Рецензия на второй сезон «Джессики Джонс» ( 8 фото + 1 видео )
- 13.03.2018
- 758
8 марта Netflix выложил все 13 эпизодов второго сезона «Джессики Джонс», основанной на комиксах драмы о частном детективе с суперсилой. Новая история связана с расследованием таинственной организации, имевшей отношение к супергеройскому превращению Джессики, на что нам намекали еще в конце первого сезона (документы, которые Триш требует у своей матери).
Когда супергеройские сериалы Netflix/Marvel только стартовали, это походило на чудо, за «Сорвиголовой» последовал первый сезон «Джессики» и она просто не могла оказаться так же хороша, но каким-то образом им удалось сделать второй сериал в некоторых аспектах куда глубже и атмосфернее истории Мердока. Казалось, этому новому чуду — отличным супергеройским телешоу — не будет конца.
Но дальше линейка дала крен. Второй сезон «Сорвиголовы» уже вызывал смешанные чувства — бреда, хаоса и ниндзя становилось все больше, а отлично переданного чувства опасности и смертности героев — все меньше. «Люк Кейдж» вышел очень стильным и своеобразным, но в итоге скатывался в какую-то мутную безвкусную жвачку. «Железный кулак» заставил фанатов окончательно протрезветь и понять, что никакой идеальной линейки сериалов уже не выйдет.
«Защитники» забили гвоздь в крышку гроба наших надежд — из тим-апа наших любимых героев, которые так хорошо раскрывались в сольных сериалах, не вышло ничего путного.
Только еще больше «Железного кулака», ниндзя, хаоса, бреда и костей драконов, на которых стоит Нью-Йорк. Затем вышел «Каратель», который выглядит неким спин-оффом вселенной, сводным братом, и оказался неожиданно отличным.
И вот настал момент решающего теста — первый сериал основной линейки возвращается после тим-апа, запуская вторую фазу телевселенной Marvel.
Второй сезон «Джессики» делает вид, что никаких «Защитников» не было. Либо он писался еще до тим-апа, либо любое их упоминание решили вымарать из сценария. Словно не встречала Джесс других героев, не сражалась с ниндзя, не спускалась за костями драконов, не спасала человечество от всемогущей Руки.
Ее мир снова сужается до бухла, клиентов и пары близких людей, и даже в моменты отчаяния или чрезвычайной опасности она не додумывается позвонить Рэнду, Кейджу, Мердоку или даже Клэр, которая в этом сезоне не появляется вообще (до этого она появлялась в каждом сериале, кроме Карателя).
Из связи с прочими сериалами линейки — лишь пара минут Фогги Нельсона, который все еще работает на Джерри, да «камео» Стэна Ли, традиционно для сериала — только в виде постера, на этот раз это реклама на автобусе.
Ясно, что в успехе второго сезона «Джессики Джонс» были причины сомневаться, потому что первый целиком выезжал на злодее, которого великолепно прописали и коего Теннант обогатил своей безупречной игрой насколько это вообще было возможно, превратив нелепого фиолетовокожего гипнотизера из комиксов в лучшего экранного злодея Marvel. Остальные элементы истории тоже были на уровне, но представить себе первый сезон без Килгрейва невозможно. Второй, который вынужден был обходиться без него, тоже, отсюда и сомнения.
И сомнения эти отчасти оказались оправданы. Без Килгрейва действительно все по-другому. Им дразнили в трейлере, но это оказалось незначительное камео, которое лишь напоминает о том, как было интересно, пока он был здесь. Никаким воскрешением и прочей мутью, которой обычно не брезгуют супергеройские сериалы, это не грозит.
Рецензия на второй сезон «Джессики Джонс». - Изображение 4
Второй сезон получился еще более медленным, чем первый. При этом еще и лишенным чувства ужаса и опасности, сводящей с ума паранойи и сковывающего по рукам и ногам страха. Он не затаскивает в себя с головой, заставляя забыть про время и торопливо кликать «next episode» — его можно оставить в любой момент и спокойно идти заниматься чем-то еще, настолько он расслаблен и аморфен. Но затем, при мысли, что к нему можно вернуться, становится тепло на душе. Он цепляет не клиффхенгерами и бесконечными перецепками сюжета (а как же герой выберется? А что на этот раз предпримет злодей? А расстанется ли эта пара), а темой и масштабностью амбиций, которые здесь еще больше, чем в первом сезоне.
Конечно, это минус — сериал должен увлекать, держать ваше внимание за глотку. Если этого нет — значит, он не настолько интересен и сосредоточен. Для всей линейки Marvel/Netflix типичны провисания, ведра нудных побочных линий, проваливающаяся середина сезона перед финальной аркой, но здесь все совсем расползается на клочки.
В очередной раз понимаешь, что формат из 13 серий душит эти истории, дает им слишком много места, на которое у них не хватает идей и тем, все приходится заливать водянистым филлером, которой понемногу становится основным блюдом. И неясно, зачем Netflix так держится за эту чертову дюжину, учитывая, что площадка все равно отдает сезон целиком и число серий не влияет на количество недель в эфире, на объем рекламы, который можно продать и так далее. Если бы монтажеру дали сделать версию на 8 серий, это был бы совсем другой сериал. Собранный, сосредоточенный и куда более впечатляющий.
Многих уже эта расхлябанность и рассредоточенность оттолкнет настолько, что они вряд ли доберутся до раскрытия личности злодея и даже не узнают, на какой твист решились создатели шоу. Личность антагониста тут снова противоречива — сама идея так же нелепа, топорна и банальна, как «фиолетовый чувак, манипулирующий волей других», но выжать они из нее опять умудряются очень и очень много.
Сразу оговорюсь, что я не к тому, что после раскрытия злодея сериал преображается и вся водянистость уходит, становится реально интересно. Нет, темп сохраняется, воды столько же, фокус все еще теряется, просто становится ясно, зачем все это вообще затевалось. У второго сезона появляется свое лицо и именно оно не позволяет «Джессике 2» скатится в полного Дэнни Рэнда.
Это однозначно неидеальный сезон (если первый навевал на вас скуку, то этот мгновенно усыпит), но он замахивается на очень серьезные темы и новые горизонты, которые мы еще не исследовали в формате супергероики — снова очень жизненные, серьезные, глубокие, реалистично запутанные настолько, что привычная черно-белая мораль комикс-жанра просто неспособна их переварить.
И это становится лейтмотивом сезона — выведение персонажей из черно-белого спектра.
Тут уже совершенно невозможно назвать кого-то плохим или хорошим, решить раз и навсегда — этому я сопереживаю, этому хочу дать в морду. Зрителя постоянно истязают, заставляя переоценивать героев, менять свое отношение и тут же спохватываться — а не поспешил ли я, не слишком ли строго я сужу, неужели я не прогнулся бы точно так же, случись такое со мной?
Злодеи, которых не выходит ненавидеть и желать им смерти, герои, которым больше нет сил сопереживать, но и возненавидеть, полностью оборвать связь с ними, тоже не выходит; проблемы, для которых нет простых решений — каждое по-своему ужасно.
Тринити в этом сезоне жжет, великолепная игра
Мрак, отчаяние и безысходность обрушиваются на этот удивительный мир, в котором чудеса, магия и сверхспособности стали реальностью, но не спасли от всех проблем, а лишь усугубили их.
Сверхсила может показаться беспроигрышным плюсом, когда нужно перенести пианино, но если вдуматься, как бы она изменила вашу жизнь, становится не по себе.
Драка с другом по пьяни может превратиться в убийство — достаточно просто не рассчитать силу. Перепалка с водителем в пробке или с хамом в кафе уже не останется только словесной, у вас же есть сила, появляется новая опция — швырнуть обидчика в витрину, повесить на люстру, закинуть на крышу какого-нибудь ларька. Как удержаться от подобных соблазнов — вы же правы, справедливость должна восторжествовать. Но потом на вас сыпятся судебные иски, штрафы, увольнение и прочие неизбежные последствия.
Именно с этого ракурса авторы и смотрят на жизнь Джессики. Она для них не полубог, спасающий слабых людей, а жертва своей необычности, которой боятся, пытаются использовать или же разными способами ограничить. Джонс сражается с тысячью крупных и мелких проблем, включая призраков из своего прошлого, и суперсила бесполезна против большинства из них, она лишь дает шанс пару раз за серию срезать путь к решению, но для остальных бед она так и остается причиной, а не спасением.
Амбиции и смелость создателей сериала однозначно заслуживают восхищения. Взяться за столь неоднозначную тему, вложить все силы в создание по-настоящему размытых и сложных персонажей, свое отношение к которым зрителю приходится прицениваться заново каждую сцену — это действительно здорово. Но это не значит, что из благородной задумки получился безупречный сезон.
В погоне за неоднозначностью героев сценаристы прогнали их через такое количество инициирующих перемены ситуаций, что даже Иов на своем гноище мог поежиться. Мотивация героев выглядит достаточно честной, они все еще живые люди и к этому моменту проработаны настолько плотно, что для их внезапных решений просматривается причина в прошлом — мы понимаем, что Триш, например, еще с первого сезона проявляла определенные черты, но не знали, до каких крайностей эти наклонности могут ее довести.
И вот тут и кроется суть проблемы — крайности. Героев бросает из одной в другую, да, базис в их личности для этих прыжков историей заложен, но это не значит, что подобные перепады воспринимаются зрителем на ура. Их слишком много, они такие драматичные и резкие, претензии возникают если не к логике героев, но к логике судьбы, бросающей их на этот путь. Почему на их долю выпало так много, так внезапно? Нужно ли было сценаристам сворачивать своих созданий в такой жесткий узел? Это бьет и по убедительности, и по сопереживанию.
История становится все мрачнее, все депрессивней — до той степени, когда это из нарративного элемента перехлестывает на восприятие и просто грузит зрителя, сбивая его с толку.
Задумка с неоднозначными героями тоже дается недешево. Это не только глоток свежего воздуха, но и серьезная помеха для восприятия. Персонажи становятся размытыми настолько, что связь между ними и зрителем, зрителем и историей, начинает рваться. Невозможно устоять, когда шатаются все плитки пола сразу — некуда перепрыгнуть, негде пересидеть землетрясение. Вопросы морали, которые вызывает ситуация, интересные, серьезные и правильные: «Можно ли оправдать такое? Можно ли простить? Правильно ли будет простить или это станет шагом за черту, откуда уже не вернуться? В чем здесь меньшее зло?», и никаких однозначных верных ответов тоже нет, но этих вопросов слишком много, только они и остаются, а островка твердой почвы под ногами, на котором можно поразмыслить над ними, так и не появляется.
Итог
Второй сезон «Джессики Джонс» оказался дробным, разреженным и хаотичным, но он цепляет амбициозностью, смелостью и желанием исследовать новые горизонты, максимально приземлять своих фантастических персонажей и заставлять их сражаться не с монстрами или пришельцами, а с жизненными проблемами, семейными дрязгами и нашим общим экзистенциальным ужасом.
Он вышел еще более человечным и искренним, чем первый. Джессика все прочнее закрепляется как образец сильного героя, который уравновешивает свои сказочные способности душевной хрупкостью, шрамами и накопившимся багажом проблем, которые душат ее каждая по-своему. Это действительно яркий сложный образ, нюансам которого позавидует любой герой из киновселенной.
Если вы не видели «Джессику Джонс», начните с первого сезона, второй во многом на него опирается («Защитников» можно пропустить, это косвенно советуют и сами создатели шоу, не упоминания события кроссовера вообще). Если вы пробовали смотреть первый сезон и вам не пошло — второй пробовать бесполезно, скорее всего, он уходит еще дальше от того, что вам хотелось бы видеть.
Если же вы были в восторге от оригинального шоу, новые 13 эпизодов обязательно стоит смотреть. Гарантии, что он вам понравится, нет. Шанс, что новая история зацепит вас сильнее старой, почти на нуле. Но подобный выход за рамки традиционных нарративных шаблонов — такая редкость, что увидеть это нужно. Просто дотерпите до встречи со злодеем лицом к лицу, переварите топорность основного твиста и посмотрите, насколько у шоураннеров выходит очеловечить этот конфликт, придать ему фактуру, прописать шикарные детали и превратить из болливудского шаблона в нечто уникальное.
Джессику поставили перед невозможным выбором, показали героя загнанным в угол, когда ничего геройского сделать попросту невозможно — остается лишь ужасное и еще более ужасное.
За расхлябанностью повествования, за водой, шаблонами и перегибами этот сезон прячет нечто очень человеческое, важное и искреннее. И по-настоящему страшное. На мой взгляд, это перевешивает его минусы и впечатление в итоге остается положительным. Но если все, что вы хотели — это сосредоточенный, грамотно выстроенный сериал, где все работает четко и без промахов, то вам, наверное, не сюда.
Когда супергеройские сериалы Netflix/Marvel только стартовали, это походило на чудо, за «Сорвиголовой» последовал первый сезон «Джессики» и она просто не могла оказаться так же хороша, но каким-то образом им удалось сделать второй сериал в некоторых аспектах куда глубже и атмосфернее истории Мердока. Казалось, этому новому чуду — отличным супергеройским телешоу — не будет конца.
Но дальше линейка дала крен. Второй сезон «Сорвиголовы» уже вызывал смешанные чувства — бреда, хаоса и ниндзя становилось все больше, а отлично переданного чувства опасности и смертности героев — все меньше. «Люк Кейдж» вышел очень стильным и своеобразным, но в итоге скатывался в какую-то мутную безвкусную жвачку. «Железный кулак» заставил фанатов окончательно протрезветь и понять, что никакой идеальной линейки сериалов уже не выйдет.
«Защитники» забили гвоздь в крышку гроба наших надежд — из тим-апа наших любимых героев, которые так хорошо раскрывались в сольных сериалах, не вышло ничего путного.
Только еще больше «Железного кулака», ниндзя, хаоса, бреда и костей драконов, на которых стоит Нью-Йорк. Затем вышел «Каратель», который выглядит неким спин-оффом вселенной, сводным братом, и оказался неожиданно отличным.
И вот настал момент решающего теста — первый сериал основной линейки возвращается после тим-апа, запуская вторую фазу телевселенной Marvel.
Второй сезон «Джессики» делает вид, что никаких «Защитников» не было. Либо он писался еще до тим-апа, либо любое их упоминание решили вымарать из сценария. Словно не встречала Джесс других героев, не сражалась с ниндзя, не спускалась за костями драконов, не спасала человечество от всемогущей Руки.
Ее мир снова сужается до бухла, клиентов и пары близких людей, и даже в моменты отчаяния или чрезвычайной опасности она не додумывается позвонить Рэнду, Кейджу, Мердоку или даже Клэр, которая в этом сезоне не появляется вообще (до этого она появлялась в каждом сериале, кроме Карателя).
Из связи с прочими сериалами линейки — лишь пара минут Фогги Нельсона, который все еще работает на Джерри, да «камео» Стэна Ли, традиционно для сериала — только в виде постера, на этот раз это реклама на автобусе.
Ясно, что в успехе второго сезона «Джессики Джонс» были причины сомневаться, потому что первый целиком выезжал на злодее, которого великолепно прописали и коего Теннант обогатил своей безупречной игрой насколько это вообще было возможно, превратив нелепого фиолетовокожего гипнотизера из комиксов в лучшего экранного злодея Marvel. Остальные элементы истории тоже были на уровне, но представить себе первый сезон без Килгрейва невозможно. Второй, который вынужден был обходиться без него, тоже, отсюда и сомнения.
И сомнения эти отчасти оказались оправданы. Без Килгрейва действительно все по-другому. Им дразнили в трейлере, но это оказалось незначительное камео, которое лишь напоминает о том, как было интересно, пока он был здесь. Никаким воскрешением и прочей мутью, которой обычно не брезгуют супергеройские сериалы, это не грозит.
Рецензия на второй сезон «Джессики Джонс». - Изображение 4
Второй сезон получился еще более медленным, чем первый. При этом еще и лишенным чувства ужаса и опасности, сводящей с ума паранойи и сковывающего по рукам и ногам страха. Он не затаскивает в себя с головой, заставляя забыть про время и торопливо кликать «next episode» — его можно оставить в любой момент и спокойно идти заниматься чем-то еще, настолько он расслаблен и аморфен. Но затем, при мысли, что к нему можно вернуться, становится тепло на душе. Он цепляет не клиффхенгерами и бесконечными перецепками сюжета (а как же герой выберется? А что на этот раз предпримет злодей? А расстанется ли эта пара), а темой и масштабностью амбиций, которые здесь еще больше, чем в первом сезоне.
Конечно, это минус — сериал должен увлекать, держать ваше внимание за глотку. Если этого нет — значит, он не настолько интересен и сосредоточен. Для всей линейки Marvel/Netflix типичны провисания, ведра нудных побочных линий, проваливающаяся середина сезона перед финальной аркой, но здесь все совсем расползается на клочки.
В очередной раз понимаешь, что формат из 13 серий душит эти истории, дает им слишком много места, на которое у них не хватает идей и тем, все приходится заливать водянистым филлером, которой понемногу становится основным блюдом. И неясно, зачем Netflix так держится за эту чертову дюжину, учитывая, что площадка все равно отдает сезон целиком и число серий не влияет на количество недель в эфире, на объем рекламы, который можно продать и так далее. Если бы монтажеру дали сделать версию на 8 серий, это был бы совсем другой сериал. Собранный, сосредоточенный и куда более впечатляющий.
Многих уже эта расхлябанность и рассредоточенность оттолкнет настолько, что они вряд ли доберутся до раскрытия личности злодея и даже не узнают, на какой твист решились создатели шоу. Личность антагониста тут снова противоречива — сама идея так же нелепа, топорна и банальна, как «фиолетовый чувак, манипулирующий волей других», но выжать они из нее опять умудряются очень и очень много.
Сразу оговорюсь, что я не к тому, что после раскрытия злодея сериал преображается и вся водянистость уходит, становится реально интересно. Нет, темп сохраняется, воды столько же, фокус все еще теряется, просто становится ясно, зачем все это вообще затевалось. У второго сезона появляется свое лицо и именно оно не позволяет «Джессике 2» скатится в полного Дэнни Рэнда.
Это однозначно неидеальный сезон (если первый навевал на вас скуку, то этот мгновенно усыпит), но он замахивается на очень серьезные темы и новые горизонты, которые мы еще не исследовали в формате супергероики — снова очень жизненные, серьезные, глубокие, реалистично запутанные настолько, что привычная черно-белая мораль комикс-жанра просто неспособна их переварить.
И это становится лейтмотивом сезона — выведение персонажей из черно-белого спектра.
Тут уже совершенно невозможно назвать кого-то плохим или хорошим, решить раз и навсегда — этому я сопереживаю, этому хочу дать в морду. Зрителя постоянно истязают, заставляя переоценивать героев, менять свое отношение и тут же спохватываться — а не поспешил ли я, не слишком ли строго я сужу, неужели я не прогнулся бы точно так же, случись такое со мной?
Злодеи, которых не выходит ненавидеть и желать им смерти, герои, которым больше нет сил сопереживать, но и возненавидеть, полностью оборвать связь с ними, тоже не выходит; проблемы, для которых нет простых решений — каждое по-своему ужасно.
Тринити в этом сезоне жжет, великолепная игра
Мрак, отчаяние и безысходность обрушиваются на этот удивительный мир, в котором чудеса, магия и сверхспособности стали реальностью, но не спасли от всех проблем, а лишь усугубили их.
Сверхсила может показаться беспроигрышным плюсом, когда нужно перенести пианино, но если вдуматься, как бы она изменила вашу жизнь, становится не по себе.
Драка с другом по пьяни может превратиться в убийство — достаточно просто не рассчитать силу. Перепалка с водителем в пробке или с хамом в кафе уже не останется только словесной, у вас же есть сила, появляется новая опция — швырнуть обидчика в витрину, повесить на люстру, закинуть на крышу какого-нибудь ларька. Как удержаться от подобных соблазнов — вы же правы, справедливость должна восторжествовать. Но потом на вас сыпятся судебные иски, штрафы, увольнение и прочие неизбежные последствия.
Именно с этого ракурса авторы и смотрят на жизнь Джессики. Она для них не полубог, спасающий слабых людей, а жертва своей необычности, которой боятся, пытаются использовать или же разными способами ограничить. Джонс сражается с тысячью крупных и мелких проблем, включая призраков из своего прошлого, и суперсила бесполезна против большинства из них, она лишь дает шанс пару раз за серию срезать путь к решению, но для остальных бед она так и остается причиной, а не спасением.
Амбиции и смелость создателей сериала однозначно заслуживают восхищения. Взяться за столь неоднозначную тему, вложить все силы в создание по-настоящему размытых и сложных персонажей, свое отношение к которым зрителю приходится прицениваться заново каждую сцену — это действительно здорово. Но это не значит, что из благородной задумки получился безупречный сезон.
В погоне за неоднозначностью героев сценаристы прогнали их через такое количество инициирующих перемены ситуаций, что даже Иов на своем гноище мог поежиться. Мотивация героев выглядит достаточно честной, они все еще живые люди и к этому моменту проработаны настолько плотно, что для их внезапных решений просматривается причина в прошлом — мы понимаем, что Триш, например, еще с первого сезона проявляла определенные черты, но не знали, до каких крайностей эти наклонности могут ее довести.
И вот тут и кроется суть проблемы — крайности. Героев бросает из одной в другую, да, базис в их личности для этих прыжков историей заложен, но это не значит, что подобные перепады воспринимаются зрителем на ура. Их слишком много, они такие драматичные и резкие, претензии возникают если не к логике героев, но к логике судьбы, бросающей их на этот путь. Почему на их долю выпало так много, так внезапно? Нужно ли было сценаристам сворачивать своих созданий в такой жесткий узел? Это бьет и по убедительности, и по сопереживанию.
История становится все мрачнее, все депрессивней — до той степени, когда это из нарративного элемента перехлестывает на восприятие и просто грузит зрителя, сбивая его с толку.
Задумка с неоднозначными героями тоже дается недешево. Это не только глоток свежего воздуха, но и серьезная помеха для восприятия. Персонажи становятся размытыми настолько, что связь между ними и зрителем, зрителем и историей, начинает рваться. Невозможно устоять, когда шатаются все плитки пола сразу — некуда перепрыгнуть, негде пересидеть землетрясение. Вопросы морали, которые вызывает ситуация, интересные, серьезные и правильные: «Можно ли оправдать такое? Можно ли простить? Правильно ли будет простить или это станет шагом за черту, откуда уже не вернуться? В чем здесь меньшее зло?», и никаких однозначных верных ответов тоже нет, но этих вопросов слишком много, только они и остаются, а островка твердой почвы под ногами, на котором можно поразмыслить над ними, так и не появляется.
Итог
Второй сезон «Джессики Джонс» оказался дробным, разреженным и хаотичным, но он цепляет амбициозностью, смелостью и желанием исследовать новые горизонты, максимально приземлять своих фантастических персонажей и заставлять их сражаться не с монстрами или пришельцами, а с жизненными проблемами, семейными дрязгами и нашим общим экзистенциальным ужасом.
Он вышел еще более человечным и искренним, чем первый. Джессика все прочнее закрепляется как образец сильного героя, который уравновешивает свои сказочные способности душевной хрупкостью, шрамами и накопившимся багажом проблем, которые душат ее каждая по-своему. Это действительно яркий сложный образ, нюансам которого позавидует любой герой из киновселенной.
Если вы не видели «Джессику Джонс», начните с первого сезона, второй во многом на него опирается («Защитников» можно пропустить, это косвенно советуют и сами создатели шоу, не упоминания события кроссовера вообще). Если вы пробовали смотреть первый сезон и вам не пошло — второй пробовать бесполезно, скорее всего, он уходит еще дальше от того, что вам хотелось бы видеть.
Если же вы были в восторге от оригинального шоу, новые 13 эпизодов обязательно стоит смотреть. Гарантии, что он вам понравится, нет. Шанс, что новая история зацепит вас сильнее старой, почти на нуле. Но подобный выход за рамки традиционных нарративных шаблонов — такая редкость, что увидеть это нужно. Просто дотерпите до встречи со злодеем лицом к лицу, переварите топорность основного твиста и посмотрите, насколько у шоураннеров выходит очеловечить этот конфликт, придать ему фактуру, прописать шикарные детали и превратить из болливудского шаблона в нечто уникальное.
Джессику поставили перед невозможным выбором, показали героя загнанным в угол, когда ничего геройского сделать попросту невозможно — остается лишь ужасное и еще более ужасное.
За расхлябанностью повествования, за водой, шаблонами и перегибами этот сезон прячет нечто очень человеческое, важное и искреннее. И по-настоящему страшное. На мой взгляд, это перевешивает его минусы и впечатление в итоге остается положительным. Но если все, что вы хотели — это сосредоточенный, грамотно выстроенный сериал, где все работает четко и без промахов, то вам, наверное, не сюда.
Материал взят: Тут