sanderkelevra
От культового хоррора до жуткой антиутопии ( 8 фото + 2 видео )
В честь выхода игры Vampyr от Dontnod Entertainment Александр Башкиров и Денис Варков решили составить свой список лучших фильмов про вампиров всех времен. Поскольку тема в кино крайне популярна, мы решили отобрать лучших представителей каждого вампирского поджанра. Вас ждут самые выдающиеся драма, артхаус, комедия, хоррор и экшен из жизни упырей… причем на этот раз мы обошлись без Блэйда!
На всякий случай напоминаем: список составлялся на основе личных предпочтений двух авторов, он по определению субъективен. Но если фильм, на наш взгляд, получился, мы его как минимум упомянем в этом материале.
Лучший «Дракула»: «Дракула» (Dracula, он же Horror of Dracula), 1958
Классический роман Брэма Стокера экранизировали столько раз, что мы решили выделить адаптации «Дракулы» в отдельную категорию. Большинство из них — как, прямо скажем, и оригинальная книга, — не отличаются высоким качеством. Помните, какую фальшивую театральщину наснимал Фрэнсис Форд Коппола? Есть и приятные исключения — неофициальный немецкий «Носферату» Фридриха Мурнау, американский «Дракула» 1931 года с Белой Лугоши…
Но лучший фильм по книге был снят британской студией Hammer в 1958 году. Главные роли — Дракулы и Ван Хельсинга, — там исполнили Кристофер Ли и Питер Кушинг. Сюжетно это честная адаптация книги со всеми ее достоинствами (потрясающее начало с замком Дракулы, первое появление профессионального охотника на вампиров в истории художественных произведений) и недостатками (дешевая мелодрама в середине).
Но над остальными адаптациями хаммеровского «Дракулу» возвышают два фактора. Во-первых, традиционная для этой студии брутальность отдельных хоррор-моментов: у Графа Дракулы кровь ручьями стекает по подбородку! Во-вторых, фильм венчает шикарная финальная драка с использованием крестов и солнечного света, которую нам закатывают еще сравнительно молодые и крепкие Кушинг и Ли.
Сцену тотальной дезинтеграции Дракулы вы вряд ли когда-нибудь забудете — как и зрелище профессора Ван Хельсинга, прыгающего по мебели, словно Джеки Чан. Все это отлично завершает очень атмосферный и компетентно сделанный хоррор — лучшую версию весьма затасканной истории.
Лучший хоррор: «Впусти меня» (Let the Right One In), 2008
Мы попытались вспомнить действительно страшные хорроры о вампирах… и в итоге сошлись только на одном фильме! Концепция кровососов в старомодных плащах, по ночам превращающихся в летучую мышь, чтобы высосать кровь из нежной шейки благородной британской девицы, могла кого-то напугать разве что в 19 веке — да и то вряд ли. В наше время про вампиров невозможно снимать серьезное кино без какого-либо жанрового твиста — экшен, фантастика и так далее. Чистый хоррор в наши дни встретить не легче, чем живого вурдалака.
Но и тут есть исключение. Фильм Let the Right One In снят по великолепному роману шведского писателя Джона Линдквиста, единственного автора, который в 2000-х сумел найти свежий и оригинальный подход к классической истории ужасов.
Самое страшное в этом фильме — общее дико депрессивное окружение мрачнейшего пригорода Стокгольма, та самая «скандинавская атмосфера», на которой выезжает столько практически бессюжетных детективных книг, фильмов и сериалов, созданных в Швеции, Дании или Норвегии.
У режиссера Томаса Альфредсона (и в книге) в рамках этой атмосферы рассказывается очень четкая и интересная история. 11-летний школьник-социопат знакомится с 12-летней девочкой (?), живущей с очень странным мужчиной по имени Хакан. Быстро выясняется, что «ребенок» — на самом деле древний вампир, а Хакан — влюбленный в это существо педофил, регулярно совершающий убийства, чтобы кормить своего подопечного кровью.
И это только самое начало этой лихо закрученной, очень кровавой и на самом деле пугающей истории! Американский ремейк 2010 года получился не самым плохим (он туповато и честно переснимает все ключевые сцены оригинала), но за настоящим вампирским хардкором нужно обращаться именно в шведскую версию.
