Владимирский дворец, он же Дом учёных им. Горького ( 49 фото )
- 17.11.2023
- 3 301
На Дворцовой набережной, совсем недалеко от Эрмитажа, всегда обращает на себя внимание здание бывшего дворца великого князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра II.
(Акварель Н.Бенуа, 1870-е гг.)
Вообще этот дворец должен был достаться старшему брату Владимира Александровича — Александру, ставшему впоследствии императором Александром III.
По старшинству рождения сыновей Александра II наследнику — цесаревичу Николаю — предназначался Зимний дворец, а это здание на набережной планировалось построить для второго сына. Но в 1865 году наследник скоропостижно умер в возрасте 21 года, из-за чего "очередь на жильё" братьев слегка подвинулась. Теперь уже Зимний дворец должен был перейти к Александру, ставшему наследником престола, а этот достался Владимиру. Он так и называется — Владимирский дворец, или дворец великого князя Владимира Александровича.
(Гравюра М.Матюшина по рисунку Г.Бролинга)
Владимирский дворец — это комплекс из трех корпусов: главный четырехэтажный выходит на Неву, служебный "гофмейстерский" флигель — на Миллионную, и в середине большого двора находится конюшенный корпус. Флигели расположены по всему периметру двора.
Основное здание было построено в 1867-1872 архитектором Резановым в стиле флорентийского ренессанса.
Во время строительства дворца великий князь занимал пост президента Академии художеств.
(Иллюстрация из журнала "Нива")
Владимирский дворец замечателен тем, что некоторые его интерьеры частично сохранились в том виде, какими были ещё при жизни первых владельцев. Единственное, что заметно — обветшавшую обивку стен кое-где заменяли примерно в 90-е, и ткани тех лет на стенах выглядят ну очень сильно "неродными".
Цитата с сайта Дома учёных:
После октябрьского переворота 1917 года основные помещения в особняке по Дворцовой набережной, 26 использовались Правлением Союза Международных Торговых Товариществ. Правление имело охранное свидетельство Германского Генерального консула. Можно предположить, что существовала негласная договоренность Великой княгини Марии Павловны или Великого князя Кирилла Владимировича с Германским консульством об охране дворца как собственности лиц, состоящих в родстве с Германским Императорским Домом. Именно поэтому дворец не подвергся погромам и грабежам бесчинствующей толпы.
Потолок вестибюля:
В 1920 году особняк был передан Петроградской комиссии по улучшению быта ученых, поскольку наука и культура находились в бедственном положении. 31 января состоялось торжественное открытие Дома ученых. С приветственным словом выступил М.Горький, чьё имя Дом учёных носит по сей день.
Собственно, уже в вестибюле на каминной полке стоит большой бюст Горького, который совершенно не бьётся с окружающей роскошью.
За 1920-21 гг две тысячи научных работников города получили продовольственную и иную помощь (топливом, одеждой, обувью). Оказывалась помощь и в приобретении необходимых для исследовательской работы приборов и материалов, в освобождении от трудовой повинности и получении пенсий вдовами и членами семей ученых.
Но в 1922 году комиссия по улучшению быта учёных была ликвидирована; научная и клубная работа Дома была свернута. Многие ученые, философы, писатели были высланы из Советской России.
Власти передали Дом ученых профсоюзу работников просвещения. Его помещения стали использоваться в качестве гостиницы для ученых и педагогов, приезжавших в Петроград из других городов страны.
(Главная лестница)
В 1931 году при Совнаркоме была образована Комиссия содействия ученым. Дворец снова стал Домом ученых.
Собственно, с того момента и по сей день здание хозяев не меняло.
Во дворце, помимо работы научных секций, проходили концерты и лекции.
Да и сама я попала во дворец, купив билет на концерт.
Всё, трындеть на этом заканчиваю, переходим к интерьерам.
Нижняя часть стен парадной лестницы отделана цветным искусственным мрамором, а верхняя украшена лепкой и скульптурой по золотому фону.
Плафон парадной лестницы выполнен художником В.П. Верещагиным (не путать с баталистом Верещагиным, они даже не родственники).
Плафон называется "Гений искусств на берегах Невы".
На самом деле, вживую это выглядит несколько мельче :-)
Пардон за кривые лапы, на фото плафон вверх ногами, но с другой стороны, не представляю, как надо было исхитриться его сфотографировать.
Загибающаяся лестница ведёт в театральный зал, мы туда заглянем позже, а та часть лестницы, с которой сделано фото, ведёт в парадные покои Владимира Александровича и его супруги Марии Павловны.
Кстати. Архивное фото.
А вот эта фигура-светильник сегодня, на том же месте.
Архитектура внутренних помещений такова, что их можно обойти по кругу (в отличие от анфиладной, как у Зимнего дворца). С одной стороны от главной лестницы находились главная гостиная Владимира Александровича и его рабочий кабинет; с другой — гостиная Марии Павловны, где посетители, пришедшие к великому князю, могли дождаться его в случае, если в большой гостиной проходило какое-либо совещание за закрытыми дверями.
А между ними — зимний сад (увы, у меня фото размазалось, поэтому пришлось позаимствовать на сайте citywalls — это относится ко всем фото без моего лого).
Из внутренних дворов со стороны Миллионной улицы оранжерея смотрится очень эффектно:
Все окна внутренних покоев тоже выходят во двор, а не на Неву. Это было обусловлено соображениями безопасности.
Парадная малиновая гостиная.
Сохранились архивные фото:
Группа экскурсантов всё время мельтешила перед носом, поэтому будет только пара деталей интерьера.
Статуэтка дивно отражается в зеркальной поверхности рояля.
В помещениях дворца стили оформления сменяют друг друга: парадная приемная — ренессанс, гостиная — стиль Людовика XVI, Танцевальный зал — рококо, будуар бельэтажа — мавританский стиль, банкетный зал — русский стиль, малая столовая — готический. Банкетный зал украшен картинами Верещагина.
Гостиная Марии Павловны. Здесь бывали Шаляпин, Рахманинов и другие знаменитые гости.
Из гостиной можно попасть в личные покои. В бронзовых часах внезапно узнала Данте :-)
Потолочная роспись везде восхитительна.
Будуар в восточном стиле.
Попыталась склеить панорамку, то есть диван на фото слева и окно справа на самом деле расположены друг напротив друга.
Спальня на фото не попала, но между будуаром и спальней был потайной переходик, где Мария Павловна спрятала перед отъездом из России свои драгоценности. В левой части фото даже видно, где находится дверь в стене.
Друг Марии Павловны, британский дипломатический курьер (а по совместительству вроде бы и британский шпион) Альберт Стопфорд, проник в июле 1917 года во дворец и, следуя полученным от неё указаниям, благополучно вынес спрятанные драгоценности и деньги и смог переправить их в Лондон, то ли используя свой дипломатический статус, то ли при помощи знакомого из британских ВМС, выезжавшего из России.
Многие из этих украшений широко известны: вот Мария Павловна в сапфировом гарнитуре на портрете Бориса Кустодиева. Эти сапфиры совсем недавно, в 2021, выставлялись на аукционе Sotheby's.
Кстати, сохранилось фото, где она явно позирует для этой картины, но не в сапфировом кокошнике, а в более известной тиаре:
Вот в этой:
...и эта тиара спустя годы стала любимой тиарой Елизаветы II:
Историю драгоценностей Марии Павловны я вам оставлю для самостоятельного изучения, а мы возвращаемся к интерьерам. Помните полукруглую лестницу? Она ведёт к танцевальному залу, библиотеке и дубовому залу (малой столовой?).
Коридор вдоль танцевального зала:
В солнечную погоду здесь должно быть дивно:
Библиотека:
Дубовый зал, но это не точно (нас с экскурсией сюда не водили, здесь во время концерта обедал какой-то слёт учителей, но после удалось заглянуть и щёлкнуть эту красоту).
Всё так и было:
Большую столовую нам тоже не показывали, но есть фото на citywalls.
Ещё мы не были в части помещений с шикарными изразцовыми каминами, так что снова фото из сети:
Ну и самая красота — танцевальный зал.
Потолочная роспись:
И другая красота.
Мне осталось добавить только несколько наружных деталей, хотя их намного больше.
Как попасть во дворец: можно или купить билет на концерт с экскурсией или просто записаться на экскурсию на сайте Дома учёных. По понедельникам и вторникам есть даже варианты более-менее вечернего времени.
