nataly215
Маньяк, немецкий шпион и египетское божество: Преступники в погонах в российском кино ( 11 фото )
Кадр из сериала «Тень Чикатило», реж. Сарик Андреасян, Давид Дадунашвили, 2024
В Okko вышли два эпизода детективного сериала «Тень Чикатило» — восьмисерийного продолжения триллера об Андрее Чикатило. Создатели проекта вновь передали тревожную атмосферу и жуткие факты (не без доли художественного вымысла) одного из самых громких дел за последние десятилетия. Но преступники в погонах бывают не только маньяками. Рассказываем о самых необычных примерах в отечественном кино, но будьте осторожны: разоблачение столь скрытных преступников неизбежно приводит к спойлерам.
Дмитрий Попцов, «Тень Чикатило»
Кадр из сериала «Тень Чикатило», реж. Сарик Андреасян, Давид Дадунашвили, 2024
Милиционер Дмитрий Попцов (Фёдор Лавров) — рядовой сотрудник ангарского отделения МВД, который при всей противоречивости характера никогда не вызывал вопросов у коллег и окружающих. Встреча с Андреем Чикатило (Дмитрий Нагиев) стала отправной точкой для реализации его жизненного кодекса: освободить общество от падших девушек и женщин. Безостановочный конвейер убийств наводит ужас на местных жителей, готовых поверить во всё, даже в мистическую силу. На помощь приходят знакомые герои-оперативники во главе с Александром Ковалёвым (Николай Козак).
Дмитрий Попцов — достаточно достоверное воплощение реального преступника Михаила Попкова, которого с подачи журналистов назвали «ангарским маньяком». Невольно он разоблачил многие стереотипы о психологии насильников: в обычной жизни он был невероятно добрым, честным, искренним. Но вот уже больше десяти лет полиция продолжает находить тела его жертв, а он — накапливать тюремный срок, несмотря на утвержденное пожизненное заключение. Попков не раскаивается, не пытается покончить жизнь самоубийством. Да и психических отклонений у него выявлено не было.
Виталий Кречетов, «Ликвидация»
Кадр из сериала «Ликвидация», реж. Сергей Урсуляк, 2007
Послевоенная Одесса. С постепенным восстановлением города приходят в себя как внутренние органы, так и преступники всех мастей. Сенька Шалый (Олег Кассин) помогает отделу по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска выйти на склад ворованных вещей, где обнаруживаются залежи военной формы. Глава подразделения Давид Маркович Гоцман (Владимир Машков) уверен: наклевывается дело, которое не смогли бы провернуть местные банды мошенников. Друг героя Машкова сообщает, что преступники получили форму в Одесском военном округе по поддельным документам. Но вскоре информатора убивают. Для сурового следователя дело теперь окрашивается в цвета личной мести, которая приведет его к Академику — новому королю преступного мира Одессы.
Большую часть сериала Виталий Егорович Кречетов (Михаил Пореченков) — майор, заместитель военного прокурора Одесского военного округа. Добряк с чистым сердцем и широкой душой. Пока Гоцман разыскивал в УГРО предателя, он незаметно стал его близким другом и напарником. Лишь в последних сериях выяснится, что всё это время именно он был Академиком, который умело прикрывался должностью и лицемерными качествами. Находясь еще в оккупированной Одессе, он прошел усиленную подготовку в немецкой разведывательной школе, проявив себя с лучшей стороны.
Елена Хмурова, «Гром: Трудное детство»
Кадр из фильма «Гром: Трудное детство», реж. Олег Трофим, 2023
Детство Игоря Грома (Кай Гетц) прошло в непростые времена. 1990-е годы в альтернативном Санкт-Петербурге — это строительные леса, горящие автомобили и незаконная торговля. Отец героя Константин Игоревич (Сергей Марин) работает в полиции и практикует крайне изощренный метод допроса, который проходит для подозреваемого на грани жизни и смерти. Узнав о «крупной рыбе» — банде таинственного Анубиса, следователь бросает все силы на его поимку, не веря слухам о присущей тому черной магии. Череда случайных совпадений приводит к главе преступного синдиката обоих членов семьи Громов.
Елена Хмурова — непосредственный начальник Константина Грома, большая любительница сигар и духов. Именно их запах помогает герою раскрыть личность Анубиса. Властная, строгая женщина примерила на себя роль египетского божества и использовала психоактивные вещества, чтобы вселить всем приспешникам и врагам мысль о своем всемогуществе. Непростые времена и жажда наживы не щадят никого.
Степан Воронов, «Жмурки»
Кадр из фильма «Жмурки», реж. Алексей Балабанов, 2005
1995 год. Нижний Новгород напоминает арену, на которой многочисленные банды ежедневно стреляют друг в друга. Шестерки Серёга (Алексей Панин) и Саймон (Дмитрий Дюжев) заезжают к наркодилеру Доктору (Алексей Серебряков), которому, по их убеждению, требуется «крыша». После перестрелки герои с наркотиками оказываются у Михалыча (Никита Михалков), своего босса и крупного криминального авторитета. Тот отправляет их к адвокату Борщанскому (Дмитрий Певцов), чтобы обменять героин на деньги. Туда же направляется другая банда, узнавшая о возможности легкой наживы. Так запускается цепочка крупных разборок, которые окончательно решат вопрос баланса сил в криминальном мире города.
Старший лейтенант Степан Воронов (Виктор Сухоруков) — серый кардинал всей истории. Ради заработка и устранения неудобных бандитов именно он решает стравить несколько банд. Хитрый и властолюбивый, он выглядит модернизированной версией литературного «маленького человека», который не живет в шикарных условиях, не занимает высоких должностей и не представляет никакой реальной силы, но тайно ненавидит окружающих. Отдельное удовольствие — прическа Виктора Сухорукова. Один из лучших гэгов мастера ненавязчивого юмора Алексея Балабанова.
Виктор Сумароков и Евгений Кольцов, «Каникулы строгого режима»
Кадр из фильма «Каникулы строгого режима», реж. Игорь Зайцев, 2009
В провинциальной зоне жизнь идет своим чередом: начальник колонии Николай Филиппович (Владимир Меньшов) покровительствует местному криминальному авторитету Виктору Сумарокову (Сергей Безруков), через которого контролирует заключенных, и устраивает театрализованные представления для периодически появляющегося высшего начальства. Но грядут большие перемены: бандиты отправляют в больницу Сумарокова и нового зэка, бывшего сотрудника МВД, Кольцова (Дмитрий Дюжев). Единственный способ избежать повторной расправы — побег в пионерский лагерь.
Если Кольцов действительно служил в полиции, то Сумароков, испытывая отвращение к «ментовским галифе», примерил их вынужденно: друг Кольцова Гагарин (Алексей Кравченко), который и помог тандему сбежать, пристроил их в детский лагерь вожатыми, представив милиционерами, которым необходима реабилитация. Один из лучших примеров бадди-муви в российском кино последних лет, который также убедительно доказывает, что далеко не каждый преступник, оказавшийся в тюрьме, заслуживает жить с этим клеймом всегда.
Паша и Лёня, «Приличные люди»
Кадр из фильма «Приличные люди», реж. Клим Поплавский, 2015
Освободившийся из тюрьмы дядя Игорь (Сергей Шнуров) возвращается к родственникам, сделав их тихую и размеренную жизнь невыносимой. Крайне пассивная семейная пара случайно убивает незваного гостя. Страх оказаться в тюрьме и лишиться любимого сына (Григорий Цветков) заставляет героев действовать решительно. Но у убийства есть свидетель: гиперактивный соседский мальчик Виталик (Артём Башенин), который не признает авторитетов и всячески унижает попавшую в беду пару. Руководствуясь правилом «нет человека — нет проблемы», учитель физики (Евгений Сморигин) и семейный психолог (Наталия Медведева), собрав всех участников в одной машине, уезжают за город.
«Приличные люди» — один из тех фильмов, о существовании которых индустрия постаралась забыть из-за крайне низких рейтингов и разгромных рецензий. Шутки на стыке позднего КВН и проектов Comedy Club Production выглядят так же неубедительно, как и образ России с таунхаусами и зэка, под чье обаяние легко попадает даже сотрудница МВД. Исключением стали образы двух лжеполицейских, Паши (Алексей Гришин) и Лёни (Игорь Хрипунов), абсурдные диалоги которых отлично вписываются в картину и выглядят вполне жизнеспособно. Первый — типичный громила, тугодум, сторонник грубой силы. Второй — жестокий и холодный романтик, большой поклонник творчества Александра Блока, книгу которого всегда держит при себе и по возможности цитирует.
Журов, «Груз 200»
Кадр из фильма «Груз 200», реж. Алексей Балабанов, 2007
1984 год. Глухая провинция СССР. Профессор научного атеизма Артём Казаков (Леонид Громов) отправляется в гости к матери, а по пути останавливается у брата Михаила (Юрий Степанов). Роковая остановка знакомит героя с ужасами, которые творились в стране в период Афганской войны: цинковые гробы с телами юных парней-военнослужащих, тотальный алкоголизм, коррумпированность властей, насилие, тяга к которому свойственна чуть ли не каждому второму. Произошедшие события настолько потрясли главного героя, что он по собственной воле в скором времени решает креститься.
Капитан милиции Журов (Алексей Полуян) — один из самых мерзких и ненавидимых в отечественном кино антагонистов. Тот пустой взгляд, с которым маньяк смотрит на происходящее вокруг, не сможет забыть и самый циничный зритель. Несмотря на свое положение, он представляется собирательным образом тотального зла и беззакония всего провинциального общества. Именно ему поручено найти дочь секретаря райкома партии Анжелику (Агния Кузнецова), которую он же и похитил.
Сергей Соболев, «Майор»
Кадр из фильма «Майор», реж. Юрий Быков, 2013
Майор Сергей Соболев (Денис Шведов) спешит в Рязань, чтобы успеть к рожающей жене. На бешенной скорости за городом он насмерть сбивает мальчика, переходившего дорогу по пешеходному переходу. Полицейскому не нужны проблемы, и он действует отчаянно: запирает в машине маму ребенка (Ирина Низина) и вызывает коллег. Опер Коршунов (Юрий Быков) подходит к делу радикально: избивает отца погибшего (Дмитрий Куличков), чтобы вынудить его жену подписать показания с оправданием виновного. Всё идет по плану, пока избитый не возвращается в отделение с ружьем и желанием мести.
В фильмах Юрия Быкова несложно найти антагониста, большинство его работ посвящено именно темной стороне человеческой души. Куда сложнее вычленить из общей массы одного конкретного. Сергей Соболев — лишь мелкий винтик той жуткой системы, которую разоблачает режиссер. В конечном итоге зрителя обманчиво подводят к сопереживанию майору и даже прощению, но не стоит забывать, насколько хитро бывает зло, а уж решать, виновата в этом система или сам человек, предстоит именно нам.
Владимир Каверин, «Бригада»
Кадр из сериала «Бригада», реж. Алексей Сидоров, 2002
Александр Белов (Сергей Безруков) проходит срочную службу на Афганской войне. Уволившись в запас, он возвращается в Москву, где встречает друзей детства, которые успели стать бандитами, крышующими местные рынки. Они приглашают Сашу вступить в свои ряды, но тот мечтает поступить в институт. Встретившись со своей девушкой (Наталья Панова) в клубе, он узнает, что та его не дождалась. В разговор вмешивается виновник — авторитетный бандит Сергей Мухин (Сергей Апрельский). Начавшаяся драка ставит крест на планах главного героя и становится предвестником новой волны бандитских войн.
Двоюродный брат Мухина — старший лейтенант милиции Каверин (Андрей Панин) — не стремится вмешиваться в зарождающийся преступный беспредел, но уже в первой серии заносит Белова в список личных врагов. Этот конфликт станет главным во всём сериале, а сам милиционер постепенно раскроется как крайне мстительный и жестокий человек, который не так уж сильно отличается от преступников, которых он разыскивает лишь формально, в своих же интересах.
Толян, «Вор»
Кадр из фильма «Вор», реж. Павел Чухрай, 1997
У шестилетнего Сани (Миша Филипчук) на фронте погиб отец. Он не помнит его, но часто видит смутный образ во сне. Осенью 1952 года мальчик с мамой Катей (Екатерина Редникова) едут на поезде и знакомятся с молодым танкистом Толяном (Владимир Машков). Взрослые сближаются и решают жить вместе в коммунальной квартире. Со временем новоиспеченный глава семейства проявляет странности в поведении: ни разу не показывает документы, называет мальчика «фраерком» и носит на груди татуировку с портретом Сталина. В честь 35-летия со дня Октябрьского переворота он приглашает в цирк всех соседей по квартире, но во время представления пропадает. Почувствовавшая неладное Екатерина мчится домой, где обнаруживает своего возлюбленного за кражей ценных вещей жильцов.
Обворожительный герой Машкова, как и полагается авантюристу с большой дороги, кажется, способен на всё: его чары распространяются за пределы экраны, хочется простить ему все грехи, лишь бы его харизма продолжала завоевывать новые высоты. И хотя он — всего лишь веха на непростом пути взросления мальчика, который отчаянно искал и одновременно ненавидел отцовский образ, наверняка личность профессионального вора сыграла свою роль в принятии решения по выдвижению фильма на «Оскар».
Текст: Кирилл Ислентьев
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
1354