Лучшая драма: «Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles), 1994
Наряду с Fevre Dream Джорджа Р. Р. Мартина, «Интервью с вампиром» — лучшее литературное произведение о вампирах. Американская писательница Энн Райс и по сей день работает в жанре исторических драм (или, скорее, мелодрам) из жизни кровососов — но так и не написала ничего удачнее своего дебютного романа. Обстоятельства создания у книги предельно мрачные: Райс написала роман под впечатлением от смерти дочери, воспоминания о которой она воплотила в образе девочки-вампира Клодии.
Всю книгу пронизывает ощущение тяжелейшей психологической травмы, это затянувшийся кошмарный сон про похождения троицы вурдалаков в Старом и Новом Свете с 18 века по начало 90-х годов.
В фильме Нила Джордана прекрасно передано это ощущение безысходности, ужасающей потери, бессмысленности жизни только ради жизни как таковой. Главная звезда картины — это, безусловно, Кирстен Данст в роли Клодии, в 12 лет сумевшая своей актерской игрой затмить таких суперзвезд, как Брэд Питт и Том Круз в зените славы. Кукольная внешность и детский голос Клодии разительно контрастируют с ее желанием убивать практически всех встречных людей, в основном целыми семьями. Круз играет Лестата, самого знаменитого вампира после Дракулы, единственного настоящего выходца из Старого Света, живущего неизвестно сколько лет и учащего Питта и Данст правилам новой жизни. Питт — новообращенного вампира Луи, отказывающегося пить кровью людей и отчаянно цепляющегося за остатки своей былой личности.
Сами по себе и древний мастер, и девочка-убийца, и вампир с угрызениями совести — это штампы как классической, так и современной готической литературы, это все можно найти и в «Сумерках». Настолько уникальным фильмом (и книгой) «Интервью с вампиром» делает равнобедренный треугольник равных по силам персонажей, которые, не выдержав испытаний временем, цивилизацией, СУЩЕСТВОВАНИЕМ, начинают предавать и пытаться убить друг друга.
Оторваться от «Интервью» невозможно с первой страницы (или кадра), это остросюжетное и вместе с этим глубокое и правдивое произведение, одна из величайших историй о постепенной утрате человечности из когда-либо рассказанных.
Лучшая фантастика: «Воины света» (Daybreakers), 2010
У этого фильма довольно редкий для вампирской тематики жанр — антиутопия. Это история от братьев Майкла и Питера Спиригов о недалеком будущем, где вампиры окончательно победили, а люди стали необходимым ресурсом. Их как животных держат в специальных центрах, выкачивая кровь и разбавляя еду и различные напитки. Чистой крови очень мало, поэтому в обществе вурдалаков происходят регулярные бунты. Население недовольно тем, как распределяют кровь, поэтому государство вынуждено принимать меры и выводить на улицы солдат. Добавьте к этому тщетные попытки изобрести искусственный заменитель крови и неминуемую деградацию для тех, кто давно не пил, и получите, наверно, самый необычный фильм про вампиров в жанре фантастики.
Общество вампиров нам показывали в самых разных жанрах. Где-то это культы, где-то закрытые клубы только для своих, где-то семейные кланы. В «Воинах света» же общество максимально приближено к человеческому. Не имея возможности игнорировать перемены в мире, вампиры сплотились, чтобы построить новый социум на руинах старого. И если бы они сделали это ранее, то проблем с кровью не было бы — они смогли бы сохранить достаточно людей для того, чтобы создать самовополняемый ресурс. Но им не повезло.
Фильм охватывает самый трудный период жизни этого нового общества — то время, когда социализированные вампиры стоят на грани пропасти, упав в которую, они снова станут теми монстрами, какими их видели прежде. Но что делать, если крови мало и каждый сам за себя?
Главный герой — ученый-гематолог Эдвард Далтон (Итан Хоук). Он работает над созданием искусственного заменителя крови, но тщетно. И к решению проблемы его подталкивает случайная встреча с выжившими людьми, среди которых есть бывший вампир Лионель Кормак (Уиллем Дефо), сумевший исцелиться в результате несчастного случая. Это дает надежду миру, находящемуся на грани войны из-за крови. Но для начала Эдварду нужно убедить других вампиров, что им необходимо исцелиться.
Отдельно стоит отметить внимание к деталям. Братья Спириги внимательно подошли к изображению вампирского общества, которое бодрствует только по ночам. Причем в мельчайших подробностях — от газет до дизайна зданий и «ферм». Например, для перемещения днем у вурдалаков есть специальные автомобили. А еще здесь отлично проработаны стадии деградации — их в фильме представлено несколько, и это то, что действительно пугает вампиров. Они не хотят превращаться в бездумных созданий, готовых на все ради капли крови.
Этот фильм примечателен еще и тем, что главного антагониста сыграл Сэм Нил. Это достаточно редкое амплуа для актера, любая работа Нила в роли злодея остается в памяти надолго. Вспомните хотя бы «Сквозь горизонт» 1997 года.
Лучшая комедия: «Ночь страха» (Fright Night), 1985
Итак, чистый вампирский хоррор в 20 или тем более 21 веке снять практически невозможно…, но если подойти к истории с точки зрения юмора и пост-иронии, на этом материале можно сделать очень хороший КОМЕДИЙНЫЙ хоррор.
Оригинальная Fright Night, снятая в 1985 году Томом Холландом, — лучший комедийный фильм про вампиров и один из лучших комедийных фильмов ужасов в истории.
Завязка хичкоковская, из «Окна во двор»: 17-летний подросток-затворник Чарли, помешанный на хоррорах, начинает подозревать, что его красавец-сосед Джерри (Крис Сэрэндон в лучшей своей роли) — вампир.
Герою не верит ни родная мама, ни полиция (даром что в городе постоянно исчезают люди), а сам вампир начинает регулярно наведываться к нему домой — сначала с угрозами, а потом и попытками убийства. Бедняга решает обратиться за помощью к Питеру Винсенту, ведущему телевизионного шоу про фильмы ужасов, решив, что знаменитый телеведущий действительно что-то знает о вампирах. Винсент сначала поднимает Чарли на смех, а потом (в одной из самых великих сцен в истории хорроров) обнаруживает, что Джерри на самом деле вампир.
В итоге героям приходится вспомнить все просмотренные хорроры и стать парочкой доморощенных «ван хельсингов», выйдя на последнюю, совершенно эпическую схватку с Джерри и его обращенными в вампиров подручными. Фильм безупречно снят, сыгран, написан, здесь все выверено до последнего ракурса — как в лучших работах самого Альфреда Хичкока.
Сиквел Fright Night Part 2 тоже заслуживает вашего самого пристального внимания, а ремейк 2011 года с Колином Фарреллом в роли Джерри и Дэвидом Теннантом в роли Питера Винсента далеко не настолько плохой, каким его принято считать. Да, режиссура тут ничем не примечательна, но сценарий сценаристки «Баффи» Марти Ноксон — очень остроумное переосмысление оригинала, а актерские работы Фаррелла и Теннанта великолепны.
Лучший артхаус: «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive), 2013
Артхауса про вампиров снимают очень много — от того же «Носферату» с «Тенью вампира» до What We Do in the Shadows Тайки Вайтити (который лишь по недоразумению считают комедией). Only Lovers Left Alive от самого, наверное, артхаусного американского режиссера и сценариста Джима Джармуша — самая лучшая версия такого рода постмодернистского метафикшена.
Как и Вайтити, Джармуш показывает единственную возможную участь проживших сотни лет и попавших в современное общество вампиров — они превратились в типичных хипстеров, считающих, что «все говно», и апатично коротающих дни и ночи, коллекционируя винтажные гитары и слушая Паганини в затемненных помещениях.
Из пучин безразличия и ностальгии персонажей может вывести только желание сходить в ближайший банк крови за свежей дозой — да и то ненадолго.
В отличие от «Реальных упырей», которые на протяжении всего своего немалого экранного времени повторяют одну и ту же шутку про адаптацию вампиров к жизни в современной Новой Зеландии, Джармуш в своем фильме мастерски и экономно поднимает массу интереснейших философских вопросов. Тут и сама линия самой старой на планете влюбленной пары (героев зовут Адам и Ева), блестяще сыгранной Томом Хиддлстоуном и Тильдой Суинтон, и элементы стимпанка (Адам знавал Николу Теслу), и переосмысление истории музыки, кино и литературы через вампирскую перспективу… Джармуш спрашивает не только «как бы вурдалаки жили на самом деле?», но и «какие бы у них были увлечения?» и как эти капризы бессмертных нелюдей появлияли бы на становление всей мировой культуры.
Это скорее Уильям Берроуз, нежели Брэм Стокер, тут есть и типично-бессмысленное богемное убийство, и бегство в Марокко. Это высшая точка постмодернизма, последнее великое кино о вампирах, где вечноживущие кровососы показаны настолько затертыми временем, что они практически перестают отличаться от обычных не нашедших себе места в обществе творческих личностей.
