sanderkelevra
Рецензия на фильм «Лето 84» ( 5 фото + 1 видео )
Убедительный триллер с оглядкой на Хичкока и бескомпромиссный ответ всем ностальгическим фильмам последних лет.
Пятнадцатилетний Дэйви очень любит кататься на велосипеде, играть в прятки и, больше всего остального, конспирологию. Так что когда по телевизору объявляют о поисках таинственного маньяка, вот уже несколько лет орудующего по соседству с городом Дэйви, тот, взяв с собой друзей, начинает собственное расследование — не из-за личной привязки к делу или жажды справедливости, а потому что хочет стать частью чего-то великого. Под его подозрение сразу попадает сосед Уэйн МакКи, дружелюбный полицейский и настоящее олицетворение пригородного простачка. А всё дело в том, что однажды Дэйви увидел в окне Уэйна мальчика, подозрительного похожего на того, что буквально через пару дней объявили пропавшим.
Для современного искусства восьмидесятые стали, как это принято называть в мифологии, неким прамиром. Местом, где всё было иначе: трава — зеленее, жвачки — вкуснее, фильмы — лучше, а любое опасное занятие превращалось в увлекательное приключение. Эта синтипоповская эпоха достигла апогея где-то в 2015-м, когда вышел первый сезон «Очень странных дел» и замечательный «Кунг Фьюри». Вместе они установили ту планку ностальгической эксплуатации, перепрыгнуть которую уже не получится, да и не очень-то хочется. По всем законам мироздания с тех пор процесс должен был пойти в сторону осмысления и анализа того, почему нас так тянет к восьмидесятым. К вопросу, откуда взялась эта фантомная ностальгия по времени, которое многие из нас никогда и не видели.
Шанс на такой «взгляд сверху» был и у «Оно» Мускетти, и, допустим, у «Первому игроку приготовиться» Спилберга. Оба фильма вполне могли поставить точку в неоновом безобразии, но не смогли: в первом случае из-за неумения, во втором — из-за нежелания. Но спасение таки пришло, как водится, откуда не ждали: от трио режиссёров Симар-Виссель-Виссель, авторов «Турбо Кида», и их незаметного, не дошедшего до проката фильма «Лето 84».
Конечно, это не тот тип деконструкционного кино, к которому мы привыкли. «Лето 84» — совсем не «Хижина в лесу», после которой сложно воспринимать дуболомные слэшеры, и не какой-нибудь «Остин Пауэрс», единолично положивший конец эпохе «дурацкого Бонда». Канадских режиссёров не интересует сатира как таковая, не интересны им отсылки или стёб над клише — что в каком-то плане уже само по себе клише. Они не разворачивают жанр на 180 градусов, а скорее делают оборот на все 360 — возвращаются на то же самое место, но немного другими.
Их фильм берёт все привычные жанровые тропы и, вместо того чтобы изображать собой опостылевший «пост-пост-», доводит их до каких-то сумасшедших, но отнюдь не пародийных значений. Похабные подростки здесь ещё похабнее, шуток про чужих мам ещё больше, а любовный интерес ещё более плоский и банальный, чем обычно. «Лето 84» хочется обвинить в незамысловатости, но его прямолинейность настолько очевидна и броска, что просто не может быть не намеренной.
Это самосознательный архифильм, дистиллированная икона тому, с чем мы привыкли ассоциировать ленты про приключения пригородных подростков. Но вместе с тем за «пластмассовостью» ностальгического мира здесь скрывается самый что ни на есть реальный саспенс, никак не связанный с кинговскими или хотя бы околокинговскими ужасами. Взяв внешние признаки тех же «Странных дел», повествовательно «Лето 84» тяготеет к прозрачной, почти хичкоковской жанровости — не зря единственная важная отсылка тут не на «Балбесов» или «Инопланетянина», а внезапно на «Окно во двор».
Фильм старательно строит этот миф, прамир восьмидесятых с их игрушечными рациями, дурацкими велосипедами и бесконечной тягой к приключениям. Строит, чтобы в конце оглушительно сломать, раскидать в щепки всё то, на чём до сих пор строилась обманчивая ностальгия. Финал с противостоянием главного героя и злодея-маньяка — потрясающего Рича Соммера, которому теперь навечно ассоциироваться с тихим вселенским злом — эффектно показывает простую, но важную для синтетической эпохи мысль. Игра со злом не похожа на детскую забаву, проблемы не исчезают по волшебству, а лето когда-нибудь обязательно кончится. И пора признать, что оно было столь же ужасно, как и любое другое время. Вы просто запомнили самое лучшее.
