то, что встречается при гастроскопии и пугает пациентов. ( 1 фото )
- 06.02.2026
- 11 634
Алексей Парамонов пишет, что:
Фундальные полипы — то, что часто встречается при гастроскопии, и слово «полип» в желудке нередко пугает пациентов.
Почему не нужно пугаться фундального полипа? Потому что он не совсем настоящий.
Это увеличенные, иногда с кистами, железы, которые должны производить кислоту, но им чаще всего запретили производить кислоту при помощи ингибиторов протонной помпы. В 99%, если не больше, случаев фундальный полип — то есть полип дна желудка, округлый, обычно множественный, разного размера, от самого мелкого до нескольких сантиметров.
Причина его в том, что заблокировали синтез кислоты. И организм выделяет большое количество гастрина. Гастрин заставляет расти эти железы, при этом они не могут производить кислоту — у нас заблокирован процесс. Этот процесс обратимый. Во многих случаях эти полипы после отмены ингибиторов исчезают.
Ситуации с повышенным гастрином бывают и другие, но там не встречаются полипы этого типа. Например, аутоиммунный гастрит. При аутоиммунном гастрите снижен синтез кислоты, но по другой причине: не лекарством заблокировали. Аутоиммунные антитела разрушили клетки, синтезирующие кислоту, и вызвали атрофию дна желудка — фундальную атрофию.
Гастрин бывает очень высоким, а фундальных полипов нет. Почему? Отличие от ингибиторов протонной помпы в том, что они селективно блокируют синтез кислоты в париетальных клетках. При этом сама ткань желудка не повреждается. При аутоиммунном гастрите это «выжженное поле»: железы гибнут, атрофируются. И не из чего возникнуть этому фундальному полипу.
Сохраняются там нейроэндокринные клетки, которые в норме присутствуют всегда в желудке и участвуют в регуляции его работы. При аутоиммунном гастрите нередко бывает так, что эти клетки увеличиваются, собираются в кучки. И обычно в этом случае они превращаются в нейроэндокринные опухоли первого типа, которые достаточно безобидны и доброкачественны. Но тоже могут пугать.
Если увидят множество мелких образований в дне желудка, берут биопсию, а там вам сообщают, что у вас нейроэндокринная опухоль. Здесь в большинстве случаев нужно будет просто наблюдение. Это решение принимается в каждом случае отдельно, но почти всегда — только наблюдение и гастроскопия в среднем один раз в год.
Ну и для контраста — редко встречающееся заболевание, синдром Золлингера—Эллисона. Он является следствием опухоли, которая производит гастрин. Гастрина очень много, не повреждены и не заблокированы железы. Поэтому фундальные полипы не растут, нейроэндокринные опухоли не растут, но может быть гипертрофия складок, и эти сохранные железы производят огромное количество кислоты, которая повреждает и желудок, и двенадцатиперстную кишку, и иногда даже тощую кишку. Это для примера, для контраста.
В обычной жизни в заключениях большинство пациентов может увидеть первые два варианта. Если фундальные полипы — это гипертрофированные железы, они вообще не требуют внимания, за исключением одного редкого наследственного синдрома. Нейроэндокринные опухоли внимания требуют, но ни то, ни другое не должно вас пугать.
Мне неприятно слышать, когда пациент говорит "я испугался" или, хуже того, "врач испугался". Это претензия не к пациенту, а к врачу, который не объяснил достаточно хорошо, что всё контролируемо и поводов для страхов нет.
Крепкого здоровья!
Материал взят: Тут