ZurabSTK
Советский Детройт? Нет, гораздо хуже! ( 46 фото )
В каждой стране есть город-дно, где полный капец. Ангрен: самый грязный, отсталый и разрушенный город Узбекистана. Подчас мне было страшно идти по улице! Воруй, умирай или уезжай в Россию: выбор у местных невелик. Я даже не нашел, где поесть. А ведь начиналось всё совсем иначе! Что же здесь произошло?
Я продолжаю рассказывать про Узбекистан, каким я увидел его во время большого путешествия 2018 года. Читайте другие материалы по тэгу Узбекистан.
1 Ангрен - чисто советское детище. В сороковом году на базе пяти кишлаков образовали рабочий посёлок с населением в триста человек для освоения местного угольного бассейна. Почти полвека здесь всё шло по плану. В 1950-60-е город пережил фазу стремительного роста, обрастая улицами, площадями и типовыми микрорайонами многоэтажных домов. Сюда ехали люди со всего Советского Союза за хорошей работой и стабильным будущем. Будущего не стало в один миг.
Градообразующим предприятием, если так можно выразиться, был угольный разрез, крупнейший в Узбекистане, где с начала 1940-х годов добывается бурый уголь. Но были построены и десятки заводов – цементный, асфальтобетонный, железобетонных конструкций, химико-металлургический, машиностроительные заводы и т.д. Трубы двух электростанций - Ангренской и Новоангренской ГРЭС - видны за много километров.
2 Люди разъехались. Если в 1959 почти половина населения города была русскими, то через тридцать лет, в 89-м их осталась треть. Сегодня - не спрашивайте лучше, 4600 человек из 175-тысячного города это всего 2,5%. Хотя само население за полвека увеличилось более чем в два раза.
3 Судьба Ангрена – один из наиболее ярких примеров того, как развитый промышленный город с более чем стотысячным населением в считанные годы превращается в failed city, место социально-экономической катастрофы, вызвавшей массовый исход его жителей.
Как и на всякую «комсомольскую стройку», сюда съезжались строители, рабочие и квалифицированные специалисты со всех концов огромной советской империи. Ну как съезжались - отправляли. Так же, по плану и разнарядке. Многим пришлось здесь трудиться вообще не по своей воле: близ города была большая исправительная колония. Солженицын в своем «Архипелаге» упоминает Ангрен в списке городов, построенных «на костях зеков».
4 С распадом СССР всё закончилось. В начале 1990-х встало производство, еще через пару лет в домах не стало газа, света, позже – отопления и просто воды, как горячей, так и холодной. Забились и полопались трубы, перестала работать канализация.
Оставшись без работы, света, газа и тепла, население города стало замерзать. Жители многоэтажек возле подъездов разводили костры, чтобы приготовить какую-то еду, согреть кипяток.
5 Началось повальное бегство. В считанные годы Ангрен покинуло почти все европейское население - 50-60 процентов жителей города. Квартиру можно было купить за 100-200 долларов. Из брошенных квартир выламывалось всё: от сантехники до линолеума.
Сегодня, как память о тех временах, в городе стоят кварталы пустых домов и корпуса полуразобранных девятиэтажек. Это отнюдь не новостройки: когда-то в них жили люди.
6 Место выехавших русских, украинцев, крымских и казанских татар, немцев, а также части самих узбеков, заняли выходцы из соседних кишлаков и из Ферганской долины.
7 Постепенно ситуация в какой-то степени стабилизировалсь. Жизнь в Ангрене по-прежнему еле тлеет, но резкого ее ухудшения уже не происходит.
8 Потихоньку работает часть построенных в советское время предприятий, хоть и на малый процент от своей мощности. Свет периодически отключают, но в целом ситуация лучше, чем пару лет назад. А в некоторые многоэтажки даже провели газ.
В рамках объявленного президентом Исламом Каримовым в 2012 году создания «специальной индустриальной зоны «Ангрен» возводятся заводы по производству медных труб, кремниевой плитки, сахарный, мукомольный.
9 Когда гуляешь по городу, так и напрашиваются аналогии. История так любимого в интернете Детройта (читайте у меня репортажи о нём), символа американского упадка и разрухи, почти без расхождений накладывается на то, что произошло с Ангреном. Город-мечта превратился в город-неудачник, процесс деградации, запущенный кризисом, лишь ускорился после замены образованного населения маргиналами и бедняками.
Только Детройт такой один, а разбившийся на мелкие осколки СССР подарил своим бывшим республикам десятки подобных городов. В Узбекистане это тоже можно сказать исключение: ещё есть подобный Чирчик под Ташкентом, но туда я не добрался.
10 Давайте пройдём по улицам самого депрессивного города страны и посмотрим на остатки былой роскоши.
11 Когда эти дома только построили, на окнах были деревянные ставни, спасающие от жаркого солнца. Климат в Узбекистане не подарок, но спустя годы сохранилось меньше половины. Ещё одна особенность, почти полное отсутствие кондиционеров! Хотя они нужны, но денег не хватает. Зато много спутниковых тарелок: их ставят прямо на окна, часто закрывая весь вид. Чем больше тарелка - тем больше каналов ловит телевизор?
