Как Запад манипулирует Африкой с помощью неоколониальных СМИ ( 3 фото )
- 11.05.2024
- 13 641
Хотя эпоха независимости породила идеи мира, свободы, справедливости и социального прогресса, строительство постколониальных государств на колониальном фундаменте оказалось проблематичным.
Битва за независимость Африки не может быть выиграна до тех пор, пока Африка не получит полный и неоспоримый контроль над своими средствами массовой информации, пишет Розалинд Эйнсли в своей книге ‘Пресса в Африке’ 1960-х годов, одной из первых книг о средствах массовой информации в Африке.
Уже в те времена было ясно, что тот, кто контролирует СМИ, контролирует гораздо больше, чем просто распространение информации. СМИ — это мощное оружие: они формируют общественное мнение, формируют определенное мировоззрение и помогают людям определить свое место в мире. Для новых независимых африканских стран все это было очень важно.
Мягкая сила
На протяжении всего 20 века африканские страны не имели возможности взаимодействовать с остальным миром на равной культурной и информационной основе. Они рассматривались либо как объект изучения, либо как потребители информации. После обретения независимости Африка унаследовала от своих колонизаторов не только ‘колониальную’ (то есть одностороннюю) экономику, но и социальную инфраструктуру, ориентированную на бывшие метрополии, что ясно видно из её средств массовой информации.
Средства массовой информации Африки менялись и развивались со временем, но влияние бывших колониальных держав и США не ослабело, а лишь трансформировалось. В некоторых случаях это влияние даже усилилось, а после распада биполярного мира оно стало практически тотальным.
Термин «неоколониализм» обычно относится к форме экономического контроля, направленного на эксплуатацию бывших колоний после обретения ими политической независимости. Но помимо экономики и политики, эта концепция существует в области идеологии, культуры, науки, образования и информации. В этих сферах она достигает тех же целей, только с помощью других, «мягких» методов (концепция «мягкой силы» появилась не случайно) или сочетая их с экономическим, финансовым и военным давлением (что ближе к концепции «умной силы»).
Процессы, происходящие в информационной сфере, очень напоминают те, что описал профессор Али Амин Мазруи в своей книге «Африка, следующие тридцать лет». «Африка производит то, что не потребляет, и потребляет то, что не производит».
Независимость, основанная на старых колониальных правилах
Средства массовой информации в Африке изначально были инструментом колониальной власти. Предполагалось, что они будут ориентированы на европейские державы, чтобы продемонстрировать колониальное превосходство и показать Западный мир передовым и цивилизованным. С первых лет своей независимости африканские страны испытывали проблемы с получением и распространением информации. Например, телефонная связь между столицами Африки осуществлялась через Париж, Лондон или Брюссель.
В полиграфической промышленности доминировал иностранный или европейский капитал, который контролировал широко распространенные издания. Африканских издателей было немного, и они владели лишь небольшими газетами с ограниченным тиражом. Однако эти газеты имели большое влияние, когда речь шла о политической агитации и пропаганде.
Одной из самых популярных африканских газет была нигерийская The West African Pilot (Западноафриканский пилот), впервые вышедшая в 1935 году. Ее редактором был Ннамди Азикиве (который позже стал генерал-губернатором, а затем президентом независимой Нигерии в 1960 году). Основной целью газеты была борьба против британского правления, а ее девизом было: «Покажите свет и люди найдут путь».
По сути, Азикиве создал собственную корпорацию Zik Press Limited, в которую входило еще несколько газет, периодически запрещавшихся колониальной администрацией «за искажение фактов». Однако эти газеты продолжали существовать и помогали стране бороться вплоть до окончательной победы в 1960 году.
Другая проблема заключалась в том, что в Африке было мало профессиональных журналистов. При этом единственные курсы и программы по журналистике, которые существовали в Африке, предлагались западными учебными заведениями.
Ко времени обретения Африкой независимости все системы вещания находились под контролем государства. Колониальные администрации создали структуры вещания, которые были продолжением имперской (или империалистической, как многие считали) политики и средством идеологического контроля или прямой пропаганды.
В первые годы независимости Африки государственные системы вещания, унаследованные от колониальных администраций и национализированные, служили общественным интересам и помогали развитию новых независимых государств. Средства массовой информации продвигали здравоохранение, поощряя иммунизацию и помогая стране бороться с эпидемиями, а также поддерживали программы повышения грамотности. Все это было чрезвычайно эффективно, но эти программы нуждались в финансовой поддержке и более широком распространении.
Например, радиовещание, созданное в Гамбии в 1965 году, стремилось охватить местные языки, музыку и культурные программы. В Нигерии Радиовещательная корпорация расширилась и охватила всю страну, и ее образовательные и информационно-просветительские программы пользовались большой популярностью.
Эпоха независимости породила множество идей мира, свободы, справедливости и социального прогресса — возвышенных принципов, которые лежали в основе борьбы с колониализмом. Но, как оказалось, построить постколониальные государства на колониальном фундаменте было довольно сложно.
По иронии судьбы, после обретения независимости большинство африканских стран не отказались от колониальных законов, которые первоначально были приняты против антиколониальных активистов, некоторые из которых к тому времени стали лидерами новых независимых стран.
И по сей день африканские СМИ в основном используют языки своих бывших колонизаторов и тем самым, вольно или невольно, поддерживают и обеспечивают культурное доминирование Запада. Ситуация варьируется от страны к стране, но наиболее популярными языками в Африке по-прежнему остаются английский, французский и португальский.
1990-е годы и доминирование Запада
В 1990-е годы, после распада СССР, индустрия средств массовой информации была либерализована и это привело к драматическим изменениям в обществе и к краху общественного вещания во многих странах.
Информационная глобализация росла, а новые модели вещания стирали национальные границы. Асимметричный, односторонний поток информации и культуры между Западом и Глобальным Югом позволял западным странам транслировать свое мировоззрение и идеологию и установить доминирование над остальным миром.
Отличительной чертой 1990-х годов было отсутствие африканской тематики в африканских СМИ. Африканские новости мало освещались на радио и телевидении, и люди могли анализировать события в своих странах только через призму западных СМИ. Телепрограммы в основном состояли из дешевого развлекательного контента, пропагандирующего западный образ жизни и ценности.
Со временем основные СМИ, такие как CNN, DW-Radio, Radio France International, BBC Africa и 'Голос Америки', создали региональные африканские подразделения (например, в Танзании они транслируют контент на языке суахили) и заключили контракты с местными СМИ на распространение собственного контента или получение эфирного времени.
«Через радио, телевидение и Интернет африканцы получают доступ к разнообразной информации, которая меняет их отношение и поведение, тем самым влияя на их жизненную систему, чтобы она соответствовала неоколониальной системе», — сказал RT Самсон Питер Малекела, ученый из Университетского колледжа Стелла Марис Мтвара в Танзании.
Неоколониализм сегодня
Мы поговорили с некоторыми исследователями и спросили их, как, по их мнению, неоколониализм проявляется сегодня. Известный африканист из Индии, профессор Аджай Дубей из Университета Джавахарлала Неру в Нью-Дели, считает, что преобладание каналов на языках колониальных стран — первый признак неоколониализма.
«Во-вторых, это проблема СМИ, принадлежащих иностранцам — визуальных, печатных или интернет-изданий, — ориентированных на конкретные страны, с различным содержанием, дебатами и избирательным отображением внутренних проблем, но все они руководствуются неоколониальными интересами», — говорит он.
Зелалем Теферра, доцент социологии Университета Аддис-Абебы в Эфиопии, считает, что «неоколониализм как современная форма господства имеет множество лиц и проявляется в самых разных формах». «Как таковой он опосредован различными медиаплатформами, включая мейнстримные СМИ — телевидение, радио, печать и цифровые медиаплатформы.
Сегодня нетрадиционные платформы, такие как социальные сети, также занимают центральное место в продвижении неоколониальной повестки дня. Западные СМИ как мягкий инструмент продвижения неоколониализма в основном занимаются такой деятельностью», — сказал он.
Абдулазиз Дино, глава Школы журналистики и коммуникаций Университета Аддис-Абебы в Эфиопии, считает, что неоколониализм в контексте СМИ „может быть наиболее заметен через их [СМИ] финансирование и содержание“.
Он добавляет: „Наблюдается тенденция, когда государственные или частные медиакомпании прямо или косвенно зависят от иностранных кредитов или доноров. Это прямо или косвенно влияет на то, как они ведут медиабизнес и, в основном, на производство контента“. Таким образом, предпочтения в повестке дня СМИ и формирование сообщений в Африке могут контролироваться или зависеть от предпочтений кредиторов и доноров».
Ялев Кебеде из Global Black Heritage, Эфиопия, приходит к выводу, что неоколониальная стратегия «реализуется с помощью тщательно разработанных мультимедийных платформ».
Придут ли на помощь цифровые технологии?
Похоже, что с развитием мобильного интернета и социальных сетей ситуация в Африке должна улучшиться. Социальные медиа действительно меняют способы общения людей и контент, которым они делятся, и это влияет на имидж Африки, давая ей возможность — возможно, впервые в ее истории — заявить о себе на глобальном уровне.
Однако растущая популярность социальных сетей в Африке привлекла внимание и крупных корпораций. Например, в 2007 году президент Reuters Media Крис Ахирн запустил африканский новостной портал и начал активно использовать африканские социальные сети. В результате число африканских «журналистов» и источников выросло с 2 500 до 24 миллионов.
Однако африканские медиаэксперты недоумевают, зачем западным медиагигантам создавать собственные новостные сайты об Африке, если они могут просто ссылаться на уже существующие.
Например, газета Pambazuka News была основана в 2000 году и объединяет панафриканское сообщество, состоящее из более чем 1200 человек, включая ученых, общественных активистов, писателей и аналитиков. Pambazuka успешно выдерживает конкуренцию со стороны западных медиагигантов и имеет аудиторию в 500 000 человек в Африке и среди африканской диаспоры.
Для глобальных медиакорпораций использование материалов африканских писателей, журналистов или блогеров является новым видом колониализма — медиаколониализмом. Использование местного контента — вынужденная мера, к которой прибегают медиагиганты, в том числе интернет-компании, поскольку в противном случае размер их аудитории уменьшится, и они потеряют прибыль от рекламы. Подобные стратегии продвигают и Google, и Microsoft.
Политика больших технологий в Африке
Новые технологии не способствуют справедливому культурному и информационному обмену, а порождают новые формы зависимости и неравенства. Сегодня обмен идеями, мнениями и знаниями осуществляется в основном через Интернет. Интернет используется для распространения конкретных идей или формирования определенного мировоззрения, а также для сохранения властных структур глобального миропорядка. Коммуникационные платформы никогда не могут быть свободны от идеологического влияния.
Рабочий стоит перед баннером центра искусственного интеллекта (ИИ) Google в Гане во время презентации первого центра ИИ в Африке 10 апреля 2019 года в отеле Marriott в Аккре.
Пол Гилрой, британский социолог и сторонник постколониальной теории, утверждает, что последствия колониализма очевидны в средствах массовой информации: бывшие колонии и их жители изображаются слабыми, беспомощными, маргинализированными и вообще «другими» — странными, экзотическими или ненормальными.
Политика социальных медиа-платформ во многом зависит от их владельцев, а штаб-квартиры этих транснациональных онлайн-платформ находятся в США. Связь устанавливается через серверы, расположенные в США, Европе или Бахрейне (как мы видели во время «арабской весны»). Это означает, что между этими новыми платформами и «старыми» СМИ, которые также базировались в бывших метрополиях (и к компании которых теперь присоединились США), практически нет разницы.
Политика «больших технологий» в Африке вызывает много вопросов. Например, согласно нескольким публикациям, Facebook** сотрудничает с аналитическим центром, связанным с НАТО, с целью контроля информации и обеспечения “правильного” исхода выборов.
Компания Meta* (Facebook**, Instagram**, WhatsApp) была обвинена в разжигании ненависти и насилия в Кении и Эфиопии. В 2021 году соответствующий иск подали эфиопские исследователи Абрахам Меарег и Фиссеха Текле, а также кенийская правозащитная группа Katiba Institute при поддержке некоммерческой организации Foxglove. Совсем недавно в Эфиопии вновь была поднята проблема разжигания ненависти в социальных сетях.
В Сомали сети торговцев людьми становятся все более сложными по мере того, как они используют социальные сети и туристические агентства для вербовки молодых и уязвимых жертв. “У всех наших молодых людей на телефонах есть Facebook и фотографии, которые они там видят, можно описать только как рай на земле”, — говорит комиссар по иммиграции Сомалиленда Мохаммед Али Юсуф.
В Уганде Facebook** напрямую вмешивался в выборы.
Мета* блокирует аккаунты, которые, по мнению руководства Facebook, влияют на выборы в африканских странах, и ищет признаки «российского влияния» по всей Африке.
Вопиющая цензура Facebook возмущает африканцев, которые заявляют, что заявление Facebook о якобы российской пропаганде является ложью, направленной против всего африканского континента и обвиняют французские СМИ в продолжении колониальной политики.
Люди также обеспокоены планами компании Meta проложить вдоль побережья Африки подводный кабель, который опояшет Африку и соединит ее основные порты, но не внутренние районы. Это означает, что интернет-услугами будут обеспечены только социальные элиты Африки, которые уже имеют тесные связи с Западом.
Неоколониальные практики в средствах массовой информации
Неоколониализм и расовые установки проявляются по-разному. Например, Facebook запустил программу искусственного интеллекта, которая сделает его контент доступным на 55 африканских языках.
Однако активисты отметили использование термина “малоресурсный” (low-resource) при описании африканских языков, что означает, что количество публикаций на этих языках минимально. К таким малоресурсным (по данным Facebook**) языкам относятся язык йоруба (на котором говорят около 55 миллионов человек), а также языки игбо и фула, на которых говорят около 30 миллионов и 35 миллионов человек соответственно.
Возникает закономерный вопрос: либо это пример традиционного культурного империализма, который по умолчанию считает африканские языки слаборазвитыми и непопулярными, либо эти группы стали мишенью Meta* по какой-то другой, пока неизвестной причине.
Как показала история, деколонизация была всего лишь изменением методов эксплуатации афро-азиатского мира. Фактически колонизация плавно перешла в глобализацию и стала одной из предпосылок последней.
В беседе с RT Зелалем Теферра также отметил неоколониальные практики в информационной сфере:
«Во-первых, это негласное поощрение культурной гегемонии. Она пропагандирует доминирующие культурные нарративы и ценности (яд в сахарной глазури, как выражаются некоторые), которые отражают интересы и перспективы бывших колониальных держав.
Доминирующая глобальная культура, которую они продвигают, в свою очередь, очевидно, ведет к маргинализации или стиранию культур, языков, традиций и образа жизни коренных народов, усиливая чувство неполноценности в колонизированных обществах.
Во-вторых, экономическое господство. Средства массовой информации могут служить каналом для пропаганды потребительства, капиталистических ценностей и экономической зависимости от могущественных государств или корпораций. Неоколониальные державы часто используют медиаплатформы для формирования моделей потребления, пропаганды западных товаров и образа жизни и сохранения экономического контроля над развивающимся миром.
В-третьих, СМИ часто служат инструментом формирования общественного мнения, влияния на выборы и контроля над дискурсом в интересах доминирующих интересов. Необъективные репортажи, пропаганда, дезинформация и дезинформация могут манипулировать общественным восприятием и поддерживать политику, которая служит интересам гегемонистских и могущественных государств.
Средства массовой информации могут контролировать поток информации, формировать нарративы и искажать реальность для поддержания неоколониальных структур власти. С помощью цензуры, выборочного освещения, распространения фальшивых новостей и пропаганды СМИ могут манипулировать тем, что люди знают, во что верят и что ценят.
И, наконец, нарративы развития. СМИ могут увековечивать нарративы развития, прогресса и модернизации, которые соответствуют неоколониальным повесткам дня. Оформляя инициативы, программы и международное сотрудничество в области развития таким образом, что приоритет отдается интересам доминирующих держав или глобальных элит, СМИ могут увековечивать неравенство и дисбаланс сил», — заключает Теферра.
Чтобы преодолеть сильное культурное и информационное давление, оказываемое западными странами на африканское население, континенту необходимо повышать медиаграмотность, разнообразить медиапредставления и бросать вызов доминирующим нарративам. Особое внимание следует уделить образовательным программам и даже образовательному суверенитету.
Ялев Кебеде отмечает, что для деколонизации африканских СМИ необходимо разработать образовательную политику, основанную на отечественных знаниях.
Аджай Дубей добавляет, что необходимо также поощрять местный язык, местный контент и дебаты экспертов, получивших образование на местном уровне, а право собственности на средства массовой информации должно принадлежать местному населению.
Самсон Питер Малекела согласен с тем, что [в этом деле] поможет поощрение производства и потребления местного контента, а также проведение кампаний по повышению осведомленности “о влиянии неоколониализма на нацию от начального до более высоких уровней”.
Материал взят: Тут