Истребители-бомбардировщики Су-17 в рядах ВВС Украины ( 9 фото )

Это интересно




Ожесточённость и размах боевых действий в ходе Российской специальной военной операции (CBO) на Украине вскрыли один неприглядный факт – в отличие конфликтов низкой интенсивности, в ходе полномасштабных боевых действий боевой техники катастрофически не хватает, разумеется, по мере возрастания потерь с обеих сторон ситуация усугубляется.

Одним из путей решения проблемы дефицита боевой техники для воюющих сторон стало использование со складов хранения устаревших, снятых с вооружения образцов боевой техники. В первую очередь это коснулось наземных боевых машин – танков, боевых машин пехоты (БМП), самоходных артиллерийских установок (САУ) и многого другого.

Характерно, что как только в рядах вооружённых сил противоборствующих сторон появляются устаревшие образцы боевой техники, то средства массовой информации (СМИ) противоположной стороны конфликта начинают преподносить это чуть ли не как предвестие скорого развала вооружённых сил противника – дескать, техники настолько не хватает, что приходится извлекать со складов всякое старьё. Эти песни радостно подхватываются комментаторами на тематических ресурсах, при этом в отношении такого же старья, применяемого собственными вооружёнными силами, мнение зачастую высказывается диаметрально противоположное.

Как показывает практика, по большей части устаревшие образцы вооружений действительно бывают вполне эффективны на поле боя, особенно, если в процессе их возвращения в эксплуатацию проводится модернизация ключевых систем, кратно повышающих эффективность применения, например, прицельных комплексов, средств навигации и связи.

В частности, Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС РФ) вполне успешно эксплуатируют в зоне СВО модернизированные и просто восстановленные танки Т-54/Т-55, а что касается вооружённых сил Украины (ВСУ), то там и вовсе используется всё, что можно достать, вплоть до спаренных пулемётов Максима, применяемых для уничтожения низколетящих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).


Спаренные пулемёты Максима, предназначенные для борьбы с российскими БПЛА-камикадзе типа «Герань-2»

Необходимо упомянуть, что ещё одним «открытием» СВО стала реинкарнация некоторых образцов вооружений и концепций, казалось бы, уже забытых или отвергнутых вооружёнными силами ведущих стран мира, а теперь вновь оказавшихся востребованными и эффективными.

Совсем недавно появилась информация о том, что военно-воздушные силы ВВС Украины ввели в эксплуатацию истребитель-бомбардировщик типа Су-17.

По одной версии – это самолёт Су-17М3М, единственный имеющийся на Украине самолёт этого типа, использующийся для поддержания лётных навыков пилотов Запорожского авиастроительного завода.

По другой версии – это может быть один из самолётов Су-22М4 или С-22УМЗК (экспортные модификации Су-17), имеющихся у ВВС Польши в количестве 18 единиц, тогда это может быть пробным шаром перед поставкой ВСУ оставшихся польских Су-22М4 и С-22УМЗК.


Су-22М4 ВВС Польши

Кроме того, не стоит забывать и о том, что, когда мы говорим об одном самолёте Су-17, имеющемся на Украине, то имеется в виду только действующий – летающий самолёт, а всего на момент развала СССР на Украине было порядка 30 Су-17 в разной степени сохранности, не исключено, что часть из них может быть восстановлена при помощи стран Запада.

Всего же было произведено 1 165 самолётов Су-17 разных модификаций, из которых более 80 машин эксплуатируется в разных странах мира, так что и самолёты потенциально есть где найти, и запчасти для их восстановления имеются.

Разумеется, как и в прочих аналогичных случаях использования устаревших образцов военной техники, на тематических ресурсах появилось множество уничижительных комментариев, хотя ничего смешного в этом нет.

Самолёты семейства Су-17/Су-22, особенно в последних модификациях и после небольших доработок, могут вполне эффективно решать ряд задач, практически не уступая в этом современным боевым машинам. В числе таких решаемых задач могут быть:

– поддержка с воздуха наземных подразделений на линии боевого соприкосновения (ЛБС);
– нанесение ударов высокоточным оружием (ВТО) большой дальности;
– использование в качестве БПЛА-камикадзе;
– подавление наземных (надводных) средств противовоздушной обороны (ПВО);
– работа по самолётам и вертолётам ВВС РФ.

Рассмотрим возможности Сy-17/Су-22 по решению вышеуказанных задач поподробнее.

Поддержка с воздуха

Истребитель-бомбардировщик Су-17 был разработан на базе истребителя-бомбардировщика Су-7. На самолёте Су-17 было внедрено поворотное крыло, что улучшило его лётно-технические характеристики (ЛТХ), однако взамен для уменьшения массы была убрана вся бронезащита и средства обеспечения боевой живучести.