Лучший экшен: «От заката до рассвета» (From Dusk Till Dawn), 1996
Сегодня этот фильм считается культовой и одной из самых известных работ режиссера Роберта Родригеса. Сценарий к нему написал Квентин Тарантино — он же сыграл одну из главных ролей. Это история двух братьев Ричарда и Сета (Джордж Клуни) Гекко, перебравшихся через границу США в Мексику после побега Сета из тюрьмы и ограбления банка. Братья взяли с собой заложников — святого отца и его детей. Решив переждать в стрип-баре, они не представляют, чем закончится для них эта ночь, ведь хозяева бара — настоящие мексиканские вампиры!
Это очень динамичный для своего скромного бюджета фильм, который даже спустя двадцать лет после выхода глубоко впечатляет динамикой и подачей истории, которая не провисает, а лишь ускоряется после того, как Ричард и Сет узнают о вампирах. Вместе с другими посетителями бара им придется продержаться до утра, сражаясь бок-о-бок и забыв обо всех обидах, потому что иначе не выжить.
Фильм полон черного юмора и харизматичных актеров (помимо, Клуни и Тарантино здесь сыграли Том Савини, Сальма Хайек, Джульетт Льюис и Харви Кейтель). Все вместе они создали тот безумный микс, который не отпускает зрителей до сих пор. Как иначе объяснить культовый статус картины и недавний сериал по мотивам фильма? Но ни этому шоу, ни паре сиквелов «От заката до рассвета», конечно, не удалось превзойти оригинал.
Ведь это камерная история о том, как люди дают бой вампирам в замкнутом пространстве, полагаясь только на себе подобных. Это иронично, преступники и заложники оказываются единственной надеждой друг для друга увидеть рассвет.
Фильму, несмотря на все его положительные моменты, не хватает приземленности, реалистичности, которые в избытке есть у, например, культового Near Dark Кэтрин Бигелоу, «Вампиров» Джона Карпентера или недавней дилогии Stake Land Джима Микла и Ника Дамичи. В какой-то момент происходящее в Dusk Till Dawn превращается в мультфильм, хулиганство, самопародию, что неприятно контрастирует с психологической правдивостью сценария Тарантино. Но тут уж ничего не поделаешь— это фирменная черта всего творчества Родригеса, и за ТАКУЮ динамику мультяшность можно простить.
На всякий случай напоминаем: список составлялся на основе личных предпочтений двух авторов, он по определению субъективен. Но если фильм, на наш взгляд, получился, мы его как минимум упомянем в этом материале.
Лучший «Дракула»: «Дракула» (Dracula, он же Horror of Dracula), 1958
Классический роман Брэма Стокера экранизировали столько раз, что мы решили выделить адаптации «Дракулы» в отдельную категорию. Большинство из них — как, прямо скажем, и оригинальная книга, — не отличаются высоким качеством. Помните, какую фальшивую театральщину наснимал Фрэнсис Форд Коппола? Есть и приятные исключения — неофициальный немецкий «Носферату» Фридриха Мурнау, американский «Дракула» 1931 года с Белой Лугоши…
Но лучший фильм по книге был снят британской студией Hammer в 1958 году. Главные роли — Дракулы и Ван Хельсинга, — там исполнили Кристофер Ли и Питер Кушинг. Сюжетно это честная адаптация книги со всеми ее достоинствами (потрясающее начало с замком Дракулы, первое появление профессионального охотника на вампиров в истории художественных произведений) и недостатками (дешевая мелодрама в середине).
Но над остальными адаптациями хаммеровского «Дракулу» возвышают два фактора. Во-первых, традиционная для этой студии брутальность отдельных хоррор-моментов: у Графа Дракулы кровь ручьями стекает по подбородку! Во-вторых, фильм венчает шикарная финальная драка с использованием крестов и солнечного света, которую нам закатывают еще сравнительно молодые и крепкие Кушинг и Ли.
Сцену тотальной дезинтеграции Дракулы вы вряд ли когда-нибудь забудете — как и зрелище профессора Ван Хельсинга, прыгающего по мебели, словно Джеки Чан. Все это отлично завершает очень атмосферный и компетентно сделанный хоррор — лучшую версию весьма затасканной истории.
Лучший хоррор: «Впусти меня» (Let the Right One In), 2008
Мы попытались вспомнить действительно страшные хорроры о вампирах… и в итоге сошлись только на одном фильме! Концепция кровососов в старомодных плащах, по ночам превращающихся в летучую мышь, чтобы высосать кровь из нежной шейки благородной британской девицы, могла кого-то напугать разве что в 19 веке — да и то вряд ли. В наше время про вампиров невозможно снимать серьезное кино без какого-либо жанрового твиста — экшен, фантастика и так далее. Чистый хоррор в наши дни встретить не легче, чем живого вурдалака.
Но и тут есть исключение. Фильм Let the Right One In снят по великолепному роману шведского писателя Джона Линдквиста, единственного автора, который в 2000-х сумел найти свежий и оригинальный подход к классической истории ужасов.
Самое страшное в этом фильме — общее дико депрессивное окружение мрачнейшего пригорода Стокгольма, та самая «скандинавская атмосфера», на которой выезжает столько практически бессюжетных детективных книг, фильмов и сериалов, созданных в Швеции, Дании или Норвегии.
У режиссера Томаса Альфредсона (и в книге) в рамках этой атмосферы рассказывается очень четкая и интересная история. 11-летний школьник-социопат знакомится с 12-летней девочкой (?), живущей с очень странным мужчиной по имени Хакан. Быстро выясняется, что «ребенок» — на самом деле древний вампир, а Хакан — влюбленный в это существо педофил, регулярно совершающий убийства, чтобы кормить своего подопечного кровью.
И это только самое начало этой лихо закрученной, очень кровавой и на самом деле пугающей истории! Американский ремейк 2010 года получился не самым плохим (он туповато и честно переснимает все ключевые сцены оригинала), но за настоящим вампирским хардкором нужно обращаться именно в шведскую версию.
Лучшая драма: «Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles), 1994
Наряду с Fevre Dream Джорджа Р. Р. Мартина, «Интервью с вампиром» — лучшее литературное произведение о вампирах. Американская писательница Энн Райс и по сей день работает в жанре исторических драм (или, скорее, мелодрам) из жизни кровососов — но так и не написала ничего удачнее своего дебютного романа. Обстоятельства создания у книги предельно мрачные: Райс написала роман под впечатлением от смерти дочери, воспоминания о которой она воплотила в образе девочки-вампира Клодии.
Всю книгу пронизывает ощущение тяжелейшей психологической травмы, это затянувшийся кошмарный сон про похождения троицы вурдалаков в Старом и Новом Свете с 18 века по начало 90-х годов.
В фильме Нила Джордана прекрасно передано это ощущение безысходности, ужасающей потери, бессмысленности жизни только ради жизни как таковой. Главная звезда картины — это, безусловно, Кирстен Данст в роли Клодии, в 12 лет сумевшая своей актерской игрой затмить таких суперзвезд, как Брэд Питт и Том Круз в зените славы. Кукольная внешность и детский голос Клодии разительно контрастируют с ее желанием убивать практически всех встречных людей, в основном целыми семьями. Круз играет Лестата, самого знаменитого вампира после Дракулы, единственного настоящего выходца из Старого Света, живущего неизвестно сколько лет и учащего Питта и Данст правилам новой жизни. Питт — новообращенного вампира Луи, отказывающегося пить кровью людей и отчаянно цепляющегося за остатки своей былой личности.
Сами по себе и древний мастер, и девочка-убийца, и вампир с угрызениями совести — это штампы как классической, так и современной готической литературы, это все можно найти и в «Сумерках». Настолько уникальным фильмом (и книгой) «Интервью с вампиром» делает равнобедренный треугольник равных по силам персонажей, которые, не выдержав испытаний временем, цивилизацией, СУЩЕСТВОВАНИЕМ, начинают предавать и пытаться убить друг друга.
Оторваться от «Интервью» невозможно с первой страницы (или кадра), это остросюжетное и вместе с этим глубокое и правдивое произведение, одна из величайших историй о постепенной утрате человечности из когда-либо рассказанных.
Лучшая фантастика: «Воины света» (Daybreakers), 2010
У этого фильма довольно редкий для вампирской тематики жанр — антиутопия. Это история от братьев Майкла и Питера Спиригов о недалеком будущем, где вампиры окончательно победили, а люди стали необходимым ресурсом. Их как животных держат в специальных центрах, выкачивая кровь и разбавляя еду и различные напитки. Чистой крови очень мало, поэтому в обществе вурдалаков происходят регулярные бунты. Население недовольно тем, как распределяют кровь, поэтому государство вынуждено принимать меры и выводить на улицы солдат. Добавьте к этому тщетные попытки изобрести искусственный заменитель крови и неминуемую деградацию для тех, кто давно не пил, и получите, наверно, самый необычный фильм про вампиров в жанре фантастики.
