alekxx911
Как маркетплейсы и сервисы доставки создали дефицит на рынке труда ( 1 фото )
«Чёрная дыра, втягивающая кадры»: Forbes — о том, как маркетплейсы и сервисы доставки создали дефицит на рынке труда
Кадровый дефицит в России — одна из «самых острых проблем в российской экономике», регулярно говорят в ЦБ и правительстве.
Аналитики РАН подсчитали, что в 2023 году общий дефицит кадров в России составил 4,8 млн человек. В конце 2021-го консалтинговая FinExpertiza подсчитывала, что нехватка кадров в России составляет 2,2 млн человек — значит, за два года дефицит вырос как минимум вдвое.
Причинами указывают сокращение демографии и последствия «спецоперации». Собеседники Forbes же предполагают, что есть и другая «чёрная дыра», втягивающая кадровые ресурсы. Речь о e-commerce.
Насколько выросли маркетплейсы и сервисы доставки еды
«Новая эра» в их развитии наступила в 2020 году, когда из-за локдауна выросла популярность доставок. По оценке Data Insight, в 2020-м рост e-grocery составил 250%, до 130 млрд рублей, маркетплейсов — 108%, до 721 млрд рублей. По итогам 2023 года Data Insight оценил объём e-grocery уже в 809 млрд рублей, маркетплейсов — в 4,4 трлн рублей. Они выросли в шесть раз.
Рост рынка сопровождался развитием инфраструктуры. В 2020-м, по оценке Data Insight, было 46 тысяч пунктов выдачи заказов (ПВЗ), сейчас — 100 тысяч. В «Infoline-Аналитике» называют большее количество — 150 тысяч. По её же данным, в 2020-м у Ozon было 12 тысяч ПВЗ, у Wildberries — 26 тысяч. Сейчас у Ozon 36 тысяч ПВЗ, у Wildberries — 33,7 тысячи.
Для работы в ПВЗ нужно от двух до трёх сотрудников, говорят аналитики. Таким образом, количество занятых в этом секторе выросло с 92 тысяч человек в 2020-м до 200-300 тысяч человек, считает Forbes.
По такой же логике подсчитали и вероятное количество людей, занятых на складах. В 2020-м Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» суммарно занимали 900 тысяч м² площадей, в 2023-м — уже 5,1 млн м². На 100 тысяч м² нужно примерно 4000-5000 человек. Тогда с 2020-го количество складских работников выросло с 36 тысяч до 204 тысяч.
Самая «человекоёмкая» сфера — курьерская служба. По разным оценкам аналитиков, курьерами работает от 700 тысяч до 1 млн человек. В 2020-м аналитики «СберМаркета» полагали, что в России около 205 тысяч курьеров.
По оценкам Forbes, в ПВЗ, на складах и курьерской службе заняты больше 1,4 млн человек. Это количество — «минимальное», так как в нём не учитываются сотрудники специализированных магазинов, продавцов на маркетплейсах (они могли работать в найме и уйти), сотрудников этих продавцов, работников дарксторов и кухонь, ориентированных на доставку (dark kitchen).
Сами компании называют разные цифры: Ozon указывает, что у него 100 тысяч сотрудников и партнёров, Wildberries — что их «десятки тысяч».
Почему уходят в e-commerce и доставку
По словам представителей других отраслей, чтобы привлечь такое количество сотрудников на «дефицитном» рынке, компании используют «агрессивную стратегию найма», где главную роль играет «гонка зарплат». То есть они попросту предлагают больше денег.
В отчёте Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования основной причиной роста зарплат называли доходы участников «спецоперации» — так как на эти выплаты ориентируются и соискатели. Forbes предполагает, что e-commerce сыграл точно такую же роль, и именно с его подачи началась «гонка зарплат». Компании готовы для привлечения сотрудников тратиться на маркетинг, снижать возрастной порог и привлекать людей из регионов.
Людей привлекают высокие зарплаты, которые продолжают расти. При этом e-commerce продолжает инвестировать в расширение и «захватывать» доли рынка, они сосредоточены на экспансии в новые регионы, а не финансовом результате. Другие сферы, тот же ритейл или общепит, такие вложения себе позволить не могут.
"Уже есть истории, когда директор «Ашана» увольняется и идёт за аналогичную зарплату работать на сортировке в «Яндекс Доставке». Когда его спросили, почему он так поступил, он, не думая, ответил, что ему проще за те же деньги работать в сортировке и отвечать за себя, чем за 200 сотрудников. К сожалению, таких примеров всё больше." - Александр Перемятов, президент Magic Group
Больше всего востребованы сотрудники рабочих специальностей и среднего звена, запрос на топ-менеджеров минимальный. А сильнее всего от «агрессивного найма» страдают сегменты логистики и ритейла. Маркетплейсам нужны комплектовщики, кладовщики, операторы складских систем. Из розничных магазинов переманивают линейный персонал, HR- и ИТ-специалистов.
«Выхода» же из этой ситуации нет, считают в разных отраслях. Компании пытаются «переигрывать» e-commerce в уровне зарплат, стараются удержать и другими способами — нематериальными. Но в глазах соискателей те не очень привлекательны.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.
Взято: Тут
2021