Разумеется, были внесены и другие изменения – новый двигатель, средства связи, электроснабжения и прочее. Был установлен даже блок малых высот, обеспечивающий автоматический полёт с огибанием рельефа местности по данным радиовысотомера в диапазоне высот 200–500 метров, а также прицелы для бомбометания с кабрирования.


В принципе, при решении задач поддержки с воздуха наземных подразделений на ЛБС с применением неуправляемых боеприпасов самолёты типа Су-17/Су-22 будут не сильно уступать более современным боевым самолётам, пожалуй, в каком-то смысле, по критерию стоимость/эффективность они будут даже лучше – по крайней мере, их потеря нанесёт бюджету ВС куда меньший ущерб (вообще, применение на ЛБС современных боевых самолётов поколения 4+ и выше с неуправляемыми боеприпасами не может быть оправдано).

Что касается управляемых боеприпасов, то модификация Су-17М3 может применять уже достаточно современные ракеты X-25, Х-25МЛ, Х-29Л с полуактивным лазерным самонаведением, Х-25МР с радиокомандным наведением, а Су-17М4 мог применять и ракеты Х-29Т с телевизионной головкой самонаведения. Вышеперечисленные боеприпасы могут как иметься на складах ВСУ, так и быть поставлены странами НАТО из наличия у других стран.


Ракеты Х-29Л (слева) и Х-29Т (справа)

Учитывая всё возрастающий опыт стран НАТО по интеграции советского вооружения и западных боеприпасов, на самолёты Су-17/Су-22 потенциально могут быть интегрированы неуправляемые авиационные ракеты (НАР) НYDRА, модернизированные в управляемые боеприпасы с наведением в лазерном луче – сейчас они поставляются ВСУ для применения с наземных пусковых установок (ПУ). Поиск целей и наведение ракет могут осуществляться с помощью подвесного контейнера (или нескольких специализированных контейнеров).

Куда большей угрозой может стать интеграция на Су-17/Су-22 управляемых планирующих авиабомб ЈDАМ, являющихся аналогом наших фугасных авиабомб (ФАБ), оснащённых унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК) – в настоящее время российские ФАБ с УМПК являются одной из наиболее серьёзных проблем ВСУ.


С применением авиабомб ЈDАМ истребители-бомбардировщики Су-17/Су-22 справятся не хуже истребителя F-16

Нанесение ударов ВТО большой дальности

Пожалуй – это наиболее эффективный вариант использования самолётов Су-17/Су-22. Страны НАТО уже интегрировали крылатые ракеты (КР) большой дальности Storm Shadow / SKALP-EG на советские самолёты Су-24 и Миг-29, можно не сомневаться, что они также интегрируют их и на CУ-17/СУ-22.

Начиная с модификации Су-17М масса полезной нагрузки была доведена до четырёх тонн, при этом масса КP Storm Shadow / SKALP-EG составляет 1,3 тонны, то есть один самолёт Су-17/Су-22 потенциально может нести до двух KP Storm Shadow / SKALP-EG. A в худшем случае это будут американские JASSM-ER с дальностью стрельбы до тысячи километров.


КР SKALP-EG под крылом фронтового бомбардировщика Су-24

Нетрудно посчитать, что 18 польских Су-22М4 и С-22УМЗК – это залп из 36 KP Storm Shadow / SKALP-EG / JASSM-ER, который может преодолеть практически любую систему ПВО.

БПЛА-камикадзе

У ВСУ уже имеется положительный опыт применения в качестве БПЛА-камикадзе советских реактивных разведывательных БПЛА Ту-141 «Стриж».

Самолёты типа Су-17/Су-22, начиная с модификации Су-17М2, получили навигационный комплекс КН-23, обеспечивающий автоматический полёт по маршруту, что в сочетании с блоком малых высот, предоставляющим автоматический полёт с огибанием рельефа местности по данным радиовысотомера на высоте от 200 метров, теоретически позволяет превратить их в БПЛА-камикадзе. С подвесными топливными баками (ПТБ) их дальность может составить порядка 1,5–2,5 тысячи километров, в зависимости от боевой части, которая за вычетом массы ПТБ может составить до двух тонн.

Безусловно, использование Су-17/Су-22 в качестве БПЛА-камикадзе является не самым рациональным решением, тем не менее полностью исключать возможность применения их в таком качестве нельзя.

