"А мы уйдем на север!.." - 2017. Кенозерье. Вершинино музейное. Ч.2 ( 20 фото )
- 04.09.2018
- 852
Помните эту советскую историю о движении ненужных вещей? Что сначала пожитки перемещаются на лоджию или балкон, потом в гараж, следом на дачу и лишь затем попадают на мусорку. Все это старое имущество мы сейчас пренебрежительно именуем рухлядью, а ведь когда-то наши предки так называли скарб — «рушимое добро», пригодное для использования. Так что отчасти смешная, отчасти забавная надпись "Рухлядный амбар" на самом деле абсолютно закономерна в качестве названия для музейной экспозиции о традиционном кенозерском быте
Как и у любого крестьянина XIX века, быт этот был полон труда и забот, но при этом наши предки находили поводы для праздников даже несмотря на свою загруженность.
Вот вам пример:
На Кенозерье в свое время выращивали очень много льна. Озер здесь как будто прибавлялось, когда огромные поля, засеянные этой культурой, покрывались множеством сине-фиолетовых цветов. Занимались сбором и обработкой льна, а также и посевными работами исключительно женщины. При этом день, когда они все вместе выходили в поле сеять лен, считался праздником. А как в праздник не выглядеть красиво? Так что под сарафан девушки и женщины надевали не простую повседневную рубаху, а красивую, с вышивкой по подолу. Трудится в поле хозяйка искусно украшенной рубашки, заткнет, глядишь, сарафан за пояс, да явит миру свое мастерство вышивальщицы.
На фото ниже как раз можно увидеть и традиционный сарафан и ту самую вышивку на рубашке
Люди вообще старались по возможности украшать окружавшие их вещи.
О наличниках, ставнях и расписных домах я еще расскажу отдельно, а пока посмотрите какие шикарные расписные сани
Дверь, которая на самом деле могла оказаться не межкомнатной дверью, а частью шкафа под названием "заборка". Он служил не только для того, чтобы хранить в нем какие-то предметы, но одновременно был перегородкой между комнатами
Сундук
Расписывали или украшали резными узорами и более мелкие предметы, вроде прялки или кузовков для сбора ягод и грибов
Кузовки, кстати, делали из бересты
Материал это не боится влаги, да и вообще служит отличным герметиком. Не просто же так именно бересту использовали для влагоизоляции при создании луковиц куполов
Практически все вещи, которые выставлены в "Рухлядном амбаре", подлинные и подарены музею жителями кенозерских сел и деревень. Какие-то предметы, конечно, изготовлены профессионалами, но многое было сделано простыми людьми, которые, как сейчас кажется, умели делать практически все, что могло пригодиться в хозяйстве.
Например, как не соорудить стол, за которым потом будет собираться вся семья?
Посуду по большей части покупали, а вот прясть, шить и вышивать умела каждая девушка и женщина
У каждой была своя собственная подаренная отцом еще в детстве прялка, с которой женщина не расставалась всю жизнь. У мужчин, кстати, тоже были свои прялки. Только нужны они были для изготовления сетей. Вот такие рогатины, говорят, до сих пор можно найти во многих кенозерских домах
Не знаю, что используют в качестве материала сейчас, но раньше на сети шли льняные и конопляные нити, которые дольше не гнили в воде и были менее заметны. Сетями пользовались совершенно разными. Невод обычно стоил дорого и приобретался вскладчину несколькими семьями, которые затем каждый раз делили улов между собой. Использовались также сети под названием "мерёжа" и "кУрма". Последние были удобны тем, что рыба, заплывая в них, не погибала и при необходимости ее можно было отпустить обратно без какого-либо вреда
Для выхода на воду пользовались, в том числе, лодками-долбленками, которые изготавливали из цельного ствола дерева, чаще всего из осины. Сейчас уже невозможно найти такие на местных озерах, но несколько лет назад Кенозерский национальный парк решил провести эксперимент: сделать подобную лодку по старинным технологиям и проверить, действительно ли она была надежной. Эксперимент завершился успешно. Лодку спустили на воду и плавали на ней. Сейчас же она используется как экспонат
Любое дело раньше начинали с божьей помощью, будь то строительство дома или долгая дорога. Отправляясь в путь, крестьяне приходили к поклонному кресту, которые раньше были очень распространены на Кенозерье. Название поклонных они получили как раз по традиции остановиться у креста перед путешествием, перекреститься и поклониться ему, то есть попросить у Господа благословения в дальний путь
Кресты ставили на пересечениях дорог, границах деревень, а еще там, где раньше стояла часовня или церковь, но она была либо разрушена, либо сгорела. Такие кресты показывали священность места. Иногда, когда у жителей не было возможности прийти в настоящую часовню или церковь, они приходили к подобному кресту, молились и оставляли заветы. Есть пример того, как вокруг поклонного креста возникла настоящая часовня. Находится она в деревне Тырышкино и так и называется: часовня "Крест". Часовня, которую местные жители называют Успенской, считается самым маленьким подобным сооружением в России. Туда может поместиться только один человек и только коленопреклоненный.
Часовни были особым местом для всех жителей Кенозерья, будучи главными постройками деревень. Скромные и даже невзрачные снаружи за счет серого цвета дерева, они являли всякому входящему неземную красоту - роспись "небес", перекрывавших внутренний объем помещения
В Кенозерском национальном парке находится самая большая коллекция "небес". Уникальных художественных произведений здесь 17 комплексов. Как я уже писала раньше, практически все они безымянные, поскольку ставить подпись на них было не принято. Только двое "небес" имеют автографы художников. Одно из них находится в Усть-Поче, а второе было установлено в молельном зале церкви на Порженском погосте. Подпись на нем летом 2014 года обнаружили специалисты центра им. Грабаря. В позапрошлом году тот храм торжественно открыли после реставрации, правда, в зале установлены дубликаты "небес". Оригинал же можно увидеть в "Рухлядном амбаре"
Здесь также выставлены грани "неба" из часовни Трех Святителей деревни Немята. Вот что пишет о нем доктор искусствоведения Т.М.Кольцова: "В часовне Трех Святителей молельный зал перекрыт 16-частным "небом" - нарядным, не имеющим аналогов живописным произведением. На досках, перекрывающих площадь чуть более 10 кв. м, маслом изображены в верхнем ряду святители и апостолы, а в нижнем ряду двунадесятые праздники и страсти. Все сюжеты написаны маслом на золотом фоне, поэтому живопись производит праздничное впечатление и воспринималась, наверное, как иконостас, хотя и иконостас в часовне был"
Работа неизвестного художника действительно производит неизгладимое впечатление, настолько тщательно и искусно прописаны все детали. Как отмечается на сайте Кенозерского национального парка, "создание комплекса можно отнести к концу XIX в. В основе живописи – традиции поздней классики, искавшей образцы в античном искусстве, эпохе Возрождения. Можно отметить хороший профессиональный рисунок, построенный на знании академических образцов"
«Небо» часовни Трех Святителей, написанное на шестнадцати радиальных гранях, сложно по иконографии. Пространство каждой грани по вертикали неравномерно поделено между тремя композициями, благодаря чему на «небе» складываются три сюжетных круга. Вокруг центрального клейма – традиционный сонм херувимов. Ниже широкий живописный пояс с изображениями ростовых фигур: трёх святителей, двенадцати апостолов, композиции «Воскресение Христово». И последний – круг двунадесятых праздников и ряда сюжетов Богородичного цикла и страстей Христовых. Ну а на центральном медальоне изображен Саваоф - Бог Отец
Уникальная коллекция Кенозерского парка требует особого внимания реставраторов. Каждый год в Вершинино приезжают специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Некоторые грани они реставрируют прямо в этом амбаре, то есть, по сути, в условиях, приближенных к тем, в которых писали эти "небеса" художники прошлого. Какие-то грани для реставрации и хранения вывезены в Архангельск, а другие же возвращены в часовни, для которых их когда-то создавали.
В следующий раз предлагаю отправиться в водное путешествие по Кенозеру, а затем посмотреть и на уникальные росписи "небес"
Как и у любого крестьянина XIX века, быт этот был полон труда и забот, но при этом наши предки находили поводы для праздников даже несмотря на свою загруженность.
Вот вам пример:
На Кенозерье в свое время выращивали очень много льна. Озер здесь как будто прибавлялось, когда огромные поля, засеянные этой культурой, покрывались множеством сине-фиолетовых цветов. Занимались сбором и обработкой льна, а также и посевными работами исключительно женщины. При этом день, когда они все вместе выходили в поле сеять лен, считался праздником. А как в праздник не выглядеть красиво? Так что под сарафан девушки и женщины надевали не простую повседневную рубаху, а красивую, с вышивкой по подолу. Трудится в поле хозяйка искусно украшенной рубашки, заткнет, глядишь, сарафан за пояс, да явит миру свое мастерство вышивальщицы.
На фото ниже как раз можно увидеть и традиционный сарафан и ту самую вышивку на рубашке
Люди вообще старались по возможности украшать окружавшие их вещи.
О наличниках, ставнях и расписных домах я еще расскажу отдельно, а пока посмотрите какие шикарные расписные сани
Дверь, которая на самом деле могла оказаться не межкомнатной дверью, а частью шкафа под названием "заборка". Он служил не только для того, чтобы хранить в нем какие-то предметы, но одновременно был перегородкой между комнатами
Сундук
Расписывали или украшали резными узорами и более мелкие предметы, вроде прялки или кузовков для сбора ягод и грибов
Кузовки, кстати, делали из бересты
Материал это не боится влаги, да и вообще служит отличным герметиком. Не просто же так именно бересту использовали для влагоизоляции при создании луковиц куполов
Практически все вещи, которые выставлены в "Рухлядном амбаре", подлинные и подарены музею жителями кенозерских сел и деревень. Какие-то предметы, конечно, изготовлены профессионалами, но многое было сделано простыми людьми, которые, как сейчас кажется, умели делать практически все, что могло пригодиться в хозяйстве.
Например, как не соорудить стол, за которым потом будет собираться вся семья?
Посуду по большей части покупали, а вот прясть, шить и вышивать умела каждая девушка и женщина
У каждой была своя собственная подаренная отцом еще в детстве прялка, с которой женщина не расставалась всю жизнь. У мужчин, кстати, тоже были свои прялки. Только нужны они были для изготовления сетей. Вот такие рогатины, говорят, до сих пор можно найти во многих кенозерских домах
Не знаю, что используют в качестве материала сейчас, но раньше на сети шли льняные и конопляные нити, которые дольше не гнили в воде и были менее заметны. Сетями пользовались совершенно разными. Невод обычно стоил дорого и приобретался вскладчину несколькими семьями, которые затем каждый раз делили улов между собой. Использовались также сети под названием "мерёжа" и "кУрма". Последние были удобны тем, что рыба, заплывая в них, не погибала и при необходимости ее можно было отпустить обратно без какого-либо вреда
Для выхода на воду пользовались, в том числе, лодками-долбленками, которые изготавливали из цельного ствола дерева, чаще всего из осины. Сейчас уже невозможно найти такие на местных озерах, но несколько лет назад Кенозерский национальный парк решил провести эксперимент: сделать подобную лодку по старинным технологиям и проверить, действительно ли она была надежной. Эксперимент завершился успешно. Лодку спустили на воду и плавали на ней. Сейчас же она используется как экспонат
Любое дело раньше начинали с божьей помощью, будь то строительство дома или долгая дорога. Отправляясь в путь, крестьяне приходили к поклонному кресту, которые раньше были очень распространены на Кенозерье. Название поклонных они получили как раз по традиции остановиться у креста перед путешествием, перекреститься и поклониться ему, то есть попросить у Господа благословения в дальний путь
Кресты ставили на пересечениях дорог, границах деревень, а еще там, где раньше стояла часовня или церковь, но она была либо разрушена, либо сгорела. Такие кресты показывали священность места. Иногда, когда у жителей не было возможности прийти в настоящую часовню или церковь, они приходили к подобному кресту, молились и оставляли заветы. Есть пример того, как вокруг поклонного креста возникла настоящая часовня. Находится она в деревне Тырышкино и так и называется: часовня "Крест". Часовня, которую местные жители называют Успенской, считается самым маленьким подобным сооружением в России. Туда может поместиться только один человек и только коленопреклоненный.
Часовни были особым местом для всех жителей Кенозерья, будучи главными постройками деревень. Скромные и даже невзрачные снаружи за счет серого цвета дерева, они являли всякому входящему неземную красоту - роспись "небес", перекрывавших внутренний объем помещения
В Кенозерском национальном парке находится самая большая коллекция "небес". Уникальных художественных произведений здесь 17 комплексов. Как я уже писала раньше, практически все они безымянные, поскольку ставить подпись на них было не принято. Только двое "небес" имеют автографы художников. Одно из них находится в Усть-Поче, а второе было установлено в молельном зале церкви на Порженском погосте. Подпись на нем летом 2014 года обнаружили специалисты центра им. Грабаря. В позапрошлом году тот храм торжественно открыли после реставрации, правда, в зале установлены дубликаты "небес". Оригинал же можно увидеть в "Рухлядном амбаре"
Здесь также выставлены грани "неба" из часовни Трех Святителей деревни Немята. Вот что пишет о нем доктор искусствоведения Т.М.Кольцова: "В часовне Трех Святителей молельный зал перекрыт 16-частным "небом" - нарядным, не имеющим аналогов живописным произведением. На досках, перекрывающих площадь чуть более 10 кв. м, маслом изображены в верхнем ряду святители и апостолы, а в нижнем ряду двунадесятые праздники и страсти. Все сюжеты написаны маслом на золотом фоне, поэтому живопись производит праздничное впечатление и воспринималась, наверное, как иконостас, хотя и иконостас в часовне был"
Работа неизвестного художника действительно производит неизгладимое впечатление, настолько тщательно и искусно прописаны все детали. Как отмечается на сайте Кенозерского национального парка, "создание комплекса можно отнести к концу XIX в. В основе живописи – традиции поздней классики, искавшей образцы в античном искусстве, эпохе Возрождения. Можно отметить хороший профессиональный рисунок, построенный на знании академических образцов"
«Небо» часовни Трех Святителей, написанное на шестнадцати радиальных гранях, сложно по иконографии. Пространство каждой грани по вертикали неравномерно поделено между тремя композициями, благодаря чему на «небе» складываются три сюжетных круга. Вокруг центрального клейма – традиционный сонм херувимов. Ниже широкий живописный пояс с изображениями ростовых фигур: трёх святителей, двенадцати апостолов, композиции «Воскресение Христово». И последний – круг двунадесятых праздников и ряда сюжетов Богородичного цикла и страстей Христовых. Ну а на центральном медальоне изображен Саваоф - Бог Отец
Уникальная коллекция Кенозерского парка требует особого внимания реставраторов. Каждый год в Вершинино приезжают специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Некоторые грани они реставрируют прямо в этом амбаре, то есть, по сути, в условиях, приближенных к тем, в которых писали эти "небеса" художники прошлого. Какие-то грани для реставрации и хранения вывезены в Архангельск, а другие же возвращены в часовни, для которых их когда-то создавали.
В следующий раз предлагаю отправиться в водное путешествие по Кенозеру, а затем посмотреть и на уникальные росписи "небес"
Материал взят: Тут