А на этом всё!
(Акварель Н.Бенуа, 1870-е гг.)
Вообще этот дворец должен был достаться старшему брату Владимира Александровича — Александру, ставшему впоследствии императором Александром III.
По старшинству рождения сыновей Александра II наследнику — цесаревичу Николаю — предназначался Зимний дворец, а это здание на набережной планировалось построить для второго сына. Но в 1865 году наследник скоропостижно умер в возрасте 21 года, из-за чего "очередь на жильё" братьев слегка подвинулась. Теперь уже Зимний дворец должен был перейти к Александру, ставшему наследником престола, а этот достался Владимиру. Он так и называется — Владимирский дворец, или дворец великого князя Владимира Александровича.
(Гравюра М.Матюшина по рисунку Г.Бролинга)
Владимирский дворец — это комплекс из трех корпусов: главный четырехэтажный выходит на Неву, служебный "гофмейстерский" флигель — на Миллионную, и в середине большого двора находится конюшенный корпус. Флигели расположены по всему периметру двора.
Основное здание было построено в 1867-1872 архитектором Резановым в стиле флорентийского ренессанса.
Во время строительства дворца великий князь занимал пост президента Академии художеств.
(Иллюстрация из журнала "Нива")
Владимирский дворец замечателен тем, что некоторые его интерьеры частично сохранились в том виде, какими были ещё при жизни первых владельцев. Единственное, что заметно — обветшавшую обивку стен кое-где заменяли примерно в 90-е, и ткани тех лет на стенах выглядят ну очень сильно "неродными".
Цитата с сайта Дома учёных:
После октябрьского переворота 1917 года основные помещения в особняке по Дворцовой набережной, 26 использовались Правлением Союза Международных Торговых Товариществ. Правление имело охранное свидетельство Германского Генерального консула. Можно предположить, что существовала негласная договоренность Великой княгини Марии Павловны или Великого князя Кирилла Владимировича с Германским консульством об охране дворца как собственности лиц, состоящих в родстве с Германским Императорским Домом. Именно поэтому дворец не подвергся погромам и грабежам бесчинствующей толпы.
Потолок вестибюля:
В 1920 году особняк был передан Петроградской комиссии по улучшению быта ученых, поскольку наука и культура находились в бедственном положении. 31 января состоялось торжественное открытие Дома ученых. С приветственным словом выступил М.Горький, чьё имя Дом учёных носит по сей день.
Собственно, уже в вестибюле на каминной полке стоит большой бюст Горького, который совершенно не бьётся с окружающей роскошью.
За 1920-21 гг две тысячи научных работников города получили продовольственную и иную помощь (топливом, одеждой, обувью). Оказывалась помощь и в приобретении необходимых для исследовательской работы приборов и материалов, в освобождении от трудовой повинности и получении пенсий вдовами и членами семей ученых.
Но в 1922 году комиссия по улучшению быта учёных была ликвидирована; научная и клубная работа Дома была свернута. Многие ученые, философы, писатели были высланы из Советской России.
Власти передали Дом ученых профсоюзу работников просвещения. Его помещения стали использоваться в качестве гостиницы для ученых и педагогов, приезжавших в Петроград из других городов страны.
(Главная лестница)
В 1931 году при Совнаркоме была образована Комиссия содействия ученым. Дворец снова стал Домом ученых.
Собственно, с того момента и по сей день здание хозяев не меняло.
Во дворце, помимо работы научных секций, проходили концерты и лекции.
Да и сама я попала во дворец, купив билет на концерт.
Всё, трындеть на этом заканчиваю, переходим к интерьерам.
Нижняя часть стен парадной лестницы отделана цветным искусственным мрамором, а верхняя украшена лепкой и скульптурой по золотому фону.
Плафон парадной лестницы выполнен художником В.П. Верещагиным (не путать с баталистом Верещагиным, они даже не родственники).
Плафон называется "Гений искусств на берегах Невы".
На самом деле, вживую это выглядит несколько мельче :-)
Пардон за кривые лапы, на фото плафон вверх ногами, но с другой стороны, не представляю, как надо было исхитриться его сфотографировать.
Загибающаяся лестница ведёт в театральный зал, мы туда заглянем позже, а та часть лестницы, с которой сделано фото, ведёт в парадные покои Владимира Александровича и его супруги Марии Павловны.
Кстати. Архивное фото.
А вот эта фигура-светильник сегодня, на том же месте.
Архитектура внутренних помещений такова, что их можно обойти по кругу (в отличие от анфиладной, как у Зимнего дворца). С одной стороны от главной лестницы находились главная гостиная Владимира Александровича и его рабочий кабинет; с другой — гостиная Марии Павловны, где посетители, пришедшие к великому князю, могли дождаться его в случае, если в большой гостиной проходило какое-либо совещание за закрытыми дверями.
А между ними — зимний сад (увы, у меня фото размазалось, поэтому пришлось позаимствовать на сайте citywalls — это относится ко всем фото без моего лого).
Из внутренних дворов со стороны Миллионной улицы оранжерея смотрится очень эффектно:
Все окна внутренних покоев тоже выходят во двор, а не на Неву. Это было обусловлено соображениями безопасности.
Парадная малиновая гостиная.
Сохранились архивные фото:
Группа экскурсантов всё время мельтешила перед носом, поэтому будет только пара деталей интерьера.
Статуэтка дивно отражается в зеркальной поверхности рояля.
В помещениях дворца стили оформления сменяют друг друга: парадная приемная — ренессанс, гостиная — стиль Людовика XVI, Танцевальный зал — рококо, будуар бельэтажа — мавританский стиль, банкетный зал — русский стиль, малая столовая — готический. Банкетный зал украшен картинами Верещагина.
Гостиная Марии Павловны. Здесь бывали Шаляпин, Рахманинов и другие знаменитые гости.
Из гостиной можно попасть в личные покои. В бронзовых часах внезапно узнала Данте :-)
Потолочная роспись везде восхитительна.
Будуар в восточном стиле.
Попыталась склеить панорамку, то есть диван на фото слева и окно справа на самом деле расположены друг напротив друга.
Спальня на фото не попала, но между будуаром и спальней был потайной переходик, где Мария Павловна спрятала перед отъездом из России свои драгоценности. В левой части фото даже видно, где находится дверь в стене.
Друг Марии Павловны, британский дипломатический курьер (а по совместительству вроде бы и британский шпион) Альберт Стопфорд, проник в июле 1917 года во дворец и, следуя полученным от неё указаниям, благополучно вынес спрятанные драгоценности и деньги и смог переправить их в Лондон, то ли используя свой дипломатический статус, то ли при помощи знакомого из британских ВМС, выезжавшего из России.
Многие из этих украшений широко известны: вот Мария Павловна в сапфировом гарнитуре на портрете Бориса Кустодиева. Эти сапфиры совсем недавно, в 2021, выставлялись на аукционе Sotheby's.
Кстати, сохранилось фото, где она явно позирует для этой картины, но не в сапфировом кокошнике, а в более известной тиаре:
Вот в этой:
...и эта тиара спустя годы стала любимой тиарой Елизаветы II:
Историю драгоценностей Марии Павловны я вам оставлю для самостоятельного изучения, а мы возвращаемся к интерьерам. Помните полукруглую лестницу? Она ведёт к танцевальному залу, библиотеке и дубовому залу (малой столовой?).
Коридор вдоль танцевального зала:
В солнечную погоду здесь должно быть дивно:
Библиотека:
Дубовый зал, но это не точно (нас с экскурсией сюда не водили, здесь во время концерта обедал какой-то слёт учителей, но после удалось заглянуть и щёлкнуть эту красоту).
Всё так и было:
Большую столовую нам тоже не показывали, но есть фото на citywalls.
Ещё мы не были в части помещений с шикарными изразцовыми каминами, так что снова фото из сети:
Ну и самая красота — танцевальный зал.
Потолочная роспись:
И другая красота.
Мне осталось добавить только несколько наружных деталей, хотя их намного больше.
Как попасть во дворец: можно или купить билет на концерт с экскурсией или просто записаться на экскурсию на сайте Дома учёных. По понедельникам и вторникам есть даже варианты более-менее вечернего времени.
А на этом всё!
Материал взят: Тут