MarcelaBowl

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... ( 19 фото )


Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Наконец-то у меня дошли руки до игры, о которой я слышал, но никогда не изучал. Я думаю, даже тех, кто 10-15 лет назад играл в русские квесты, вряд ли ее помнят. А вот про студию «Сатурн», которая ее делал, слышали многие. До того, как стать монополистом в жанре, «сатурновцы» дебютировали еще в девяностых квестом «Принц Эмбера» по одноименной фэнтези-книге Роджера Желязны. Планы были большие, аж на игроизацию всех книг!.. Но потом об игре прознали правообладатели и дали авторам по башке. А заодно грянул дефолт, так что оказалась студия у разбитого корыта, и если бы не исчезновение спонсоров, которые почему-то бросили у них свою технику и помещение, студия бы так и погибла. Девяностые – непредсказуемое было время.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

В начале 2000-х студия продолжала страдать от ничтожных бюджетов, так что свернула от больших проектов в сторону максимально дешевых и окупаемых русских квестов, которые делались на коленке кучкой людей. Так появились максимально дешево нарисованные, а местами просто трэшовые русские квесты «Новые Бременские», «Приключения поручика Ржевского» и «Агент. Особое задание», которые склепали всего за пару лет. Яркая двухмерная графика, ультрадешевая и многообразная анимация, сделанный за три дня сюжет и диалоги, тонны багов и простенький геймплей с корявостями, который вечно пытается свалиться в казуал – все там было. И тем не менее, в это игралось и даже с интересом, по принципу «что они еще придумают» – тем более, что сюжеты и впрямь становились все сложнее и продуманнее, а прохождение было не очень сложное.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Но, видимо, все это время студия не хотела отказываться от планов чего-то большого и серьезного. И в итоге она рискнула создать, явно на деньги издателя 1C, новое фэнтези – уже не по мотивам Желязны, а свое, собственное! На сей раз все было по-взрослому. Игра хвастала полностью трехмерными фонами и персонажами, профессиональной озвучкой, полным отсутствием всяких недостатков «русских квестов» типа чернухи и пародий, приключенческим сюжетом, игрой за двух персонажей и т.д. Причем игра делалась с серьезным прицелом на международный рынок – ее действительно выпустили в ряде стран. Называлась она «Джаз и Фауст». Никакого отношения к музыке американских негров и известному творению Гете это не имеет. Джаз и Фауст – два героя приключенческого сюжета по поиску сокровищ. Джаз – прохиндей, авантюрист, немного мошенник, посидевший в тюрьме. Фауст – благородная душа и добряк. Оба они – моряки, которые начнут свой путь за сокровищами из одной точки и придут, изредка пересекаясь, к финалу немного разными путями по одной и той же дороге.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Да, фишкой игры является то, что ее надо пройти дважды, сначала за одного героя, а потом за другого – почти по тем же локациям. В начале игры дают выбор, за кого начать. После раздумья, играть я начал за Джаза и, как оказалось, не прогадал – его линия однозначно писалась первой, поэтому она лучше продумана, сложнее и интереснее. Тут глава «Сатурн+» А. Никаноров, который был и автором концептов, и художником, и создателем сюжета – расстарался. При этом лишних денег на сценариста, как обычно, не было. Так что ему помогали 3D-аниматор Владислав Гончаров и некий Вадим Жильцов. А над диалогами работал замдиректора Евгений Лубошев (который в титрах назван «Лебошевым»), вскоре основной сценарист студии. Который вообще-то ни разу не сценарист, а программист, который до этого был инженером-конструктором на предприятии по производству жидкостно-ракетных двигателей. Нетрудно догадаться, что из этого должно было получиться.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Персонажи игры вежливо намекают герою, когда он не прав.

Правда, чтобы проверить догадки, мне пришлось выполнить отдельный квест по запуску игры на «десятке». Собственно, я изначально знал, что это будет тот еще геморрой и откладывал прохождение до последнего. В итоге мне пришлось скачать игру с сайта олд-геймс, поставить патч и запустить игру последовательно на двух компьютерах – на первом она просто крашилась после вступительного интро, а после установки совместимости внезапно перестало появляться окно запуска, причем даже после отката изменений! На втором пошло лучше, но игра не показывала ролики, хотя я установил аутентичный Direct 8.0, который шел в связке с игрой. Пришлось прошерстить интернет и почти случайно отыскать древнющий-древнющий видеокодек DivX Play 8.0. Путем многочисленных экспериментов оказалось, что игра запускается только при совместимости с Windows XP (версия 2), при этом надо использовать разрешение 640х480 и отключить оптимизацию во весь экран (хотя игра так и останется полнокэранной – свернуть ее в окно невозможно). А при запуске надо отключить все, кроме роликов, звука, 32-битного цвета и пары мелочей. А потом оказалось, что игра не поддерживает ни один скринсейвер, включая даже OBS, и видео сделать нельзя – только скрины через Win+PrtScrn.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Но наконец все сложности оказались позади, и я смог вздохнуть спокойно и еще раз посмотреть вступительное интро. Оно, кстати, оказалось достойное. Прямо в меню вас встретит, по сути, трейлер, сделанный в лучших традициях приключенческих фильмов про путешествие по морю и пустыням и охоту за сокровищами – симпатичные пейзажи, пафосная анимация, яркая музыка и экзотичные локации. Да и вступительный ролик, в котором показывают завязку – не подкачал. Что сказать, в рекламу авторы вложились неплохо для своих возможностей…

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Как оказалось, у игры и впрямь были весьма красивые на 2001 г. трехмерные фоны. Их тут не так уж мало, они весьма разнообразные, отрисованы для отечественных игр тех лет вполне недурственно, пусть и не шикарно. Текстуры очень разные, есть немало ярких красок, да и архитектура средневековья ухвачена хорошо – много красивых особняков, замков, башен, минаретов, таверн и т.д. и все это очень детализировано и атмосферно. Правда, в целом локации все равно достаточно небольшие. Начинается все в порту Эр-Эльп, который представляет собой что-то вроде Южной Европы этак 16 или 17 века – красивые здания, каменные мостовые, деревянные таверны, фонтаны и т.д. Еще интересно, что локации часто показывают в двух видах: как днем, так и ночью. Потом то же самое будет в «Черном зеркале», например. При этом быстро становится видно, что антураж очень условен и продуманностью фэнтези не страдает – вместо валюты стандартные золотые монеты, названия очень примитивные, есть поголовно коррумпированная полиция, а магия малодоступна – только какие-то артефакты и заклинания заезжего колдуна.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Герой радуется, совершив, по сути, убийство. Хороший мальчик.

Атмосфера зато разная – симпатичные приморские улочки, восточные красоты, есть даже подземные туннели. Сделано фактурно и детализировано, что подкупает. Всего в Эр-Эльпе что-то около 16 фонов и примерно столько же персонажей. У некоторых даже есть имена, да. Очень запоминающиеся – Гуго, Хэнк и… и все. Далее действие перейдет в порт Хэвен. Это уже откровенная калька с Турции, только тут вопреки исламу до черта статуй людей и животных, а так все то же: минареты, башни, гаремы, сады. Будет еще несколько небольших локаций – городок Караван-сарай, туннели, не то африканские, не то карибские Черные острова и пустыня Красные пески. Названия как бы ярко намекают на оригинальность авторов в их проработке.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Персонажи говорят друг с другом, глядя в другую сторону. Шикарная работа.

Зато что захватило довольно быстро, так это сюжетная ветка Джаза. Она не идеальна, там слишком много штампов второсортных детективов и приключенческих лент, но в целом она работает. Наш Джаз немного хлебнет лиха – и в тюрьме посидит, и со злодеями поборется, и по заданиям всяких торговцев побегает, и друга себе найдет, и с монстрами схлестнется. Ну и в конце разгадает загадку и откроет хранилище сокровищ. Правда, все это выглядит далеко не так эффектно, как звучит, так как всего этого буквально в обрез. Начало в Эр-Эльпе в этом отношении лучше всего. Наш главгер Джаз – типичный авантюрист и бродяга, который оказался на мели. Ему надо выйти на свободу и подзаработать деньжат. Случайно он узнает о неких сокровищах в далеких землях и решает их найти. Как ни странно, для этого не придется добывать какой-нибудь ценный артефакт или типа того. Действие внезапно сворачивает к… криминальной интриге. В лучших традициях бульварных детективов Джаз узнает о явно связанном с его желаниями убийстве и начинает его распутывать. Стараться придется недолго, и вскоре он отправится в путешествие за сокровищами, а правду узнает по дороге. В целом, несмотря на банальности и штампы, начало смотрелось без шуток выигрышно.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

К сожалению, игру осложнял довольно посредственный геймплей. Во-первых, управление беззастенчиво взяли у Myst – выбираешь в меню предмет, щелкаешь на него, и потом он остается прикрепленным внизу, и ты с ним типа как можешь взаимодействовать с окружением. Естественно, сейчас это играется не слишком удобно. Но проблема не в этом (предметов и активных точек все равно мало), а в том, что геймплей линейный и мертвый как шпала – многие действия невозможно сделать без предыдущих, а активных зон очень мало. Особенно это было видно в моменте, когда приходится надрываться и нащупать десять действий за раз просто чтобы вытащить что-то ценное из колодца. Хоть ты тресни, но Джаз и не подумает подняться куда-то и спереть условную корзину, пока не найдет для этого повод. Логично? Да плевать на такую логичность, не для того люди в игры играют. Наконец, в игре откровенный пиксельхантинг, из-за которого я намертво встрял целых два раза – без подсказок некоторые сюжетные предметы черта с два найдешь. А в одном месте вообще был ужасной продуманный паззл со складыванием фрагментов, который без прохождения решить толком нельзя – объекты убого управляются и НЕ ПРИМЫКАЮТ друг к другу! Долбанный «Сатурн», ты так никогда и не научился делать нормальные мини-игры!

