«Новые граждане» России с двойным гражданством – какова их гражданская идентичность? ( 4 фото )
- 26.10.2023
- 2 871
В последние годы значительное количество уроженцев стран Средней Азии не только приезжают в Россию как трудовые мигранты, но и приобретают российское гражданство. Следуя данным МВД, в январе-марте 2023 года гражданство России получили более 106 тысяч иностранных граждан, большую часть из которых – 44,8 тысяч – составляют жители Таджикистана, а в период с января по сентябрь 2022 года 119,6 тысячи граждан Таджикистана получили российское гражданство.
Приезжают таджики, узбеки и киргизы в Россию в основном для устройства на работу. От своего гражданства они, разумеется, не отказываются – в России разрешено иметь и двойное гражданство в классическом его понимании (например, соответствующее соглашение заключено между Россией и Таджикистаном), и гражданство нескольких стран в принципе, то есть второе и третье гражданство. Следуя статье 6 ФЗ «О гражданстве РФ», россиянин, имеющий несколько гражданств, признаётся в России только как гражданин РФ.
В большинстве стран Средней Азии наличие двух паспортов не признаётся, однако особым препятствием для получения российского гражданства это не является, ибо серьёзного наказания за двойное гражданство во многих странах не предусмотрено. Возьмём, например, Узбекистан – если власти Узбекистана узнают, что некий узбек получил российское гражданство, то ему грозит всего-навсего штраф от одного до трёх минимальных размеров зарплаты.
При этом, что трудовые мигранты, что «новые граждане» из Средней Азии ассимилироваться и полноценно интегрироваться в российское общество явно не намерены, а к русской культуре и самим русским часто относятся негативно. В последнее время случаи нападения мигрантов на русских становятся всё более частыми – вот в Петербурге на днях задержали членов азербайджанской банды, которые избивали русских по этническому признаку, как они сами сказали, «ради контента». А в Самаре таджики (как подростки, так и взрослые) толпой избивали местных школьников.
Далеко не все участники подобных историй гастарбайтеры – многие мигранты уже получили российское гражданство и являются «новыми гражданами». Правда, получение российского паспорта не сделало их полноценными членами общества и не изменило отношения к русской культуре и к России в целом.
И в таком случае возникает закономерный вопрос – что значит двойное гражданство России для «новых граждан» из Азии? Идентифицируют ли они себя с Россией, или российский паспорт является для них лишь средством получения льгот и зарабатывания денег?
«Новые граждане», не знающие русского языка, как результат политики «многонациональной дружбы»
В российском информационном поле достаточно часто встречаются утверждения о «загнивающем Западе» и провале западной политики мультикультурализма, но при этом совершенно игнорируется тот факт, что Россия проводит политику, фактически аналогичную той, что проводят в Европе, только под вывеской «многонациональной дружбы». Продемонстрируем это наглядно в цифрах.
В XXI столетии Россия стала крупным мировым центром иммиграции, что видно из данных статистики. По данным ООН, в 2013 году Россия заняла второе место в мире после США по доле иммигрантов в структуре населения, при этом до 80% всех иммигрантов составили граждане мусульманских стран.
Спустя семь лет, в 2020 году, следуя докладу Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), Россия оказалась на четвёртом месте среди стран с самым большим числом мигрантов после США, Германии и Саудовской Аравии. То есть Россия занимает второе место в Европе по числу мигрантов после Германии.
Количество мигрантов в России постоянно увеличивается – следуя данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, количество въехавших в Россию трудовых мигрантов во втором квартале 2022 года составило 3,12 млн человек, что является рекордным квартальным значением как минимум за последние шесть лет. Половина всех трудовых мигрантов (1,54 млн человек, или 49,6 %) были гражданами Узбекистана, около трети пришлось на уроженцев Таджикистана. Часть из них получают российское гражданство.
При этом многие новые граждане из Средней Азии едва владеют русским языком и совершенно не знакомы с русской культурой. Почему так происходит? Дело в том, что некоторые федеральные вузы передают право проведения экзамена на знание русского языка в соответствии с договором оказания услуг коммерческим центрам, имеющим право на ведение образовательной деятельности. В некоторых центрах сдача экзамена носит формальный характер, и сертификат получают все, кто оплатил сдачу экзамена*.
Несмотря на то, что квоты на выдачу РВП (составляемые на основе заявок субъектов РФ) ежегодно сокращаются, число получающих гражданство ежегодно увеличивается. Это происходит за счёт участников упрощённых программ, большинство из которых позволяют получать гражданство вне выделенных Правительством РФ квот. Таким образом, процесс выдачи гражданства является стихийным и неконтролируемым.
В последние годы этнический состав участников программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, серьёзно изменился. Именно по этой причине в феврале 2022 года власти Калужской области приняли решение о выходе региона из данной программы. В качестве причины губернатор региона Владислав Шапша привёл статистические данные, подтверждающие, что доля славянских народов среди участников программы снизилась с 80% до 17%. Сейчас большую часть участников составляют жители стран Средней Азии и Закавказья.
Губернатор Шапша также сообщил, что он без предупреждения приехал в многофункциональный миграционный центр (МФЦ) в Боровском районе и пообщался с мигрантом, который русским языком явно не владеет, однако имеет сертификат о знании языка и после этого принял соответствующее решение.
Проблема эта не нова – ещё в 2010 году половина трудовых мигрантов, работающих в Москве, не знали русского языка, о чём говорил заместитель руководителя столичного департамента труда и занятости населения Георгий Тимофеев. С тех пор ситуация если и изменилась, то в худшую сторону.
В отличие от украинцев и белорусов, которые живут в странах, близких России по социокультурной среде, и легко адаптируются в РФ, мигранты-мусульмане из Средней Азии в большинстве своём плохо знают русский язык, не знакомы с местной культурой и традициями, имеют низкий уровень квалификации. Для мигрантов из мусульманских стран и в России, и в Европе характерно отсутствие стремления к ассимиляции и культурные и религиозные противоречия с населением принимающей страны.
Ещё одной проблемой является то, что многие новые граждане России имеют двойное гражданство. Но об этом – ниже.
Граждане с двойным гражданством – какова их идентификация?
Двойное и множественное гражданство в современном мире достаточно распространённая практика. Во многих европейских государствах, например, таких как Португалия, Греция, Ирландия, Румыния, разрешено иметь двойное гражданство. Однако такая практика распространена не везде – некоторые европейские страны весьма последовательны в недопущении ситуации многогражданства.
В частности, не допускается ни второго, ни двойного гражданства в Германии и Австрии (но при соблюдении ряда условий разрешается сохранить гражданство страны ЕС, Швейцарии, России), ограничена такая практика в Словении (там действует принцип Jus Sanguinis – гражданство «по крови»). Запрещено иметь двойное гражданство и в Белоруссии. В России, как уже было сказано выше, никаких ограничений на двойное гражданство и на получение второго гражданства нет – при получении российского паспорта отказываться от другого гражданства не нужно.
В некоторых случаях – например, с наличием второго гражданства Украины, которое автоматически есть у жителей Донбасса и новых российских территорий или, например, дружественной Белоруссии, наличие двойного гражданства оправдано. Но как квалифицировать наличие второго гражданства Таджикистана, Узбекистана, Израиля, Кипра и т. д.?
Возникает главный вопрос – какую страну человек, имеющий двойное гражданство, считает своей родиной? С какой себя ассоциирует? И самое главное – идентифицирует ли он себя как русского или нет?
Недавняя история с таджикскими подростками и их «старшими братьями», которые избивали русских детей в Самаре, а впоследствии обматерили губернатора Дмитрия Азарова, который призывал к «многонациональной дружбе», явно демонстрирует, что с русскими себя «новые граждане» и потенциальные новые граждане явно не ассоциируют.
Представители таджикской диаспоры, которых цитируют СМИ (кстати, а каков их правовой статус?), сами признаются, что
«не все приезжие объясняют в должной мере своим детям, как себя вести в чужой стране, некоторые из них не соблюдают закон и не уважают чужие традиции.»
Это же касается и многих новых граждан.
Мигранты из Средней Азии, получающие гражданство, несут с собой идеи национальной и религиозной исключительности, образуют закрытые сообщества и не готовы принять действующие в государстве законы и традиции. Приведём данные, которые публиковались в работе старшего преподавателя кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций, Сибирского федерального университета г. Красноярск Артёма Задорина относительно адаптации мигрантов-киргизов.
Следуя данным опросов, киргизы выбирают спутника жизни почти всегда из своих (киргизов). Или же из наций со сходной культурой, например, казахов и узбеков. Не оказалось ни одного респондента, у кого супруг русский. Межэтнических браков у киргизов в принципе мало, особенно у женщин.
Другой опрос продемонстрировал, что у киргизов в Красноярске не распространены традиции смешанных браков. У большинства респондентов (87,7%) оба родителя киргизы. Также среди предков, кроме киргизов, встречаются узбеки, казахи, туркмены, татары, которые в общей сложности дают 9,4 %. По вероисповеданию представители этих народов являются мусульманами. Практически не встречаются среди предков респондентов славяне: лишь у 0,9 % опрошенных среди предков есть украинцы. Всё это говорит об отсутствии ассимиляционных тенденций**.
То же самое можно сказать и о мигрантах из других стран Средней Азии. Как следует из данных социологических исследований, таджикские мигранты предпочитают селиться и проживать среди своих соотечественников. На вопрос «где вы чаще всего живёте, когда находитесь в другой стране?» большинство таджиков-мигрантов (52,4 %) ответили, что у друзей или родственников, приехавших на работу. Кроме того, на вопрос «в какой среде должны находиться дети мигрантов при переезде в другую страну?» большинство ответило, что среди детей своей национальности, чтобы воспитываться в своей культуре и говорить на своём языке***.
В исследовании доктора политических наук М. Ю. Ежовой на основании данных социологических опросов делается вполне однозначный вывод – поскольку взаимоотношения в рамках своей этнической группы играют определяющую роль, дети мигрантов, даже рождённые на территории Российской Федерации, будут идентифицировать себя со страной происхождения своих родителей. По мнению самих мигрантов, залогом успешной адаптации на новом месте является наличие в стране пребывания родственников или соотечественников.
Но тогда возникает вопрос – с какой целью мигранты получают гражданство РФ?
Что значит гражданство России для «новых граждан» и зачем они переезжают в Россию?
Исследования показывают, что, например, жители Таджикистана практически не рассматривают выезд из страны и проживание в другом государстве по причинам, не связанным с трудовой деятельностью. То есть основной мотивацией мигрантов из Средней Азии для переезда в Россию является, в первую очередь, устройство на работу. По этой причине неудивительно, что большинство мигрантов едут в большие города.
Однако представители этносов из стран Средней Азии приобретают российское гражданство не только с целью жить и работать в России. Многих привлекает возможность получения пособий на детей и назначение пенсий. Вопреки определению Конституционного суда РФ от 25 января 2018 г. № 175-О4, в ряде субъектов РФ получившие гражданство получают материнский капитал за детей, которые родились до приобретения родителями российского гражданства.
После повышения выплат родителям, имеющим 3-4 детей, стало невыгодным работать «по-белому» на низкооплачиваемой работе. Если доход на членов семьи выше прожиточного минимума, семья не получит выплату, которая назначается в размере до регионального прожиточного минимума на ребёнка. На семью с тремя детьми ежемесячные выплаты составляют 40,5 тыс. рублей в месяц, на семью с четырьмя – 54 тыс. рублей в месяц.
Главный специалист министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области, кандидат исторических наук Николай Мязин справедливо отмечает, что в существующей модели развития России значительные средства вкладываются не в улучшение образования, медицины, уменьшение диспропорций развития между регионами, а в привлечение новых граждан, которые становятся основными получателями социальных выплат.
«Ни в одной стране мира, кроме России, гражданство в упрощенном порядке не выдается людям, не принадлежащим к народам, традиционно проживающим в границах государства. Кроме того, в нашей стране гражданство получают люди, не владеющие государственным языком. Можно предположить, что в России основной причиной отсутствуя отбора при получении гражданства является желание ответственных за вопросы демографической политики ведомств отчитаться о своей работе, приводя большие статистические показатели*»,
— пишет Мязин.
Как указывают современные исследователи, в регионах России формируется субкультура мигрантов-прагматиков, которые относятся к территориям как к потенциальному экономическому ресурсу, а не среде обитания. Формируется так называемая «культура прагматизма», то есть получение двойного гражданства для более лёгкого пребывания в России, но сохранение крепких этнических связей****.
Таким образом, «новые граждане» из Средней Азии в подавляющем большинстве не считают Россию своей родиной, а рассматривают её исключительно как ресурс. Они не намерены отказываться от своего гражданства (Таджикистана, Узбекистана и т. д.) и сохраняют устойчивые связи с диаспорами и соотечественниками.
В качестве заключения
Некоторые «диванные патриоты» полагают, что «сейчас не время для того, чтобы поднимать подобные вопросы. Вот после СВО…». Они не понимают, что будущее определяется сегодня. Именно от действий или бездействий, которые происходят сейчас, определяется дальнейшее движение. Отсутствие внятной миграционной политики в субъектах РФ и невнимание властей к миграционным процессам может привести к печальным последствиям для России и русского населения.
На данный момент всё идёт к тому, что, вдруг проснувшись спустя 30 лет, в 2053 году, вы, выйдя на улицу в крупном российском городе, увидите только смуглолицых мужчин с ваххабитскими бородами, женщин в хиджабах и мечети с полумесяцем на каждой улице. Именно к такому будущему мы на данный момент и движемся.
Если говорить о проблеме множественного гражданства, то возможность иметь двойное гражданство даёт «новым гражданам» из Средней Азии право оставаться приверженцем своей исторической родины и с презрением относиться к России и её коренному населению, в первую очередь, русским. Они не стремятся к ассимиляции, не принимают русской культуры и достаточно агрессивно реагируют на замечания, которые им делают. Подавляющая их часть исповедует ислам.
Новым гражданам России, имеющим украинское гражданство, достаточно проблематично от него отказаться (для того чтобы прекратить гражданство Украины, российский гражданин должен был подать заявление лично в Консульство, а отказ по упрощённой схеме в РФ на Украине всё равно будет недействительным), и двойное гражданство оправдано. То же самое можно сказать о гражданах дружественной Белоруссии.
Однако чем можно оправдать двойное гражданство со странами Средней Азии, такими как Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, или другими, порой отнюдь не дружественными государствами – США, Финляндией, Болгарией и т. д.? Получая/имея паспорт нескольких стран, с какой именно страной себя ассоциирует человек? Какую страну считает своей родиной? Не следует ли отказаться от практики двойного гражданства/многогражданства?
В завершение хотелось бы привести ещё один настораживающий факт. Получая российское гражданство, «новые граждане» из Средней Азии массово закупаются оружием. На это, в частности, обращал внимание член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Для чего «новым русским» таджикам и узбекам оружие? С какими целями они его собираются использовать? Вопрос остаётся открытым.
Так или иначе, из вышеизложенного ясно одно – практику бесконечного завоза мигрантов из стран Средней Азии и Закавказья нужно прекратить, потому что это вопрос безопасности, вопрос нашего будущего. России следует максимально ужесточить миграционное законодательство и отменить бесконтрольное предоставление российского гражданства.
Примечания:
*Мязин Н. Проблема миграции населения из стран ближнего зарубежья в Российскую Федерацию// «Теория и практика общественного развития» 2022, №12.
**Задорин А.В. Мотивация и адаптация мигрантов из Средней Азии в крупном сибирском городе (на примере киргизов г. Красноярска) [Электронный ресурс] : магистерская диссертация : 46.04.01 / А. В. Задорин. – Красноярск : СФУ, 2020.
***Ежова М. Ю. Гражданство и формирование гражданской идентичности в постсоветской России и Таджикистане (сравнительный политико-правовой анализ): дис. … докт. полит. наук. М., 2020.
****Черепанова М.И., Максимова С.Г. Национальная безопасность в приграничных регионах России: натурализация мигрантов в принимающих сообществах.
Автор:Виктор Бирюков
Материал взят: Тут