sanderkelevra
Невыдуманный миф ( 5 фото + 1 видео )
Крайне слабая художественно и совершенно далекая от исторических реалий пафосная агитка, оскорбляющая своей глупостью ветеранов боевых действий в Афганистане в частности и военных вообще.
1985 год. Руководство советской группировки войск, размещенной в Афганистане, предполагает, что в соседнем Пакистане американские инструкторы на секретной базе у старинной крепости Бадабер готовят моджахедов для взятия Кабула. С разведмиссией в Бадабер отправлен замаскированный под пленного русского офицер Юрий Никитин. Отважный разведчик проводит фотосъемку секретного объекта, но возвращаться на базу не торопится – в зинданах Бадабера он обнаруживает полтора десятка пленных советских солдат, среди которых узнает и своего старинного друга. Вместо возвращения к жене Никитин предпочитает присоединиться к захваченным соотечественником и организовать прорыв из тюрьмы навстречу советским войскам. Вот только Родина не спешит с поддержкой обессилившим и почти утратившим надежду на спасение солдатам.
Хотя авторы «Крепости Бадабер» называют свой сериал «историей неизвестного подвига», о восстании пленных советских солдат написаны книги и сняты документальные фильмы. Этому же эпизоду Афганской кампании посвящен и дебютный фильм Тимура Бекмамбетова «Пешаварский вальс»
Ни одно государство в истории цивилизации не имело стопроцентных победных военных результатов, какой бы могучей ни была армия, на нее всегда найдутся свои аустерлицы, перл-харборы и сталинграды. Афганскую кампанию, в которую СССР оказался втянут в 80-е годы прошлого столетия, не назовешь эпохой славы русского оружия, слишком велики оказались жертвы, понесенные страной и ее народом ради интернационального долга, но и без подлинного героизма на этой войне не обошлось. Причем героизм этот зачастую был вызван или сопровождался беспомощностью руководства, в то время как рядовые солдаты и офицеры проявляли чудеса мужества и самоотверженности. Совсем не удивительно, что события вокруг восстания пленных советских солдат в крепости Бадабер долгое время не были на слуху – армии здесь гордиться нечем, мы до сих пор не знаем даже точное число жертв этой трагедии.
В некоторой степени отсутствие непротиворечивых и полных источников о событиях трехдневной осады цитадели позволяет авторам экранизации событий свободнее оперировать обрывками воспоминаний и скупых военных отчетов. Авторы четырехсерийного телефильма Первого канала «Крепость Бадабер» посчитали это отличным поводом для полета фантазии, поэтому зрителям не стоит ожидать экранной реконструкции реальных событий (о чем, нужно отметить, создатели признаются в открывающих титрах), не приходится рассчитывать на отсылки к реальным лицам с обеих сторон конфликта, верить нельзя даже финалу – это не историческая драма, а сочинение на тему «Если бы я был отважным гэрэушником».
Стремление к мифологизации истории понятно – из драмы хотелось сделать пышную агитку про несломленных бойцов, про перековавшегося предателя и мужественное самопожертвование, вот только попытка получилась весьма топорной, не отдающей должное погибшим бойцам, а превращающей смерть в нелепый фарс с дежурными для нашего сегодняшнего ТВ «ну тупыыыыми» американцами, бестолковыми «бармалеями» пустыни и бравыми нашими генералами, которые вопреки приказам командования отправляются своим на выручку. Память погибших это только оскорбляет. Это не выражение почестей, а дешевый пиар, призванный «запараллелить» события в Афганистане 30-летней давности и сегодняшнюю сирийскую военную миссию, которая уже тоже не обошлась без жертв, пленений и проявлений героизма.
Массовые сцены боев с использованием советской военной техники 1980-х годов снимали в песчаном карьере в Краснодарском крае, оптимальный ландшафт был подобран недалеко от Анапы. В съемках была задействована местная массовка, а снимали в основном ночью
Но отставим, насколько это возможно, в сторону историческую составляющую и попробуем взглянуть на «Крепость Бадабер» как на героическое приключенческое военное кино, коими СССР всегда славился. Увы, мини-сериал режиссера Кирилла Белевича не способен соперничать с западными и даже многими отечественными сериалами ни накалом страстей, ни уникальностью сюжетных линий, ни крепостью характеров, «Крепость Бадабер» – это набор предсказуемых сценарных штампов, шаблонных типажей и очевидных творческих решений. Примеров посредственной работы авторов достаточно в каждой из четырех серий – от глупостей с соседом-хулиганом и воровства яблок до нелепейшей сцены, когда два наших пленных легко обезоруживают американских спецов, но после этого все равно получают возможность аудиенции с представителем ЦРУ «два на один». По сути, «Крепость» – всего лишь дешевое дневное зрелище для домохозяек, даром что спродюсированное Константином Эрнстом и Джаником Файзиевым.
Ничуть не желая чем-то оскорбить память павших в Афгане воинов, вынуждены констатировать, что «Крепость Бадабер» – никуда не годное, глупое и даже вредное произведение, вводящее зрителя в заблуждение и морочащее голову странными творческими решениями. А ведь снимать фильмы о поражениях тоже можно хорошо, возьмите хотя бы западные «Падение Черного ястреба», «Выживший» или недавний «Дюнкерк». В них тоже полно пафоса и подтасовок, но сделаны они тоньше и не столь прямолинейны, как выдуманная едва ли не с первого до последнего кадра «Крепость». Такими фильмами и сериалами ни память не сохранишь, ни боевой дух не поднимешь. Получилось только станцевать на костях с запредельным цинизмом.
1985 год. Руководство советской группировки войск, размещенной в Афганистане, предполагает, что в соседнем Пакистане американские инструкторы на секретной базе у старинной крепости Бадабер готовят моджахедов для взятия Кабула. С разведмиссией в Бадабер отправлен замаскированный под пленного русского офицер Юрий Никитин. Отважный разведчик проводит фотосъемку секретного объекта, но возвращаться на базу не торопится – в зинданах Бадабера он обнаруживает полтора десятка пленных советских солдат, среди которых узнает и своего старинного друга. Вместо возвращения к жене Никитин предпочитает присоединиться к захваченным соотечественником и организовать прорыв из тюрьмы навстречу советским войскам. Вот только Родина не спешит с поддержкой обессилившим и почти утратившим надежду на спасение солдатам.
Хотя авторы «Крепости Бадабер» называют свой сериал «историей неизвестного подвига», о восстании пленных советских солдат написаны книги и сняты документальные фильмы. Этому же эпизоду Афганской кампании посвящен и дебютный фильм Тимура Бекмамбетова «Пешаварский вальс»
Ни одно государство в истории цивилизации не имело стопроцентных победных военных результатов, какой бы могучей ни была армия, на нее всегда найдутся свои аустерлицы, перл-харборы и сталинграды. Афганскую кампанию, в которую СССР оказался втянут в 80-е годы прошлого столетия, не назовешь эпохой славы русского оружия, слишком велики оказались жертвы, понесенные страной и ее народом ради интернационального долга, но и без подлинного героизма на этой войне не обошлось. Причем героизм этот зачастую был вызван или сопровождался беспомощностью руководства, в то время как рядовые солдаты и офицеры проявляли чудеса мужества и самоотверженности. Совсем не удивительно, что события вокруг восстания пленных советских солдат в крепости Бадабер долгое время не были на слуху – армии здесь гордиться нечем, мы до сих пор не знаем даже точное число жертв этой трагедии.
В некоторой степени отсутствие непротиворечивых и полных источников о событиях трехдневной осады цитадели позволяет авторам экранизации событий свободнее оперировать обрывками воспоминаний и скупых военных отчетов. Авторы четырехсерийного телефильма Первого канала «Крепость Бадабер» посчитали это отличным поводом для полета фантазии, поэтому зрителям не стоит ожидать экранной реконструкции реальных событий (о чем, нужно отметить, создатели признаются в открывающих титрах), не приходится рассчитывать на отсылки к реальным лицам с обеих сторон конфликта, верить нельзя даже финалу – это не историческая драма, а сочинение на тему «Если бы я был отважным гэрэушником».
Стремление к мифологизации истории понятно – из драмы хотелось сделать пышную агитку про несломленных бойцов, про перековавшегося предателя и мужественное самопожертвование, вот только попытка получилась весьма топорной, не отдающей должное погибшим бойцам, а превращающей смерть в нелепый фарс с дежурными для нашего сегодняшнего ТВ «ну тупыыыыми» американцами, бестолковыми «бармалеями» пустыни и бравыми нашими генералами, которые вопреки приказам командования отправляются своим на выручку. Память погибших это только оскорбляет. Это не выражение почестей, а дешевый пиар, призванный «запараллелить» события в Афганистане 30-летней давности и сегодняшнюю сирийскую военную миссию, которая уже тоже не обошлась без жертв, пленений и проявлений героизма.
Массовые сцены боев с использованием советской военной техники 1980-х годов снимали в песчаном карьере в Краснодарском крае, оптимальный ландшафт был подобран недалеко от Анапы. В съемках была задействована местная массовка, а снимали в основном ночью
Но отставим, насколько это возможно, в сторону историческую составляющую и попробуем взглянуть на «Крепость Бадабер» как на героическое приключенческое военное кино, коими СССР всегда славился. Увы, мини-сериал режиссера Кирилла Белевича не способен соперничать с западными и даже многими отечественными сериалами ни накалом страстей, ни уникальностью сюжетных линий, ни крепостью характеров, «Крепость Бадабер» – это набор предсказуемых сценарных штампов, шаблонных типажей и очевидных творческих решений. Примеров посредственной работы авторов достаточно в каждой из четырех серий – от глупостей с соседом-хулиганом и воровства яблок до нелепейшей сцены, когда два наших пленных легко обезоруживают американских спецов, но после этого все равно получают возможность аудиенции с представителем ЦРУ «два на один». По сути, «Крепость» – всего лишь дешевое дневное зрелище для домохозяек, даром что спродюсированное Константином Эрнстом и Джаником Файзиевым.
Ничуть не желая чем-то оскорбить память павших в Афгане воинов, вынуждены констатировать, что «Крепость Бадабер» – никуда не годное, глупое и даже вредное произведение, вводящее зрителя в заблуждение и морочащее голову странными творческими решениями. А ведь снимать фильмы о поражениях тоже можно хорошо, возьмите хотя бы западные «Падение Черного ястреба», «Выживший» или недавний «Дюнкерк». В них тоже полно пафоса и подтасовок, но сделаны они тоньше и не столь прямолинейны, как выдуманная едва ли не с первого до последнего кадра «Крепость». Такими фильмами и сериалами ни память не сохранишь, ни боевой дух не поднимешь. Получилось только станцевать на костях с запредельным цинизмом.
Взято: Тут
2