12 В Ангрен я поехал не для того, чтобы любоваться разрухой, как некоторые могли подумать. Интересовал меня в первую очередь старый советский самолёт ЯК-40, бывший детским кинотеатром, а теперь догнивающим свои дни в городском парке.
13 Про самолёт я подробно рассказывал в отдельном посте: их тут таких много, по Узбекистану разбросанных.
14 Неба ЯК не видел уже много десятилетий. Детей, с восторгом забиравшихся внутрь настоящего самолёта, чтобы посмотреть в нём кино - тоже.
15 Рядом с самолётом кафе национальной кухни, тандырная печь, в которой выпекается самса.
16 Городской парк был прекрасен. Любимое место взрослых и детей. Почему "был"? Смотрите сами.
17 Привезённые ещё в восьмидесятые годы аттракционы держались до последнего. Колесо обозрения, автодром, карусель и русские горки - все советские парки культуры и отдыха оснащались идентичными аттракционами, их делали на заводе в городе Ейске на Кубани. Завод, кстати, закрылся только в прошлом году. Теперь там строят торговый центр...
18 Ещё несколько лет назад, по моим данным, некоторые машины работали. Колесо встало тоже относительно недавно, его ещё не успели уничтожить.
19 Заброшенное "чёртово" колесо - один из символом мёртвого города Припять. Но теперь и узбекского Детройта, Ангрена.
20 Если в Чернобыле все аттракционы сохранились хорошо, то в Ангрене от них мало что осталось. Страх перед радиацией защищает покруче охранников.
21 Что произошло с парком? Кто его разгромил? В других городах страны парки обновляют, то что старое - содержится в порядке. Здесь - тлен и беспросветность. Нужно сказать, что Ангрен вообще довольно сильно отличается от остального Узбекистана, словно отторгает его земля...
24 Все случилось, судя по всему, недавно - по парку гуляют растерянные родители с детьми и не понимают, где теперь играть...
25 В других парках я такого не видел. Что это, детская мечеть?
26 Ангрен типичен в своей советской серости и постсоветской разрухе. Принципиальное отличие от российских "побратимов" - кафе на каждой улице. Это у нас не принято ходить по ресторанам без повода, узбеки же почти всегда едят вне дома.
27 На окнах первых этажей - решётки. Значит, здесь воруют.
28 Интересно, когда здесь появились балконы-самострои? Когда сюда "понаехала" деревенщина из кишлаков или ещё в богатые зажиточные времена?
29 А ещё здесь страшно грязно! Такой свинарник не видел ни в одном другом городе Узбекистана, узбеки вообще живут удивительно чисто.
30 Ставни классные, даже не знал, что в типовых панельных проектах были такие "национальные" особенности.
31 Лучшие и самые новые дома в городе - девятиэтажки. Часть из них только успели заселить, другие ещё даже не сдали. И всё рухнуло. С десяток таких зданий на оживлённой улице двадцать с лишним лет пугали прохожих пустыми глазницами. Год назад в Ангрене решили начать наводить порядок и начали отсюда. Пару башен покрасили и вставили окна. Пока это лишь внешняя видимость, внутри здания по-прежнему пусты.
32 Но смотрится уже не так страшно. И гораздо опрятнее жилых, но давно не крашенных хрущёвок рядом.
34 Дом культуры шахтёров в Янгиабаде, городе-спутнике Ангрена.
35 Проход во дворы между домами. Полный человек уже не влезет.
36 Решётки, железные двери в подъезд...пройдут десятилетия, когда здесь задумаются об урбанистике и городской среде. Им бы выжить.
37 Детская площадка "Слон".
38 Мелкий бизнес. Дети продают семечки, сухарики и печенье на углу дома.
39 Но даже в самые трудные времена узбеки не перестанут есть, пить и танцевать. Посреди всей ангренской разрухи высится новенький особняк с синими стёклами. Ресторан и банкетный зал для свадеб, юбилеев и торжеств - догадался Штирлиц.
40 "Наши дети должны быть сильнее и умнее, чем мы. И абсолютно счастливы" - мой вольный перевод социальной рекламы с портретом бывшего президента.
41 Ислам Каримов умер два года назад и на улицах его портреты почти не встретить, то что выше можно назвать исключением. Эта вывеска на русском держится гораздо дольше.
42 Пафосный ресторан был закрыт. Обслуживает только банкеты. Два других кафе не работали днём из-за мусульманского поста.
43 Я был бы согласен даже на "табака" - знаменитое грузинское блюдо и в Узбекистане стало национальным.
44 Заведение, обещавшее стейк, суши и даже рататуй оказалось единственным открытым. Там даже была еда. Харчо и пельмени, то что сегодня сварили, может что осталось. Выбирать не пришлось, официантка вернулась и сообщила, что свет отключили и еды не будет. Мы уехали прочь из проклятого города.
45 Жители Ангрена тоже продолжают разъезжаться, не видя для себя здесь никаких перспектив. Их дорога лежит либо в Россию, либо еще дальше: благополучный Ташкент для прописки «областных» крепко-накрепко закрыт. А на место отъезжающих продолжают прибывать жители поселков и кишлаков, где ситуация еще хуже и еще беспросветнее.
Взято: Тут
0