Подавление ПВО

В модификации Су-17МЗП мог применять противорадиолокационные ракеты (ПРР) Х-25МП, X-27ПС и Х-58. Против современных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) эти ракеты, скорее всего, уже малоэффективны.

Однако можно предположить, что американскими специалистами на самолёты Су-17/Су-22 может быть интегрирована современная ПРР АGМ-88 НАRМ – ранее эта задача была решена применительно к самолётам Су-27 и МиГ-29. Оснащённые ПРР АСМ-88 НАRМ самолёты Су-17/Су-22 также будут представлять значительную угрозу для наземных (надводных) средств ПВО ВС РФ, особенно при использовании их в комплексе с другими средствами поражения.


ПРР АGМ-88 НАRМ

Обнаружение излучения радиолокационных станций (РЛС) российских ЗРК может осуществляться с помощью подвесного контейнера радиотехнической разведки (РТР).

Воздушный охотник

Для работы по самолётам и вертолётам ВВС РФ самолёты Су-17/Су-22 пригодны в минимальной степени, поскольку у них отсутствует как РЛС, так и оптические/тепловые средства обнаружения/сопровождения воздушных целей. В то же время задача по уничтожению воздушных целей потенциально может быть решена с использованием подвесных контейнеров и соответствующих вооружений.

Например, для поражения вертолётов и малоскоростных БПЛА в глубине территории Украины и на ЛБС могут применяться упомянутые выше НАР HYDRА, модернизированные в управляемые боеприпасы с наведением в лазерном луче. При этом обнаружение цели в тепловом диапазоне и наведение ракет HYDRА будет осуществляться с подвесного контейнера (контейнеров). Стоимость эксплуатации такого перехватчика будет куда ниже, чем двухдвигательных Су-27 и МиГ-29, не говоря уже о самолётах западного производства.


Подвесной контейнер «Снайпер» ВС США

Для повышения эффективности Су-17/Су-22 в качестве воздушного бойца на них может применяться РЛС в контейнерном варианте размещения, что-то аналогичное российской контейнерной версии РЛС «Копьё». Разумеется, всё это не сделает Су-17/Су-22 соперником для Су-35С, но используя определённые тактические приёмы и целеуказание от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) стран НАТО, ВСУ потенциально могут наносить ВС РФ весьма болезненные удары.

В качестве ещё одного варианта может быть рассмотрено применение Су-17/Су-22 для охоты на самолёты ДРЛОиУ, когда для выхода на цель будет использоваться контейнер РТР, после чего удар будет наноситься парой ракет воздух-воздух большой дальности типа AIM-120D с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН).

Старый, но не бесполезный

Конечно, вероятность превращения Су-17/Су-22 в БПЛА-камикадзе невелика, как средство борьбы с воздушными целями они будут не слишком эффективны, а в качестве воздушной поддержки на ЛБС проживут недолго, но вот как средство для запуска КР большой дальности типа Storm Shadow / SKALP-EG / JASSM-ER эти самолёты могут быть и опасны, и эффективны – это наиболее простое решение, которое могут реализовать ВСУ при поддержке стран Запада.

Не стоит сбрасывать со счетов и возможность их использования для сброса управляемых планирующих авиабомб ЈDАМ, а также для охоты на РЛС с использованием контейнеров радиотехнической разведки и противорадиолокационных ракет.

Будем надеяться, что украинские пилоты Су-17/Су-22 хотят прожить подольше и последуют примеру своего товарища, перелетевшего на российскую территорию – частота для сдачи 149.200 МГц, позывной «Волга».

Как мы видим, даже достаточно устаревшие боевые машины могут решать много важных задач на поле боя, особенно если подойти к решению задачи творчески и совмещать проверенные временем рабочие лошадки и современные технические решения. В условиях острой нехватки средств вооружённой борьбы в конфликтах высокой интенсивности необходимо внимательно изучать опыт противника и использовать его для решения собственных задач.

Стремительный рост стоимости новейших вооружений не позволяет закупать их в достаточных количествах даже богатейшим армиям мира. Предполагалось, да и сейчас ещё предполагается, что снижение стоимости ведения боевых действий будет достигнуто путём широкого применения БПЛА и других безэкипажных средств ведения боевых действий, однако где-то на полпути тематика БПЛА свернула не в ту сторону, в результате чего их стоимость постоянно растёт.

Потенциально ситуацию могли бы изменить узкоспециализированные боевые машины, которые выполняли бы рутинные операции типа сброса ФАБ с УМПК, высвобождая дорогостоящие многофункциональные комплексы для решения таких серьёзных задач, как захват господства в воздухе над территорией противника.

Автор:Андрей Митрофанов

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация