Куда и как вывозили ценности из Эрмитажа в годы Второй мировой и всё ли удалось сохранить ( 7 фото )
- 17.02.2024
- 17 404
Летом 1941 года, когда войска Гитлера перешли границу СССР, советские музеи имели план эвакуации, который был разработан и утвержден в 1936 году. Коррективы в него вносились на ходу. В условиях военного времени, обычные музейные сотрудники спасали культурное наследие под бомбежками, рискуя собственной жизнью, для того чтобы выполнить свою работу с честью и до конца. Исключение составлял разве что Эрмитаж. Его фонд был подготовлен к эвакуации в 1939 году, когда Вторая мировая бушевала еще далеко от советских границ… Это во многом и спасло большее количество экспонатов.
Весь экспонатный фонд был подписан и пронумерован. Были изготовлены индивидуальные ящики для транспортировки. По мнению экспертов, которые спустя годы могут оценить, насколько профессиональны были действия музейных работников, это сыграло определяющую роль в том, что большинство экспонатов одного из крупнейших художественного музея в мире были успешно вывезены.
Первый день войны
Музейным работникам предстояла огромная и ответственная работа.
Безусловно, Эрмитаж продолжал работу, несмотря на существующий план эвакуации. 22 июня, в первый же день войны, все сотрудники музея были вызваны на рабочие места – началась непосредственная подготовка экспонатов к эвакуации. Полотна снимались с рам, их накручивали на специальные валы. Делать это нужно было максимально осторожно и аккуратно, но при этом очень быстро.
Работа не прекращалась даже ночью. К сборам экспонатов были привлечены все работники музея: начиная от научных сотрудников и заканчивая его охраной. Для отдыха и еды было выделено не больше часа, да и это время люди стремились провести за работой – слишком высока была цена промедления. На второй день на помощь работникам музея пришли неравнодушные граждане – любители искусства. Согласно плану эвакуации в первую очередь подлежали наиболее ценные экспонаты.
Готовые к транспортировке полотна выглядели так.
Аналогичные работы были начаты и в других музеях. Сотни полотен были сняты со стен, упакованы и подготовлены к эвакуации. К примеру, из Государственного Русского музея было вывезено больше 7,5 тысяч произведений искусства. К тому же среди экспонатов были такие огромные полотна как «Последний день Помпеи» Брюллова. Для того чтобы снять его со стены, потребовалось участие не одного десятка людей. Сложно было и накатать картины на валы, поскольку малейшая морщинка могла привести к повреждению картины.
На такой вал надевали чехол из искусственной замши, а торцы закрывались деревянными колесами, чтобы они могли ездить по полу. Вот на такую катушку и наматывали по несколько картин, между собой прокладывая их плотной бумагой. Если на полотне было место, которое могло осыпаться, то его укрепляли тонким папирусом и специальным клеем. Сверху на такие катушки наматывали чистые холсты, а затем укладывали в ящики. Другие произведения искусства упаковывали с точно такой же тщательностью.
Тайными тропами
Так вывезенные экспонаты размещались в хранилищах.
Упаковать ценностью было первой, но отнюдь не главной сложностью во всем процессе эвакуации Эрмитажа. Однако, учитывая, что Эрмитаж переживал этот процесс не в первый раз, то все прошло относительно благополучно. Во время войны с Наполеоном Эрмитаж уже уезжал на север страны. В Первую мировую, когда противник подошел к Петрограду, экспонаты экстренно вывозили в Москву. Потому третья эвакуация была подготовлена с учетом опыта предыдущих. Мало того что был готов упаковочный материал, так еще и к каждому экспонату были приставлены работники, которые отвечали бы за их упаковку. Первый эшелон с ценностями был готов буквально за неделю. Второй ушел практически сразу же за ним. В первую очередь отправлялись наиболее ценные произведения искусства.
Экспонаты ехали в сопровождении научных сотрудников. Причем окончательное место прибытия эшелонов были строго засекречены и знали о них только узкий круг доверенных лиц. Документы с указанием места прибытия вскрывались уже в процессе следования. К тому же, зачастую это был промежуточный пункт, а эшелону предстояло двигаться дальше в тыл. В двух эшелонах было вывезено примерно 1,2 млн ценностей из 2 млн имевшихся на балансе музея.
