Не все дома: лучшие игры с душевными болезнями ( 15 фото )
- 24.01.2024
- 4 021
Отношение к психическим расстройствам и страдающим от них людям всегда было неоднозначным. К счастью, в последнее время депрессия, тревожность, ПТСР и последствия утраты близких людей становятся предметом открытых обсуждений. Меняются законы, взгляды становятся более широкими, а вместе с этим эволюционирует и искусство в формате видеоигр.
Если ещё пару десятков лет назад в видеоиграх ментальные расстройства упоминались лишь поверхностно и, скорее, в негативном ключе, то теперь авторы раскрывают эти идеи более деликатно, стараясь не стигматизировать их. Более того, такие игры становятся своеобразной платформой для помощи людям, страдающим от тех или иных душевных заболеваний. Такие истории помогают повысить уровень эмпатии геймеров, и если вы хотите лучше понять, с чем именно вынуждены бороться люди с ментальными расстройствами, то в нашей подборке вы найдёте сразу 15 отличных проектов.
Aether
Разработкой этой уникальной флэш-игры занимался Эдмунд Макмиллен, который позже создаст Super Meat Boy. Однако безмятежные приключения жизнерадостного комка мяса по настроению разительно отличаются от этой эмоционально тяжёлой игры.
В этом атмосферном путешествии мы управляем одиноким мальчиком и его новым другом – существом, напоминающим осьминога. Удерживаясь на длинном языке существа, мальчик раскачивается между пропастями, парит в облаках и пролетает мимо астероидов.
Герой путешествует по различным монохромным планетам и восстанавливает на них цвета, решая головоломки. Игре удаётся передать чувства одиночества, беспокойства и тревожности, ведь она является, по сути, визуальной репрезентацией того, что происходит в голове мальчика.
Lost Words: Beyond The Page
Утрата близкого человека – это всегда тяжёлое испытание, особенно для неокрепших детских умов. В этой игре креативно показывается то, как девочка пытается справиться с неминуемой потерей, сбежав в мир своих фантазий.
Уровни изобретательного платформера переключаются между воображаемым королевством Эстория и страницами из дневника девочки. Он полон различных рисунков и заметок, которые постепенно складываются в единую историю и демонстрируют весь водоворот её эмоций, которые она испытывает, ухаживая за умирающей бабушкой. Beyond the Page – это невероятно трогательное приключение с умными головоломками, колоритными персонажами и эмоциональными сценами, от которых невозможно не прослезиться.
Change: A Homeless Survival Experience
Большинство сурвайвл-игр полагаются на обилие экшн-сцен или шокирующей расчленёнки, но тихая история от студии Delve Interactive идёт совершенно другим путём. Она максимально приземлённо рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются бездомными, и именно этим и захватывает внимание.
В этой roguelike, как и в реальной жизни, у нас есть лишь одна попытка, чтобы выбраться с социального дна и достичь относительного успеха и стабильности. Для этого нам в роли протагониста придётся попрошайничать, рыться в мусорных баках, искать работу и буквально делать всё возможное, чтобы выживать. А следить здесь необходимо не только за своим физическим состоянием, но и за душевным. Change – это затягивающее, мрачное, но на удивление просвещающее приключение.
We Happy Few
Что получится, если смешать сурвайвл-хоррор с агрессивными врагами и антиутопию вроде «Дивного, нового мира», где благополучие общества держится на наркотических веществах? Получится We Happy Few с её уникальным подходом как к геймплею, так и к освещению темы психических расстройств. Здесь душевная нестабильность вкупе с навязчивыми бредовыми мыслями показаны через призму наркотиков, губительно влияющих на сознание.
А самая жуткая деталь заключается в том, что эти наркотики выдаёт жителям новое деспотическое правительство Англии. Всё это ради того, чтобы отвлекать их от мрачной правды об их родине, практически уничтоженной после разрушительной войны. И хотя сам геймплей нуждается в небольшой полировке, атмосфера и сюжет получились у создателей крайне убедительными, благодаря чему все 22 часа истории пролетают незаметно.
