Mavegda
ВИНОВНИЦА ГИБЕЛИ 14 ДЕТЕЙ ВЫШЛА ПО УДО. А СПАСАВШИЕ ПОДРОСТКОВ ОТСИДЯТ ПО ПОЛНОЙ? ( 3 фото )
ZAMIR USMANOV/RUSSIAN LOOK/GLOBALLOOKPRESS
Бывшая директор печально известного лагеря "Сямозеро" Елена Решетова вышла на свободы из тюрьмы, куда её отправили, признав виновной в гибели четырнадцати детей. Сроки недавно получили и спасавшие подростков инструкторы, чем общественность оказалась по понятым причинам возмущена. Если приговор не удастся успешно обжаловать, высока вероятность, что парням придётся отсидеть, что называется, от звонка до звонка.
Погубила 14 детей и вышла по УДО
Летом 2016 года в туристическом лагере "Сямозеро" (Карелия) произошла трагедия - несмотря на штормовое предупреждение, группа детей в сопровождении взрослых отправилась в поход на лодках. В условиях начавшейся грозы лодки перевернулись, 14 детей из 47 погибли. Выяснилось, что детям не выдавались спасательные жилеты нужных размеров, а одна лодка вообще была неисправна и к тому же перегружено.
В марте 2019 года суд признал ответственной за случившееся бывшего директора лагеря "Сямозеро" Елену Решетову. Доказана её вина в оставлении людей в опасности и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, что привело к смерти двух и более человек. Она получила 9,5 года тюрьмы. Но не отсидела их полностью, поскольку была условно-досрочно освобождена.
БЫВШИЙ ДИРЕКТОР ЛАГЕРЯ "СЯМОЗЕРО" ЕЛЕНА РЕШЕТОВА. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ VESTI KARELIA
Решетова оказалась на свободе уже в конце августа 2023 года. Об этом журналисты узнали от Валентины Романовой, матери одного из погибших на Сямозере подростков. По словам Романовой, виновная в гибели детей женщина воспользовалась своим правом на условно-досрочное освобождение (УДО), сократив срок своего заключения почти на год:
"Решетова не досидела 10 месяцев и 14 дней до конца срока. […] За что вы её сейчас выпустили? 14 жизней, 14 детей!"
Мать одной из жертв трагедии уверена, что Решетова должна была отсидеть до конца и без того не слишком продолжительный (с учётом количества погибших) срок:
"Решетова получила восемь каких-то грамот, танцевала и пела, вязала варежки в колонии. Чёрным по белому написано, что у неё положительная характеристика. […] Но должна же быть голова у суда на плечах".
А что чиновники?
17 мая прошлого года Басманный суд Москвы признал виновными в халатности заместителя руководителя столичного департамента труда и соцзащиты Татьяну Барсукову и начальницу профильного управления департамента Елену Семкину. Их признали виновными в халатности. В судебном процессе было доказано, что обе в должной мере не проконтролировали составление и исполнение контракта на отдых детей, 14 их которых погибли и 30 пострадали.
А вот бывшего главу карельского управления Роспотребнадзора Анатолия Коваленко и врио главы ведомства Людмилу Котович суд оправдал в марте 2021-го года. Они были признаны невиновными по предъявленному им обвинению за отсутствием в деянии состава преступления. Гособвинение требовало в отношении двух фигурантов по шесть лет колонии-поселения.
КОТОВИЧ В СУДЕ ЗАЯВЛЯЛА, ЧТО ВИНУ НЕ ПРИЗНАЁТ. ФОТО: СКРИНШОТ WWW.YOUTUBE.COM/@---7561
Суд объяснил оправдательное решение тем, что проведенные Роспотребнадзором проверки были исчерпывающими в рамках действующего на тот момент законодательства. Выданный региональным управлением ведомства документ с указанными недочётами, требующими исправления в работе детского оздоровительного лагеря, носил рекомендательный характер.
