Эксклюзивчик
Показательные дома для рабочих, которые рабочим не достались ( 14 фото )
На Русаковской улице в Москве есть ансамбль трехэтажных домов, который привлекает к себе внимание. Видно, что здания старые, явно времен СССР, но архитектура не кажется советской, с какими-то такими средиземноморскими элементами.
Жилой комплекс построен в конце 1920-х, в эпоху конструктивизма. Это проект архитектора Бориса Иофана в соавторстве с братом Дмитрием Иофаном. В народе дома называли "итальянскими". Все эти арки, ниши, небольшие круглые балкончики и высокие окна действительно отсылают к южной архитектуре.
Предполагается, что это закрытый жилой комплекс, по периферии он огражден решеткой. Но мне удалось пройти на территорию. Между домами как бы парадный проезд вперед, справа и слева симметричные арки, ведущие в периферийные дворики.
Подъезды выходят во двор. Впереди еще один корпус. Всего их три. В комплекс входили также общественные здания, где размещались клуб, столовая и ясли, но они были деревянные и не сохранились. Вообще, говорят, что до конца 90-х дома дожили в приличном состоянии. Однако, их решили подновить и затеяли реставрацию. Пишут, что после этого на стенах появились трещины, а в подвале стала скапливаться вода. Пошли слухи о сносе.
На карте это выглядит так. Точный адрес: Русаковская улица, 7 (корпуса 1, 2, 3). Я наткнулась на эти дома, когда пошла смотреть жилмассив "Русаковский", который расположен через дорогу. Ему повезло меньше, пост тут.
В 2009 году эти дома Иофана признаны объектом историко-градостроительной среды, было решено полностью сохранить исторический ансамбль. Показательные дома для рабочих считаются жильем переходного периода, которое предполагало проживание в квартирах с маленькими кухоньками. Жители ходили в столовую, посещали клуб и общались с соседями во дворе, полным благоухающих цветов.
Показательные дома для рабочих на Русаковской относят к конструктивизму. Определенная общность с направлением действительно имеется: рациональная форма, отсутствие декора. Однако, во многом архитектурный ансамбль уникален, особенно для тех времен. Почему проект Бориса Иофана имеет итальянские мотивы? История такая. Архитектор около десяти лет обучался в Римской академии изящных искусств. Вроде бы именно в Италии его встретил председатель Совнаркома Алексей Рыков и уговорил вернуться в Россию, чтобы строить новую социалистическую архитектуру. В 1925 году молодой архитектор выиграл конкурс на строительство жилого квартала в районе метро Красносельская. Показательные дома для рабочих стали его первым реализованным проектом в Москве.
Нашла в интернете воспоминания жильцов. Квартиры, говорят, маленькие, особенно кухня - 4 кв. метра на три семьи. Рассказывают, что жилплощадь покупали, как кооперативную. Это был кооператив "Сокольники", образованный работниками ОГПУ. ОГПУ - Объединенное Государственное Политическое Управление, орган государственной безопасности, образованный при НКВД. Потом в 1930-е права собственности аннулировали, дом стал коммунальным. Многие жильцы были выселены в район поселка "Сокол". Интересно было бы побывать у кого-нибудь в гостях. Хотя, наверное, сейчас уже все переделали, и планировка стала другой. Потому что одна из нынешних жительниц недоумевает над эпитетом "маленькие квартиры". У нее коридор, из которого двери ведут на 10-метровую кухню с маленьким европейским балкончиком, в две комнаты, ванную комнату и просторный туалет. Окна на обе стороны, проветривается отлично, - пишет она.
Жилой комплекс называется "Показательные дома для рабочих", он до сих пор отмечен так на картах. Однако, рабочим дома не достались. После завершения строительства в квартиры въехали сотрудники НКВД и другие значимые люди. В разное время в доме жили маршал Катуков, артистка Ковалева и тот самый председатель Совнаркома Рыков. Здесь же проживал Борис Иофан до завершения строительства "Дома на набережной", это тоже его проект.
Жилой комплекс построен в конце 1920-х, в эпоху конструктивизма. Это проект архитектора Бориса Иофана в соавторстве с братом Дмитрием Иофаном. В народе дома называли "итальянскими". Все эти арки, ниши, небольшие круглые балкончики и высокие окна действительно отсылают к южной архитектуре.
Предполагается, что это закрытый жилой комплекс, по периферии он огражден решеткой. Но мне удалось пройти на территорию. Между домами как бы парадный проезд вперед, справа и слева симметричные арки, ведущие в периферийные дворики.
Подъезды выходят во двор. Впереди еще один корпус. Всего их три. В комплекс входили также общественные здания, где размещались клуб, столовая и ясли, но они были деревянные и не сохранились. Вообще, говорят, что до конца 90-х дома дожили в приличном состоянии. Однако, их решили подновить и затеяли реставрацию. Пишут, что после этого на стенах появились трещины, а в подвале стала скапливаться вода. Пошли слухи о сносе.
На карте это выглядит так. Точный адрес: Русаковская улица, 7 (корпуса 1, 2, 3). Я наткнулась на эти дома, когда пошла смотреть жилмассив "Русаковский", который расположен через дорогу. Ему повезло меньше, пост тут.
В 2009 году эти дома Иофана признаны объектом историко-градостроительной среды, было решено полностью сохранить исторический ансамбль. Показательные дома для рабочих считаются жильем переходного периода, которое предполагало проживание в квартирах с маленькими кухоньками. Жители ходили в столовую, посещали клуб и общались с соседями во дворе, полным благоухающих цветов.
Показательные дома для рабочих на Русаковской относят к конструктивизму. Определенная общность с направлением действительно имеется: рациональная форма, отсутствие декора. Однако, во многом архитектурный ансамбль уникален, особенно для тех времен. Почему проект Бориса Иофана имеет итальянские мотивы? История такая. Архитектор около десяти лет обучался в Римской академии изящных искусств. Вроде бы именно в Италии его встретил председатель Совнаркома Алексей Рыков и уговорил вернуться в Россию, чтобы строить новую социалистическую архитектуру. В 1925 году молодой архитектор выиграл конкурс на строительство жилого квартала в районе метро Красносельская. Показательные дома для рабочих стали его первым реализованным проектом в Москве.
Нашла в интернете воспоминания жильцов. Квартиры, говорят, маленькие, особенно кухня - 4 кв. метра на три семьи. Рассказывают, что жилплощадь покупали, как кооперативную. Это был кооператив "Сокольники", образованный работниками ОГПУ. ОГПУ - Объединенное Государственное Политическое Управление, орган государственной безопасности, образованный при НКВД. Потом в 1930-е права собственности аннулировали, дом стал коммунальным. Многие жильцы были выселены в район поселка "Сокол". Интересно было бы побывать у кого-нибудь в гостях. Хотя, наверное, сейчас уже все переделали, и планировка стала другой. Потому что одна из нынешних жительниц недоумевает над эпитетом "маленькие квартиры". У нее коридор, из которого двери ведут на 10-метровую кухню с маленьким европейским балкончиком, в две комнаты, ванную комнату и просторный туалет. Окна на обе стороны, проветривается отлично, - пишет она.
Жилой комплекс называется "Показательные дома для рабочих", он до сих пор отмечен так на картах. Однако, рабочим дома не достались. После завершения строительства в квартиры въехали сотрудники НКВД и другие значимые люди. В разное время в доме жили маршал Катуков, артистка Ковалева и тот самый председатель Совнаркома Рыков. Здесь же проживал Борис Иофан до завершения строительства "Дома на набережной", это тоже его проект.
Взято: Тут
1471