Life Is Strange: Before The Storm
Если даже вы и не знакомы с этой серией, то наверняка слышали о первой части, вышедшей в 2015 году, а главная героиня которой умела перематывать время назад. Её подруга Хлоя такими полезными способностями, к сожалению, не обладает. А компенсирует этот недостаток она с помощью своего остроумия и любви к творчеству. Под творчеством она понимает граффити и при любом удобном случае разрисовывает пустые стены.
В этом приквеле нам наконец-то дают поиграть за бунтарку Хлою. Она глубоко увязла в депрессии на фоне одиночества, а также нескольких предательств и потерь. В отличие от первой игры, в которой всё же были заметны элементы научной фантастики, сюжет Before the Storm полностью фокусируется на чувствах протагонистки. Прибавьте к этому креативные паззлы с живыми диалогами и получите по-настоящему захватывающую историю.
Gris
Gris (что в переводе с испанского означает «серый») рассказывает историю девушки, пережившей потерю близкого человека. Она проходит через пять известных стадий принятия неизбежного, пытаясь найти свой голос (в буквальном смысле). Мир, показанный в Gris, иначе как чарующим назвать нельзя, а каждая локация в нём связана с тем или иным этапом принятия, через который проходит героиня.
Во время её путешествия девушку преследует аморфное кляксообразное существо, принимающее различные чудовищные формы. Оно служит метафорой для депрессии, которая может напасть на каждого из нас в любой момент. Метафора, конечно, весьма прямолинейная, но она подаётся через настолько впечатляющий визуал, что не проникнуться ей невозможно.
Child Of Light
Милая 2D-RPG от инди-студии повествует о приключениях принцессы Авроры, которая впадает в глубокий сон после смерти её матери и повторной женитьбы отца. В этом состоянии, явной аллегории на депрессию, она попадает в сказочный мир, где ей предстоит изучить, полюбить, принять, а затем и справиться с болью от утраты. Child Of Light выполнена в стиле сборника сказок и выдержана в соответствующем настроении, умудряясь сочетать «книжное» повествование с видеоигровыми механиками.
Пастельно-яркие цвета окружения и роскошная анимация здорово контрастируют с мрачным тоном и метафорами на сложные взрослые темы. Это одна из тех игр, которая может понравиться геймерам всех возрастов, ведь в ней содержится довольно сильное послание об особенностях депрессии и о том, как с ней можно справляться.
Celeste
Celeste посвящена истории девушки Мэдлин, пытающейся взобраться на гору Селеста, в честь которой и названа игра. Мэдлин страдает от депрессии и столкнулась с первой серьёзной проблемой в своей молодости – она не знает, какой путь ей выбрать. Стремясь доказать самой себе, что она способна совершать великие дела, она приступает к покорению Селесты.
Во время прохождения мы ближе знакомимся с Мэдлин и её неуверенностью в себе в обличье саркастичного клона героини, который жёстко насмехается над всеми её промахами и подрывает её самооценку. Тревожность Мэдлин проявляется в виде панических атак, и в такие моменты нужно помочь Мэдлин достичь умиротворения в формате мини-игры с перышком. Многие поклонники Celeste отмечали, что это одно из самых изящных изображений панических атак в видеоиграх.
Night In The Woods
20-летняя Мэй бросает колледж и возвращается в свой тихий и скучный родной городок. С самого начала понятно, что она не может найти своего места в жизни, ведь она чувствует себя потерянной и просто плывёт по течению, не видя особого смысла в своём существовании.
Даже несмотря на то, что мы управляем её действиями, она тщательно скрывает свой внутренний мир даже от игроков и уклоняется от вопросов. Родители принимают Мэй с распростёртыми объятьями и поначалу совсем не упрекают её. Но по мере развития истории дела принимают странный оборот, и нам предстоит увидеть, насколько серьёзна диссоциация, от которой страдает героиня.
Это сложная и многогранная история, однако может показаться, что в ней почти ничего не происходит – точно так же, как и в жизни человека, который пытается совладать с депрессией. Такие люди могут быть замкнутыми, разочарованными во всём, нелюдимыми и угрюмыми. Им крайне необходима помощь, но сами они ни за что не признают этого. Всё это можно сказать и про Мэй. В основу Night in the Woods заложены важные мысли о том, что депрессия и тревожность могут принимать разные формы и распознать их получается далеко не сразу.
The Last Of Us
The Last Of Us – это сурвайвл про зомби, завязка в котором основана на реально существующем грибке-паразите, поражающем мозг муравьёв и перехватывающем моторные функции их тел. А ещё это глубокая и очень личная история о потере близкого человека. В прологе игры на руках протагониста Джоэла погибает его юная дочь, пока на фоне происходит настоящий зомби-апокалипсис.
С тех пор он потерял смысл жизни и следующие пару десятилетий просто существовал. По его тону, языку тела и словам, которые он подбирает, становится понятно, что Джоэл просто выживает – выживает так же, как дикий зверь, ведомый лишь инстинктами. Но когда волею судеб в его жизни появляется Элли, напоминающая ему о дочери, и даёт ему новую цель, горечь утраты постепенно начинает отступать.
Тьма, которая росла внутри Джоэла все эти годы, превратила его в очень сложного персонажа, далёкого от идей альтруизма, и именно поэтому финал игры становится поистине незабываемым. Из этой истории можно вынести хорошую мораль: от горечи утраты невозможно избавиться по щелчку пальцев, но с ней можно совладать, если не подавлять её.
Wolfenstein 2: The New Colossus
Может показаться странным, но в Wolfenstein 2, в шутере, посвящённом убийству нацистов в альтернативной вселенной, где союзные силы проиграли Вторую Мировую и теперь пытаются отбить США и Европу, глубоко раскрывается тема ПТСР. На ранних этапах игры мы получаем важную предысторию протагониста Би Джея Бласковица: он родился в семье скромной еврейской иммигрантки и жестокого американца, а его детство прошло в постоянном страхе перед суровым отцом, регулярно распускавшим руки.
Это нанесло ему серьёзную травму на всю жизнь, под влиянием которой он и записался в солдаты. Отношения между ним и его родителями по мере прохождения исследуются всё детальнее, и напряжённость данных эпизодов заслуживает отдельной похвалы. Неподготовленных игроков эти сценки могут шокировать своей честностью и прямолинейностью. А когда разухабистый мясной шутер про отстрел нацистов начинает убедительно говорить о вреде токсичной маскулинности, к этим идеям невольно хочется прислушаться.
Limbo
Минималистичный тихий мир без музыки и без цвета. Одинокий ребёнок, который ещё слишком мал и хрупок, чтобы выживать в таких условиях. Долгое путешествие по мрачным и опасным локациям в поисках человека, который так дорог главному герою. Limbo в полной мере раскрывает выбранные темы, демонстрируя ужас потери и сопровождающую её боль, и не стесняясь использовать резкие визуальные приёмы с аудиоэффектами. Чёрно-белый мир жесток и беспощаден, а герой совершенно одинок и помощи ему ждать неоткуда.
Это и есть депрессия в одной из своих форм. Именно так и ощущается потеря любимого человека, падение в бездонную яму депрессию и непонимание того, как из этой ямы выбираться. Большинство из нас, как и главный герой, видит только один путь в этой ситуации. Limbo даёт игроку кнопку прыжка, кнопку захвата и возможность двигаться вправо. Имея в запасе лишь эти инструменты, главному герою предстоит найти выход из депрессии к свету, постоянно спотыкаясь и совершая смертельные ошибки. Явно не самая тонкая аллегория, но она точно найдёт отклик в душе любого игрока.
Persona 5
Наверняка многие согласятся, что у сюжета этой части довольно много проблем. Итак, у нас есть группа обаятельных протагонистов, которые сражаются с несколькими яркими злодеями. Но сценаристы даже не пытаются придумать для этих злодеев крепкую предысторию или хоть как-то прокомментировать вопросы капитализма, токсичной маскулинности и иерархической классовой системы, которые лежат в корне проблем этих злодеев. Вместо этого авторы буквально отправляют положительных героев в сердца злодеев, чтобы протагонисты изменили их характеры, отбив у них желание творить злодейства. Весьма сомнительная метафора.
Но главный плюс игры заключается в том, как в ней отображаются душевные расстройства. И здесь можно было бы упомянуть сразу нескольких персонажей, однако мы ограничимся Футабой. Она уверена в том, что её мать погибла по её вине, и это постепенно переросло в тяжёлую форму агорафобии, из-за чего Футаба превратилась в затворницу. Однако с помощью Фантомных Воров она, наконец, принимает правду о смерти матери, и начинает медленно идти на поправку. Её сюжетная арка – едва ли не лучшая часть всей игры.
Dark Souls
Все мы прекрасно помним, что маркетинговая кампания Dark Souls делала огромный акцент на сложности игры и на том, что постоянные смерти в ней неизбежны. И это немного отвлекает от основной философии потрясающей франшизы.
На деле Dark Souls – это игра об умении выживать и справляться со всем, что подбрасывает нам жизнь. Мир Dark Souls совершенно безучастен к главному герою – точно так же, как и реальный мир безучастен к нам. Основная идея Dark Souls заключается не столько в сражениях со злодеями, сколько в сохранении стойкости, помогающей пережить даже самые мрачные и суровые времена.
Всё, что мы видим в Dark Souls, включая освещение тёмного мира рукотворными кострами, олицетворяет собой борьбу с депрессией и ежедневную внутреннюю борьбу каждого из нас с негативными мыслями, мешающими наслаждаться жизнью.
Hellblade: Senua’s Sacrifice
Безоговорочным лидером в подборке игр, посвящённых психическим расстройствам, становится Hellblade. Она с самого начала разрабатывалась как проект, призванный в полной мере передать внутреннее состояние человека, страдающего от душевных заболеваний, и Hellblade идеально справилась с этой задачей.
Главная героиня Сенуа живёт в мире скандинавских легенд. Она отправляется в мир мёртвых Хельхейм, чтобы спасти душу своего возлюбленного. И уже с главного меню игры нам демонстрируют, что Сенуа одержима голосами, которые порождают в ней сомнение, презрение к самой себе и даже страх (эффект от голосов в наушниках просто непередаваемый). Героине приходится сражаться с демонами и ужасными созданиями, которые, вполне вероятно, являются плодами её воображения.
Она ищет различные знаки и символы на деревьях и других элементах окружения – отличный пример того, как параноидальное сознание отчаянно старается найти смысл там, где его нет. Игра с удивительной точностью воссоздаёт мироощущение человека, страдающего от параноидальной шизофрении, которая приправлена болью от потери близкого, суицидальными мыслями и тяжёлой депрессией.
Если ещё пару десятков лет назад в видеоиграх ментальные расстройства упоминались лишь поверхностно и, скорее, в негативном ключе, то теперь авторы раскрывают эти идеи более деликатно, стараясь не стигматизировать их. Более того, такие игры становятся своеобразной платформой для помощи людям, страдающим от тех или иных душевных заболеваний. Такие истории помогают повысить уровень эмпатии геймеров, и если вы хотите лучше понять, с чем именно вынуждены бороться люди с ментальными расстройствами, то в нашей подборке вы найдёте сразу 15 отличных проектов.
Aether
Разработкой этой уникальной флэш-игры занимался Эдмунд Макмиллен, который позже создаст Super Meat Boy. Однако безмятежные приключения жизнерадостного комка мяса по настроению разительно отличаются от этой эмоционально тяжёлой игры.
В этом атмосферном путешествии мы управляем одиноким мальчиком и его новым другом – существом, напоминающим осьминога. Удерживаясь на длинном языке существа, мальчик раскачивается между пропастями, парит в облаках и пролетает мимо астероидов.
Герой путешествует по различным монохромным планетам и восстанавливает на них цвета, решая головоломки. Игре удаётся передать чувства одиночества, беспокойства и тревожности, ведь она является, по сути, визуальной репрезентацией того, что происходит в голове мальчика.
Lost Words: Beyond The Page
Утрата близкого человека – это всегда тяжёлое испытание, особенно для неокрепших детских умов. В этой игре креативно показывается то, как девочка пытается справиться с неминуемой потерей, сбежав в мир своих фантазий.
Уровни изобретательного платформера переключаются между воображаемым королевством Эстория и страницами из дневника девочки. Он полон различных рисунков и заметок, которые постепенно складываются в единую историю и демонстрируют весь водоворот её эмоций, которые она испытывает, ухаживая за умирающей бабушкой. Beyond the Page – это невероятно трогательное приключение с умными головоломками, колоритными персонажами и эмоциональными сценами, от которых невозможно не прослезиться.
Change: A Homeless Survival Experience
Большинство сурвайвл-игр полагаются на обилие экшн-сцен или шокирующей расчленёнки, но тихая история от студии Delve Interactive идёт совершенно другим путём. Она максимально приземлённо рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются бездомными, и именно этим и захватывает внимание.
В этой roguelike, как и в реальной жизни, у нас есть лишь одна попытка, чтобы выбраться с социального дна и достичь относительного успеха и стабильности. Для этого нам в роли протагониста придётся попрошайничать, рыться в мусорных баках, искать работу и буквально делать всё возможное, чтобы выживать. А следить здесь необходимо не только за своим физическим состоянием, но и за душевным. Change – это затягивающее, мрачное, но на удивление просвещающее приключение.
We Happy Few
Что получится, если смешать сурвайвл-хоррор с агрессивными врагами и антиутопию вроде «Дивного, нового мира», где благополучие общества держится на наркотических веществах? Получится We Happy Few с её уникальным подходом как к геймплею, так и к освещению темы психических расстройств. Здесь душевная нестабильность вкупе с навязчивыми бредовыми мыслями показаны через призму наркотиков, губительно влияющих на сознание.
А самая жуткая деталь заключается в том, что эти наркотики выдаёт жителям новое деспотическое правительство Англии. Всё это ради того, чтобы отвлекать их от мрачной правды об их родине, практически уничтоженной после разрушительной войны. И хотя сам геймплей нуждается в небольшой полировке, атмосфера и сюжет получились у создателей крайне убедительными, благодаря чему все 22 часа истории пролетают незаметно.
Life Is Strange: Before The Storm
Если даже вы и не знакомы с этой серией, то наверняка слышали о первой части, вышедшей в 2015 году, а главная героиня которой умела перематывать время назад. Её подруга Хлоя такими полезными способностями, к сожалению, не обладает. А компенсирует этот недостаток она с помощью своего остроумия и любви к творчеству. Под творчеством она понимает граффити и при любом удобном случае разрисовывает пустые стены.
В этом приквеле нам наконец-то дают поиграть за бунтарку Хлою. Она глубоко увязла в депрессии на фоне одиночества, а также нескольких предательств и потерь. В отличие от первой игры, в которой всё же были заметны элементы научной фантастики, сюжет Before the Storm полностью фокусируется на чувствах протагонистки. Прибавьте к этому креативные паззлы с живыми диалогами и получите по-настоящему захватывающую историю.
Gris
Gris (что в переводе с испанского означает «серый») рассказывает историю девушки, пережившей потерю близкого человека. Она проходит через пять известных стадий принятия неизбежного, пытаясь найти свой голос (в буквальном смысле). Мир, показанный в Gris, иначе как чарующим назвать нельзя, а каждая локация в нём связана с тем или иным этапом принятия, через который проходит героиня.
Во время её путешествия девушку преследует аморфное кляксообразное существо, принимающее различные чудовищные формы. Оно служит метафорой для депрессии, которая может напасть на каждого из нас в любой момент. Метафора, конечно, весьма прямолинейная, но она подаётся через настолько впечатляющий визуал, что не проникнуться ей невозможно.
Child Of Light
Милая 2D-RPG от инди-студии повествует о приключениях принцессы Авроры, которая впадает в глубокий сон после смерти её матери и повторной женитьбы отца. В этом состоянии, явной аллегории на депрессию, она попадает в сказочный мир, где ей предстоит изучить, полюбить, принять, а затем и справиться с болью от утраты. Child Of Light выполнена в стиле сборника сказок и выдержана в соответствующем настроении, умудряясь сочетать «книжное» повествование с видеоигровыми механиками.
Пастельно-яркие цвета окружения и роскошная анимация здорово контрастируют с мрачным тоном и метафорами на сложные взрослые темы. Это одна из тех игр, которая может понравиться геймерам всех возрастов, ведь в ней содержится довольно сильное послание об особенностях депрессии и о том, как с ней можно справляться.
Celeste
Celeste посвящена истории девушки Мэдлин, пытающейся взобраться на гору Селеста, в честь которой и названа игра. Мэдлин страдает от депрессии и столкнулась с первой серьёзной проблемой в своей молодости – она не знает, какой путь ей выбрать. Стремясь доказать самой себе, что она способна совершать великие дела, она приступает к покорению Селесты.
Во время прохождения мы ближе знакомимся с Мэдлин и её неуверенностью в себе в обличье саркастичного клона героини, который жёстко насмехается над всеми её промахами и подрывает её самооценку. Тревожность Мэдлин проявляется в виде панических атак, и в такие моменты нужно помочь Мэдлин достичь умиротворения в формате мини-игры с перышком. Многие поклонники Celeste отмечали, что это одно из самых изящных изображений панических атак в видеоиграх.
Night In The Woods
20-летняя Мэй бросает колледж и возвращается в свой тихий и скучный родной городок. С самого начала понятно, что она не может найти своего места в жизни, ведь она чувствует себя потерянной и просто плывёт по течению, не видя особого смысла в своём существовании.
Даже несмотря на то, что мы управляем её действиями, она тщательно скрывает свой внутренний мир даже от игроков и уклоняется от вопросов. Родители принимают Мэй с распростёртыми объятьями и поначалу совсем не упрекают её. Но по мере развития истории дела принимают странный оборот, и нам предстоит увидеть, насколько серьёзна диссоциация, от которой страдает героиня.
Это сложная и многогранная история, однако может показаться, что в ней почти ничего не происходит – точно так же, как и в жизни человека, который пытается совладать с депрессией. Такие люди могут быть замкнутыми, разочарованными во всём, нелюдимыми и угрюмыми. Им крайне необходима помощь, но сами они ни за что не признают этого. Всё это можно сказать и про Мэй. В основу Night in the Woods заложены важные мысли о том, что депрессия и тревожность могут принимать разные формы и распознать их получается далеко не сразу.
The Last Of Us
The Last Of Us – это сурвайвл про зомби, завязка в котором основана на реально существующем грибке-паразите, поражающем мозг муравьёв и перехватывающем моторные функции их тел. А ещё это глубокая и очень личная история о потере близкого человека. В прологе игры на руках протагониста Джоэла погибает его юная дочь, пока на фоне происходит настоящий зомби-апокалипсис.
С тех пор он потерял смысл жизни и следующие пару десятилетий просто существовал. По его тону, языку тела и словам, которые он подбирает, становится понятно, что Джоэл просто выживает – выживает так же, как дикий зверь, ведомый лишь инстинктами. Но когда волею судеб в его жизни появляется Элли, напоминающая ему о дочери, и даёт ему новую цель, горечь утраты постепенно начинает отступать.
Тьма, которая росла внутри Джоэла все эти годы, превратила его в очень сложного персонажа, далёкого от идей альтруизма, и именно поэтому финал игры становится поистине незабываемым. Из этой истории можно вынести хорошую мораль: от горечи утраты невозможно избавиться по щелчку пальцев, но с ней можно совладать, если не подавлять её.
Wolfenstein 2: The New Colossus
Может показаться странным, но в Wolfenstein 2, в шутере, посвящённом убийству нацистов в альтернативной вселенной, где союзные силы проиграли Вторую Мировую и теперь пытаются отбить США и Европу, глубоко раскрывается тема ПТСР. На ранних этапах игры мы получаем важную предысторию протагониста Би Джея Бласковица: он родился в семье скромной еврейской иммигрантки и жестокого американца, а его детство прошло в постоянном страхе перед суровым отцом, регулярно распускавшим руки.
Это нанесло ему серьёзную травму на всю жизнь, под влиянием которой он и записался в солдаты. Отношения между ним и его родителями по мере прохождения исследуются всё детальнее, и напряжённость данных эпизодов заслуживает отдельной похвалы. Неподготовленных игроков эти сценки могут шокировать своей честностью и прямолинейностью. А когда разухабистый мясной шутер про отстрел нацистов начинает убедительно говорить о вреде токсичной маскулинности, к этим идеям невольно хочется прислушаться.
Limbo
Минималистичный тихий мир без музыки и без цвета. Одинокий ребёнок, который ещё слишком мал и хрупок, чтобы выживать в таких условиях. Долгое путешествие по мрачным и опасным локациям в поисках человека, который так дорог главному герою. Limbo в полной мере раскрывает выбранные темы, демонстрируя ужас потери и сопровождающую её боль, и не стесняясь использовать резкие визуальные приёмы с аудиоэффектами. Чёрно-белый мир жесток и беспощаден, а герой совершенно одинок и помощи ему ждать неоткуда.
Это и есть депрессия в одной из своих форм. Именно так и ощущается потеря любимого человека, падение в бездонную яму депрессию и непонимание того, как из этой ямы выбираться. Большинство из нас, как и главный герой, видит только один путь в этой ситуации. Limbo даёт игроку кнопку прыжка, кнопку захвата и возможность двигаться вправо. Имея в запасе лишь эти инструменты, главному герою предстоит найти выход из депрессии к свету, постоянно спотыкаясь и совершая смертельные ошибки. Явно не самая тонкая аллегория, но она точно найдёт отклик в душе любого игрока.
Persona 5
Наверняка многие согласятся, что у сюжета этой части довольно много проблем. Итак, у нас есть группа обаятельных протагонистов, которые сражаются с несколькими яркими злодеями. Но сценаристы даже не пытаются придумать для этих злодеев крепкую предысторию или хоть как-то прокомментировать вопросы капитализма, токсичной маскулинности и иерархической классовой системы, которые лежат в корне проблем этих злодеев. Вместо этого авторы буквально отправляют положительных героев в сердца злодеев, чтобы протагонисты изменили их характеры, отбив у них желание творить злодейства. Весьма сомнительная метафора.
Но главный плюс игры заключается в том, как в ней отображаются душевные расстройства. И здесь можно было бы упомянуть сразу нескольких персонажей, однако мы ограничимся Футабой. Она уверена в том, что её мать погибла по её вине, и это постепенно переросло в тяжёлую форму агорафобии, из-за чего Футаба превратилась в затворницу. Однако с помощью Фантомных Воров она, наконец, принимает правду о смерти матери, и начинает медленно идти на поправку. Её сюжетная арка – едва ли не лучшая часть всей игры.
Dark Souls
Все мы прекрасно помним, что маркетинговая кампания Dark Souls делала огромный акцент на сложности игры и на том, что постоянные смерти в ней неизбежны. И это немного отвлекает от основной философии потрясающей франшизы.
На деле Dark Souls – это игра об умении выживать и справляться со всем, что подбрасывает нам жизнь. Мир Dark Souls совершенно безучастен к главному герою – точно так же, как и реальный мир безучастен к нам. Основная идея Dark Souls заключается не столько в сражениях со злодеями, сколько в сохранении стойкости, помогающей пережить даже самые мрачные и суровые времена.
Всё, что мы видим в Dark Souls, включая освещение тёмного мира рукотворными кострами, олицетворяет собой борьбу с депрессией и ежедневную внутреннюю борьбу каждого из нас с негативными мыслями, мешающими наслаждаться жизнью.
Hellblade: Senua’s Sacrifice
Безоговорочным лидером в подборке игр, посвящённых психическим расстройствам, становится Hellblade. Она с самого начала разрабатывалась как проект, призванный в полной мере передать внутреннее состояние человека, страдающего от душевных заболеваний, и Hellblade идеально справилась с этой задачей.
Главная героиня Сенуа живёт в мире скандинавских легенд. Она отправляется в мир мёртвых Хельхейм, чтобы спасти душу своего возлюбленного. И уже с главного меню игры нам демонстрируют, что Сенуа одержима голосами, которые порождают в ней сомнение, презрение к самой себе и даже страх (эффект от голосов в наушниках просто непередаваемый). Героине приходится сражаться с демонами и ужасными созданиями, которые, вполне вероятно, являются плодами её воображения.
Она ищет различные знаки и символы на деревьях и других элементах окружения – отличный пример того, как параноидальное сознание отчаянно старается найти смысл там, где его нет. Игра с удивительной точностью воссоздаёт мироощущение человека, страдающего от параноидальной шизофрении, которая приправлена болью от потери близкого, суицидальными мыслями и тяжёлой депрессией.
Материал взят: Тут