Общество вампиров нам показывали в самых разных жанрах. Где-то это культы, где-то закрытые клубы только для своих, где-то семейные кланы. В «Воинах света» же общество максимально приближено к человеческому. Не имея возможности игнорировать перемены в мире, вампиры сплотились, чтобы построить новый социум на руинах старого. И если бы они сделали это ранее, то проблем с кровью не было бы — они смогли бы сохранить достаточно людей для того, чтобы создать самовополняемый ресурс. Но им не повезло.
Фильм охватывает самый трудный период жизни этого нового общества — то время, когда социализированные вампиры стоят на грани пропасти, упав в которую, они снова станут теми монстрами, какими их видели прежде. Но что делать, если крови мало и каждый сам за себя?
Главный герой — ученый-гематолог Эдвард Далтон (Итан Хоук). Он работает над созданием искусственного заменителя крови, но тщетно. И к решению проблемы его подталкивает случайная встреча с выжившими людьми, среди которых есть бывший вампир Лионель Кормак (Уиллем Дефо), сумевший исцелиться в результате несчастного случая. Это дает надежду миру, находящемуся на грани войны из-за крови. Но для начала Эдварду нужно убедить других вампиров, что им необходимо исцелиться.
Отдельно стоит отметить внимание к деталям. Братья Спириги внимательно подошли к изображению вампирского общества, которое бодрствует только по ночам. Причем в мельчайших подробностях — от газет до дизайна зданий и «ферм». Например, для перемещения днем у вурдалаков есть специальные автомобили. А еще здесь отлично проработаны стадии деградации — их в фильме представлено несколько, и это то, что действительно пугает вампиров. Они не хотят превращаться в бездумных созданий, готовых на все ради капли крови.
Этот фильм примечателен еще и тем, что главного антагониста сыграл Сэм Нил. Это достаточно редкое амплуа для актера, любая работа Нила в роли злодея остается в памяти надолго. Вспомните хотя бы «Сквозь горизонт» 1997 года.
Лучшая комедия: «Ночь страха» (Fright Night), 1985
Итак, чистый вампирский хоррор в 20 или тем более 21 веке снять практически невозможно…, но если подойти к истории с точки зрения юмора и пост-иронии, на этом материале можно сделать очень хороший КОМЕДИЙНЫЙ хоррор.
Оригинальная Fright Night, снятая в 1985 году Томом Холландом, — лучший комедийный фильм про вампиров и один из лучших комедийных фильмов ужасов в истории.
Завязка хичкоковская, из «Окна во двор»: 17-летний подросток-затворник Чарли, помешанный на хоррорах, начинает подозревать, что его красавец-сосед Джерри (Крис Сэрэндон в лучшей своей роли) — вампир.
Герою не верит ни родная мама, ни полиция (даром что в городе постоянно исчезают люди), а сам вампир начинает регулярно наведываться к нему домой — сначала с угрозами, а потом и попытками убийства. Бедняга решает обратиться за помощью к Питеру Винсенту, ведущему телевизионного шоу про фильмы ужасов, решив, что знаменитый телеведущий действительно что-то знает о вампирах. Винсент сначала поднимает Чарли на смех, а потом (в одной из самых великих сцен в истории хорроров) обнаруживает, что Джерри на самом деле вампир.
В итоге героям приходится вспомнить все просмотренные хорроры и стать парочкой доморощенных «ван хельсингов», выйдя на последнюю, совершенно эпическую схватку с Джерри и его обращенными в вампиров подручными. Фильм безупречно снят, сыгран, написан, здесь все выверено до последнего ракурса — как в лучших работах самого Альфреда Хичкока.
Сиквел Fright Night Part 2 тоже заслуживает вашего самого пристального внимания, а ремейк 2011 года с Колином Фарреллом в роли Джерри и Дэвидом Теннантом в роли Питера Винсента далеко не настолько плохой, каким его принято считать. Да, режиссура тут ничем не примечательна, но сценарий сценаристки «Баффи» Марти Ноксон — очень остроумное переосмысление оригинала, а актерские работы Фаррелла и Теннанта великолепны.
