Как рекламировали технику в СССР ( 7 фото + 4 видео )
- 03.09.2018
- 733
Найдите лишнее: «СССР», «коммунизм», «реклама». Нашли? Поздравляем, вы ошиблись — на самом деле все слова на месте. В Советском Союзе была настоящая реклама, и гаджетов тоже: с позиционированием, выявлением целевой аудитории и прочими современными приёмами. Как это выглядело, звучало и работало — в нашем материале.
Реклама портативного телевизора «Юность-402» напоминает знаменитый ролик «эй, сыщик, не это ищешь?». Глава семейства блуждает по квартире в поисках экрана. Находит только по звукам — оказывается, сын в ванной смотрит… бокс. Посыл простой: ТВ-приёмник «Юность-402» так легко потерять, потому что он переносной. И действительно, переносной: телевизор мог питаться как от обычной розетки, так и от прикуривателя в автомобиле. А значит, пригодится даже в походной палатке! Ещё обратите внимание на фразу «второй телевизор в доме» — довольно умелый приём позиционирования товара. Слоган выделял его среди конкурентов и намекал покупателю, что ТВ можно поставить в детскую, ванную или увезти на дачу. Как тебе такое, Дон Дрейпер? Стоила эта радость, кстати, 245-280 рублей — две средних зарплаты тех лет.
Голубые экраны в красном корпусе
Этот кричащий красный цвет нам доходчиво заявляет: теперь «Юность Ц-404» — самый что ни на есть цветной телевизор! Выпускался он, как и упомянутая 402-я модель, на Московском радиотехническом заводе. Картинка настраивалась: разрешалось менять яркость, контрастность и цветовую насыщенность. Кроме того, чудо-гаджет тоже был переносным — спасибо встроенной в корпус ручке.
Как Walkman, но советский
А вот эти ребята как бы намекают: чтобы стать таким же крутым, нужно обзавестись радиоприёмником «Селга-309». Видимо, производители хотели подчеркнуть, что такая штука отлично подойдет к «дерзкому луку», да еще и сыграет роль «зачётного» аксессуара. Стильно, модно, молодёжно! «Селга-309» работал как обычный радиоприёмник, но к нему подключалась и внешняя антенна. А ещё головной телефон. И как только Джобс смог кого-то удивить своим айподом?
Задолго до креативной рекламы «Супер-Кубка»
Этот шедевр в СССР был известен под незамысловатым названием «ЗАЗ-1102» — но известен очень широко. Ролик принёс Союзу первого бронзового льва на Каннском фестивале в 1989 году. Им занималась «Внешторгреклама» — продвигала на внешний рынок одну из дебютных моделей «Таврии». Сцена заправки машины из зажигалки подчёркивала исключительную экономичность авто.
Кажется, первый рэп-батл на советском телевидении: двое знакомых встречаются в поезде и рассказывают друг другу, как они собираются «удивлять столичную толпу» посредством целого ансамбля музыкантов. В итоге выясняется, что ансамбля нет — его с успехом заменяет магнитофон «Сириус МЭ-325 С». Социалистические панчи, конечно, были так себе, но парочка моментов стоит целых раундов некоторых участников Versus Battle. Отдельное внимание обратите на концовку — вот уж где креатив.
Агрессивный маркетинг
Такую скромную, но максимально информативную листовку сочинили в комбинате торговой рекламы, чтобы продвигать электрические часы «Электроника 1-07». Избыточность, кстати, легко объясняется — продукт прорывной, УТП хоть отбавляй. Вот и отечественные маркетологи постарались уместить все фишки на одну страницу. Помимо часов «Электроника 1-07» радовала будильником, календарём с правильными високосными датами (да, раньше с этим были трудности), секундомером и даже подсветкой.
Но что нам суперчасы, когда в СССР был настоящий полотёр! Промо-плакат дивного гаджета вышел из-под кисти художников Иенсена и Трухачёва в 50-х. На рисунке рассмотреть название модели, к сожалению, невозможно. Предполагаем, что это «ЭПМ-1», выпущенный в то же время с ленинградского завода. Оглушительной популярностью агрегат не пользовался, но для нас это ещё один повод гордиться.