"Обеспечение безопасности водных походов не входит в компетенцию Роспотребнадзора",
- указали в суде.
Судья Марина Носова также добавила, что Роспотребнадзор не является гарантом комфортного детского отдыха и не проводил экспертизу программ, которые реализовывали в лагере.
По полной ответят… инструкторы?
Но это ещё не всё. После семи лет судебных разбирательств двоих инструкторов лагеря, студентов-практикантов педагогического колледжа, которые были с детьми в походе, на днях приговорили к реальным срокам: Валерия Круподерщикова – к 6 годам колонии со штрафом 37 млн рублей в пользу пострадавших. Он даже не был сотрудником лагеря и не принимал решения об отправке в поход. Он сам тонул и спасал детей.
Ещё один сопровождающий группы Павел Ильин получил 5 лет колонии и должен выплатить штраф 17 млн рублей.
Решение суда шокировало, наверное, всю страну, потому что эту трагедию невозможно забыть. Парни могли погибнуть, не бросили детей, боролись за их жизни, но остались виноватыми. Родственники обоих будут подавать апелляцию и собирают деньги на адвокатов.
"Наш "гуманный и справедливый суд" отпустил на свободу чиновников, которые изначально разрешили открыть лагерь с огромными нарушениями. А мальчишек, которых заставили уйти в этот поход для того, чтобы освободить места в лагере для новых заездов, через 7 лет, через 7 судов, через трёх судей так жестоко наказали и сломали им жизнь,"
– пишут комментаторы в соцсетях. Люди называют этот приговор "ужасным, абсурдным и заказным".
Что с того?
Так не пора ли пересмотреть правила предоставления условно-досрочного освобождения, особенно по тем преступлениям, которые касаются жизни, здоровья и безопасности детей?
"Есть преступления, по которым не должны давать УДО. Это всё, что касается причинённого вреда несовершеннолетним. Чтобы люди, которые отвечают за детей, должным образом исполняли свои обязанности: боялись кормить их просрочкой в столовых, подвергать их жизнь другим опасностям, допускать к ним воспитателями осуждённых за педофилию и так далее",
– считает председатель общественной организации "Право на оружие" Вячеслав Ванеев.
Законодательство пора менять, вопрос давно назрел. Эксперт обратил внимание на парадокс: суд проявляет гуманность в случае с массовой гибелью детей, но когда речь идёт о необходимой самообороне, всё почему-то очень жёстко.
"Человек, отправивший детей на верную смерть, получает меньше 10 лет и досрочно выходит на свободу. Но если вы будете защищаться и случайно убьёте нападавшего, у вас есть все перспективы сесть в тюрьму в среднем на восемь лет. И нет никаких шансов выйти по УДО, потому что необходимое условие для этого – признать свою вину. А реально невиновные не хотят раскаиваться в том, чего не совершали. Получается, закон их репрессирует",
– говорит эксперт.
Проблема шире. Непонятны основания, по которым судья решает, достоин тот или иной осуждённый досрочного освобождения или нет. Вопрос непрозрачности УДО периодически поднимается общественностью. Даже проводились круглые столы с прокуратурой и судьями. Об этом Царьграду рассказал глава Общественной наблюдательной комиссии Игорь Омельченко:
"Есть такие случаи, когда человеку вообще не положено УДО, а он с кучей нарушений выходит на свободу. А людей, которым оно положено, наоборот, не выпускают. Мы спрашивали прокуроров и судей: как можно, не зная человека, определить, встал он или не встал на путь исправления? Прокуроры и судьи сказали, что они независимы и так видят".
Инициировать изменения в законодательстве может любое общественное объединение. Собрать круглый стол, обсудить вопрос и направить свои предложения региональным депутатам. Они, в свою очередь, внесут их в Госдуму. Ничего сложного в процедуре нет. Надо действовать.
Взято: Тут
325