и Че Гевары. Но он принимает отвественность за происшедшее – это он, он лично виноват в том, что ничего не сделал, чтобы преодолеть отсталость простых кубинцев. Эту «осталость», неспособность быть адекватным социальному вызову, он со стыдом обнаруживает в себе. И судит себя. В России и Советском Союзе, между прочим, мне ни разу не попадался столь последовательный и нелицеприятный анализ интеллектуалом своей позиции. Всегда – либо мазохистская капитуляция перед «классом-гегемоном», либо истерическое обвинение всех вокруг, либо высокомерный «уход в себя». В общем, умное кино, сделанное с безупречным вкусом, с тонким чувством стиля, с рукой на пульсе эпохи. Фильм забытый, но, тем не менее, замечательный.
Затем, разумеется, «Космическая Одиссея 2001 года». Этот фильм, посвящённый человечеству, как космическому феномену – и даже шире – разумной жизни во вселенной, стал этапом в становлении кинематографа. После него, как и после «На последнем дыхании» Годара, мировое кино необратимо изменилось. Вы видели этот фильм на большом экране? Если не видели, то вы и понятия не имеете о совершенстве «Космической Одиссеи». Величина экрана «Одиссеи» концептуальна, это важный элемент общей конструкции – как это было в своё время с фильмом Абеля Ганса «Наполеон». Это один из абсолютных фильмов. Впрочем, одна царапинка на немыслимо совершенной работе Кубрика есть: обезьяны в прологе всё же не стопроцентно аутентичны. Но в остальном «Одиссея» безупречна. Разумеется, все фильмы Стенли Кубрика (за исключением «Спартака», идиотской «Лолиты» и хорошо задуманной но скучно снятой вольной экранизации Шницлера) могли бы занять место в Сотне. Но выбор «Космической Одессеи» правильный.
Японская «новая волна» представлена «Церемонией» Нагисы Осимы. В принципе, выбор этот почти случайный. На этом же месте могла бы оказаться "Коррида любви", "Исследование непристойных песен Японии" или «Смертная казнь через повешенье», если бы отборщики фильмов на международные фестивали не пугались бы таких страшных названий. «Церемония» очень характерный фильм Осимы, но это не его шедевр. Это один из его лучших фильмов. Один из...
А вот «Смерть в Венеции» Лукино Висконти, безусловно, шедевр мастера. В самом деле, лучший из его поздних фильмов, хотя лично я больше люблю «Семейный портрет в интерьере». Но это частное суждение. «Смерть» - безусловный шедевр и, как «Космическая Одиссея», абсолютное кино, картина полностью совершенная, не уступающая даже «Персоне» Ингмара Бергмана.
Что там ещё у нас осталось? «Комедианты» Тео Ангелопулоса? Ну, пусть будут. Конечно, позже Ангелопулос превралится в живого колассика, в монумент самому себе, однако в середине семидесятых был, несомненно, открывателем новых путей в кинематографе и создателем захватывающих, глубоких, политически корректных зрелищ. Самое лучшее описание этого фильма – с последовательным, почти покадровым анализом – сделал Сергей Юткевич в монографии «Модели политического кино». Отсылаю любопытствующих к его книге, но и сам фильм посмотреть стоит, хотя бы потому что Александр Рехвиашвили под влиянием этого фильма создал такие удивительные ленты, как «Грузинская хроника 19 века» и «Путь домой».
Новый Голливуд присутствует в Сотне в форме «Нэшвилла» Роберта Отлмена. Да, отличное кино, сконцентрировавшее в себе большинство достижений «беспечных ездоков», хотя я предпочёл бы „MASH“. Но многие – в том числе советские критики – отнеслись к „MASH“ крайне негативно, как к провокации, поэтому в список попал «Нэшвилл», с музыкой, политикой, шуточками и выстрелами в финале.
Заключает же список «Двадцатый век» Бертолуччи, открывший финальную фазу развития кинематографа, так называемый «большой стиль», киноэпику. И до «Двадцатого века» были попытки (в том числе удачные) создать кинороман, широкую панораму движения людей в истории. Но Бертолуччи превзошёл своих предшественников. Он превзошёл даже – говорю это с трудом, наступая на горло собственной песне, но признавая объективное положение вещей – Бертолуччи превзошёл даже самого Висконти с его «Чувством» и «Леопардом».
Вот такой список. Он редкий, до моих постов его не было в интернете ни на каком языке. Но этот список, самый первый в своём роде, стал эталоном. Все остальные, более поздние, отталкивались от него, соглашались, спорили, но всегда имели его в виду.
Теперь и вы можете использовать этот эталон, прикладывая к нему свои собственные линейки. Разумеется, если бы этот список отражал мои взгляды на кино, некоторые фильмы туда не попали бы, зато там было бы место для Мартина Скорсезе, для Эрнста Любича, для Киры Муратовой, для Хэла Роуча, Кането Синдо, Сохея Имамуры и многих других. Но это не мой список.
Взято: Тут
0