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Художник игры очень любил побольше упоротых животных. Краски явно были токсичные.

Да и вообще, тут слишком много проблем, из-за чего играть становится все труднее и менее интересно, а потом и вовсе тяжело. Персонажи регулярно проходят через окружение, наши герои вообще могут застрять на ровном месте, а если их завести в угол, то они сами из него не выйдут – приходится выводить, щелкая курсором по локациям. Местами игра просто тупо зависала или вылетала сразу после окончания кат-сцен. Так что пришлось наступить на горло принципам и скачать сейвы – слава богу, в сети нашлась целая их папка, причем на удивление огромная. Да что там говорить – тут даже субтитры сделаны в ПРОЗРАЧНОМ ОКНЕ! Разумеется, половину игры субтитры толком не видно, когда они на любом желтом или светлом фоне. Видимо, при тестинге никто не обратил внимания на настолько ничтожную «мелочь».

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Страшно нарисованная женщина объясняет развязку в духе бульварного детектива.

Так или иначе, по-настоящему чистый квестовый геймплей и занятный сюжет оказался только в Эр-Эльпе. Далее все идет гораздо менее интересно. Похоже, соратники Никанорова в квесты отродясь не играли, поэтому их сценарий постоянно сбивается с игрового на киношный. Целые куски действия Джаза для продвижения сюжета эффектны и остросюжетны, но либо содержат убогий интерактив, либо не содержат геймплея вообще. Например, сразу после побега из местной тюрьмы можно без толку обегать все окрестности, но на самом деле надо тупо зайти в таверну и выпить за свое освобождение с товарищем. Или всю основную развязку расследования нам не показывают, а рассказывают в длинном монологе. Да и вообще, действие окончательно становится жестко линейным и любое отступление от игровой схемы абсолютно бесполезно.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Уж что-что, а рисовать жуткие рожи Никаноров умел мастерски.

Сюжет вообще просто поражает – и не всегда в хорошем смысле. С одной стороны тут много неплохих придумок. В конце концов, это в какой-то мере расследование с детективной интригой. Джаз идет по следу, влипает в разные неприятности, проявляет смекалку и умение договариваться с другими, есть и, какие-никакие, сюжетные повороты. С другой стороны – действие жутко скачет, многие сюжетные куски растянуты до безобразия или наоборот, даны обрывисто, а мотивация у героев регулярно очень сильно хромает из-за отсутствия нужных диалогов. Всякие мелочи жутко затягивают прохождение, при том, что задачки довольно примитивные. То выйти из комнаты нельзя, пока не поговоришь с собеседником – то предмет подобрать нельзя, пока не поймешь, зачем – то следуют откровенно нелепые манипуляции. Запомнилось, как герой зачем-то обменивал кочергу на кальян, ломал тюремную дверь, не заметив связок ключей рядом, а также разжигал огонь перед пещерой, имея в инвентаре горящий фонарь. Анимировано все это, конечно, соответствующе – скуповато, коряво и издалека, с ужасным разрешением. Многие действия, которые было трудно анимировать, вообще не показаны – так просто, герои телепортируются на локации и говорят, что произошло «за кадром». Смотрится, конечно, халтурно. Проработка диалогов тоже так себе – говорят почти по-современному, только без жаргонизмов. Ну, а чего ждать от недорогого квеста.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

По непонятным причинам герои упорно называют гигантского скорпиона "панцирной гидрой". Ну хоть не хитиновым клопом.

Многие действия, как уже сказано, сюжетные и выглядят как убогий интерактив, нужный только потому что иначе сюжет не сложится. Как правильно, персонажи сами говорят Джазу, что им нужно, остается только это достать. Но есть и много бесцельных затягиваний для увеличения прохождения. Например, целый подуровень, где Джаз ходит по подземелью, был в целом не нужен и просто затягивал игру примитивным интерактивом. Или для растягивания действия персонажи раза два-три будут противостоять монстрам, чтобы продвинуться по сюжету – на леопарде, кстати, игра упорно зависала, еле справился. И, что тоже не очень радует, локаций стало гораздо меньше. Например, в Хэвене уже всего 6 фонов, на Черных островах 5, в Караван-сарае жалких 4 – плюс еще кое-что по мелочи, фонов на 10 или около того.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Иронично, что перед словами о надежности железа игра зависла.