Пятнадцатилетний Дэйви очень любит кататься на велосипеде, играть в прятки и, больше всего остального, конспирологию. Так что когда по телевизору объявляют о поисках таинственного маньяка, вот уже несколько лет орудующего по соседству с городом Дэйви, тот, взяв с собой друзей, начинает собственное расследование — не из-за личной привязки к делу или жажды справедливости, а потому что хочет стать частью чего-то великого. Под его подозрение сразу попадает сосед Уэйн МакКи, дружелюбный полицейский и настоящее олицетворение пригородного простачка. А всё дело в том, что однажды Дэйви увидел в окне Уэйна мальчика, подозрительного похожего на того, что буквально через пару дней объявили пропавшим.
Для современного искусства восьмидесятые стали, как это принято называть в мифологии, неким прамиром. Местом, где всё было иначе: трава — зеленее, жвачки — вкуснее, фильмы — лучше, а любое опасное занятие превращалось в увлекательное приключение. Эта синтипоповская эпоха достигла апогея где-то в 2015-м, когда вышел первый сезон «Очень странных дел» и замечательный «Кунг Фьюри». Вместе они установили ту планку ностальгической эксплуатации, перепрыгнуть которую уже не получится, да и не очень-то хочется. По всем законам мироздания с тех пор процесс должен был пойти в сторону осмысления и анализа того, почему нас так тянет к восьмидесятым. К вопросу, откуда взялась эта фантомная ностальгия по времени, которое многие из нас никогда и не видели.
Шанс на такой «взгляд сверху» был и у «Оно» Мускетти, и, допустим, у «Первому игроку приготовиться» Спилберга. Оба фильма вполне могли поставить точку в неоновом безобразии, но не смогли: в первом случае из-за неумения, во втором — из-за нежелания. Но спасение таки пришло, как водится, откуда не ждали: от трио режиссёров Симар-Виссель-Виссель, авторов «Турбо Кида», и их незаметного, не дошедшего до проката фильма «Лето 84».
Конечно, это не тот тип деконструкционного кино, к которому мы привыкли. «Лето 84» — совсем не «Хижина в лесу», после которой сложно воспринимать дуболомные слэшеры, и не какой-нибудь «Остин Пауэрс», единолично положивший конец эпохе «дурацкого Бонда». Канадских режиссёров не интересует сатира как таковая, не интересны им отсылки или стёб над клише — что в каком-то плане уже само по себе клише. Они не разворачивают жанр на 180 градусов, а скорее делают оборот на все 360 — возвращаются на то же самое место, но немного другими.
Их фильм берёт все привычные жанровые тропы и, вместо того чтобы изображать собой опостылевший «пост-пост-», доводит их до каких-то сумасшедших, но отнюдь не пародийных значений. Похабные подростки здесь ещё похабнее, шуток про чужих мам ещё больше, а любовный интерес ещё более плоский и банальный, чем обычно. «Лето 84» хочется обвинить в незамысловатости, но его прямолинейность настолько очевидна и броска, что просто не может быть не намеренной.
Это самосознательный архифильм, дистиллированная икона тому, с чем мы привыкли ассоциировать ленты про приключения пригородных подростков. Но вместе с тем за «пластмассовостью» ностальгического мира здесь скрывается самый что ни на есть реальный саспенс, никак не связанный с кинговскими или хотя бы околокинговскими ужасами. Взяв внешние признаки тех же «Странных дел», повествовательно «Лето 84» тяготеет к прозрачной, почти хичкоковской жанровости — не зря единственная важная отсылка тут не на «Балбесов» или «Инопланетянина», а внезапно на «Окно во двор».
Фильм старательно строит этот миф, прамир восьмидесятых с их игрушечными рациями, дурацкими велосипедами и бесконечной тягой к приключениям. Строит, чтобы в конце оглушительно сломать, раскидать в щепки всё то, на чём до сих пор строилась обманчивая ностальгия. Финал с противостоянием главного героя и злодея-маньяка — потрясающего Рича Соммера, которому теперь навечно ассоциироваться с тихим вселенским злом — эффектно показывает простую, но важную для синтетической эпохи мысль. Игра со злом не похожа на детскую забаву, проблемы не исчезают по волшебству, а лето когда-нибудь обязательно кончится. И пора признать, что оно было столь же ужасно, как и любое другое время. Вы просто запомнили самое лучшее.
Взято: Тут
2