sanderkelevra
Лучшие фильмы про маньяков и серийных убийц (Часть 2) ( 15 фото )
Криминальные фильмы о маньяках — чрезвычайно популярное направление кино. В его рамках можно снять и молодежный слэшер, и хоррор со сверхъестественными элементами, и классический триллер, и наглый torture porn, и авторский артхаус, и дешевый эксплотейшен, и серьезную драму, номинированную на «Оскара» (и даже получившую пару-тройку наград американской Киноакадемии). Для вашего удобства мы собрали в одном материале все заметки про лучшие фильмы по этой теме, ранее появлявшиеся на нашем сайте в самых разных топах и подборках. Тексты по ряду наиболее специфических позиций вроде «Генри: Портрет серийного убийцы» публикуются на «Канобу» впервые.
«Молчание ягнят» (Silence of the Lambs)
1991 год
«Молчание ягнят» — это экранизация одноименного романа писателя Томаса Харриса, придумавшего Ганнибала Лектера — психиатра, серийного убийцы и каннибала, ставшего одним из самых известных маньяков в истории кинематографа. Самое удивительное –Ганнибал Лектер здесь не главный злодей. Его роль — второго плана, но Энтони Хопкинс создал настолько яркий образ, что он затмил другого маньяка, представленного в фильме, а также оказался интереснее Лектера из книг Харриса.
Но Ганнибалу в яркости образа и глубине характера не уступает молодой агент ФБР Кларисса Старлинг. Ее задача — убедить Лектера помочь в расследовании дела о пропаже девушки, а Ганнибал, увлеченный Клариссой, решает помочь только в том случае, если она расскажет ему о своей жизни. Жадно вылавливая каждую подробность ее прошлого, он использует свои знания в психологии, чтобы понять причины, по которым она пришла работать в ФБР. Беззащитная на первый взгляд Старлинг становится в конечном счете достойным оппонентом Ганнибала Лектера.
Сегодня Лектер стал героем целой франшизы. Следом за «Молчанием ягнят» вышли «Ганнибал» и «Красный дракон», затем появился приквел «Ганнибал: Восхождение» и сериал «Ганнибал» с Мадсом Миккельсеном в главной роли. Но ни одна картина не была так же хороша, как «Молчание ягнят» с Энтони Хопкинсом.
Ну что тут скажешь. Томас Харрис блестяще написал, Джонатан Демми великолепно снял, а сэр Энтони Хопкинс гениально сыграл убийцу-джентльмена, абсолютного психопата и извращенца с безупречными манерами. Для него самое ужасное в жизни — невежливость одного человека по отношению к другому.
Но этот персонаж работает лишь в крайне ограниченных условиях. Эффективность Лектера в том, что он сумел преодолеть все меры безопасности и строгость режима своего заключения, продолжил влиять на внешний мир из подвала Балтиморской психиатрической, из-за толстого стекла, или в окружении толпы полицейских, из-под маски-намордника. «Доктор» Фредерик Чилтон не шутит, когда объясняет Кларисе правила общения с пациентом: для того, чтобы пустить под откос всю драматургию фильма, Лектеру оказалось достаточно скобы от авторучки.
Как показали «Ганнибал» и сериал по мотивам, если выпустить Лектера на волю, вся его аура немедленно распыляется. Когда доктор разгуливает на свободе и может делать, что хочет, это далеко не такой впечатляющий персонаж. Чем меньше у этого героя свободы, тем он страшнее, тем изощреннее психологические инструменты, которые он использует, чтобы добиться своих нечеловеческих целей. Нас впечатляет не то, что Лектер ест людей — а то, что он может уговорить другого пациента проглотить собственный язык.
«Семь» (Seven)
1995 год [/b]
Фильмы про маньяков очень редко содержат какой-то месседж помимо «поймать маньяка». Когда же авторы действительно понимают, про какой ужас они рассказывают, и через какие экстремальные формы психологического и физического хоррора обычно проходят индивидуумы, ставшие серийными убийцами, эти картины летят прямиком в топ.
Как и доктор Ганнибал Лектер, Джон Доу (Кевин Спейси) появляется на экране совсем ненадолго. Толком мы его видим лишь в третьем акте фильма, большую часть которого Спейси проводит, сидя неподвижно и пренебрежительно глядя в сторону. При этом перед нами ошеломительно продуманный и сыгранный образ — человек, которыми всеми средствами намерен утащить за собой в ад героев Брэда Питта и Моргана Фримана. В отличие от Лектера, любовно культивирующего свою форму уютного джентльменского психического отклонения, Доу себя ни во что не ставит. Индивида, которым когда-то был Джон Доу, больше нет, бесконечные ужасы жизни в большом городе срезали с него нормальность, как бритва — отпечатки с его пальцев. Главное для героя Спейси — это конечный эффект, последняя иллюстрация, ради которой он охотно пожертвует и самим собой. Это один из величайших образов, когда-либо созданных в кино.
Образы пары героев-полицейских в дебютном сценарии Эндрю Кевина Уокера тоже интересные: оптимист и пессимист, разглядывающие один и тот же стакан, наполовину заполненный кровью. Дэвид Финчер так проникся сценарием, что снял свой лучший фильм. Атмосфера бесконечного дождя, немыслимое количество деталей в каждом кадре, революционно снятая сцена погони за безликим убийцей через многоквартирный дом. Но все это не работало бы без той самой концовки.
[b]«Шоссе» (Freeway)
1996 год
Гениальный, незаслуженно забытый и очень черный комедийный триллер режиссера и сценариста Мэттью Брайта. Здесь Кифер Сазерленд сыграл свою лучшую роль: убийцу-некрофила, который изрядную часть картины выступает в роли положительного персонажа, оказывающего сугубо позитивное влияние на главную героиню, 17-летнюю Риз Уизерспун.
Психолог по профессии, очень тонко сыгранный Вулвертон (явно срисованный с Теда Банди) предстает менее криповатой версией доктора Лектера, помогающей неграмотной девочке-подростку из неполной семьи разобраться с самыми малоприятными моментами ее биографии. Правда, потом он использует эти познания, чтобы как можно более жестоко над ней издеваться, отрезает ей косу и сообщает, что твердо намерен заняться сексом с ее трупом. Но к этому моменту героиня Уизерспун уже успела извлечь из происходящего ценный урок — скорее всего, впервые в жизни.
«Шоссе» — одна из самых оригинальных и жизнеутверждающих историй, когда-либо рассказанных средствами кино, которая держится не только на образе главной героини, бесстрашно и искренне сыгранной Уизерспун, но и на нюансах игры Сазерленда во всех его (как выразился бы доктор Лектер) метаморфозах.
«Лишенный жизни» (The Minus Man)
1999 год
Об этом фильме вы, скорее всего, никогда не слышали. Адекватного русского перевода названия не существует. «Человек-минус»? Я сам узнал об этой картине случайно, из комментария Джосса Уидона к одному из эпизодов Firefly, где он называет героя Оуэна Уилсона из этого фильма самым страшным из когда-либо виденных им экранных маньяков.
И это действительно так: Уилсон играет самого впечатляющего маньяка-убийцу, о котором вы никогда не слышали. Он не основан на каком-то реальном человеке, этот персонаж был целиком выдуман режиссером и сценаристом Хэмптоном Фанчером (у которого это единственная режиссерская работа и который известен первым вариантом сценария Blade Runner). У него очень необычная методика выбора и умерщвления жертв — на мой взгляд, самая необычная в истории кино. Я не буду тут вам ее раскрывать, чтобы у вас был дополнительный стимул найти и посмотреть этот фильм.
Помните, как обычно описывают соседи очередного пойманного маньяка? «Такой тихий, вежливый, приятный молодой человек». Ванн Сигерт — воплощение этой формулы, конечная точка траектории, начатой Норманом Бэйтсом. Абсолютно привлекательный и симпатичный экранный персонаж, страдающий тяжелейшим психозом. Ненормальность Сигерта пугает именно потому, что он так нормально выглядит и так нормально себя ведет. Пугает то, насколько тонка граница, отделяющая окружающих его людей от насильственной смерти.
«Зодиак» (Zodiac)
2007 год
«Зодиак», наверное, мой любимый фильм Финчера. «Бойцовский клуб» знают и любят все, это общепризнанный культовый фильм и поэтому ты не ощущаешь с ним такой тесной личной связи, как с чем-то менее известным и очевидным.
А ведь первый раз, когда я начал смотреть «Зодиак», я не выдержал этой тягомотины и выключил его. События развивались так медленно, так тягуче, сложно было нащупать пульс картины, и я не стал себя насиловать, удивляясь, как создатель таких динамичных, наполненных энергией фильмов, смог снять столь нудное кино. К счастью, у меня хватило ума вернуться к нему позже, и я получил незабываемое удовольствие, вся разница была в том, что на этот раз я готов был внимательно слушать. Да, она медленная, но это не вялое течение в никуда, а неторопливый ход, который накапливает огромное внутреннее напряжение.
Тут нет затянутости и лишних сцен, все выверено до секунды, это просто крайне необычный формат для такой очевидно остросюжетной темы — расследования преступлений серийного убийцы, причем максимально приближенное к реальным событиям. Финчер особенно четко следил за тем, что каждый раз, когда они показывают Зодиака и его убийства, они выглядят так, как описаны в уголовном деле. И поэтому его играли разные актеры — убийцу описывали то низким, то высоким, то в очках, то без, поэтому никакого «среднего арифметического» режиссер искать не стал, решив показать лишь то, что известно.
Наберитесь терпения и попробуйте испытать на себе этот шедевр, наградой будет как минимум прекрасная игра от шикарного актерского состава: Джейк Джилленхол, Роберт Дауни младший, Марк Руффало, Брайан Кокс и другие.
«Пятница, 13-е» (Friday The 13th)
1980 год
В материале о семи лучших киноманьяках я рассказывал, почему Джейсон Вурхис — самый мощный и долгоиграющий образ из фильмов-слэшеров. В отличие от Майкла Майерса из «Хэллоуина» (с которого Джейсон был скопирован), у Вурхиса есть четкая, простая предыстория, которая не меняется на протяжении 12 фильмов. Джейсон — это монументальная скала, о которую разбиваются нападки не самых талантливых сценаристов и режиссеров. Если наш любимый громила в хоккейной маске преследует по лесу скудно одетую девушку, это очень трудно написать и снять плохо.
Конечно, бывают и исключения: историю про Джейсона можно испортить, отправив беднягу в космос, отдав в руки Майкла Бэя, накрутив на предысторию сюжет другого хоррор-сериала ради дешевого кроссовера или просто сняв «Пятницу, 13-е», в которой Джейсон Вурхис вообще не появляется. Но при этом в одной из лучших «Пятниц» Джейсон объявляется лишь в самом конце!
В тексте о лучших слэшерах я подробно рассказывал об этом великолепном фильме, очень качественно написанном и поставленном Шоном Каннингемом. Хотя фильм делался под впечатлением от «Хэллоуина», сюжет тут оригинальный: это скорее детектив в духе «Десяти негритят», нежели стандартный фильм про маньяка.
Правдиво сыгранный трагический образ убийцы, которому можно сочувствовать, очень симпатичные и нештампованные взрослые и молодые герои-жертвы, замечательный сеттинг идиллического озера. Оригинальная «Пятница, 13-е» — один из самых интересных и красивых фильмов ужасов, трагически непонятый критиками после премьеры, но собравший почти $60 млн долларов.
«Хэллоуин» (Halloween)
1979 год
Джон Карпентер стоял на плечах титанов — гениального хоррора «Черное Рождество» канадского режиссера Боба Кларка, итальянских джалло и хичкоковском «Психозе». Но именно «Хэллоуин» перенес жанр слэшеров на американскую землю — и по сей день, наряду с первой «Пятницей 13-е» и первым «Кошмаром на Улице вязов», остается лучшим его представителем.
Идеальное кино для автомобильных кинотеатров под открытым небом, «Хэллоуин» был снят за 20 дней и $325 тысяч, в конечном счете собрав $70 млн в кинопрокате и на домашних носителях. Отличный сценарий Карпентера и Дебры Хилл очень простой, но опять-таки безумный по напряжению: псих сбежал из лечебницы, вернулся в родной город и подглядывает за ничего не подозревающими девушками-подростками, которые сидят с чужими детьми в канун Дня всех святых.
На маньяка-убийцу (разгуливающего по городу в комбинезоне и выкрашенной белой краской маске Уильяма Шэтнера) не обращает внимание никто, кроме Последней Девушки (Джейми Ли Кертис). Разумеется, Кертис — дочь Джанет Ли, совершенно внезапно убитой другим маньяком в «Психозе». Хоррор-родословная Кертис ощущается в каждом движении, слове, взгляде и крике. Никого другого в роли Лори Строуд представить себе нельзя.
Музыка Карпентера, как и музыка Джона Уильямса в «Челюстях» — отдельный персонаж, а может быть, и главный герой. Заглавная тема отлично подходит и для незабываемой заставки, и для сцен слежки и убийств, и для потрясающего финального монтажа с местами преступлений из фильма, где за каждым кустом и в каждой тени может таиться Майкл Майерс.
«Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street)
1984 год
К началу 80-х режиссер и сценарист Уэс Крэйвен стал признанным мастером американской «чернухи» с фильмами вроде «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза». Крэйвен крайне реалистично и просто снимал убийства и изнасилования. При этом кино у него было очень сильное, авторское, шокирующее, но явно не рассчитанное на массового зрителя и признание у критиков. Его творчество лежало ближе к фильмам Алексея Балабанова и Ларса фон Триера, нежели к безобидным слэшерам 70-х.
В 1984 году Крэйвен добился своего величайшего успеха с фильмом A Nightmare on Elm Street, известным у нас на видеокассетах как «Кошмар на улице Вязов».
Майкла Майерса и Джейсона Вурхиса приходится показывать, как акулу в «Челюстях» — издали, в тени, в коротких сценах убийств с тщательно подобранными ракурсами. Если просто поставить и того, и другого убийцу перед камерой, они не производят особого впечатления: ну подумаешь, молчаливый верзила в маске.
Фредди Крюгер из «Кошмара» вызывает практически тактильное отвращение каждой деталью своего образа. Предыстория — убийца-педофил. Внешний вид — жуткая, нелепая, костлявая фигура, чудовищные ожоги, тщательно подобранный ансамбль из зловещей, мятой черной шляпы и красно-зеленого свитера. В каком-то интервью Крэйвен говорил, что красный с зеленым — это самое психологично неприятное сочетание цветов.
Что уж тут говорить об орудии убийства, ведь это не мачете и не кухонный нож, а запоминающаяся на всю жизнь после заставки первого «Кошмара» перчатка со стальными лезвиями! Когда Фредди на экране, на него физически трудно смотреть, хочется отвести взгляд, выключить монитор, закрыть лицо подушкой.
Первый «Кошмар на улице Вязов» — один из лучших фильмов ужасов всех времен. Но это не слэшер, не подростковое развлекательное кино. Может быть, это вообще не жанровый кинематограф, а самый жуткий и нелицеприятный в истории артхаус.
Хотя первый «Кошмар» заработал $25,5 млн в американском прокате с бюджетом в $1,8 млн, был восторженно встречен критиками и стал важным культурным явлением, это типичное кино раннего Крэйвена. По глубине сюрреализма и отображения на экране самых типичных черт человеческих сновидений с A Nightmare on Elm Street может поспорить разве что «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля. Убийства во сне и наяву тут — это демонстрация огромной художественной силы крайне самобытного режиссера и сценариста, выплескивающего на экран все самое жуткое, будоражащее, что он сумел раскопать в своем подсознании.
Самое страшное в ночном кошмаре то, что даже если ты проснулся, это может оказаться другой кошмар — и так до бесконечности. A Nightmare on Elm Street на 100% использует эффекты «сон во сне» и «ложного пробуждения», пока мы вместе с героями не начинаем сомневаться в природе окружающей нас реальности. Остроумный, беспощадный сценарий эксплуатирует отдельные приемы слэшеров, но в целом задается вопросами, лежащими далеко за пределами хоррора и вообще жанрового кино.
Ну и снято все просто гениально: даже примитивные спецэффекты не становятся надежным фильтром между нами и творящимся на экране ужасом. Сцена, в которой из телефонной трубки внезапно высовывается язык Фредди, пугает даже на Blu-ray, хотя с подчищенной картинкой очевидно, что это очень дешевая пластиковая игрушка. А уж как эта зыбкая, мутная картинка, где о большинстве деталей оставалось только догадываться самому, впечатляла при просмотре на ночном сеансе по пиратскому видеоканалу или на кассете в копии пятого-шестого поколения!
«Крик» (Scream)
1996 год
Первый экранизированный сценарий будущего титана молодежного американского телевидения Кевина Уильямсона вдохнул новую жизнь в жанр хорроров, которые за 90-е практически прекратили снимать.
Будущий автор «Бухты Доусона» и «Дневников вампира» написал сценарий, где в стандартную ситуацию из классического слэшера 80-х (маньяк в маске убивает подростков в маленьком городке) попали реалистичные молодые люди середины 90-х со всем их сарказмом, мобильными телефонами и знанием законов жанра. Рэнди Микс (Джейми Кеннеди) с бутылкой пива в руке озвучивает правила поведения для всех, желающих выжить в хорроре — используя первый «Хэллоуин» в качестве наглядного пособия.
В постановке Уэса Крэйвена много великолепных моментов (обратите внимание, насколько мастерски сделана финальная погоня за героиней Нив Кэмпбелл), а убийства сняты в реалистичной и брутальной манере, скорее напоминающей его скандальный The Last House on the Left, нежели ироничный подростковый слэшер (еще не родившийся как явление). Но запомнятся вам именно правила:
Не заниматься сексом
Не пить и не принимать наркотики
Никогда, никогда, никогда, ни при каких обстоятельствах не говорить «Я сейчас вернусь»
«Поезд страха» (Terror Train)
1980 год
Один из лучших слэшеров, в котором Джейми Ли Кертис снялась после успеха «Хэллоуина», закрепив за собой звание «королевы крика».
И Prom Night, и The Fog, и Roadgames, и Halloween 2 — очень интересные фильмы, но Terror Train отличается великолепным сеттингом (поезд), необычной группой героев (они все — студенты-медики) и участием очень молодого Дэвида Копперфильда в качестве приглашенного для развлечения студентов иллюзиониста.
Отличный сценарий в духе Агаты Кристи (если «Пятница, 13-е» чем-то напоминает «Десять негритят», то тут цитируется «Убийство в Восточном экспрессе»), прекрасная режиссура и атмосферная операторская работа, качественно замаскированный убийца. Фокусы и связанные с ними профессиональные моменты тут — не просто дополнительное развлечение для зрителей, а важная часть сюжета.
«Пила» (Saw)
2004 год
Первая полнометражная «Пила» — очень противоречивый фильм, в котором сполна проявились как режиссерские таланты Джеймса Вана, так и сценарная бездарность Ли Уоннелла.
Оригинальную Saw нельзя с чистой совестью списать в ленивый torture porn, как все остальные части франчайза. Здесь есть очень эффектные сцены, точнее, завязки, наметки и наброски таких сцен. Чем-то это все напоминает сериал Lost: создатели сумели грамотно привлечь внимание зрителей интересной завязкой, а когда пришло время развивать ситуацию, все задействованные в проекте лица расписались в полнейшем креативном банкротстве, но это уже никого не волновало, кроме скрежещущих зубами критиков. «Пила» собрала порядка $103 млн при бюджете в $1,2 млн и стала самым успешным фильмом ужасов со времен «Крика» 1996 года.
Общая идея первой «Пилы» просто идеальная для малобюджетного хоррора: два человека прикованы к трубам в одном помещении, у них есть ножовка, которая не берет сталь наручников, но которой можно отпилить себе ногу, чтобы освободиться. Это отличная, хоть и не новая концепция: помните, что Роршах предлагает сделать прикованному к трубе маньяку в одном из самых запоминающихся выпусков Watchmen Алана Мура?
Ручаюсь, именно из этого гениального комикса Уоннелл и позаимствовал всю концепцию. Идея экстремального испытания с возможными увечьями, которое ненормальный человек предлагает пройти нормальному, использовалась в рассказе Роальда Даля Man From the South (известному у нас как «Пари») и снятом по его мотивам эпизоде сериала «Альфред Хичкок представляет», впоследствии обыгранному Тарантино в «Четырех комнатах».
Но даже несмотря на всю вторичность концепции, в чистом хорроре до «Пилы» ничего подобного не было, и Ван в своем характерном стиле мог бы снять настоящую классику жанра. Двое мужчин, одна ножовка… кто из них первым решится попробовать отпилить себе стопу? Что его может к этому вынудить? Как на это отреагирует второй герой? Все ли в этой комнате так просто, как кажется?
К сожалению, тут ответственность переходит на плечи Уоннелла, который сходу принимается давать самые предсказуемые, примитивные и непродуманные ответы на все поставленные вопросы. «Пила» — типичная дебютная работа начинающего сценариста, который использует самые убогие штампы. Почему один из героев должен отпилить себе ногу? Потому что неизвестный маньяк похитил его семью и убьет их, если он как-то не освободится и не прикончит другого героя до шести часов вечера.
Переусложняет Уоннелл и все остальное, еще больше замутняя благородную чистоту концепции: комната, в которой сидят герои, буквально завалена всяким сюжетным хламом (труп, револьвер, плееры, ножовки, зажигалка, сигареты, мобильный телефон, по которому почему-то нельзя вызвать помощь). Кандалы, которыми прикованы герои, Адам и Лоуренс, оказываются электрифицированными.
У создателей фильма отсутствует чувство меры, уместности, они тащат в свой сценарий первые попавшиеся объекты и идеи: зачем убийце использовать криповатую куклу, если у него уже есть маска свиньи? Потому что кукла уже придумана, и как ее можно не вставить в наш дебютный фильм! Почему именно маска свиньи? Ну, э-э-э… неважно!
Вместо того, чтобы разбираться в ситуации и искать из нее выходы, персонажи тратят время на чудовищное количество флэшбэков, которые вместо того, чтобы складываться в одну цельную картину, пытаются рассказывать нам три разных фильма одновременно. От полного провала «Пилу» спасают очень сильное начало и не менее сильный финал, последние секунды фильма, когда звучит мелодия Чарли Клоузера, известная как Hello Zepp, и перед нами раскрывается истинная личность Конструктора.
Эта действительно крутая сцена заставляет забыть, что большую часть фильма мы провели за черновыми сценарными набросками к так толком и не написанным сценам. Что вся линия с детективом Таппом была совершенно не нужна для этого финала, и что линия с похищенной семьей героя кончилась колоссальным пшиком. Мы думаем о том, как ловко нас провели. Хорошее начало и сильный финал, минуты три чистого экранного времени: этого оказалось достаточно, чтобы запустить один из самых кассовых хоррор-сериалов всех времен.
«Молчание ягнят» (Silence of the Lambs)
1991 год
«Молчание ягнят» — это экранизация одноименного романа писателя Томаса Харриса, придумавшего Ганнибала Лектера — психиатра, серийного убийцы и каннибала, ставшего одним из самых известных маньяков в истории кинематографа. Самое удивительное –Ганнибал Лектер здесь не главный злодей. Его роль — второго плана, но Энтони Хопкинс создал настолько яркий образ, что он затмил другого маньяка, представленного в фильме, а также оказался интереснее Лектера из книг Харриса.
Но Ганнибалу в яркости образа и глубине характера не уступает молодой агент ФБР Кларисса Старлинг. Ее задача — убедить Лектера помочь в расследовании дела о пропаже девушки, а Ганнибал, увлеченный Клариссой, решает помочь только в том случае, если она расскажет ему о своей жизни. Жадно вылавливая каждую подробность ее прошлого, он использует свои знания в психологии, чтобы понять причины, по которым она пришла работать в ФБР. Беззащитная на первый взгляд Старлинг становится в конечном счете достойным оппонентом Ганнибала Лектера.
Сегодня Лектер стал героем целой франшизы. Следом за «Молчанием ягнят» вышли «Ганнибал» и «Красный дракон», затем появился приквел «Ганнибал: Восхождение» и сериал «Ганнибал» с Мадсом Миккельсеном в главной роли. Но ни одна картина не была так же хороша, как «Молчание ягнят» с Энтони Хопкинсом.
Ну что тут скажешь. Томас Харрис блестяще написал, Джонатан Демми великолепно снял, а сэр Энтони Хопкинс гениально сыграл убийцу-джентльмена, абсолютного психопата и извращенца с безупречными манерами. Для него самое ужасное в жизни — невежливость одного человека по отношению к другому.
Но этот персонаж работает лишь в крайне ограниченных условиях. Эффективность Лектера в том, что он сумел преодолеть все меры безопасности и строгость режима своего заключения, продолжил влиять на внешний мир из подвала Балтиморской психиатрической, из-за толстого стекла, или в окружении толпы полицейских, из-под маски-намордника. «Доктор» Фредерик Чилтон не шутит, когда объясняет Кларисе правила общения с пациентом: для того, чтобы пустить под откос всю драматургию фильма, Лектеру оказалось достаточно скобы от авторучки.
Как показали «Ганнибал» и сериал по мотивам, если выпустить Лектера на волю, вся его аура немедленно распыляется. Когда доктор разгуливает на свободе и может делать, что хочет, это далеко не такой впечатляющий персонаж. Чем меньше у этого героя свободы, тем он страшнее, тем изощреннее психологические инструменты, которые он использует, чтобы добиться своих нечеловеческих целей. Нас впечатляет не то, что Лектер ест людей — а то, что он может уговорить другого пациента проглотить собственный язык.
«Семь» (Seven)
1995 год [/b]
Фильмы про маньяков очень редко содержат какой-то месседж помимо «поймать маньяка». Когда же авторы действительно понимают, про какой ужас они рассказывают, и через какие экстремальные формы психологического и физического хоррора обычно проходят индивидуумы, ставшие серийными убийцами, эти картины летят прямиком в топ.
Как и доктор Ганнибал Лектер, Джон Доу (Кевин Спейси) появляется на экране совсем ненадолго. Толком мы его видим лишь в третьем акте фильма, большую часть которого Спейси проводит, сидя неподвижно и пренебрежительно глядя в сторону. При этом перед нами ошеломительно продуманный и сыгранный образ — человек, которыми всеми средствами намерен утащить за собой в ад героев Брэда Питта и Моргана Фримана. В отличие от Лектера, любовно культивирующего свою форму уютного джентльменского психического отклонения, Доу себя ни во что не ставит. Индивида, которым когда-то был Джон Доу, больше нет, бесконечные ужасы жизни в большом городе срезали с него нормальность, как бритва — отпечатки с его пальцев. Главное для героя Спейси — это конечный эффект, последняя иллюстрация, ради которой он охотно пожертвует и самим собой. Это один из величайших образов, когда-либо созданных в кино.
Образы пары героев-полицейских в дебютном сценарии Эндрю Кевина Уокера тоже интересные: оптимист и пессимист, разглядывающие один и тот же стакан, наполовину заполненный кровью. Дэвид Финчер так проникся сценарием, что снял свой лучший фильм. Атмосфера бесконечного дождя, немыслимое количество деталей в каждом кадре, революционно снятая сцена погони за безликим убийцей через многоквартирный дом. Но все это не работало бы без той самой концовки.
[b]«Шоссе» (Freeway)
1996 год
Гениальный, незаслуженно забытый и очень черный комедийный триллер режиссера и сценариста Мэттью Брайта. Здесь Кифер Сазерленд сыграл свою лучшую роль: убийцу-некрофила, который изрядную часть картины выступает в роли положительного персонажа, оказывающего сугубо позитивное влияние на главную героиню, 17-летнюю Риз Уизерспун.
Психолог по профессии, очень тонко сыгранный Вулвертон (явно срисованный с Теда Банди) предстает менее криповатой версией доктора Лектера, помогающей неграмотной девочке-подростку из неполной семьи разобраться с самыми малоприятными моментами ее биографии. Правда, потом он использует эти познания, чтобы как можно более жестоко над ней издеваться, отрезает ей косу и сообщает, что твердо намерен заняться сексом с ее трупом. Но к этому моменту героиня Уизерспун уже успела извлечь из происходящего ценный урок — скорее всего, впервые в жизни.
«Шоссе» — одна из самых оригинальных и жизнеутверждающих историй, когда-либо рассказанных средствами кино, которая держится не только на образе главной героини, бесстрашно и искренне сыгранной Уизерспун, но и на нюансах игры Сазерленда во всех его (как выразился бы доктор Лектер) метаморфозах.
«Лишенный жизни» (The Minus Man)
1999 год
Об этом фильме вы, скорее всего, никогда не слышали. Адекватного русского перевода названия не существует. «Человек-минус»? Я сам узнал об этой картине случайно, из комментария Джосса Уидона к одному из эпизодов Firefly, где он называет героя Оуэна Уилсона из этого фильма самым страшным из когда-либо виденных им экранных маньяков.
И это действительно так: Уилсон играет самого впечатляющего маньяка-убийцу, о котором вы никогда не слышали. Он не основан на каком-то реальном человеке, этот персонаж был целиком выдуман режиссером и сценаристом Хэмптоном Фанчером (у которого это единственная режиссерская работа и который известен первым вариантом сценария Blade Runner). У него очень необычная методика выбора и умерщвления жертв — на мой взгляд, самая необычная в истории кино. Я не буду тут вам ее раскрывать, чтобы у вас был дополнительный стимул найти и посмотреть этот фильм.
Помните, как обычно описывают соседи очередного пойманного маньяка? «Такой тихий, вежливый, приятный молодой человек». Ванн Сигерт — воплощение этой формулы, конечная точка траектории, начатой Норманом Бэйтсом. Абсолютно привлекательный и симпатичный экранный персонаж, страдающий тяжелейшим психозом. Ненормальность Сигерта пугает именно потому, что он так нормально выглядит и так нормально себя ведет. Пугает то, насколько тонка граница, отделяющая окружающих его людей от насильственной смерти.
«Зодиак» (Zodiac)
2007 год
«Зодиак», наверное, мой любимый фильм Финчера. «Бойцовский клуб» знают и любят все, это общепризнанный культовый фильм и поэтому ты не ощущаешь с ним такой тесной личной связи, как с чем-то менее известным и очевидным.
А ведь первый раз, когда я начал смотреть «Зодиак», я не выдержал этой тягомотины и выключил его. События развивались так медленно, так тягуче, сложно было нащупать пульс картины, и я не стал себя насиловать, удивляясь, как создатель таких динамичных, наполненных энергией фильмов, смог снять столь нудное кино. К счастью, у меня хватило ума вернуться к нему позже, и я получил незабываемое удовольствие, вся разница была в том, что на этот раз я готов был внимательно слушать. Да, она медленная, но это не вялое течение в никуда, а неторопливый ход, который накапливает огромное внутреннее напряжение.
Тут нет затянутости и лишних сцен, все выверено до секунды, это просто крайне необычный формат для такой очевидно остросюжетной темы — расследования преступлений серийного убийцы, причем максимально приближенное к реальным событиям. Финчер особенно четко следил за тем, что каждый раз, когда они показывают Зодиака и его убийства, они выглядят так, как описаны в уголовном деле. И поэтому его играли разные актеры — убийцу описывали то низким, то высоким, то в очках, то без, поэтому никакого «среднего арифметического» режиссер искать не стал, решив показать лишь то, что известно.
Наберитесь терпения и попробуйте испытать на себе этот шедевр, наградой будет как минимум прекрасная игра от шикарного актерского состава: Джейк Джилленхол, Роберт Дауни младший, Марк Руффало, Брайан Кокс и другие.
«Пятница, 13-е» (Friday The 13th)
1980 год
В материале о семи лучших киноманьяках я рассказывал, почему Джейсон Вурхис — самый мощный и долгоиграющий образ из фильмов-слэшеров. В отличие от Майкла Майерса из «Хэллоуина» (с которого Джейсон был скопирован), у Вурхиса есть четкая, простая предыстория, которая не меняется на протяжении 12 фильмов. Джейсон — это монументальная скала, о которую разбиваются нападки не самых талантливых сценаристов и режиссеров. Если наш любимый громила в хоккейной маске преследует по лесу скудно одетую девушку, это очень трудно написать и снять плохо.
Конечно, бывают и исключения: историю про Джейсона можно испортить, отправив беднягу в космос, отдав в руки Майкла Бэя, накрутив на предысторию сюжет другого хоррор-сериала ради дешевого кроссовера или просто сняв «Пятницу, 13-е», в которой Джейсон Вурхис вообще не появляется. Но при этом в одной из лучших «Пятниц» Джейсон объявляется лишь в самом конце!
В тексте о лучших слэшерах я подробно рассказывал об этом великолепном фильме, очень качественно написанном и поставленном Шоном Каннингемом. Хотя фильм делался под впечатлением от «Хэллоуина», сюжет тут оригинальный: это скорее детектив в духе «Десяти негритят», нежели стандартный фильм про маньяка.
Правдиво сыгранный трагический образ убийцы, которому можно сочувствовать, очень симпатичные и нештампованные взрослые и молодые герои-жертвы, замечательный сеттинг идиллического озера. Оригинальная «Пятница, 13-е» — один из самых интересных и красивых фильмов ужасов, трагически непонятый критиками после премьеры, но собравший почти $60 млн долларов.
«Хэллоуин» (Halloween)
1979 год
Джон Карпентер стоял на плечах титанов — гениального хоррора «Черное Рождество» канадского режиссера Боба Кларка, итальянских джалло и хичкоковском «Психозе». Но именно «Хэллоуин» перенес жанр слэшеров на американскую землю — и по сей день, наряду с первой «Пятницей 13-е» и первым «Кошмаром на Улице вязов», остается лучшим его представителем.
Идеальное кино для автомобильных кинотеатров под открытым небом, «Хэллоуин» был снят за 20 дней и $325 тысяч, в конечном счете собрав $70 млн в кинопрокате и на домашних носителях. Отличный сценарий Карпентера и Дебры Хилл очень простой, но опять-таки безумный по напряжению: псих сбежал из лечебницы, вернулся в родной город и подглядывает за ничего не подозревающими девушками-подростками, которые сидят с чужими детьми в канун Дня всех святых.
На маньяка-убийцу (разгуливающего по городу в комбинезоне и выкрашенной белой краской маске Уильяма Шэтнера) не обращает внимание никто, кроме Последней Девушки (Джейми Ли Кертис). Разумеется, Кертис — дочь Джанет Ли, совершенно внезапно убитой другим маньяком в «Психозе». Хоррор-родословная Кертис ощущается в каждом движении, слове, взгляде и крике. Никого другого в роли Лори Строуд представить себе нельзя.
Музыка Карпентера, как и музыка Джона Уильямса в «Челюстях» — отдельный персонаж, а может быть, и главный герой. Заглавная тема отлично подходит и для незабываемой заставки, и для сцен слежки и убийств, и для потрясающего финального монтажа с местами преступлений из фильма, где за каждым кустом и в каждой тени может таиться Майкл Майерс.
«Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street)
1984 год
К началу 80-х режиссер и сценарист Уэс Крэйвен стал признанным мастером американской «чернухи» с фильмами вроде «Последний дом слева» и «У холмов есть глаза». Крэйвен крайне реалистично и просто снимал убийства и изнасилования. При этом кино у него было очень сильное, авторское, шокирующее, но явно не рассчитанное на массового зрителя и признание у критиков. Его творчество лежало ближе к фильмам Алексея Балабанова и Ларса фон Триера, нежели к безобидным слэшерам 70-х.
В 1984 году Крэйвен добился своего величайшего успеха с фильмом A Nightmare on Elm Street, известным у нас на видеокассетах как «Кошмар на улице Вязов».
Майкла Майерса и Джейсона Вурхиса приходится показывать, как акулу в «Челюстях» — издали, в тени, в коротких сценах убийств с тщательно подобранными ракурсами. Если просто поставить и того, и другого убийцу перед камерой, они не производят особого впечатления: ну подумаешь, молчаливый верзила в маске.
Фредди Крюгер из «Кошмара» вызывает практически тактильное отвращение каждой деталью своего образа. Предыстория — убийца-педофил. Внешний вид — жуткая, нелепая, костлявая фигура, чудовищные ожоги, тщательно подобранный ансамбль из зловещей, мятой черной шляпы и красно-зеленого свитера. В каком-то интервью Крэйвен говорил, что красный с зеленым — это самое психологично неприятное сочетание цветов.
Что уж тут говорить об орудии убийства, ведь это не мачете и не кухонный нож, а запоминающаяся на всю жизнь после заставки первого «Кошмара» перчатка со стальными лезвиями! Когда Фредди на экране, на него физически трудно смотреть, хочется отвести взгляд, выключить монитор, закрыть лицо подушкой.
Первый «Кошмар на улице Вязов» — один из лучших фильмов ужасов всех времен. Но это не слэшер, не подростковое развлекательное кино. Может быть, это вообще не жанровый кинематограф, а самый жуткий и нелицеприятный в истории артхаус.
Хотя первый «Кошмар» заработал $25,5 млн в американском прокате с бюджетом в $1,8 млн, был восторженно встречен критиками и стал важным культурным явлением, это типичное кино раннего Крэйвена. По глубине сюрреализма и отображения на экране самых типичных черт человеческих сновидений с A Nightmare on Elm Street может поспорить разве что «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля. Убийства во сне и наяву тут — это демонстрация огромной художественной силы крайне самобытного режиссера и сценариста, выплескивающего на экран все самое жуткое, будоражащее, что он сумел раскопать в своем подсознании.
Самое страшное в ночном кошмаре то, что даже если ты проснулся, это может оказаться другой кошмар — и так до бесконечности. A Nightmare on Elm Street на 100% использует эффекты «сон во сне» и «ложного пробуждения», пока мы вместе с героями не начинаем сомневаться в природе окружающей нас реальности. Остроумный, беспощадный сценарий эксплуатирует отдельные приемы слэшеров, но в целом задается вопросами, лежащими далеко за пределами хоррора и вообще жанрового кино.
Ну и снято все просто гениально: даже примитивные спецэффекты не становятся надежным фильтром между нами и творящимся на экране ужасом. Сцена, в которой из телефонной трубки внезапно высовывается язык Фредди, пугает даже на Blu-ray, хотя с подчищенной картинкой очевидно, что это очень дешевая пластиковая игрушка. А уж как эта зыбкая, мутная картинка, где о большинстве деталей оставалось только догадываться самому, впечатляла при просмотре на ночном сеансе по пиратскому видеоканалу или на кассете в копии пятого-шестого поколения!
«Крик» (Scream)
1996 год
Первый экранизированный сценарий будущего титана молодежного американского телевидения Кевина Уильямсона вдохнул новую жизнь в жанр хорроров, которые за 90-е практически прекратили снимать.
Будущий автор «Бухты Доусона» и «Дневников вампира» написал сценарий, где в стандартную ситуацию из классического слэшера 80-х (маньяк в маске убивает подростков в маленьком городке) попали реалистичные молодые люди середины 90-х со всем их сарказмом, мобильными телефонами и знанием законов жанра. Рэнди Микс (Джейми Кеннеди) с бутылкой пива в руке озвучивает правила поведения для всех, желающих выжить в хорроре — используя первый «Хэллоуин» в качестве наглядного пособия.
В постановке Уэса Крэйвена много великолепных моментов (обратите внимание, насколько мастерски сделана финальная погоня за героиней Нив Кэмпбелл), а убийства сняты в реалистичной и брутальной манере, скорее напоминающей его скандальный The Last House on the Left, нежели ироничный подростковый слэшер (еще не родившийся как явление). Но запомнятся вам именно правила:
Не заниматься сексом
Не пить и не принимать наркотики
Никогда, никогда, никогда, ни при каких обстоятельствах не говорить «Я сейчас вернусь»
«Поезд страха» (Terror Train)
1980 год
Один из лучших слэшеров, в котором Джейми Ли Кертис снялась после успеха «Хэллоуина», закрепив за собой звание «королевы крика».
И Prom Night, и The Fog, и Roadgames, и Halloween 2 — очень интересные фильмы, но Terror Train отличается великолепным сеттингом (поезд), необычной группой героев (они все — студенты-медики) и участием очень молодого Дэвида Копперфильда в качестве приглашенного для развлечения студентов иллюзиониста.
Отличный сценарий в духе Агаты Кристи (если «Пятница, 13-е» чем-то напоминает «Десять негритят», то тут цитируется «Убийство в Восточном экспрессе»), прекрасная режиссура и атмосферная операторская работа, качественно замаскированный убийца. Фокусы и связанные с ними профессиональные моменты тут — не просто дополнительное развлечение для зрителей, а важная часть сюжета.
«Пила» (Saw)
2004 год
Первая полнометражная «Пила» — очень противоречивый фильм, в котором сполна проявились как режиссерские таланты Джеймса Вана, так и сценарная бездарность Ли Уоннелла.
Оригинальную Saw нельзя с чистой совестью списать в ленивый torture porn, как все остальные части франчайза. Здесь есть очень эффектные сцены, точнее, завязки, наметки и наброски таких сцен. Чем-то это все напоминает сериал Lost: создатели сумели грамотно привлечь внимание зрителей интересной завязкой, а когда пришло время развивать ситуацию, все задействованные в проекте лица расписались в полнейшем креативном банкротстве, но это уже никого не волновало, кроме скрежещущих зубами критиков. «Пила» собрала порядка $103 млн при бюджете в $1,2 млн и стала самым успешным фильмом ужасов со времен «Крика» 1996 года.
Общая идея первой «Пилы» просто идеальная для малобюджетного хоррора: два человека прикованы к трубам в одном помещении, у них есть ножовка, которая не берет сталь наручников, но которой можно отпилить себе ногу, чтобы освободиться. Это отличная, хоть и не новая концепция: помните, что Роршах предлагает сделать прикованному к трубе маньяку в одном из самых запоминающихся выпусков Watchmen Алана Мура?
Ручаюсь, именно из этого гениального комикса Уоннелл и позаимствовал всю концепцию. Идея экстремального испытания с возможными увечьями, которое ненормальный человек предлагает пройти нормальному, использовалась в рассказе Роальда Даля Man From the South (известному у нас как «Пари») и снятом по его мотивам эпизоде сериала «Альфред Хичкок представляет», впоследствии обыгранному Тарантино в «Четырех комнатах».
Но даже несмотря на всю вторичность концепции, в чистом хорроре до «Пилы» ничего подобного не было, и Ван в своем характерном стиле мог бы снять настоящую классику жанра. Двое мужчин, одна ножовка… кто из них первым решится попробовать отпилить себе стопу? Что его может к этому вынудить? Как на это отреагирует второй герой? Все ли в этой комнате так просто, как кажется?
К сожалению, тут ответственность переходит на плечи Уоннелла, который сходу принимается давать самые предсказуемые, примитивные и непродуманные ответы на все поставленные вопросы. «Пила» — типичная дебютная работа начинающего сценариста, который использует самые убогие штампы. Почему один из героев должен отпилить себе ногу? Потому что неизвестный маньяк похитил его семью и убьет их, если он как-то не освободится и не прикончит другого героя до шести часов вечера.
Переусложняет Уоннелл и все остальное, еще больше замутняя благородную чистоту концепции: комната, в которой сидят герои, буквально завалена всяким сюжетным хламом (труп, револьвер, плееры, ножовки, зажигалка, сигареты, мобильный телефон, по которому почему-то нельзя вызвать помощь). Кандалы, которыми прикованы герои, Адам и Лоуренс, оказываются электрифицированными.
У создателей фильма отсутствует чувство меры, уместности, они тащат в свой сценарий первые попавшиеся объекты и идеи: зачем убийце использовать криповатую куклу, если у него уже есть маска свиньи? Потому что кукла уже придумана, и как ее можно не вставить в наш дебютный фильм! Почему именно маска свиньи? Ну, э-э-э… неважно!
Вместо того, чтобы разбираться в ситуации и искать из нее выходы, персонажи тратят время на чудовищное количество флэшбэков, которые вместо того, чтобы складываться в одну цельную картину, пытаются рассказывать нам три разных фильма одновременно. От полного провала «Пилу» спасают очень сильное начало и не менее сильный финал, последние секунды фильма, когда звучит мелодия Чарли Клоузера, известная как Hello Zepp, и перед нами раскрывается истинная личность Конструктора.
Эта действительно крутая сцена заставляет забыть, что большую часть фильма мы провели за черновыми сценарными набросками к так толком и не написанным сценам. Что вся линия с детективом Таппом была совершенно не нужна для этого финала, и что линия с похищенной семьей героя кончилась колоссальным пшиком. Мы думаем о том, как ловко нас провели. Хорошее начало и сильный финал, минуты три чистого экранного времени: этого оказалось достаточно, чтобы запустить один из самых кассовых хоррор-сериалов всех времен.
Взято: Тут
0