Отличные современные фильмы, которые остались без наград на Каннском фестивале ( 11 фото )
- 24.05.2024
- 17 738
Кадр из фильма «Выживут только любовники», реж. Джим Джармуш, 2013
77-й Каннский кинофестиваль в самом разгаре. В этом году в основном конкурсе показывают новые работы главных режиссеров современности. «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса, «Партенопа» Паоло Соррентино, «Лимонов, баллада об Эдичке» Кирилла Серебренникова, «Ученик» Али Аббаси, «Саван» Дэвида Кроненберга — вот лишь малая часть заявленных премьер. Неизбежно даже достойные фильмы остаются без наград, ведь раздают призы члены жюри, а они тоже люди. Решили вспомнить, какие фильмы из конкурсной программы Канн уезжали из Франции с пустыми руками в разные годы.
«Молодость»
В разгар лета на идиллическом альпийском курорте встречаются старые добрые друзья. Прославленный композитор Фред (Майкл Кейн) и знаменитый кинорежиссер Мик (Харви Кейтель) бросают дела, чтобы уделить время друг другу, себе и красоте окружающего мира. Рассуждения об искусстве, любви, творчестве, жизненных перипетиях приводят их к ностальгии по молодости, но вместе с тем герои не живут исключительно прошлым — настоящее и будущее видится им не менее прекрасным.
Несмотря на то, что сцена с Мисс Вселенной — Мадалиной Генеа — в ванне открывает мировой рейтинг самых эстетских кадров, на которые хочется любоваться, нажав на паузу, драма Паоло Соррентино осталась без наград на Каннском фестивале в 2015 году. На «Оскаре» и «Золотом глобусе» картину также не оценили, хотя за пару лет до этого отметили «Великую красоту» Соррентино ключевыми призами. Не помог даже актерский состав из трех оскароносных звезд: Майкла Кейна, Джейн Фонды и Рэйчел Вайс.
Смотреть в Okko
«Выживут только любовники»
Бессмертные вампиры Адам (Том Хиддлстон) и Ева (Тильда Суинтон) веками наблюдают за изменениями в мире. Инквизиция, войны, катаклизмы — они видели всё. Чтобы хоть как-то разнообразить свое существование, Адам пишет музыку в Детройте, а Ева увлекается литературой в Танжере. Оба постоянно соприкасаются с искусством, как истинные творцы. Их жизнь — это метафора жизни художника. А великие создатели, как вампиры, бессмертны.
Джим Джармуш семь лет собирал деньги на реализацию проекта, зато сегодня вампирская элегия считается одним из лучших фильмов режиссера. Правда, на фестивалях в Каннах, в Торонто и в Нью-Йорке «Любовников» приняли прохладно. Полного принятия, как того требует Джармуш от своих персонажей, не получилось. Что ж, действительно, в момент, когда один пытается изменить другого, любовь умирает. Зато зрительская любовь жива по сей день: фильм постоянно появляется в повторном прокате и собирает полные залы ценителей.
Смотреть в Okko
«Она»
Прагматичная
владелица компании по разработке видеоигр Мишель (Изабель Юппер) живет в одиночестве и занята исключительно работой. Когда в дом врывается неизвестный, женщину некому защитить — взломщик жестоко избивает и насилует ее. Однако после случившегося Мишель не собирается обращаться в полицию, она хочет найти насильника для иной цели. Да, противоестественное влечение к обидчику считается нарушением культурных табу и вызовом современному социуму, но кто сказал, что так нельзя, если это желание жертвы (жертвы ли)?
В 2016 году автор громких секс-драм и эротических триллеров Пол Верховен вернулся в большое кино, привезя в Канны экзистенциальную провокацию о любви, смерти и эросе. «Она» не боится говорить о феминизме, садомазохизме, харассменте, расизме и религии в качестве прибежища монстров. Жюри фестиваля не присудило наград единственному фильму режиссера на французском языке, зато в Америке картину приняли теплее, вручив два «Золотых глобуса» («Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая женская роль»).
«Город астероидов»
Вымышленный американский городок Астероид-Сити каждый год принимает новых посетителей. Школьники, учителя, родители съезжаются в странное место посреди пустыни, чтобы изучать астрономию. Однако в 1955 году всё идет не по плану: к собравшимся присоединяется инопланетный гость. Классический Уэс Андерсон: волшебный мир с фирменными скетчами и симметричными кадрами идеально вписывается в его словно кукольную вселенную.
Возможно, фильм еще не успел стать культовым, однако другие — «Академия Рашмор» и «Королевство полной луны» — вполне могут считаться таковыми. Ни один из них не взял наград в Каннах, хотя каждый в разные годы участвовал в основном конкурсе престижного фестиваля. С «Оскаром», кстати, у режиссера тоже долго не складывалось, пока в 2024 году он не получил заветную статуэтку за «Чудесную историю Генри Шугара» («Лучший короткометражный игровой фильм») с Бенедиктом Камбербэтчем.
«Преступления будущего»
Человечество в недалеком будущем наделено синдромом ускоренной эволюции. Мутация вырабатывает новые органы, меняя физиологию и жизненный уклад людей: теперь никто не чувствует боли, никто не подвержен инфекциям, даже руки мыть незачем. Теперь, когда не требуется заботиться о себе на примитивном уровне, можно искать иную цель бытия. Например, устраивать арт-перформансы или заниматься новыми видами секса, ставя внутреннюю красоту выше внешней.
Не нужно быть фантастом, чтобы понимать: даже в недалеком будущем человечество будет вынуждено приспосабливаться к синтетической среде. Но нужно обладать определенной начитанностью и воображением, чтобы представлять, как именно старый вид людей сменится новым. Увы, жюри в Каннах не оценило идею Дэвида Кроненберга о невозможности сопротивления эволюции — большой фильм с небольшим бюджетом остался без наград.
