Питерские «захватили» Большой театр, чтобы не было «Лебединого озера» по ТВ ( 1 фото )

Это интересно


Скандал с «Щелкунчиком» помог Мариинке пустить корни в столице

Сергей Аксенов


На фото: вид на здание Государственного академического Большого театра России. (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Худрук Мариинки Валерий Гергиев назначен новым гендиректором Большого театра. Он будет занимать этот пост ближайшие пять лет. Соответствующее распоряжение подписал Михаил Мишустин. О назначении в присутствии Гергиева и бывшего директора объявила вице-премьер Татьяна Голикова.

«Хотела бы искренне поблагодарить Владимира Георгиевича Урина за более чем десятилетнюю работу и руководство Большим театром», — сказала вице-премьер. При этом она уточнила, что объединенной дирекции Мариинского и Большого театров (как это предполагалось ранее) не будет.

Об увольнении Урина Forbes сообщал еще 17 ноября, но сам он прямо не подтверждал этот факт. И не опровергал. Слишком серьезный актив, чтобы говорить о таком всуе? При этом Гергиев, комментируя слухи, заявлял, что «не искал возможности работать еще больше». Похоже, наша византийщина из политики проникла и в театральную сферу.

Подумать о создании объединенной структуры Большого и Мариинки по аналогии с Дирекцией императорских театров Гергиеву уже давно предлагал Владимир Путин. Это позволило бы «заботиться о самых лучших коллективах», «оказывать им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли». Теперь решение созрело?

Если верить сплетникам в Сети, эту схему продвигал старый друг Путина виолончелист Сергей Ролдугин. «Мы с Вовкой после работы в филармонию иногда ходили, — цитирует РБК воспоминания Ролдугина в книге о Путине „От первого лица“. — Он меня спрашивал, как правильно слушать симфоническую музыку». По житейски такой «лоббизм» понятен.

Но Большой театр — не частная лавочка. Даже далекие от театрального мира люди слышали о заочной, но непримиримой творческой конкуренции двух главных сцен страны.

Внезапное торжество одного из театров над другим может быть понято как своего рода «недружественное поглощение» или «рейдерский захват», если говорить языком бизнеса.

В этой связи в новом свете предстает скандал вокруг новогодней постановки балета «Щелкунчик» в Большом театре. Столпотворение у касс во время продажи билетов преподносилось как провал организаторов — дирекции во главе с Уриным («СП» писала об этом).

Однако, не было ли это медийным разогревом ситуации перед спорной кадровой перестановкой?

Спорной, потому что искусство больше, чем какая-либо другая сфера не терпит монополии и толкотни локтями. Так, один бывший эмигрант из СССР рассказывал, что два великих танцовщика — Барышников и Нуриев, оказавшись за рубежом, буквально поделили западный мир, чтобы не мешать друг другу. Первый выбрал Америку, второй Европу.

Как может отразиться на искусстве создаваемый театральный «монстр»? «Объединение Большого и Мариинского театра не станет синергией, а может значительно испортить репертуар и содержательное творческое наполнение», — пишет Тг-канал Brife. Мнение театральных критиков мы узнаем попозже. Горе побежденным…

«Довели Большой театр до высот скандалов уровня „Нуреева“, спектакля, который не соответствует никаким нормам высокого искусства. Теперь как бы решили загладить вину призывом непререкаемой фигуры Гергиева. Что ж. Выглядит как иллюстрация кадрового разгрома. При отсутствии новых лиц сильная переходная фигура. Вот только куда?», — вопрошают в Сети.

Но, что если тут замешаны не только сугубо театральные интересы? Гергиев — лучший в своем деле, но и отзывчивый участник политических процессов. Его оркестр играл в отвоеванной у «бармалеев» Пальмире, помогая стране и президенту выглядеть убедительнее на скользком сирийском треке. Вот и награждают, как могут. А где играл Большой?

Вообще, политика в последнее время все сильнее прорывается в статичный и затхлый театральный мир. Отсидеться за кулисами уже не получается. Когда страна ведет боевые действия и не собирается их прекращать до победы, каждому приходится занимать позицию. Тем более инженерам человеческих душ, каковыми теперь считают и режиссеров.

Недавно за осуждение СВО был уволен региональным Минкультом худрук и основатель Камерного театра Воронежа Михаил Бычков. Переговоры с ним вели аж полтора года, в надежде, что получатель госсредств на свои проекты либо пересмотрит взгляды, либо откажется от дотаций. Бычков и не подумал, а теперь жалуется на преследование за инакомыслие.

Но на каждого бессовестного и жадного «пацифиста» найдется его коллега, не продавший и не продавшийся, ни совесть, ни страну. Таким бы худрук Ярославского театра драмы Сергей Пускепалис. С началом СВО бросился помогать жителям ДНР, мотался туда в командировки, пока не погиб по дороге на Донбасс, доставляя так нужный людям ценный груз.

Так что не все так однозначно. Возможно, предстоящая театральная «загогулина» это своего рода национализация либерального сегмента театрального мира. Актеры и режиссеры в массе своей занявшие прокиевскую позицию так уже достали власти своим инфантилизмом и необоснованной фрондой, что над ними решено поставить крепкого питерского парня.

Кстати, эта борьба патриотов и либералов в театральном мире началась не сегодня. Пионером ее был режиссер Эдуард Бояков, попытавшийся превратить МХАТ им. Горького в оплот традиционалистов и красных модернистов. Пускал читать лекции Александра Дугина, ставил спектакли по произведениям Захара Прилепина. Либералы шипели от ненависти…

Это было незадолго до начала СВО и выглядело явным диссонансом, исключением из театральных правил. Неудивительно, что проект быстро задушили. Новый гендиректор Кехман отправил Боякова в отставку. Именно Кехмана, который руководит сразу несколькими театрами, приводит в пример «Ъ», иллюстрируя ситуацию вокруг Большого и Мариинки.

Похоже, Большой театр будет слегка «отрихтован» в патриотическом ключе. Неплохо. Лучше, чем если бы все эти пертурбации закончились однажды очередным балетом «Лебединое озеро» по ТВ.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация