Обзор всех частей «Такси» ( 5 фото )
- 08.05.2018
- 918
12 апреля состоялась мировая премьера фильма «Такси 5» (в России с 10 мая) — продолжения знаменитой французской франшизы о полицейских города Марселя, расследующих различные дела при помощи таксиста Даниэля и его модифицированного автомобиля, способного развивать огромную скорость. В пятой части самого Моралеса и его друга детектива Эмильена, к сожалению, уже нет. В честь выхода нового фильма я решил вспомнить предыдущие части одного из моих любимых киносериалов, чтобы освежить вам впечатления перед походом на «Такси 5».
«Такси» — одна из самых успешных французских комедийных франшиз (первый фильм при бюджете в 53 миллиона собрал 210 в мировом прокате).
Все части франшизы, включая «Такси 5», были спродюсированы известным режиссером Люком Бессоном. Более того, он выступил еще и автором сценария к первым четырем фильмам цикла.
Успех «Такси» вдохновил других кинематографистов на создание аналогичных проектов. Мне даже кажется, что «Форсаж» появился и стал популярен исключительно благодаря успеху «Такси»: оригинальное Taxi вышло в 98-м, первый The Fast and the Furious — в 2001-м.
Самым крупным «клоном» этой франшизы стал фильм «Нью-йоркское такси» 2004 года, где главные роли сыграли певица Куин Латифа (именно ей досталось роль талантливой таксистки-инженера), известный американский телеведущий Джимми Фэллон и модель Жизель Бундхен.
Фильм был холодно встречен критиками и не сильно отбился в прокате, поэтому продолжения не последовало.
Еще одним «клоном» «Такси» стал индийский фильм Dhoom, тоже вышедший в 2004 году. Причем он в отличие от американской версии вообще ничего нового не принес, грубо скопировав идеи Бессона и адаптировав их для Болливуда.
Последней адаптацией стал американский ситком-процедурал Taxi Brooklyn от NBC о нью-йорском детективе, раскрывающем преступления с помощью таксиста французского происхождения с модернизированным автомобилем, способным развивать огромную скорость. Сериал прожил один сезон и был закрыт.
Но вернемся к оригинальной франшизе!
«Такси», 1998 год
Одна из самых популярных французских кинофраншиз началась с этого фильма. Повезло во всем — отличный актерский состав (о нем чуть позже), режиссер Жерар Пирес со скудным послужным списком, четко следовавший указаниям продюссера Люка Бессона, и, конечно, простой, не перегруженный лишними сюжетными линиями сценарий, выдержавший отменный баланс юмора, экшена и легкого детектива.
Но фильм оказался хитом не благодаря этому, а за счет отличной химии между актерами. «Такси» стал первым шагом к известности для актрисы Марион Котийяр. Никто из ее коллег по фильму так не преуспел, как она. В этом ей помогли первые три фильма «франшизы».
Но «лицом» (или лицами) серии фильмов стала не она, а Сами Насери (Даниэль Моралес) и Фредерик Дифенталь (Эмильен Кутан-Корбадек). Таксист-новичок, умеющий найти общий язык с кем угодно, и полицейский-неудачник, располагающий к себе своей несерьезностью и наивностью, случайно встречаются в Марселе, и их совместная попытка поймать банду грабителей банков становится началом хорошей дружбы.
Уверенный в себе Даниэль и вечно рассеянный Эмильен отлично дополняли друг друга, благодаря чему их тандем регулярно создавал различные забавные и местами даже абсурдные ситуации (ведь один из них — полицейский, а другой — гонщик, буквально на каждом шагу нарушающий правила дорожного движения). Тут, конечно, заслуга Люка Бессона, написавшего отличные живые диалоги, показывающие контраст между столь разными персонажами и при этом очеловечивающие их. «Такси» — это все же комедия об отношениях, а не об автомобилях, и фанатам франшиза полюбилась за отличную актерскую игру Сами и Фредерика.
Нельзя не упомянуть, конечно, и Бернара Фарси (комиссар Жибер) и Эдуара Монтута (детектив Ален), ведь эти герои — единственные персонажи первого фильма, кто появился в каждом фильме франшизы. В том числе и в «Такси 5».
В «Такси» были отличные для 1998 года погони, множество дорогих (на тот момент) автомобилей и отличная возможность увидеть Марсель таким, каким его не покажут в других фильмах. В центре внимания — дороги, на которых происходило основное действие. Марсель — удивительный город, и именно после всех «Такси» мне захотелось там когда-нибудь побывать.