Лучший артхаус: «Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive), 2013
Артхауса про вампиров снимают очень много — от того же «Носферату» с «Тенью вампира» до What We Do in the Shadows Тайки Вайтити (который лишь по недоразумению считают комедией). Only Lovers Left Alive от самого, наверное, артхаусного американского режиссера и сценариста Джима Джармуша — самая лучшая версия такого рода постмодернистского метафикшена.
Как и Вайтити, Джармуш показывает единственную возможную участь проживших сотни лет и попавших в современное общество вампиров — они превратились в типичных хипстеров, считающих, что «все говно», и апатично коротающих дни и ночи, коллекционируя винтажные гитары и слушая Паганини в затемненных помещениях.
Из пучин безразличия и ностальгии персонажей может вывести только желание сходить в ближайший банк крови за свежей дозой — да и то ненадолго.
В отличие от «Реальных упырей», которые на протяжении всего своего немалого экранного времени повторяют одну и ту же шутку про адаптацию вампиров к жизни в современной Новой Зеландии, Джармуш в своем фильме мастерски и экономно поднимает массу интереснейших философских вопросов. Тут и сама линия самой старой на планете влюбленной пары (героев зовут Адам и Ева), блестяще сыгранной Томом Хиддлстоуном и Тильдой Суинтон, и элементы стимпанка (Адам знавал Николу Теслу), и переосмысление истории музыки, кино и литературы через вампирскую перспективу… Джармуш спрашивает не только «как бы вурдалаки жили на самом деле?», но и «какие бы у них были увлечения?» и как эти капризы бессмертных нелюдей появлияли бы на становление всей мировой культуры.
Это скорее Уильям Берроуз, нежели Брэм Стокер, тут есть и типично-бессмысленное богемное убийство, и бегство в Марокко. Это высшая точка постмодернизма, последнее великое кино о вампирах, где вечноживущие кровососы показаны настолько затертыми временем, что они практически перестают отличаться от обычных не нашедших себе места в обществе творческих личностей.
Лучший экшен: «От заката до рассвета» (From Dusk Till Dawn), 1996
Сегодня этот фильм считается культовой и одной из самых известных работ режиссера Роберта Родригеса. Сценарий к нему написал Квентин Тарантино — он же сыграл одну из главных ролей. Это история двух братьев Ричарда и Сета (Джордж Клуни) Гекко, перебравшихся через границу США в Мексику после побега Сета из тюрьмы и ограбления банка. Братья взяли с собой заложников — святого отца и его детей. Решив переждать в стрип-баре, они не представляют, чем закончится для них эта ночь, ведь хозяева бара — настоящие мексиканские вампиры!
Это очень динамичный для своего скромного бюджета фильм, который даже спустя двадцать лет после выхода глубоко впечатляет динамикой и подачей истории, которая не провисает, а лишь ускоряется после того, как Ричард и Сет узнают о вампирах. Вместе с другими посетителями бара им придется продержаться до утра, сражаясь бок-о-бок и забыв обо всех обидах, потому что иначе не выжить.
Фильм полон черного юмора и харизматичных актеров (помимо, Клуни и Тарантино здесь сыграли Том Савини, Сальма Хайек, Джульетт Льюис и Харви Кейтель). Все вместе они создали тот безумный микс, который не отпускает зрителей до сих пор. Как иначе объяснить культовый статус картины и недавний сериал по мотивам фильма? Но ни этому шоу, ни паре сиквелов «От заката до рассвета», конечно, не удалось превзойти оригинал.
Ведь это камерная история о том, как люди дают бой вампирам в замкнутом пространстве, полагаясь только на себе подобных. Это иронично, преступники и заложники оказываются единственной надеждой друг для друга увидеть рассвет.
Фильму, несмотря на все его положительные моменты, не хватает приземленности, реалистичности, которые в избытке есть у, например, культового Near Dark Кэтрин Бигелоу, «Вампиров» Джона Карпентера или недавней дилогии Stake Land Джима Микла и Ника Дамичи. В какой-то момент происходящее в Dusk Till Dawn превращается в мультфильм, хулиганство, самопародию, что неприятно контрастирует с психологической правдивостью сценария Тарантино. Но тут уж ничего не поделаешь— это фирменная черта всего творчества Родригеса, и за ТАКУЮ динамику мультяшность можно простить.
Взято: Тут
1