Смотреть в Okko
«Всё прошло хорошо»
Сестры узнают, что их отец попал в больницу. Приехав в медицинское учреждение, Эмманюэль (Софи Марсо) и Паскаль (Жеральдин Пелас) понимают, что родитель (Андре Дюссолье) мечтает об эвтаназии. Во Франции процедура запрещена, так что пожилого мужчину нужно везти в Швейцарию. Как и его персонажи, Франсуа Озон иронично смотрит на смерть: он не боится ее, а подтрунивает над ней. Насмешку над коммерциализацией смерти, организованной в современном мире по принципу «любой каприз за ваши деньги под ключ», усиливает вложенная в уста героини Софи Марсо фраза о том, что лишенные роскоши выбора вынуждены жить — вот бедняги!
Озона порой называют «каннской неизбежностью», ведь чуть ли не каждый год он приезжает в Канны с новым фильмом. «Всё прошло хорошо» жюри не оценило, однако фильм можно смело назвать лучшим в карьере режиссера за последние годы. Возможно, сыграл личностный фактор: в основе картины — автобиографический роман Эмманюэль Бернейм, написавшей сценарии для ранних работ Озона, включая «Бассейн». Символично, что в сценариях Бернейм ключевую роль играет смерть, а фильм «Всё прошло хорошо» вышел уже после ее смерти.
Смотреть в Okko
«Кожа, в которой я живу»
Одаренный пластический хирург Роберт (Антонио Бандерас) сумел воссоздать человеческую кожу. В качестве подопытной он использует молодую женщину Веру (Елена Анайя), о существовании которой практически никто не знает, но вскоре пленницу обнаруживают.
С первых минут из шкафов начинают сыпаться скелеты, и одна тайна оказывается страшнее другой: отточенные сюжетные повороты с потрясающей техничностью вписываются в безумие происходящего.
Педро Альмодовару удалось соблюсти удивительный баланс между прекрасной формой и пугающим содержанием. В фильме волшебным образом сосуществуют эстетский визуал и темная, местами отвратительная притча о любви и смерти. Работа и правда неоднозначная: кто-то будет в восторге, кто-то — в ужасе. Жюри в Каннах явно не относится к первой категории: «Кожа, в которой я живу» уехала с фестиваля без наград, зато позже одержала четыре победы на испанской премии «Гойя».
Смотреть в Okko
«Дикие истории»
Случайная встреча с обидчиками из прошлого в одном самолете, доведший до самоубийства близкого человека ростовщик за соседним столиком, глупое автомобильное соперничество на дороге… Сборник из нескольких новелл, персонажи которых испытывают судьбу на прочность, похож на сюрреалистический скетч о мести. В каждой истории проявляются самые низменные человеческие пороки, обнажаются самые кровожадные помыслы, отчего одновременно и смешно, и страшно. Вывод прост: в каждом человеке спит дикий зверь.
Талантливейший комедийный триллер аргентинца Дамиана Сифрона — продюсерский проект Педро Альмодовара. Мастерски играя со зрительскими ожиданиями, автор действуюет шокирующе и вызывающе, но это и есть залог успеха картины. Да, в Каннах «Дикие истории» остались ни с чем, но при этом жюри BAFTA назвало триллер «Лучшим фильмом на иностранном языке», а мировые кассовые сборы в десять раз превысили бюджет. На Сифрона обратили внимание в Голливуде, и следующий проект «Мизантроп» аргентинец снимал уже в Штатах.
Смотреть в Okko
«Убийца»
Американо-мексиканская граница считается территорией беззакония: там неустанно ведут борьбу спецслужбы США и наркокартели Мексики. Агент ФБР Кейт Мэйсер (Эмили Блант) вступает в элитное подразделение по борьбе с наркотиками, однако грозного вида консультант по региону (Бенисио Дель Торо) не внушает особого доверия. Кстати, главная героиня списана с реальной сотрудницы ЦРУ, но инвесторы фильма требовали, чтобы персонажа переписали под мужчину. Дени Вильнёв настоял на своем и отказал продюсерам.
Sicario — оригинальное название фильма — переводится с испанского как «боевик». И это очень четкая характеристика «Убийцы». Обидно, что жанровое кино не особо ценится киноакадемиками: одна из сильнейших работ Вильнёва — структурированная, цельная, продуманная — была номинирована на «Оскар» и BAFTA, но не получила никаких призов. В Каннах случилось то же самое: у «Убийцы» ноль наград. Другое дело — зрители, которые обеспечили мировые кассовые сборы, почти в три раза превышающие бюджет. Также особо стоит отметить выдающийся саундтрек исландца Йохана Йоханнссона.
«Только бог простит»
Убивший голыми руками собственного отца американец Джулиан (Райан Гослинг) живет в Бангкоке, где на бумаге заведует делами клуба тайского бокса, а по факту торгует наркотиками. Однажды его старшего брата убивают за жестокую расправу над 16-летней тайской проституткой, и разгневанная мать приказывает Джулиану разобраться с виновниками трагедии. Определить злодеев в круговороте хаоса сложно, но ясно одно: прольется кровь!
После успеха «Драйва» Николас Виндинг Рефн вновь посвящает свой фильм Алехандро Ходоровскому, вновь зовет на главную роль Райана Гослинга, вновь выделяет основному персонажу всего несколько реплик. Вообще, «Только бог простит» напоминает «Драйв» и сюжетно (триллер-притча), и визуально (ослепляющий неон). Но больше всего манит знакомое чувство тревоги и неизбежности страшного конца. Жаль, в Каннах возможный самоповтор не оценили.
Текст: Ксения Балюк
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Материал взят: Тут