Жертва зажима ( 5 фото + 1 видео )
- 06.04.2018
- 941
Далекая от совершенства, но любопытная трагикомическая сатира о ребячливом иранском режиссере, отлученном от кино.
Иранский режиссер Хасан Касмаи (Хасан Маджуни) вот уже два года снимает только рекламу. Правительство не разрешает ему браться за большие проекты. Его ведущая актриса и любовница Шива (Лейла Хатами) готовится уйти к более удачливому постановщику, и Хасана это уязвляет до глубины души. Тем временем неизвестный маньяк убивает ведущих режиссеров Тегерана. Он отрезает им головы и вырезает на лбу слово «свинья». Касмаи пугает, что за его коллегами и друзьями ведется охота, но его куда сильнее раздражает, что он сам еще не стал жертвой. Режиссер считает себя лучшим творцом в стране, и он не понимает, как его можно игнорировать.
Режиссер Мани Хагиги не видел в главной роли никого, кроме Хасана Маджуни. Сценарий был написан в расчете на этого актера
Иранское кино поставлено в жесткие цензурные рамки, однако они, очевидно, недостаточно жесткие, чтобы предотвратить появление экстравагантных сатирических лент. Правда, новый фильм известного иранского постановщика Мани Хагиги («Входит дракон», «Ханаан») направлен не столько против правящего режима, сколько против нарциссизма и аморальности творческой «элиты». Главный герой фильма показан куда хуже, чем сотрудники спецслужб, которые ведут следствие по делу маньяка, хотя в них Хагиги тоже втыкает сатирические шпильки.
Мать главного героя говорит на турецком языке. Поэтому ее понимает только ее сын
Хасан Касмаи – это крупный и бородатый пятидесятилетний мужик, но его душа совершенно не соответствует телу. За последние три с половиной десятилетия Хасан ни капли не повзрослел. Это все еще капризный и эгоистичный подросток, одновременно трусоватый и самоуверенный. Он привык полагаться на окружающих его женщин (жена, мать, любовница, взрослая дочь), и самые смешные сцены картины – те, в которых жалующегося на жизнь мужчину утешает его престарелая, но еще боевитая мать. «Не плачь, сынок, – говорит она Хасану. – Маньяк наверняка оставил лучшего напоследок. Он еще придет за тобой, и мамочка его убьет». Бабуля не шутит – у нее есть старинное ружье, и она умеет с ним обращаться.
Хасан ничуть не тяготится своей ребячливостью, и он с гордостью ее выпячивает, нося футболки с западными рок-звездами и обклеивая постерами свой дом. Взрослеть и становиться степенным и ответственным Касмаи не собирается. Он хочет лишь быть признанным и любимым. Поэтому его сводит с ума «предательство» Шивы и игнорирование со стороны маньяка. С другой стороны, ему не нравится, что его всюду преследует фанатка-актриса Анни (Париназ Изадьяр), которая хочет заменить Шиву в его сердце. Настырная и одержимая женщина его пугает, хотя с определенного момента Хасан все же начинает с ней общаться.
Следуя традиции фильмов о режиссерах вроде эпохального «8 с половиной» Федерико Феллини, Хагиги наполняет ленту не только сравнительно реалистичными, но и гротескными и галлюциногенными сценами, отражающими прихоти воображения главного героя и нелепые ситуации, в которые он попадает. Впрочем, решающей роли в картине иллюзорные фрагменты не играют. Все-таки это иранское кино, исторически тяготеющее к натурализму. Так что в первую очередь «Свинья» – психологическая трагикомедия, а не визуальная фантазия.
Если оценивать ленту с точки зрения того, что Хагиги пытался в ней сделать, то можно найти у нее три существенных недостатка. Во-первых, «Свинья» недостаточно остроумна, чтобы регулярно заставлять зрителей смеяться. Во-вторых, она лучше смотрится как портрет, чем как повествование, поскольку главный герой довольно пассивен и поскольку действие несколько разболтано и затянуто. Мы вправе ждать большего драйва от ленты, где есть серийный убийца и кровавые расправы. В-третьих, тема социальных сетей, которая становится сюжетным двигателем в заключительной трети фильма, почти не дает о себе знать в предшествующих двух третях ленты. Такое чувство, будто Хагиги в конце работы над сценарием спохватился и вспомнил, о чем еще хотел поговорить. Смотрится это кривовато – соцсети явно должны постоянно играть важную роль в жизни такого самовлюбленного и известного человека, как Касмаи.
В общем, до безукоризненности «Свинье» далеко, но это талантливо разыгранная, художественно смелая, местами очень смешная и любопытная лента, которая показывает Иран с нетипичной для национального кино точки зрения. Так что если вас интересует восточный артхаус, то фильму Хагиги стоит уделить внимание.
С 19 апреля в кино.
Иранский режиссер Хасан Касмаи (Хасан Маджуни) вот уже два года снимает только рекламу. Правительство не разрешает ему браться за большие проекты. Его ведущая актриса и любовница Шива (Лейла Хатами) готовится уйти к более удачливому постановщику, и Хасана это уязвляет до глубины души. Тем временем неизвестный маньяк убивает ведущих режиссеров Тегерана. Он отрезает им головы и вырезает на лбу слово «свинья». Касмаи пугает, что за его коллегами и друзьями ведется охота, но его куда сильнее раздражает, что он сам еще не стал жертвой. Режиссер считает себя лучшим творцом в стране, и он не понимает, как его можно игнорировать.
Режиссер Мани Хагиги не видел в главной роли никого, кроме Хасана Маджуни. Сценарий был написан в расчете на этого актера
Иранское кино поставлено в жесткие цензурные рамки, однако они, очевидно, недостаточно жесткие, чтобы предотвратить появление экстравагантных сатирических лент. Правда, новый фильм известного иранского постановщика Мани Хагиги («Входит дракон», «Ханаан») направлен не столько против правящего режима, сколько против нарциссизма и аморальности творческой «элиты». Главный герой фильма показан куда хуже, чем сотрудники спецслужб, которые ведут следствие по делу маньяка, хотя в них Хагиги тоже втыкает сатирические шпильки.
Мать главного героя говорит на турецком языке. Поэтому ее понимает только ее сын
Хасан Касмаи – это крупный и бородатый пятидесятилетний мужик, но его душа совершенно не соответствует телу. За последние три с половиной десятилетия Хасан ни капли не повзрослел. Это все еще капризный и эгоистичный подросток, одновременно трусоватый и самоуверенный. Он привык полагаться на окружающих его женщин (жена, мать, любовница, взрослая дочь), и самые смешные сцены картины – те, в которых жалующегося на жизнь мужчину утешает его престарелая, но еще боевитая мать. «Не плачь, сынок, – говорит она Хасану. – Маньяк наверняка оставил лучшего напоследок. Он еще придет за тобой, и мамочка его убьет». Бабуля не шутит – у нее есть старинное ружье, и она умеет с ним обращаться.
Хасан ничуть не тяготится своей ребячливостью, и он с гордостью ее выпячивает, нося футболки с западными рок-звездами и обклеивая постерами свой дом. Взрослеть и становиться степенным и ответственным Касмаи не собирается. Он хочет лишь быть признанным и любимым. Поэтому его сводит с ума «предательство» Шивы и игнорирование со стороны маньяка. С другой стороны, ему не нравится, что его всюду преследует фанатка-актриса Анни (Париназ Изадьяр), которая хочет заменить Шиву в его сердце. Настырная и одержимая женщина его пугает, хотя с определенного момента Хасан все же начинает с ней общаться.
Следуя традиции фильмов о режиссерах вроде эпохального «8 с половиной» Федерико Феллини, Хагиги наполняет ленту не только сравнительно реалистичными, но и гротескными и галлюциногенными сценами, отражающими прихоти воображения главного героя и нелепые ситуации, в которые он попадает. Впрочем, решающей роли в картине иллюзорные фрагменты не играют. Все-таки это иранское кино, исторически тяготеющее к натурализму. Так что в первую очередь «Свинья» – психологическая трагикомедия, а не визуальная фантазия.
Если оценивать ленту с точки зрения того, что Хагиги пытался в ней сделать, то можно найти у нее три существенных недостатка. Во-первых, «Свинья» недостаточно остроумна, чтобы регулярно заставлять зрителей смеяться. Во-вторых, она лучше смотрится как портрет, чем как повествование, поскольку главный герой довольно пассивен и поскольку действие несколько разболтано и затянуто. Мы вправе ждать большего драйва от ленты, где есть серийный убийца и кровавые расправы. В-третьих, тема социальных сетей, которая становится сюжетным двигателем в заключительной трети фильма, почти не дает о себе знать в предшествующих двух третях ленты. Такое чувство, будто Хагиги в конце работы над сценарием спохватился и вспомнил, о чем еще хотел поговорить. Смотрится это кривовато – соцсети явно должны постоянно играть важную роль в жизни такого самовлюбленного и известного человека, как Касмаи.
В общем, до безукоризненности «Свинье» далеко, но это талантливо разыгранная, художественно смелая, местами очень смешная и любопытная лента, которая показывает Иран с нетипичной для национального кино точки зрения. Так что если вас интересует восточный артхаус, то фильму Хагиги стоит уделить внимание.
С 19 апреля в кино.
Материал взят: Тут