strannik
Его как будто и не было вовсе ( 4 фото )
Не могу сказать, что Глеб Панфилов был моим любимым режиссёром, но он был одним из самых уважаемых и ценимых мною мастеров. За всю свою долгую карьеру, насколько мне известно, он не сделал ни одного плохого, неудачного фильма. Почти у всех художников бывают провалы. У Глеба Панфилова провалов не было.
Даже его проходные фильмы были, как минимум, хороши. Впрочем... Его последние фильмы я не видел, поскольку не мог преодолеть неприязни к творчеству Александра Солженицына. Но, зная, как Панфилов обошёлся с «Матерью» М.Горького, вполне могу допустить, что он реально сделал из дерьма конфетку, из графоманской белиберды умное зрелище.
Как бы там ни было, на счету этого художника как минимум четыре шедевра – «В огне брода нет», «Начало», «Васса», «Мать». Не знаю, можно ли включить в число шедевров прекрасный фильм «Прошу слова», поскольку эта прекрасная умная картина настолько плотно слита с той эпохой и с тем местом, в котором она была сделана, что, пожалуй, непонятна зрителям, не знающим контекста.
«В огне брода нет» - лучший фильм про гражданскую войну, причём, про любую гражданскую войну, не только российскую. И это же один из лучших фильмов о судьбе художника, о самосожжении поэта . Возможно, я пристрастен, но мне работа Панфилова кажется более глубокой, более жёсткой (и напрочь лишённой самолюбования), чем прославленный, действительно гениальный «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского и Андрона Михалкова-Кончаловского.
«Начало» посвящено сложнейшей проблеме жизни после звёздного часа, и творчеству, и вообще много чего есть в этом фильма, и вообще... это уровень Ингмара Бергмана. Примерно, как если бы у Бергмана прорезалось чувство юмора и способность смеяться над собой, не теряя глубины и ясности.
«Васса» - один из лучших, совершеннейших фильмов, что я видел, и если я скажу, что он подобен «Леопарду» и "Чувству" Висконти, это не будет преувеличением.
«Мать» примыкает к «Вассе», образуя своеобразную дилогию. Эти два фильма комментируют и дополняют друг друга, создавая своеобразный «горьковский» метатекст и вызывая горькое сожаление, что Панфилов не экранизировал тексты Антона Чехова.
Надо сказать, что никто из отечественных художников, режиссёров и писателей, не приближался к Чехову настолько близко. Панфилов совпадал с Чеховым и по эстетической позиции, и по моральным воззрениям и по интеллектуальному уровню. Даже в идеологии Чехова и Глеба Панфилова мы видим полное совпадение. Чехова принимали за «прогрессиста» и «демократа», хотя Чехов был последовательно аполитичен. Точно также Панфилова считали «диссидентом», в то время, как он был скептичен и полностью равнодушен к просоветской и антисоветской идеологиям.
Мне хочется думать, что грядущие поколения «откроют» Глеба Панфилова, как были переоткрыты Абрам Роом, Макс Офюльс и Фридрих Вильгельм Мурнау. Но я не совсем уверен, что это будет. Глеб Панфилов не был сенсационным художником. Его высоко ценили, но не любили. Он был слишком трезв, слишком ироничен, слишком умён, чтобы вызывать любовь в своему творчеству. Обычно любят тех мастеров, на чей счёт заблуждаются. А Глеб Панфилов не оставлял возможности заблуждаться на свой счёт.
Даже его проходные фильмы были, как минимум, хороши. Впрочем... Его последние фильмы я не видел, поскольку не мог преодолеть неприязни к творчеству Александра Солженицына. Но, зная, как Панфилов обошёлся с «Матерью» М.Горького, вполне могу допустить, что он реально сделал из дерьма конфетку, из графоманской белиберды умное зрелище.
Как бы там ни было, на счету этого художника как минимум четыре шедевра – «В огне брода нет», «Начало», «Васса», «Мать». Не знаю, можно ли включить в число шедевров прекрасный фильм «Прошу слова», поскольку эта прекрасная умная картина настолько плотно слита с той эпохой и с тем местом, в котором она была сделана, что, пожалуй, непонятна зрителям, не знающим контекста.
«В огне брода нет» - лучший фильм про гражданскую войну, причём, про любую гражданскую войну, не только российскую. И это же один из лучших фильмов о судьбе художника, о самосожжении поэта . Возможно, я пристрастен, но мне работа Панфилова кажется более глубокой, более жёсткой (и напрочь лишённой самолюбования), чем прославленный, действительно гениальный «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского и Андрона Михалкова-Кончаловского.
«Начало» посвящено сложнейшей проблеме жизни после звёздного часа, и творчеству, и вообще много чего есть в этом фильма, и вообще... это уровень Ингмара Бергмана. Примерно, как если бы у Бергмана прорезалось чувство юмора и способность смеяться над собой, не теряя глубины и ясности.
«Васса» - один из лучших, совершеннейших фильмов, что я видел, и если я скажу, что он подобен «Леопарду» и "Чувству" Висконти, это не будет преувеличением.
«Мать» примыкает к «Вассе», образуя своеобразную дилогию. Эти два фильма комментируют и дополняют друг друга, создавая своеобразный «горьковский» метатекст и вызывая горькое сожаление, что Панфилов не экранизировал тексты Антона Чехова.
Надо сказать, что никто из отечественных художников, режиссёров и писателей, не приближался к Чехову настолько близко. Панфилов совпадал с Чеховым и по эстетической позиции, и по моральным воззрениям и по интеллектуальному уровню. Даже в идеологии Чехова и Глеба Панфилова мы видим полное совпадение. Чехова принимали за «прогрессиста» и «демократа», хотя Чехов был последовательно аполитичен. Точно также Панфилова считали «диссидентом», в то время, как он был скептичен и полностью равнодушен к просоветской и антисоветской идеологиям.
Мне хочется думать, что грядущие поколения «откроют» Глеба Панфилова, как были переоткрыты Абрам Роом, Макс Офюльс и Фридрих Вильгельм Мурнау. Но я не совсем уверен, что это будет. Глеб Панфилов не был сенсационным художником. Его высоко ценили, но не любили. Он был слишком трезв, слишком ироничен, слишком умён, чтобы вызывать любовь в своему творчеству. Обычно любят тех мастеров, на чей счёт заблуждаются. А Глеб Панфилов не оставлял возможности заблуждаться на свой счёт.
Взято: Тут
614