Такое не купишь
А эта классическая картина советского плаката — нечто среднее между рекламой и пропагандой. В 1930 году в Москву прилетел немецкий цеппелин LZ-127, всем стало немного завидно. Союз отчаянно захотел догнать-перегнать. И силами ОСОАВИАХИМА («Общество Содействия Авиационной и Химической промышленности») запустил промо-кампанию формата «мы тоже можем!». Спустя четыре года реальность повторила рекламу — в небо взмыл «СССР-В6 Осоавиахим». Дирижабль, к слову, получился знатный.
Авангардная музыка
Приготовьтесь удивляться. Это — электробаян «Топаз». «Электронная музыка в руках баяниста», — говорит диктор, пока юноша с суровым лицом перебирает клавиши. При помощи «Топаза» действительно можно было замиксовать звуки баяна с какой-нибудь флейтой — и наиграть модный трек. Вот он — синтезатор на советский лад.
Реклама на экспорт
А это — продвижение бренда на зарубежном рынке! Именно так выглядел рекламный щит продукции В/О «Трактороэкспорт» СССР в Пакистане. На картинке «МТЗ-50» — разработка Минского тракторного завода, пригодная для всех полевых работ.
Примерно так выглядели врезки с советскими авто в зарубежных технических журналах. Только посмотрите на визуальное позиционирование — за открытым багажником «Волги» выстраивается целая очередь, намекая, что влезет и корзина, и картонка, и маленькая собачонка. «Абсолютная пригодность для передвижения, простое управление, экономичность, надёжность и высокая скорость являются преимуществами самого популярного советского автомобиля», — гласит описание к новинке на немецком языке. Зер гут! И как после такого расчётливые бюргеры выбирали крохотный Käfer?
Теперь вы знаете правду — реклама в СССР была, да ещё какая! Конечно, не всегда сделанная для конечного потребителя. Ту же «Селгу-309» достать было крайне проблематично. Продвигали её, скорее, для демонстрации технических достижений советского строя: смотрите, что ещё мы придумали.
Затем Союз развалился, и на базе всяких «внешторгреклам» выросли первые PR-агентства со штатами копирайтеров. Но это совсем другая история, про которую мы тоже напишем, — следите за публикациями на 4PDA.
Реклама портативного телевизора «Юность-402» напоминает знаменитый ролик «эй, сыщик, не это ищешь?». Глава семейства блуждает по квартире в поисках экрана. Находит только по звукам — оказывается, сын в ванной смотрит… бокс. Посыл простой: ТВ-приёмник «Юность-402» так легко потерять, потому что он переносной. И действительно, переносной: телевизор мог питаться как от обычной розетки, так и от прикуривателя в автомобиле. А значит, пригодится даже в походной палатке! Ещё обратите внимание на фразу «второй телевизор в доме» — довольно умелый приём позиционирования товара. Слоган выделял его среди конкурентов и намекал покупателю, что ТВ можно поставить в детскую, ванную или увезти на дачу. Как тебе такое, Дон Дрейпер? Стоила эта радость, кстати, 245-280 рублей — две средних зарплаты тех лет.
Голубые экраны в красном корпусе
Этот кричащий красный цвет нам доходчиво заявляет: теперь «Юность Ц-404» — самый что ни на есть цветной телевизор! Выпускался он, как и упомянутая 402-я модель, на Московском радиотехническом заводе. Картинка настраивалась: разрешалось менять яркость, контрастность и цветовую насыщенность. Кроме того, чудо-гаджет тоже был переносным — спасибо встроенной в корпус ручке.
Как Walkman, но советский
А вот эти ребята как бы намекают: чтобы стать таким же крутым, нужно обзавестись радиоприёмником «Селга-309». Видимо, производители хотели подчеркнуть, что такая штука отлично подойдет к «дерзкому луку», да еще и сыграет роль «зачётного» аксессуара. Стильно, модно, молодёжно! «Селга-309» работал как обычный радиоприёмник, но к нему подключалась и внешняя антенна. А ещё головной телефон. И как только Джобс смог кого-то удивить своим айподом?
Задолго до креативной рекламы «Супер-Кубка»
Этот шедевр в СССР был известен под незамысловатым названием «ЗАЗ-1102» — но известен очень широко. Ролик принёс Союзу первого бронзового льва на Каннском фестивале в 1989 году. Им занималась «Внешторгреклама» — продвигала на внешний рынок одну из дебютных моделей «Таврии». Сцена заправки машины из зажигалки подчёркивала исключительную экономичность авто.
Кажется, первый рэп-батл на советском телевидении: двое знакомых встречаются в поезде и рассказывают друг другу, как они собираются «удивлять столичную толпу» посредством целого ансамбля музыкантов. В итоге выясняется, что ансамбля нет — его с успехом заменяет магнитофон «Сириус МЭ-325 С». Социалистические панчи, конечно, были так себе, но парочка моментов стоит целых раундов некоторых участников Versus Battle. Отдельное внимание обратите на концовку — вот уж где креатив.
Агрессивный маркетинг
Такую скромную, но максимально информативную листовку сочинили в комбинате торговой рекламы, чтобы продвигать электрические часы «Электроника 1-07». Избыточность, кстати, легко объясняется — продукт прорывной, УТП хоть отбавляй. Вот и отечественные маркетологи постарались уместить все фишки на одну страницу. Помимо часов «Электроника 1-07» радовала будильником, календарём с правильными високосными датами (да, раньше с этим были трудности), секундомером и даже подсветкой.
Но что нам суперчасы, когда в СССР был настоящий полотёр! Промо-плакат дивного гаджета вышел из-под кисти художников Иенсена и Трухачёва в 50-х. На рисунке рассмотреть название модели, к сожалению, невозможно. Предполагаем, что это «ЭПМ-1», выпущенный в то же время с ленинградского завода. Оглушительной популярностью агрегат не пользовался, но для нас это ещё один повод гордиться.
Такое не купишь
А эта классическая картина советского плаката — нечто среднее между рекламой и пропагандой. В 1930 году в Москву прилетел немецкий цеппелин LZ-127, всем стало немного завидно. Союз отчаянно захотел догнать-перегнать. И силами ОСОАВИАХИМА («Общество Содействия Авиационной и Химической промышленности») запустил промо-кампанию формата «мы тоже можем!». Спустя четыре года реальность повторила рекламу — в небо взмыл «СССР-В6 Осоавиахим». Дирижабль, к слову, получился знатный.
Авангардная музыка
Приготовьтесь удивляться. Это — электробаян «Топаз». «Электронная музыка в руках баяниста», — говорит диктор, пока юноша с суровым лицом перебирает клавиши. При помощи «Топаза» действительно можно было замиксовать звуки баяна с какой-нибудь флейтой — и наиграть модный трек. Вот он — синтезатор на советский лад.
Реклама на экспорт
А это — продвижение бренда на зарубежном рынке! Именно так выглядел рекламный щит продукции В/О «Трактороэкспорт» СССР в Пакистане. На картинке «МТЗ-50» — разработка Минского тракторного завода, пригодная для всех полевых работ.
Примерно так выглядели врезки с советскими авто в зарубежных технических журналах. Только посмотрите на визуальное позиционирование — за открытым багажником «Волги» выстраивается целая очередь, намекая, что влезет и корзина, и картонка, и маленькая собачонка. «Абсолютная пригодность для передвижения, простое управление, экономичность, надёжность и высокая скорость являются преимуществами самого популярного советского автомобиля», — гласит описание к новинке на немецком языке. Зер гут! И как после такого расчётливые бюргеры выбирали крохотный Käfer?
Теперь вы знаете правду — реклама в СССР была, да ещё какая! Конечно, не всегда сделанная для конечного потребителя. Ту же «Селгу-309» достать было крайне проблематично. Продвигали её, скорее, для демонстрации технических достижений советского строя: смотрите, что ещё мы придумали.
Затем Союз развалился, и на базе всяких «внешторгреклам» выросли первые PR-агентства со штатами копирайтеров. Но это совсем другая история, про которую мы тоже напишем, — следите за публикациями на 4PDA.
Материал взят: Тут