kurnosik
Прощай, желтая кирпичная дорога ( 8 фото )
Повторно посмотрел «Возвращение в Оз» 1985 года. Первый раз я видел его ещё в 90-е годы и мало что понял – мне понравилось это «Возвращение», как приключенческий фильм-сказка, и я одобрил, что сценаристы не слишком далеко ушли от «Озмы из страны Оз». Но это, в общем, всё.
Сейчас фильм произвёл намного более сильное впечатление и показался несравненно более мрачным.
В своё время фильм провалился в прокате, а критики разодрали его в клочья, хотя Киноакадемия и внесла «Возвращение в Оз» в список претендентов на «Оскар» за визуальные эффекты. Такое, мягко говоря, неоднозначное отношение к фильму приключилось оттого, что «Возвращение в Оз» сильно опередил своё время. Если бы он прокатывался в 90-е, он был бы на своём месте, рядом с «Билджюс» Тима Бёртона и «Страшилами» Питера Джексона. А для слюнявых и нарочито дебиловатых 80-х работа Уолтера Мёрча оказалась слишком изысканной, слишком умной и стильной. В то десятилетие фильмы этого типа неизменно проваливались.
Начинается фильм в ретро-футуристическом стиле, вдохновившем, как я понимаю, создателей «American McGee’s Alice» - дядя и тётя, раздражённые рассказами Дороти об Оз, отправляют девочку в странную клинику, где психически травмированных людей лечат электорошоком. Не буду спойлерить, но Дороти приходит в себя (как позже Алиса из компьютерной игры) в изувеченной стране Оз и пытается понять, что случилось.
Естественно, разрушенная страна чудес и приключений – отражение разрушенной психики Дороти, которая на протяжении всего фильма постепенно собирает клочки своего сознания в единое целое, учится контролировать страхи и в финале перемещается в идеализированный «Канзас», где дядя и тётя любят её и заботятся о ней, где хорошая погода, где клиника доктора Уорли сгорела от удара молнии и где никто не погиб (кроме доктора). Это как бы погружение на следующий уровень галлюциоза, в контролируемую «матрицу».
Каждый эпизод фильма продуман так хорошо, что лишь при повторном просмотре обнаруживаются детали, вынесенные на перефирию восприятия, замечаемые в том случае, если их специально выискиваешь, и окутывающие происиходящее особой сновидческой атмосферой. Например, Король Гномов в начале общения с Дороти представляет собой просто набор движущихся камней, но он эмоционально подчиняет себе девочку и постепенно «очеловечивается», приобретает индивидуальные черты, перестаёт быть элементалем, трансформируется в колдуна.
Сделано всё замечательно. Дизайн балансирует на грани между хоррором и юмором, темп фильма быстрый и, как я уже говорил, совершенно выпадает из конформистского кино 80-х. Все играют отлично, с гротескной, балетной выразительностью, но девятилетняя Файруза Балк в роли Дороти лучше всех. Она, между прочим, работала без каскадёров.
Файруза Балк и после фильма не потерялась. Держала магазин оккультных принадлежностей, подружилась с Кристиной Риччи, стала для готов «иконой стиля», озвучивала Конни Д’Амико в Family Guy, снимается в огромном количестве фильмов, продюссировала музыку, пока это имело смысл.
Для Уолтера Мёрча, увы, «Возвращение в Оз» остался единственным художественным фильмом (та же история с Солом Бассом) – хотя он считается одним из лучших монтажёров и тонрежиссёров Голливуда, но ставить фильмы ему не доверяют. Да, он ещё пишет и переводит. В числе прочего, он переводил Курцио Малапарте.
«Возвращение в Оз» не является хитом, популярным или культовым фильмом. Но теперь он попал в мой личный список культового кино.
Сейчас фильм произвёл намного более сильное впечатление и показался несравненно более мрачным.
В своё время фильм провалился в прокате, а критики разодрали его в клочья, хотя Киноакадемия и внесла «Возвращение в Оз» в список претендентов на «Оскар» за визуальные эффекты. Такое, мягко говоря, неоднозначное отношение к фильму приключилось оттого, что «Возвращение в Оз» сильно опередил своё время. Если бы он прокатывался в 90-е, он был бы на своём месте, рядом с «Билджюс» Тима Бёртона и «Страшилами» Питера Джексона. А для слюнявых и нарочито дебиловатых 80-х работа Уолтера Мёрча оказалась слишком изысканной, слишком умной и стильной. В то десятилетие фильмы этого типа неизменно проваливались.
Начинается фильм в ретро-футуристическом стиле, вдохновившем, как я понимаю, создателей «American McGee’s Alice» - дядя и тётя, раздражённые рассказами Дороти об Оз, отправляют девочку в странную клинику, где психически травмированных людей лечат электорошоком. Не буду спойлерить, но Дороти приходит в себя (как позже Алиса из компьютерной игры) в изувеченной стране Оз и пытается понять, что случилось.
Естественно, разрушенная страна чудес и приключений – отражение разрушенной психики Дороти, которая на протяжении всего фильма постепенно собирает клочки своего сознания в единое целое, учится контролировать страхи и в финале перемещается в идеализированный «Канзас», где дядя и тётя любят её и заботятся о ней, где хорошая погода, где клиника доктора Уорли сгорела от удара молнии и где никто не погиб (кроме доктора). Это как бы погружение на следующий уровень галлюциоза, в контролируемую «матрицу».
Каждый эпизод фильма продуман так хорошо, что лишь при повторном просмотре обнаруживаются детали, вынесенные на перефирию восприятия, замечаемые в том случае, если их специально выискиваешь, и окутывающие происиходящее особой сновидческой атмосферой. Например, Король Гномов в начале общения с Дороти представляет собой просто набор движущихся камней, но он эмоционально подчиняет себе девочку и постепенно «очеловечивается», приобретает индивидуальные черты, перестаёт быть элементалем, трансформируется в колдуна.
Сделано всё замечательно. Дизайн балансирует на грани между хоррором и юмором, темп фильма быстрый и, как я уже говорил, совершенно выпадает из конформистского кино 80-х. Все играют отлично, с гротескной, балетной выразительностью, но девятилетняя Файруза Балк в роли Дороти лучше всех. Она, между прочим, работала без каскадёров.
Файруза Балк и после фильма не потерялась. Держала магазин оккультных принадлежностей, подружилась с Кристиной Риччи, стала для готов «иконой стиля», озвучивала Конни Д’Амико в Family Guy, снимается в огромном количестве фильмов, продюссировала музыку, пока это имело смысл.
Для Уолтера Мёрча, увы, «Возвращение в Оз» остался единственным художественным фильмом (та же история с Солом Бассом) – хотя он считается одним из лучших монтажёров и тонрежиссёров Голливуда, но ставить фильмы ему не доверяют. Да, он ещё пишет и переводит. В числе прочего, он переводил Курцио Малапарте.
«Возвращение в Оз» не является хитом, популярным или культовым фильмом. Но теперь он попал в мой личный список культового кино.
Взято: Тут
1139