Вывоз экспонатов.
О том, что в вагонах нечто ценное железнодорожники могли только догадываться, ведь о том, что в вагонах культурное наследие мирового уровня им сообщать не стали. Впрочем, они и сами понимали, что везут нечто крайне важное, поскольку один из вагонов был бронированным, а весь состав был заставлен зенитными орудиями на платформах для защиты от бомбежек.
Часть ценностей была временно размещена в Екатеринбурге (на тот момент Свердловск). Правда во всем уральском городе не нашлось столь огромного здания, в котором можно было разместить все экспонаты. Поэтому было занято три: Свердловская картинная галерея, католический костел Зачатия Святой Анны и Ипатьевский дом.
Сотрудники Свердловской картинной галереи, работавшие там, в годы войны, вспоминали о том, что все помещение было заставлено коробками и ящиками в оба этажа до самого потолка. Сама галерея в годы войны посетителей, конечно же, не принимала. В одном из залов заложили окна кирпичами, укрепили решетками, соорудив там своеобразный сейф. Информация о местонахождении ценностей была строго секретной. Руководство опасалось, что фашисты могут совершить диверсию, разбомбив здания с воздуха или направить диверсионную группу для уничтожения ценностей.
То, что не удалось вывезти
Исаакиевский собор во время блокады Ленинграда.
В самом Эрмитаже сотрудники продолжали работу. Там оставались еще некоторые экспонаты, которые еще не успели вывезти. Теперь сотрудники музея не водили посетителей по залам, а дежурили, чтобы вовремя сбрасывать авиабомбы. К тому же в здании Эрмитажа был организован стационар и они успевали помогать и там. В подвале музея то и дело спасалось от бомбардировок тысячи человек, благо огромное здание было вместительным.
Часть экспонатов из других музеев спрятали в Исаакиевском соборе. То была обычная хитрость. Во-первых, собор не был военным объектом, поэтому должен был мало интересовать противника. Во-вторых, для бомбардировки города он был своеобразной точкой, по которой легко ориентироваться. Исходя из этого, было решено, что противник не станет бомбить собор. Однако меры по его защите были предприняты: купола закрасили темной краской. На крыше было установлено постоянное дежурство, во дворе установлено зенитное оружие. Окна заложили кирпичами и мешками с песком.
Сотрудники музеев были привезены вместе с экспонатами сюда же. Им предстояло ухаживать за картинами, просушивать их при необходимости. Причем уходить из здания собора они не могли. Многие из них, когда летом перевозили коллекции своих музеев в здание собора, и предположить не могли, что останутся здесь на столь продолжительное время. Всего там находилось 60 взрослых человек и несколько детей. Многие из них в летней одежде. В подвале, в котором они находились, температура не поднималась выше 7 градусов, даже несмотря на несколько работающих буржуек. На полу подвала скапливалась вода, что делало нахождение здесь максимально опасным для жизни и здоровья. Два десятка музейных работников погибли от холода и голода в первую же зиму.
Возвращение экспонатов
Возвращение экспонатов.
Музейные экспонаты возвращались постепенно. Но всегда вызывали у горожан радость, поскольку символизировали возвращение к прежней мирной жизни. Два эшелона из Свердловска прибыли в октябре 1945 года. А 8 ноября музей уже возобновил работу. Перед этим предстояло отремонтировать залы, вынести мешки с песком, кирпичи и другие сооружения, которые были сделаны для защиты.
10 октября в Ленинград прибыл первый эшелон с картинами. За три дня завершена разгрузка и уже на следующий день начали развешивать картины. 20 дней ушло у уцелевших сотрудников музея для того чтобы наполнить 69 залов. Первые посетители не могли сдержать слез, когда смогли убедиться в том, что все картины на своих местах в целости и сохранности, как будто бы и не было тех ужасных военных лет.
А вот коллекции, которые пережидали войну в Исаакиевском соборе, еще надолго оказались запертыми здесь же. Их попросту некуда было возвращать. Дворцы Петергофа, Царского села и многие другие были разрушены.
Не был забыт и вклад Свердловской картинной галереи в сохранение фонда Эрмитажа. В галерею было передано больше двух сотен картин, несколько скульптур, коллекция из стекла и фарфора, предметов мебели.
Материал взят: Тут