Персонажи массовки тут достаточно шаблонные и кроме Джаза и Фауста никто особенно не интересен – что тоже в плюс игре про приключения в киношном духе не идет. И это еще не так уж плохо – плохо то, что трехмерные персонажи, составленные из ходячих треугольников, сделаны ужасно даже для тех лет, и озвучка у них часто хромает. Озвучивало персонажей три десятка персонажей всего шесть актеров, которые выкручивались как могли, но все равно озвучка у половины массовки вышла на уровне «озвучки профессиональных программистов». Атмосферная музыка на локациях выглядит получше, но все равно не шикарно – как будто ее делали в ходе ученических упражнений на midi. Ну хоть звук ни разу не запороли, как это было в «Агенте» и «Петьке-3».

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

На местной киче оттягивается внебрачный брат старухи Шапокляк.

Что до линии Фауста, то она гораздо скучнее даже линии Джаза. По сути, всю игру Фауст бегает в поисках своей возлюбленной по красивым экзотическим локациям (которые мы в основном уже видели) и выполняет поручения массовки. Причем геймплей примитивный и линейный просто до безобразия, вариативность почти на нуле – местами вообще надо просто подобрать и использовать предмет, лежащий вблизи. Даже то, что нам показали больше новых локаций, не слишком помогает. В целом, вывозят только красивые фоны и не худшая озвучка героя. Да и вообще, сюжетные линии Джаза и Фауста мало того, что ведут по одним и тем де местам, так еще и не слишком хорошо друг с другом стыкуются, противореча в деталях. С другой стороны, после всяких затыков с Джазом это играется почти без напряга. В общем, что сказать – авторы неплохо придумали подзатянуть игру, заставив пройти еще раз по тем же локациям, что для сюжета оказалось не то чтобы очень нужно.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Это не кавказцы в тигровых рубашках, а местный подземный народ туннельных йети.

Закачивается все точно так же, как и в первой линии, а потом будет последний ролик без слов и с нелепым клиффхэнгером в духе плохих ужастиков, который, конечно же, никогда не будет раскрыт. У меня, кстати, остался еще один вопрос – на фига в хранилище сокровищ эта волшебная статуя была с загадкой в духе Индианы Джонса, если спутники наших героев сами спрятали там сокровища и должны были и так знать, как открывается их замок?

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Ну, фантазия у художника неплохо была... отработана.

В общем, я понял, почему эту игру никто не помнит, хотя в год выхода она кое-кому понравилась. Игра безусловно была красива для своих лет, сделана всерьез, с неплохим замахом и даже с некоторыми интересными идеями. Но то ли из-за отсутствия практики, то ли из-за нехватки времени и денег она получилась недодуманная и забагованная. По сравнению с ней откровенно ультрадешевые и полуказуальные «Новые Бременские», «Новые приключения поручика Ржевского» и «Агент. Особое задание» смотрятся абсолютно полноценными играми. А эта игра оказалась больше похоже на сырую заготовку и полигон для отладки трехмерной графики, хотя и с определенным потенциалом. Надо было, наверно, не делать слабо продуманную идею о прохождении игры дважды, а обеспечить взаимодействие двух героев, которые друг другу помогают. Это и удобнее, и интереснее, не говоря уже о том, что и характеры их можно лучше прописать. В конце концов сюжет «благородный герой в союзе с авантюристом» сто раз отработан и уже через пару лет блестяще выстрелил в «Пиратах Карибского моря», которые «Сатурн» мог бы предвосхитить. Ну или стоило поделить геймплей между ними последовательно в разных локациях. Или, как явно и предполагалось, продумать идею показа событий их глазами с разных сторон… от которой в итоге мало чего осталось. Надо было заодно добавить активных точек, поработать над харизмой массовки и сделать многие загадки поинтереснее и поудобнее.

Джаз и Фауст . В это вы играть не будете... рубрика: когда компьютеры были большие,adventure time,форма: обзор

Хотя в год выхода игра понравилась некоторым отечественным игрокам, на Западе над ней просто посмеялись и охарактеризовали как «уродливую, скучную, ужасно написанную, а сыгранную еще хуже», разругав «скучный, неуклюжий геймплей и плохой сценарий». Сейчас в это играть, конечно, тем более смысла нет – разве что как в артефакт эпохи. Но все же игра оказалась небесполезна. По крайней мере, в ней авторы отработали взаимодействие моделей и рисовку в 3D и это стало хорошей практикой при работе над, без шуток, отличным «Черным оазисом». Да и сценарный опыт, думаю, пошел Никанорову и Лубошеву на пользу, и следующие их игры при всей трэшовости русских квестов будут прописаны куда более связно, ярко интересно. Особенно «12 стульев», где есть похожая идея поочередного взаимодействия двух героев в одних локациях, и тем более «Петьках».

Взято: Тут

+224692
  • 0
  • 6 773
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno