Служебные романтики ( 2 фото )
- 05.05.2024
- 2 477
Мне никогда не нравился фильм Рязанова и Брагинского «Служебный роман». Ну, когда я был совсем ещё ребёнком и смотрел этот фильм в момент его выхода в кинотеатры. Я убеждал себя, что такой хороший фильм с такой интересной историей должен нравиться – и почти убедил себя. Почти.
Там хорошая музыка, приятные песни (хотя некоторые строчки вызывали осолбенение внезапными поворотами мысли), знаменитые талантливые актёры... что в этом может не нравиться? Я объяснял себе моё отношение тем, что я непроизвольно сравниваю «Служебный роман" с "Иронией су»ьбы", а «Ирония»-то уж конечно намного лучше, несмотря на свою камерность.
Позже, поумнев, я пытался найти оправдание своему отношению в том, что персонажи фильма мне не симпатичны вообще. Я по своей натуре отношусь к той же категории, к которой принадлежал Штольц из романа «Обломов» - для меня важно не само дело, которое я делаю, а результат этого дела. В фильме же нам предлагали проникнуться сочувствием к кипучим бездельникам, энтузиастам «мартышкиного труда», день деньской переливающим из пустого в порожнее за приличное вознаграждение, извлекаемое, естественно, из карманов таких работяг, как я. Увы, моё презрение к подобным людям настолько велико, что никакие личные проблемы не в состоянии вызвать к ним симпатию.
Но это половина дела. Персонажи могут не вызывать симпатию, а сам фильм – может, за счёт выстраиваения дистанции между зрителем и экраном. Например, персонажи «Правящего класса» Медака предельно антипатичны, но фильм плохим не назовёшь, смотреть его приятно. Однако мне не нравился (и не нравится) сам фильм «Служебный роман» - именно как кино. И я не мог сформулировать, в чём дело.
Вчера, когда я вынуждено посмотрел кусок «Служебного романа», до меня, наконец, дошло. Оказывается, всё это время меня раздражал стилистический разнобой. И актёры и режиссёр совместили в одной ленте несколько никак не состыкующихся манер повествования. И необходимость переключаться, «ловить волну» чуть ли не каждые семь минут хода сюжета, сильно раздражает и утомляет. Фрейндлих и Басилашвили (и, кстати, Нелли Пшённая, появляющаяся буквально на несколько секунд в кадре и успевающая отыграть свою героиню на сто процентов) играют одно кино – это интеллигентная комедия про карьеру, про успех и неуспех в бизнесе. В духе, например, фильмов Норы Эфрон. Лия Ахеджакова, Людмила Иванова и Петр Щербаков играют сатирическую комедию про бюрократизм. Хорошой играют, но это никак не стыкуется с проблемами, поставленными перед Фрейндлих и Басилашвили. Наконец, Немоляева играет типичную «лирическую комедию» про «осень жизни», типа «Почти смешная история» и «По главной улице с оркестром». Я такие фильмы никогда не любил, но в рамках жанра Немоляева превосходна. И между всеми этими стилевыми линиями мечется несчастный Мягков, который вообще не понимает, что играть, и постоянно впадает в комикование. Он честно старается подыгрывать партнёрам, но у него не всегда получается. Так что, когда на его персонажа падает крылатая лошадь из «Бриллиантовой руки», испытываешь реально «испанский стыд» за авторов фильма.
Но советскому и постсоветскому народу фильм нравится. Люди анализируют отдельные сюжетные линии, строят предположения о скрытых смыслах – им интересно думать над «Служебным романом», стилевая эклектика, кажется, никого не смущает.
Там хорошая музыка, приятные песни (хотя некоторые строчки вызывали осолбенение внезапными поворотами мысли), знаменитые талантливые актёры... что в этом может не нравиться? Я объяснял себе моё отношение тем, что я непроизвольно сравниваю «Служебный роман" с "Иронией су»ьбы", а «Ирония»-то уж конечно намного лучше, несмотря на свою камерность.
Позже, поумнев, я пытался найти оправдание своему отношению в том, что персонажи фильма мне не симпатичны вообще. Я по своей натуре отношусь к той же категории, к которой принадлежал Штольц из романа «Обломов» - для меня важно не само дело, которое я делаю, а результат этого дела. В фильме же нам предлагали проникнуться сочувствием к кипучим бездельникам, энтузиастам «мартышкиного труда», день деньской переливающим из пустого в порожнее за приличное вознаграждение, извлекаемое, естественно, из карманов таких работяг, как я. Увы, моё презрение к подобным людям настолько велико, что никакие личные проблемы не в состоянии вызвать к ним симпатию.
Но это половина дела. Персонажи могут не вызывать симпатию, а сам фильм – может, за счёт выстраиваения дистанции между зрителем и экраном. Например, персонажи «Правящего класса» Медака предельно антипатичны, но фильм плохим не назовёшь, смотреть его приятно. Однако мне не нравился (и не нравится) сам фильм «Служебный роман» - именно как кино. И я не мог сформулировать, в чём дело.
Вчера, когда я вынуждено посмотрел кусок «Служебного романа», до меня, наконец, дошло. Оказывается, всё это время меня раздражал стилистический разнобой. И актёры и режиссёр совместили в одной ленте несколько никак не состыкующихся манер повествования. И необходимость переключаться, «ловить волну» чуть ли не каждые семь минут хода сюжета, сильно раздражает и утомляет. Фрейндлих и Басилашвили (и, кстати, Нелли Пшённая, появляющаяся буквально на несколько секунд в кадре и успевающая отыграть свою героиню на сто процентов) играют одно кино – это интеллигентная комедия про карьеру, про успех и неуспех в бизнесе. В духе, например, фильмов Норы Эфрон. Лия Ахеджакова, Людмила Иванова и Петр Щербаков играют сатирическую комедию про бюрократизм. Хорошой играют, но это никак не стыкуется с проблемами, поставленными перед Фрейндлих и Басилашвили. Наконец, Немоляева играет типичную «лирическую комедию» про «осень жизни», типа «Почти смешная история» и «По главной улице с оркестром». Я такие фильмы никогда не любил, но в рамках жанра Немоляева превосходна. И между всеми этими стилевыми линиями мечется несчастный Мягков, который вообще не понимает, что играть, и постоянно впадает в комикование. Он честно старается подыгрывать партнёрам, но у него не всегда получается. Так что, когда на его персонажа падает крылатая лошадь из «Бриллиантовой руки», испытываешь реально «испанский стыд» за авторов фильма.
Но советскому и постсоветскому народу фильм нравится. Люди анализируют отдельные сюжетные линии, строят предположения о скрытых смыслах – им интересно думать над «Служебным романом», стилевая эклектика, кажется, никого не смущает.
Материал взят: Тут