А главным достижением, на мой взгляд, стало качество юмора. В отличие от других комедий в «Такси» была четкая грань, за которую Бессон не уходил. Все шутки на тему отношений были приличными, и фильм можно было без неловких ситуаций смотреть как в компании взрослых, так и с детьми. Именно поэтому он и стал таким народным, в том числе далеко за пределами Франции.
«Такси 2», 2000 год
Второй фильм (как и два последующих продолжения) снимал уже не Жерар Пирес, а Жерар Кравчик. В фильмографии режиссера, помимо «Такси», можно отметить лишь «Васаби» 2001 года с Жаном Рено. И второй фильм — мой самый любимый во франшизе, потому что он получился гораздо масштабнее и колоритней, чем первая часть.
При создании сценария «Такси 2» Люк Бессон стремился сделать сиквел максимально непохожим на первую часть, при этом сохранив все, за что фанатам полюбился первый фильм. И ему это удалось.
Если в первом фильме французская полиция противостояла немецкой банде грабителей, то в сиквеле комиссару Жиберу и его людям поручают охрану японского министра обороны, которого похищает якудза. Соответственно, теперь задача Эмильена — вернуть министра любой ценой, и в этом ему поможет Даниэль и его супертакси.
Фильм подкупает в первую очередь тем, что, подобно французской полиции, зрителю непривычно видеть в Марселе боевиков японской мафии. И этот действительно неожиданный контраст отлично работает в «Такси 2», продолжая ту магию абсурдных и забавных ситуаций, в которые попадают Эмильен и Даниэль.
Вторая часть лучше первой показывает, насколько Жирар некомпетентен и на что готовы пойти его люди, чтобы прикрыть своего непутевого начальника и попутно сохранить работу. Ведь только такой идиот, как комиссар, может придумать серию подставных нападений на японского министра и потерять его, имея под контролем почти всю полицию Марселя.
И, конечно, главная заслуга «Такси 2» — это опять же диалоги героев. Во второй части Эмильен и Даниэль пытаются наладить отношения со своими подругами, чему очень вредит вся эта история с якудза. Тем не менее, именно во второй части обе девушки — Лили (Марион Котийяр) и Петра (Эмма Виклунд) — раскрываются лучше, чем в прочих частях франшизы. Они тоже по-своему дополняют главных героев.
Например, подготовленная и уверенная в себе Петра отлично оттеняет Эмильена, позволяя ему показать свои лучшие черты характера, среди которых главное — искренность.
А еще я навсегда запомнил «Такси 2» благодаря сцене с масштабной аварией полицейских машин на фоне Эйфелевой башни и Елисейских полей. Это, наверно, самая смешная авария, которую я видел в кино. Как минимум во франшизе ничего лучше не было.
«Такси 3», 2003 год
Третья часть в отличие от предыдущих («Такси» — 8 апреля, а «Такси 2» — 29 марта) вышла 29 января, и ее решили подвязать к зимней тематике и Новому году. На этот раз французская полиция противостоит группе грабителей в костюмах Санта-Клауса.
«Такси 3» меняет акценты повествования: вместо попыток Эмильена и Даниэля разобраться в отношениях со своими возлюбленными нам показывают проблемы начинающих отцов. Это вполне закономерное развитие сюжета, ведь между частями франшизы — значительный период времени, за который проходит внушительный кусок жизни героев.
В остальном это все то же «Такси» с отличными погонями, хорошими шутками и комиссаром Жибером, который в этом фильме соревнуется с Эмильеном в том, кто проявит себя наиболее некомпетентным полицейским. И выигрывает, конечно, комиссар. Этот человек-анекдот с каждой новой частью «Такси» становится все более карикатурным.
Во многом «Такси 3» состоит из повторов лучших элементов предыдущих фильмов, поданных с изменением декораций и антагонистов. Триквел придерживается знакомой схемы и при этом заметно проседает в динамике по сравнению с предыдущими фильмами. Но юмор в нем все еще отличный.
Именно в «Такси 3» представлена лучшая погоня во франшизе — Даниэль едет по заснеженному склону в Швейцарии, используя особую резину для колес. Вы вдумайтесь — такси едет на огромной скорости по горному склону! Это очень красивая сцена, хоть и абсурдная. Но это и есть идеальная метафора всей франшизы «Такси» — эффектно, смешно, но нереалистично.
А еще в этом фильме есть уморительное камео Сильвестра Сталлоне в роли спецагента, который оказывается поражен талантами Даниэля и его умением водить на скорости свыше 300 км/ч.
«Такси 4», 2007 год
Четвертый фильм во франшизе должен был стать финальной точкой в истории Эмильена и Даниэля, поэтому Люк Бессон поставил себе целью доказать, что Эмильен все-таки хороший полицейский. Хотя фильм показывает главный провал в карьере детектива, из-за которого его увольняют из полиции.
«Такси 4» рассказывает, как комиссару Жиберу и его людям поручают охранять самого опасного преступника в мире, но из-за общей некомпетентности и глупости Эмильена он сбегает из полицейского участка. Оставшись без работы, Эмильен просит помощи у Даниэля и вместе они отправляются на поиски террориста.
К слову, Альбер ван ден Бош — самый смешной антагонист во всей франшизе. Его подают как самого страшного и опасного, но актер Жан-Люк Кушар таковым не выглядит. И это снова тот контраст, который позволяет «Такси» создавать уморительные диалоги и смешные ситуации (мой любимый момент — комиссар Жибер устраивает бойню, случайно употребив кокаин).
В четвертой части Люк Бессон намеренно дошел до абсурда в ряде моментов, окончательно превратив фильм в комедию. Если раньше юмор чередовался с относительно серьезными частями сюжета, то «Такси 4» — это в первую очередь отменно написанная комедия. А вот что расстроило — в фильме о сверхбыстром такси практически нет погонь. Эту важную часть предыдущих фильмов «Такси 4» все же потерял в угоду другим элементам.
Например, продолжению развития героев и приведению их к кульминации — к детям. В «Такси 4» нам показывают детей Эмильена и Даниэля, которые идут по стопам своих отцов и чертовски напоминают их характером.
В этом смысле «Такси 4» — финал истории главных героев. Чтобы завершить круг, их дети должны были бы стать центральными персонажами будущего фильма, но, увы, там все будет не так. Возможно, это и к лучшему. Я рад, что история Эмильена и Даниэля закончилась именно на «Такси 4». Это неидеальный, но смешной фильм, который мог бы стать отличным завершением франшизы на высокой ноте.
Но Бессон решил иначе. Спустя одиннадцать лет после выхода «Такси 4» выходит пятая часть, в которой уже нет Эмильена и Даниэля, а вместо них нам представят новых героев — племянника Даниэля и парижского инспектора полиции, которому он будет помогать в расследовании. Что немного напрягает: режиссер фильма — Франк Гастамбид — снялся в главной роли и написал сценарий (а вот продюсер у фильма тот же — Люк Бессон).
А еще у «Такси 5» почему-то рейтинг 18+, что уже как минимум лишает его статуса «семейного». Это странно — все предыдущие части можно было смотреть вместе с детьми.
«Такси» — одна из самых успешных французских комедийных франшиз (первый фильм при бюджете в 53 миллиона собрал 210 в мировом прокате).
Все части франшизы, включая «Такси 5», были спродюсированы известным режиссером Люком Бессоном. Более того, он выступил еще и автором сценария к первым четырем фильмам цикла.
Успех «Такси» вдохновил других кинематографистов на создание аналогичных проектов. Мне даже кажется, что «Форсаж» появился и стал популярен исключительно благодаря успеху «Такси»: оригинальное Taxi вышло в 98-м, первый The Fast and the Furious — в 2001-м.
Самым крупным «клоном» этой франшизы стал фильм «Нью-йоркское такси» 2004 года, где главные роли сыграли певица Куин Латифа (именно ей досталось роль талантливой таксистки-инженера), известный американский телеведущий Джимми Фэллон и модель Жизель Бундхен.
Фильм был холодно встречен критиками и не сильно отбился в прокате, поэтому продолжения не последовало.
Еще одним «клоном» «Такси» стал индийский фильм Dhoom, тоже вышедший в 2004 году. Причем он в отличие от американской версии вообще ничего нового не принес, грубо скопировав идеи Бессона и адаптировав их для Болливуда.
Последней адаптацией стал американский ситком-процедурал Taxi Brooklyn от NBC о нью-йорском детективе, раскрывающем преступления с помощью таксиста французского происхождения с модернизированным автомобилем, способным развивать огромную скорость. Сериал прожил один сезон и был закрыт.
Но вернемся к оригинальной франшизе!
«Такси», 1998 год
Одна из самых популярных французских кинофраншиз началась с этого фильма. Повезло во всем — отличный актерский состав (о нем чуть позже), режиссер Жерар Пирес со скудным послужным списком, четко следовавший указаниям продюссера Люка Бессона, и, конечно, простой, не перегруженный лишними сюжетными линиями сценарий, выдержавший отменный баланс юмора, экшена и легкого детектива.
Но фильм оказался хитом не благодаря этому, а за счет отличной химии между актерами. «Такси» стал первым шагом к известности для актрисы Марион Котийяр. Никто из ее коллег по фильму так не преуспел, как она. В этом ей помогли первые три фильма «франшизы».
Но «лицом» (или лицами) серии фильмов стала не она, а Сами Насери (Даниэль Моралес) и Фредерик Дифенталь (Эмильен Кутан-Корбадек). Таксист-новичок, умеющий найти общий язык с кем угодно, и полицейский-неудачник, располагающий к себе своей несерьезностью и наивностью, случайно встречаются в Марселе, и их совместная попытка поймать банду грабителей банков становится началом хорошей дружбы.
Уверенный в себе Даниэль и вечно рассеянный Эмильен отлично дополняли друг друга, благодаря чему их тандем регулярно создавал различные забавные и местами даже абсурдные ситуации (ведь один из них — полицейский, а другой — гонщик, буквально на каждом шагу нарушающий правила дорожного движения). Тут, конечно, заслуга Люка Бессона, написавшего отличные живые диалоги, показывающие контраст между столь разными персонажами и при этом очеловечивающие их. «Такси» — это все же комедия об отношениях, а не об автомобилях, и фанатам франшиза полюбилась за отличную актерскую игру Сами и Фредерика.
Нельзя не упомянуть, конечно, и Бернара Фарси (комиссар Жибер) и Эдуара Монтута (детектив Ален), ведь эти герои — единственные персонажи первого фильма, кто появился в каждом фильме франшизы. В том числе и в «Такси 5».
В «Такси» были отличные для 1998 года погони, множество дорогих (на тот момент) автомобилей и отличная возможность увидеть Марсель таким, каким его не покажут в других фильмах. В центре внимания — дороги, на которых происходило основное действие. Марсель — удивительный город, и именно после всех «Такси» мне захотелось там когда-нибудь побывать.
А главным достижением, на мой взгляд, стало качество юмора. В отличие от других комедий в «Такси» была четкая грань, за которую Бессон не уходил. Все шутки на тему отношений были приличными, и фильм можно было без неловких ситуаций смотреть как в компании взрослых, так и с детьми. Именно поэтому он и стал таким народным, в том числе далеко за пределами Франции.
«Такси 2», 2000 год
Второй фильм (как и два последующих продолжения) снимал уже не Жерар Пирес, а Жерар Кравчик. В фильмографии режиссера, помимо «Такси», можно отметить лишь «Васаби» 2001 года с Жаном Рено. И второй фильм — мой самый любимый во франшизе, потому что он получился гораздо масштабнее и колоритней, чем первая часть.
При создании сценария «Такси 2» Люк Бессон стремился сделать сиквел максимально непохожим на первую часть, при этом сохранив все, за что фанатам полюбился первый фильм. И ему это удалось.
Если в первом фильме французская полиция противостояла немецкой банде грабителей, то в сиквеле комиссару Жиберу и его людям поручают охрану японского министра обороны, которого похищает якудза. Соответственно, теперь задача Эмильена — вернуть министра любой ценой, и в этом ему поможет Даниэль и его супертакси.
Фильм подкупает в первую очередь тем, что, подобно французской полиции, зрителю непривычно видеть в Марселе боевиков японской мафии. И этот действительно неожиданный контраст отлично работает в «Такси 2», продолжая ту магию абсурдных и забавных ситуаций, в которые попадают Эмильен и Даниэль.
Вторая часть лучше первой показывает, насколько Жирар некомпетентен и на что готовы пойти его люди, чтобы прикрыть своего непутевого начальника и попутно сохранить работу. Ведь только такой идиот, как комиссар, может придумать серию подставных нападений на японского министра и потерять его, имея под контролем почти всю полицию Марселя.
И, конечно, главная заслуга «Такси 2» — это опять же диалоги героев. Во второй части Эмильен и Даниэль пытаются наладить отношения со своими подругами, чему очень вредит вся эта история с якудза. Тем не менее, именно во второй части обе девушки — Лили (Марион Котийяр) и Петра (Эмма Виклунд) — раскрываются лучше, чем в прочих частях франшизы. Они тоже по-своему дополняют главных героев.
Например, подготовленная и уверенная в себе Петра отлично оттеняет Эмильена, позволяя ему показать свои лучшие черты характера, среди которых главное — искренность.
А еще я навсегда запомнил «Такси 2» благодаря сцене с масштабной аварией полицейских машин на фоне Эйфелевой башни и Елисейских полей. Это, наверно, самая смешная авария, которую я видел в кино. Как минимум во франшизе ничего лучше не было.
«Такси 3», 2003 год
Третья часть в отличие от предыдущих («Такси» — 8 апреля, а «Такси 2» — 29 марта) вышла 29 января, и ее решили подвязать к зимней тематике и Новому году. На этот раз французская полиция противостоит группе грабителей в костюмах Санта-Клауса.
«Такси 3» меняет акценты повествования: вместо попыток Эмильена и Даниэля разобраться в отношениях со своими возлюбленными нам показывают проблемы начинающих отцов. Это вполне закономерное развитие сюжета, ведь между частями франшизы — значительный период времени, за который проходит внушительный кусок жизни героев.
В остальном это все то же «Такси» с отличными погонями, хорошими шутками и комиссаром Жибером, который в этом фильме соревнуется с Эмильеном в том, кто проявит себя наиболее некомпетентным полицейским. И выигрывает, конечно, комиссар. Этот человек-анекдот с каждой новой частью «Такси» становится все более карикатурным.
Во многом «Такси 3» состоит из повторов лучших элементов предыдущих фильмов, поданных с изменением декораций и антагонистов. Триквел придерживается знакомой схемы и при этом заметно проседает в динамике по сравнению с предыдущими фильмами. Но юмор в нем все еще отличный.
Именно в «Такси 3» представлена лучшая погоня во франшизе — Даниэль едет по заснеженному склону в Швейцарии, используя особую резину для колес. Вы вдумайтесь — такси едет на огромной скорости по горному склону! Это очень красивая сцена, хоть и абсурдная. Но это и есть идеальная метафора всей франшизы «Такси» — эффектно, смешно, но нереалистично.
А еще в этом фильме есть уморительное камео Сильвестра Сталлоне в роли спецагента, который оказывается поражен талантами Даниэля и его умением водить на скорости свыше 300 км/ч.
«Такси 4», 2007 год
Четвертый фильм во франшизе должен был стать финальной точкой в истории Эмильена и Даниэля, поэтому Люк Бессон поставил себе целью доказать, что Эмильен все-таки хороший полицейский. Хотя фильм показывает главный провал в карьере детектива, из-за которого его увольняют из полиции.
«Такси 4» рассказывает, как комиссару Жиберу и его людям поручают охранять самого опасного преступника в мире, но из-за общей некомпетентности и глупости Эмильена он сбегает из полицейского участка. Оставшись без работы, Эмильен просит помощи у Даниэля и вместе они отправляются на поиски террориста.
К слову, Альбер ван ден Бош — самый смешной антагонист во всей франшизе. Его подают как самого страшного и опасного, но актер Жан-Люк Кушар таковым не выглядит. И это снова тот контраст, который позволяет «Такси» создавать уморительные диалоги и смешные ситуации (мой любимый момент — комиссар Жибер устраивает бойню, случайно употребив кокаин).
В четвертой части Люк Бессон намеренно дошел до абсурда в ряде моментов, окончательно превратив фильм в комедию. Если раньше юмор чередовался с относительно серьезными частями сюжета, то «Такси 4» — это в первую очередь отменно написанная комедия. А вот что расстроило — в фильме о сверхбыстром такси практически нет погонь. Эту важную часть предыдущих фильмов «Такси 4» все же потерял в угоду другим элементам.
Например, продолжению развития героев и приведению их к кульминации — к детям. В «Такси 4» нам показывают детей Эмильена и Даниэля, которые идут по стопам своих отцов и чертовски напоминают их характером.
В этом смысле «Такси 4» — финал истории главных героев. Чтобы завершить круг, их дети должны были бы стать центральными персонажами будущего фильма, но, увы, там все будет не так. Возможно, это и к лучшему. Я рад, что история Эмильена и Даниэля закончилась именно на «Такси 4». Это неидеальный, но смешной фильм, который мог бы стать отличным завершением франшизы на высокой ноте.
Но Бессон решил иначе. Спустя одиннадцать лет после выхода «Такси 4» выходит пятая часть, в которой уже нет Эмильена и Даниэля, а вместо них нам представят новых героев — племянника Даниэля и парижского инспектора полиции, которому он будет помогать в расследовании. Что немного напрягает: режиссер фильма — Франк Гастамбид — снялся в главной роли и написал сценарий (а вот продюсер у фильма тот же — Люк Бессон).
А еще у «Такси 5» почему-то рейтинг 18+, что уже как минимум лишает его статуса «семейного». Это странно — все предыдущие части можно было смотреть вместе с детьми.
Материал взят: Тут