Rabusta
«Свадьба под виселицей»: как преступникам в Средневековье давали шанс избежать смертной казни ( 9 фото )
Как манна небесная, как чудо с небес слышались преступнику, обреченному на повешение, слова о том, что его хотят в мужья. Традиция позднего Средневековья позволяла освобождать от наказания обвиненных на смерть, если кто-то из толпы изъявлял желание взять его мужем, или ее женой. «Свадьба под виселицей» применялась не единожды и стала традицией, особенно во Франции. Хотя некоторые смертники выбирали быть повешенными, чем жениться на тех претендентках, которых им предлагали. Больше случаев все же было с приятным концом, когда обручали прямо под виселицей или откладывали смертную казнь до получения официального прощения короля.
«Свадьба под виселицей» для преступников
В Средневековье существовал обычай, который помогал избежать смертной казни - свадьба под виселицей.
Королевское помилование можно было получить в знаменательные даты: въезд в город царской особы, рождение наследника, восхождение на трон и других значимых моментов. Тогда из тюрем выходили пленники по распоряжению его величества, а также получали помилование приговоренные к смертной казни. Такое случалось реже, чем судебные обвинения и исполнение приговора. Но ведь порой к повешению приговаривались даже за незначительные проступки, тяжесть которых не соответствовала лишению жизни.
Как промежуточный вариант между судьями, королем и народом в решении дальнейшей судьбы преступника появилась свадьба под виселицей. Ее скорее можно назвать народным обычаем, когда собравшаяся толпа на месте казни могла настоять на исполнении, даже если судья был этим недоволен.
Чаще от виселицы спасались мужчины. Для этого женщина должна была выйти на эшафот и заявить, что хочет взять в мужья обвиненного. Редко были случаи, когда женщину освобождали подобным образом. Но случалось и так, когда сам палач, испытывая неизвестные чувства к обвиняемой, предлагал ей стать его женой, чтобы не проводить казнь. В 1683 году палач Пьер Вердье предложил выйти замуж за него 18-летней особе, которую должен был казнить. Она была очень красива, но та, взглянув на него, отказала. Однако в большинстве случаев женщины выбирали вариант стать женой палача, чем лишиться жизни. Отношение к палачам в обществе было как к изгоям, поэтому у них была незавидная обособленная жизнь, и для них это тоже был способ завести семью.
Подготовка к смертной казни в Средние века.
Женщины, которые спасали от смертной казни, могли иметь разное положение, особых правил к ним не выдвигалось, или ограничения могли быть в определенном районе. Ими могли быть благовоспитанные девушки или дамы легкого поведения. В Италии преступник мог получить свободу от казни, только связав свою судьбу с бывшей проституткой.
Подобное упоминается в начале XIII века в Байонне. Правила гласят, что если бедная невинная девушка или легкого поведения, которые хотят изменить свою жизнь, обратятся к местной судебной власти или королю с тем, чтобы выйти замуж за приговоренного к смерти, то его могут отдать в мужья. Другую супругу он получить не сможет, а в случае отказа будет казнен. После свадьбы, если она состоялась, пара должна покинуть Байонн, а если вернется, то бывший осужденный вновь предстанет перед судом.
Женщины легкого поведения могли спасти от смертной казни
Древняя традиция - свадьба под виселицей.
Не имея влиятельных родственников, осужденные получали единственный шанс на спасение, когда им предлагали свадьбу под виселицей. В редких случаях ее могли спланировать, но чаще это был экспромт, и смертник мог не знать о нем до последней минуты. Такой случай, например, произошел в Париже в 1429 году. На площадь для казни привели 11 преступников, и когда очередь дошла до последнего, а это был молодой, красивый юноша, то вышла девушка и пожелала его в мужья. О ней говорится, что она была рождена на рынке, как бы заведомо описывая ее происхождение и занятие. Юношу отвели назад в Шатле, а потом он получил прощение и женился на своей спасительнице.
В некоторых случаях, если за преступника хотели выйти сразу несколько женщин, то за ним оставалось право выбора. Тогда он уже решал, кто красивее, богаче или знатного рода. Описывались и обратные случаи, когда обреченный выбирал смерть, чем жениться на недостойной женщине. В XVI веке Мишелем Монтенем было описано два случая. Пикардийца поставили у подножия виселицы, но милостивые судьи решили облегчить наказание и подвели к нему публичную женщину, пообещав, что если он на ней женится, то помилуют. Но пока избранница шла к нему, пикардиец увидел, что она прихрамывает, поэтому повернулся к палачу и сказал: «Валяй, надевай петлю! Она колченогая». Другой случай про датчанина, которому в предложенной «невесте» не понравились острый нос и впалые щеки, поэтому он предпочел, чтобы казнь свершилась.
Свадьба вместо виселицы: удачное избавление от казни
Избавление от виселицы.
Традицией пользовались как средством избежать казни, а о последствиях и романтике мало кто задумывался. Хотя были и действительно случаи создания настоящих влюбленных пар. Интересная история оказалась у Жана Королера. Будучи барабанщиком морского флота Новой Франции, он ввязался в дуэль, за что схлопотал год тюремного заключения в 1751 году. В соседней камере находилась Франсуаза Лоран, осужденная на смертную казнь через повешение за кражу одежды у своих хозяев.
Выполнить распоряжение не могли из-за отсутствия палача, потому что старый умер, а другого исполнителя не могли найти. Жан Королер предложил властям свою готовность стать палачом взамен на тюремный срок, который должны были отменить. Его предложение было с радостью принято Верховным советом Квебека. Но как только сняли с него обвинение, то он явился на следующий день со следующим заявление – желает взять женой осужденную Франсуазу Лоран. Он объяснил свое желание тем, что это поможет ему обосноваться в городе, потому что будет семья. Боясь потерять палача, ему пошли на уступки, и даже сыграли пышную свадьбу. Но уже через год никто о молодой паре ничего не знал – они куда-то исчезли.
Казнь женщины.
О спонтанности обычая можно судить по случаю, произошедшему в 1374 году в Божарси. На эшафот вывели трех заключенных, обреченных на повешение. За одного пожелала выйти замуж девушка, ссылаясь на местные традиции, но судья ей отказал. Тогда толпа, собравшаяся на площади, подняла ропот, и судье ничего не оставалась, как отложить его казнь. Для других смертный приговор был исполнен, а третьего вернули в тюрьму. Потом он получил прощение и был отпущен. Но продолжение истории замалчивает, свершилась свадьба или нет.
В буквальном смысле слове под виселицей были обручены Жан Руаго в 1421 году с девушкой, пожелавшей выйти за него замуж. Прощение от короля было получено немного позже. А расчувствовавшиеся зрители собрали даже для них некоторую сумму денег на начало семейной жизни. Похожая ситуация произошла в Нормандии пять лет спустя. Помиловали юношу Этьена Патностера, а деньги были выделены из местной казны.
Не дожидаясь самого факта венчания, но по традиции свадьбы под виселицей, был отпущен с места казни Жан де Куртеле, который, к слову сказать, был запятнан во многих неблаговидных делах. Его просила в мужья «невинная девушка», хотя ее репутация была под большим сомнением. Иногда «влюбленным» удавалось скрыться сразу с места казни. Такое произошло с молодым человеком, которого за воровство должны были казнить, но в этот момент в толпе он увидел подружку, и попросил ее помощи. Антуанетта сказала, что хочет его взять в мужья и получила одобрение. Расчувствовавшийся судья быстрее палача обрезал веревку на шее приговоренного. Толпа от радости ликовала, и эта суматоха помогла исчезнуть молодым людям с глаз.
Казнь в Средневековье.
Вероятно, в некоторых очень редких случаях мог присутствовать план договоренности. Об этом можно только догадываться, но все же странная и одновременно абсурдная история произошла по освобождению одного из приговоренных к смертной казни. За преступление в воровстве получили обвинения супруги жители Суассона Колен Пти и Авелина. На эшафоте жена решила выгородить мужа и взяла на себя всю вину, и ее повесили первой. Она бы разочаровалась в своих словах, если бы видела дальнейшую ситуацию. Как только Авелина была вздернута, из толпы послышался голос девушки, пожелавшей Колина в мужья. Это была дочь Симона из этого же города – Алисон. Колин стал вдовцом, поэтому на него можно было претендовать. Пожелание девушки приняли, юношу вернули сначала в тюрьму, и прощение пришло очень быстро. С него сняли все обвинения и вернули имущество, учитывая, что Алисон является достойной и невинной девушкой, пожелавшей взять Колена в мужья.
Жениться на оскорбленной и получить помилование
Люди Средневековья.
За распутство или соблазн в древние времена можно было получить наказание, но и можно было его избежать, если виновный соглашался взять супругой ту, которая потерпела насилие. В законах первого столетия писалось, что похитителя жены или девушки стоит наказывать на 30 лет, но если смогут договориться о браке, то любые претензии снимаются.
В законодательстве лангобардов также фигурировала запись, что если девушка по своей воле занималась развратом со свободным человеком, то ее родители и партнер могут прийти к соглашению об уплате 20 солидов за вину. Но в том случае, если мужчина берет ее женой, иначе нужно уплатить 100 солидов. Третий вариант решение проблемы – если родители не наказывают дочь, то ее отдают на суд короля.
В XV веке имеются записи, что надругавшемуся над девушкой было дано помилование. Цирюльника Жаннена де Бару заставили жениться в 16 лет, чтобы сохранить свое доброе имя. Он оказался одним из участников группового насилия, и только брак мог избавить от наказания. Король Навары Жан III сделал подобное предложение юноше, которого обвиняли в насилии.
Жизнь в Средневековье.
На территории Речи Посполитой в середине XVI века был засвидетельствован факт, когда шляхтича Гжегожа Залеского приговором судебного заседания обязали жениться на поруганной девушке. Обвиняемый подал апелляцию, что он не причастен к содеянному, а делом не учтены поступки слуг, которые и являются виноватыми.
Для судей «свадьба под виселицей» была скорее избавлением от очередного дела, которых и так собиралось невероятное количество, особенно совершаемых по насилию. К тому же не было единой правовой нормы, а народная традиция вносила свои коррективы в обвинительный приказ.
Не все так радужно было у тех, кого обвиняли в колдовстве. Их уже никто не мог спасти. Охота на ведьм велась святой инквизицией, а «неравнодушные» граждане в этом помогали, объявляя колдунами даже соседей, если хотели им отомстить.
Взято: Тут
1255