Рецензия на «Звездные войны: Последние джедаи» ( 13 фото )
- 22.12.2017
- 982
Я не фанат «Звездных войн», но эта киновселенная мне не безразлична. Периодически уже вышедшие эпизоды, конечно, не пересматриваю, однако новые части стараюсь не пропускать. Вот и знакомство с «Последними джедаями» я, признаться, не собиралась откладывать в долгий ящик. К тому же предыдущий фильм оставил много вопросов, ответы на которые очень хотелось получить. Первые рецензии не позволяли понять, удался ли восьмой эпизод или нет. Одни авторы не скупились на похвалу, другие были настроены скептически, но все они твердили буквально в унисон: он по-любому лучше «Пробуждения силы». Этого оказалось достаточно, чтобы убедить меня отправиться в кинотеатр, а не ждать появления версии в качестве сами знаете где. По окончании сеанса из зрительного зала я выходила несколько... ошарашенная. От «Последних джедаев» я ждала всякого, но точно не того, что увидела.
События фильма начинаются почти с того самого момента, на котором закончилось «Пробуждение силы». База Первого ордена «Старкиллер» уничтожена, но его военное и численное превосходство над силами Сопротивления продолжает сохраняется. По этой причине последние, даже одержав значимую победу, все равно вынуждены обороняться, а потом и вовсе спасаться бегством от преследующей их флотилии неприятеля под командованием Кайло Рена и генерала Хакса. Тем временем Рей пытается убедить Люка Скайуокера взять ее в ученицы, а легендарный рыцарь-джедай, в свою очередь, всячески старается дать домогающейся его внимания девице понять: с наставничеством он завязал наглухо и никаких уроков ей не светит. Ну и пока Рен играет в казаки-разбойники с сопротивленцами, а Рей бегает за игнорирующим ее Люком, Верховный правитель Сноук потихоньку начинает реализовывать свой глобальный мегаплан по тотальному избавлению вселенной от Светлой стороны силы. Такова общая сюжетная канва восьмого эпизода, сценарий к которому, кстати, создавался не в недрах Lucasfilm, а Райаном Джонсоном практически в одно лицо. Он же потом им самим написанное и срежиссировал. Выходит, прежде всего ему мы обязаны тем, что в итоге получилось.
А получился, в принципе, вполне достойный блокбастер с массой зрелищных сцен и всевозможными чудесами на виражах. Непременные для жанра пиу-пиу-пыщ-пыщ-пыщ и бах-бах-клац-клац присутствуют в изобилии. Спецэффекты и компьютерная графика на уровне. Жесткие схватки и перестрелки перемежаются лихими погонями, и все это сопровождается шутками и забавными ситуациями, в которых оказываются герои. Происходящее на экране не раз вас улыбнёт, а то и вовсе заставит хохотать в голос. Серьезные разговоры и чуток (вот прям совсем немножко) романтики тоже завезли – действительно, не все же бегать, хохмить и палить из бластеров. Неожиданные сюжетные повороты и откровения сумеют удивить, причем даже тех, кто в ожидании фильма добросовестно следил за разнообразными фанатскими теориями и догадками. (По правде говоря, ни одна из них не подтвердилась.) Самый длинный из всех эпизодов саги смотрится на одном дыхании. Два с половиной часа пролетают как один миг и оставляют после себя чувство... будто вы ошиблись сеансом. Шли на «Star Wars», а попали на что-то типа «Marvel представляет...»
Главная проблема «Последних джедаев» заключается в следующем: это хороший космический боевик и плохие «Звездные войны». Наверное, самые плохие из всех девяти («Изгоя-один» я тоже посчитала). Восьмой эпизод больше похож на пародию (или фанфик), нежели на продолжение. И дело даже не в копировании ситуаций и локаций из оригинальной трилогии (а без этого, как вы понимаете, не обошлось) с последующим их переиначиванием, не в фансервисе и не в отсылках к тем или иным знаковым элементам лора. Сама атмосфера происходящего на экране смахивает, скорее, на фарс, чем на полную драматизма борьбу Добра со Злом. Добро предстает то гротескным, то комично-глуповатым, то до абсурда всемогущим, но все же не настолько, чтобы серьезно навалять Темной стороне. Эпично слить атаку на дредноут Первого ордена вследствие полной несогласованности действий истребителей и бомбардировщиков, нарушить четкие инструкции, понадеявшись на невесть какой авось, и потом с выпученными глазами удирать от толпы штурмовиков, бездарно терять людей, но все равно верить, будто только лобовые атаки спасут галактику – да, с тактическим мышлением, не говоря уже про стратегическое, и продумыванием своих действий хотя бы на полшага вперед у героев Сопротивления наблюдаются боооольшие сложности. И хотя командование в лице генерала Леи Органы и ее заместителей вроде пытается воевать не только посредством бесшабашного безрассудства, их обманные ходы рождают непонимание и недоверие со стороны подчиненных. Так решение бросить боевой крейсер на растерзание Ордену и всем дружно смыться на транспортниках в иную систему есть не предательство, а отвлекающий маневр, призванный сберечь личный состав? О_о Эвон как оно все мудрено-то у вас, ребята!
Джедаи оказываются не многим лучше рядовых сопротивленцев. Те, кто с нетерпением ждал возвращения легендарного Скайуокера из оригинальной трилогии, рискуют быть разочарованы. Ни нового Йоды, ни Оби-Вана из него не вышло. Он больше напоминает эксцентричного сенсея из какого-нибудь комедийного фильма про мастеров восточных единоборств. Причина его странностей раскрывается, но сопереживать ему совершенно не тянет, ибо малодушие и трусливое бегство от проблем вовсе не те качества, которые ожидаешь обнаружить в рыцаре-джедае. Дополнительно впечатление от Люка портят не к месту вставленные в сцены с ним гэги, убивающие весь драматизм ситуации и заставляющие думать, будто многолетнее одиночество, помноженное на психологическое самобичевание, не прошло для старика бесследно и отразилось на его адекватности. Можно, конечно, сколько угодно восторгаться актерским мастерством Марка Хэмилла, убедительно сыгравшего опустившегося, замкнувшегося в себе Люка, но вопрос-то на самом деле в другом: таким ли вообще должен был он стать, даже несмотря на все пережитое? Лишь под самый занавес пожилому джедаю дают шанс реабилитироваться в глазах зрителей и фанатов.
Юная Рей... Новая надежда галактики... Обладательница невероятной Силы, мастерица мечного боя от природы (ибо дерется она виртуозно, хотя никто ее толком не обучал) к тому же владеющая телекинезом похлеще старины Йоды... Как там писалось в некоторых рецензиях? Рей наконец-то перестала походить на Мэри Сью?.. Ну, нет. Не перестала. Это все та же непобедимая и по определению поступающая правильно мадмуазель, способная утереть нос прошедшему нехилую подготовку Кайло Рену и наставить на путь истинный самого Люка Скайуокера. Откуда она такая взялась? «Последние джедаи» поведают нам тайну ее рождения, но очередной вариации на тему потерянной «принцессы», выросшей среди нищих, сразу предупрежу, не ждите. Стараясь избежать набившей оскомину мыльной оперы, Джонсон впал в иную крайность и все упростил до абсурда. Наверное, сочиненная им предыстория главной героини смотрелась бы свежо и к месту, если б то были не «Звездные войны» – подобного рода сагам неуместная в большинстве случаев возвышенность и пафосность к лицу.
Происхождение Рей непосредственно связано с новой пантеистической трактовкой природы Силы, которая вроде как утверждается в восьмом эпизоде... Полагаю, можно до хрипоты спорить, насколько она канонична и лорна, однако основная проблема упомянутой субстанции в «Последних джедаях» заключается, на мой взгляд, в другом. Из нее сделали универсальную затычку сюжетных дыр и дежурный рояль в кустах. Если ситуация безнадежная и спасти может только чудо, то оно почти незамедлительно является в кадр в виде человека, владеющего Силой. Мощный взрыв привел к разгерметизации корпуса корабля, и важного для сюжета персонажа через пробоину выкинуло в открытый космос? Сила вернет его обратно, живого и почти невредимого. Надо провернуть дистанционное и красивое убийство? Сила и рукоять светового меча под нужным углом повернет, и врубит его в нужный момент. Шагоходы Первого ордена наступают, тесня сопротивленцев? Нет, против них Силу применить никак нельзя, иначе герои Светлой стороны лишатся возможности в очередной раз явить миру свой подвиг камикадзе. Впрочем, наступать железные махины будут нарочито медленно, дабы у мчащихся на всех парах в лобовую атаку пилотов хватило времени переговорить и о том, и о сем, и вообще обо всем, а у зрителей, застывших в ожидании развязки, руки бы забыли к стаканам с попкорном тянуться и челюсти свело от напряжения. А вот когда до полного уничтожения фракции Добра останется один прицельный выстрел из мегапушки, Сила тут же вмешается, заставит Зло поумерить свой пыл и выставит его на посмешище.
Вообще со Злом в восьмом эпизоде дела обстоят как-то печально. Его попросту слили, бездарно и беспощадно. Больше всех не повезло Верховному правителю Сноуку. Сказать, что второго Палпатина из него не получилось, значит, не сказать ничего. Лорд Сидиус был, конечно, гадом, но гадом умным и харизматичным. Он виртуозно запудрил мозги Энакину, грамотно сыграл на его слабостях и страхах и в итоге вынудил перейти на Темную сторону добровольно и чуть ли не с песней. Сноук вроде тоже мутил хитроумную многоходовочку, манипулировал и сталкивал лбами союзников и врагов, высокопарно и многословно рассуждал о своем величии и всесилии, но в итоге лишь сумел доказать жизненность одной всем известной поговорки: «На всякого мудреца довольно простоты». Вместо изощренного мастера интриги и могущественно правителя нам, как выяснилось, подсунули самовлюбленного старого дурака с ЧСВ, простирающимся далеко за пределы самой далекой-далекой галактики.
На фоне эпик фейла со Сноуком сюжетная линия Кайло Рена и сам он вселяли большие надежды. Ну, наконец-то, думала я, хоть один нешаблонный и интересный персонаж со своими специфическими, но все же имеющими право на существование оправданиями в пользу выбора Темной стороны, твердый, решительный, рассудительный, опасный и одновременно притягательный. Однако и тут второго Дарта Вейдера не случилось. Незадолго до финала дремавшие в парне комплексы и болезненные воспоминания вырвались наружу, и хладнокровный лидер превратился в истеричного психопата, захлебнувшегося своей ненавистью. «Кайло Рен больше не лох», – прочла я в одной из рецензий перед походом в кино. Точно, подтверждаю, он не лох. Он – злобный псих. Впрочем, это не помешало в итоге развести его как лоха.
С действующими лицами второго плана вышла та же петрушка, что и с ключевыми. Одних не раскрыли, других выставили дурочкáми разной степени недалекости и комичности. Порадовали лишь персонаж Бенисио дель Торо и... BB-8. Исполненный первым продажный вор-взломщик шикарен в своей беспринципности и умении извлекать выгоду из любой ситуации. Кстати, именно его устами нам намекнули о подлинных причинах гражданских войн, десятилетиями терзающих несчастную далекую галактику, и это, полагаю, не случайно. Второй перестал быть просто забавной бибикающей очаровашкой. Пусть маленький робот не имеет ног и не владеет Силой, но у него есть голова на плечах и стальные яйца. Не знаю, правда, где именно они у него находятся, но то что стальные, сомнений нет. А еще он веселый и находчивый. Пожалуй, самый находчивый среди сопротивленцев. Пока люди коллективно тупят, BB-8 успешно решает проблемы.
Покидая зрительный зал, я все силилась понять: как так получилось, что фильм, вроде бы содержащий в себя полный набор ингредиентов, необходимых для создания достойных «Звездных войн», вышел столь не-звездовойновым? Возможно, дело в пропорциях и по-иному расставленных акцентах. Или в стремлении непременно устроить сформировавшемуся несколько десятилетий назад канону очистительную деконструкцию. Хотя, каковы бы ни были причины, результат, имхо, не оправдал попыток сценариста-режиссера осовременить культовую сагу. Сюжет все равно вторичен, просто отсутствие оригинальных идей постарались замаскировать повсеместным доведением до абсурда идей старых и выдать это за «новое прочтение». Где прежде была драма и накал страстей, теперь почти комедия (только заэкранного гогота не хватает).
За туповатым юморком и разухабистым экшеном совершенно потерялись грустные и по-настоящему трагичные моменты. Потенциально интересные линии взаимоотношений либо были испорчены все тем же неуместным комизмом а-ля дешевый ситком, либо закончились пшиком. Схватки поставлены классно, но воспринимают они именно как шоу, и не выглядят боем не на жизнь, а на смерть. Решение вместить в одну картину несколько сюжетных арок обернулось рваным нарративом и утратой ощущения целостности происходящего. Калейдоскоп энергично сменяющих друг друга сцен, локаций и персонажей мешает сосредоточиться и прочувствовать то или иное событие по полной. Из эпичной саги «Звездные войны» Р. Джонсона превратились в среднестатистический кинокомикс, где погони, перестрелки, спецэффекты и мемообразные шутейки ставятся во главу угла. Вот только сами кинокомиксы уже постепенно уходят от этой модели выстраивания повествования. Каким-то чудом «Логан», «Дедпул», «Стражи галактики», особенно вторые, при всей их зрелищности и современности смогли и в драматизм, и в глубину, а «Последние джедаи», увы, нет.
P.S. Перед походом в кино я зачем-то пересмотрела не только предыдущий, седьмой эпизод, но и «Месть ситхов», и «Новую надежду», и частично «Империя наносит ответный удар». Наверное, не стоило этого делать. Сидела бы сейчас довольная новой частью, умно бы рассуждала о творческом переосмыслении Райаном Джонсоном морально устаревшей за 40 лет существования кинофраншизы, а не гадала бы, как мне развидеть увиденное. Оригинальная трилогия была замечательной. Трилогия-приквел и «Изгой-один» вышли вполне себе хорошими. «Пробуждение силы» – не фонтан, конечно, но терпимо. «Последние джедаи» же... мда... ладно... просто промолчим. Вдруг, девятый эпизод окажется лучше? Говорят, его опять Джей Джей Абрамс снимать будет. Пусть хотя бы не хуже седьмого получится. А если он еще и все несуразицы восьмого толково объяснить сможет, так и вообще прекрасно.
События фильма начинаются почти с того самого момента, на котором закончилось «Пробуждение силы». База Первого ордена «Старкиллер» уничтожена, но его военное и численное превосходство над силами Сопротивления продолжает сохраняется. По этой причине последние, даже одержав значимую победу, все равно вынуждены обороняться, а потом и вовсе спасаться бегством от преследующей их флотилии неприятеля под командованием Кайло Рена и генерала Хакса. Тем временем Рей пытается убедить Люка Скайуокера взять ее в ученицы, а легендарный рыцарь-джедай, в свою очередь, всячески старается дать домогающейся его внимания девице понять: с наставничеством он завязал наглухо и никаких уроков ей не светит. Ну и пока Рен играет в казаки-разбойники с сопротивленцами, а Рей бегает за игнорирующим ее Люком, Верховный правитель Сноук потихоньку начинает реализовывать свой глобальный мегаплан по тотальному избавлению вселенной от Светлой стороны силы. Такова общая сюжетная канва восьмого эпизода, сценарий к которому, кстати, создавался не в недрах Lucasfilm, а Райаном Джонсоном практически в одно лицо. Он же потом им самим написанное и срежиссировал. Выходит, прежде всего ему мы обязаны тем, что в итоге получилось.
А получился, в принципе, вполне достойный блокбастер с массой зрелищных сцен и всевозможными чудесами на виражах. Непременные для жанра пиу-пиу-пыщ-пыщ-пыщ и бах-бах-клац-клац присутствуют в изобилии. Спецэффекты и компьютерная графика на уровне. Жесткие схватки и перестрелки перемежаются лихими погонями, и все это сопровождается шутками и забавными ситуациями, в которых оказываются герои. Происходящее на экране не раз вас улыбнёт, а то и вовсе заставит хохотать в голос. Серьезные разговоры и чуток (вот прям совсем немножко) романтики тоже завезли – действительно, не все же бегать, хохмить и палить из бластеров. Неожиданные сюжетные повороты и откровения сумеют удивить, причем даже тех, кто в ожидании фильма добросовестно следил за разнообразными фанатскими теориями и догадками. (По правде говоря, ни одна из них не подтвердилась.) Самый длинный из всех эпизодов саги смотрится на одном дыхании. Два с половиной часа пролетают как один миг и оставляют после себя чувство... будто вы ошиблись сеансом. Шли на «Star Wars», а попали на что-то типа «Marvel представляет...»
Главная проблема «Последних джедаев» заключается в следующем: это хороший космический боевик и плохие «Звездные войны». Наверное, самые плохие из всех девяти («Изгоя-один» я тоже посчитала). Восьмой эпизод больше похож на пародию (или фанфик), нежели на продолжение. И дело даже не в копировании ситуаций и локаций из оригинальной трилогии (а без этого, как вы понимаете, не обошлось) с последующим их переиначиванием, не в фансервисе и не в отсылках к тем или иным знаковым элементам лора. Сама атмосфера происходящего на экране смахивает, скорее, на фарс, чем на полную драматизма борьбу Добра со Злом. Добро предстает то гротескным, то комично-глуповатым, то до абсурда всемогущим, но все же не настолько, чтобы серьезно навалять Темной стороне. Эпично слить атаку на дредноут Первого ордена вследствие полной несогласованности действий истребителей и бомбардировщиков, нарушить четкие инструкции, понадеявшись на невесть какой авось, и потом с выпученными глазами удирать от толпы штурмовиков, бездарно терять людей, но все равно верить, будто только лобовые атаки спасут галактику – да, с тактическим мышлением, не говоря уже про стратегическое, и продумыванием своих действий хотя бы на полшага вперед у героев Сопротивления наблюдаются боооольшие сложности. И хотя командование в лице генерала Леи Органы и ее заместителей вроде пытается воевать не только посредством бесшабашного безрассудства, их обманные ходы рождают непонимание и недоверие со стороны подчиненных. Так решение бросить боевой крейсер на растерзание Ордену и всем дружно смыться на транспортниках в иную систему есть не предательство, а отвлекающий маневр, призванный сберечь личный состав? О_о Эвон как оно все мудрено-то у вас, ребята!
Джедаи оказываются не многим лучше рядовых сопротивленцев. Те, кто с нетерпением ждал возвращения легендарного Скайуокера из оригинальной трилогии, рискуют быть разочарованы. Ни нового Йоды, ни Оби-Вана из него не вышло. Он больше напоминает эксцентричного сенсея из какого-нибудь комедийного фильма про мастеров восточных единоборств. Причина его странностей раскрывается, но сопереживать ему совершенно не тянет, ибо малодушие и трусливое бегство от проблем вовсе не те качества, которые ожидаешь обнаружить в рыцаре-джедае. Дополнительно впечатление от Люка портят не к месту вставленные в сцены с ним гэги, убивающие весь драматизм ситуации и заставляющие думать, будто многолетнее одиночество, помноженное на психологическое самобичевание, не прошло для старика бесследно и отразилось на его адекватности. Можно, конечно, сколько угодно восторгаться актерским мастерством Марка Хэмилла, убедительно сыгравшего опустившегося, замкнувшегося в себе Люка, но вопрос-то на самом деле в другом: таким ли вообще должен был он стать, даже несмотря на все пережитое? Лишь под самый занавес пожилому джедаю дают шанс реабилитироваться в глазах зрителей и фанатов.
Юная Рей... Новая надежда галактики... Обладательница невероятной Силы, мастерица мечного боя от природы (ибо дерется она виртуозно, хотя никто ее толком не обучал) к тому же владеющая телекинезом похлеще старины Йоды... Как там писалось в некоторых рецензиях? Рей наконец-то перестала походить на Мэри Сью?.. Ну, нет. Не перестала. Это все та же непобедимая и по определению поступающая правильно мадмуазель, способная утереть нос прошедшему нехилую подготовку Кайло Рену и наставить на путь истинный самого Люка Скайуокера. Откуда она такая взялась? «Последние джедаи» поведают нам тайну ее рождения, но очередной вариации на тему потерянной «принцессы», выросшей среди нищих, сразу предупрежу, не ждите. Стараясь избежать набившей оскомину мыльной оперы, Джонсон впал в иную крайность и все упростил до абсурда. Наверное, сочиненная им предыстория главной героини смотрелась бы свежо и к месту, если б то были не «Звездные войны» – подобного рода сагам неуместная в большинстве случаев возвышенность и пафосность к лицу.
Происхождение Рей непосредственно связано с новой пантеистической трактовкой природы Силы, которая вроде как утверждается в восьмом эпизоде... Полагаю, можно до хрипоты спорить, насколько она канонична и лорна, однако основная проблема упомянутой субстанции в «Последних джедаях» заключается, на мой взгляд, в другом. Из нее сделали универсальную затычку сюжетных дыр и дежурный рояль в кустах. Если ситуация безнадежная и спасти может только чудо, то оно почти незамедлительно является в кадр в виде человека, владеющего Силой. Мощный взрыв привел к разгерметизации корпуса корабля, и важного для сюжета персонажа через пробоину выкинуло в открытый космос? Сила вернет его обратно, живого и почти невредимого. Надо провернуть дистанционное и красивое убийство? Сила и рукоять светового меча под нужным углом повернет, и врубит его в нужный момент. Шагоходы Первого ордена наступают, тесня сопротивленцев? Нет, против них Силу применить никак нельзя, иначе герои Светлой стороны лишатся возможности в очередной раз явить миру свой подвиг камикадзе. Впрочем, наступать железные махины будут нарочито медленно, дабы у мчащихся на всех парах в лобовую атаку пилотов хватило времени переговорить и о том, и о сем, и вообще обо всем, а у зрителей, застывших в ожидании развязки, руки бы забыли к стаканам с попкорном тянуться и челюсти свело от напряжения. А вот когда до полного уничтожения фракции Добра останется один прицельный выстрел из мегапушки, Сила тут же вмешается, заставит Зло поумерить свой пыл и выставит его на посмешище.
Вообще со Злом в восьмом эпизоде дела обстоят как-то печально. Его попросту слили, бездарно и беспощадно. Больше всех не повезло Верховному правителю Сноуку. Сказать, что второго Палпатина из него не получилось, значит, не сказать ничего. Лорд Сидиус был, конечно, гадом, но гадом умным и харизматичным. Он виртуозно запудрил мозги Энакину, грамотно сыграл на его слабостях и страхах и в итоге вынудил перейти на Темную сторону добровольно и чуть ли не с песней. Сноук вроде тоже мутил хитроумную многоходовочку, манипулировал и сталкивал лбами союзников и врагов, высокопарно и многословно рассуждал о своем величии и всесилии, но в итоге лишь сумел доказать жизненность одной всем известной поговорки: «На всякого мудреца довольно простоты». Вместо изощренного мастера интриги и могущественно правителя нам, как выяснилось, подсунули самовлюбленного старого дурака с ЧСВ, простирающимся далеко за пределы самой далекой-далекой галактики.
На фоне эпик фейла со Сноуком сюжетная линия Кайло Рена и сам он вселяли большие надежды. Ну, наконец-то, думала я, хоть один нешаблонный и интересный персонаж со своими специфическими, но все же имеющими право на существование оправданиями в пользу выбора Темной стороны, твердый, решительный, рассудительный, опасный и одновременно притягательный. Однако и тут второго Дарта Вейдера не случилось. Незадолго до финала дремавшие в парне комплексы и болезненные воспоминания вырвались наружу, и хладнокровный лидер превратился в истеричного психопата, захлебнувшегося своей ненавистью. «Кайло Рен больше не лох», – прочла я в одной из рецензий перед походом в кино. Точно, подтверждаю, он не лох. Он – злобный псих. Впрочем, это не помешало в итоге развести его как лоха.
С действующими лицами второго плана вышла та же петрушка, что и с ключевыми. Одних не раскрыли, других выставили дурочкáми разной степени недалекости и комичности. Порадовали лишь персонаж Бенисио дель Торо и... BB-8. Исполненный первым продажный вор-взломщик шикарен в своей беспринципности и умении извлекать выгоду из любой ситуации. Кстати, именно его устами нам намекнули о подлинных причинах гражданских войн, десятилетиями терзающих несчастную далекую галактику, и это, полагаю, не случайно. Второй перестал быть просто забавной бибикающей очаровашкой. Пусть маленький робот не имеет ног и не владеет Силой, но у него есть голова на плечах и стальные яйца. Не знаю, правда, где именно они у него находятся, но то что стальные, сомнений нет. А еще он веселый и находчивый. Пожалуй, самый находчивый среди сопротивленцев. Пока люди коллективно тупят, BB-8 успешно решает проблемы.
Покидая зрительный зал, я все силилась понять: как так получилось, что фильм, вроде бы содержащий в себя полный набор ингредиентов, необходимых для создания достойных «Звездных войн», вышел столь не-звездовойновым? Возможно, дело в пропорциях и по-иному расставленных акцентах. Или в стремлении непременно устроить сформировавшемуся несколько десятилетий назад канону очистительную деконструкцию. Хотя, каковы бы ни были причины, результат, имхо, не оправдал попыток сценариста-режиссера осовременить культовую сагу. Сюжет все равно вторичен, просто отсутствие оригинальных идей постарались замаскировать повсеместным доведением до абсурда идей старых и выдать это за «новое прочтение». Где прежде была драма и накал страстей, теперь почти комедия (только заэкранного гогота не хватает).
За туповатым юморком и разухабистым экшеном совершенно потерялись грустные и по-настоящему трагичные моменты. Потенциально интересные линии взаимоотношений либо были испорчены все тем же неуместным комизмом а-ля дешевый ситком, либо закончились пшиком. Схватки поставлены классно, но воспринимают они именно как шоу, и не выглядят боем не на жизнь, а на смерть. Решение вместить в одну картину несколько сюжетных арок обернулось рваным нарративом и утратой ощущения целостности происходящего. Калейдоскоп энергично сменяющих друг друга сцен, локаций и персонажей мешает сосредоточиться и прочувствовать то или иное событие по полной. Из эпичной саги «Звездные войны» Р. Джонсона превратились в среднестатистический кинокомикс, где погони, перестрелки, спецэффекты и мемообразные шутейки ставятся во главу угла. Вот только сами кинокомиксы уже постепенно уходят от этой модели выстраивания повествования. Каким-то чудом «Логан», «Дедпул», «Стражи галактики», особенно вторые, при всей их зрелищности и современности смогли и в драматизм, и в глубину, а «Последние джедаи», увы, нет.
P.S. Перед походом в кино я зачем-то пересмотрела не только предыдущий, седьмой эпизод, но и «Месть ситхов», и «Новую надежду», и частично «Империя наносит ответный удар». Наверное, не стоило этого делать. Сидела бы сейчас довольная новой частью, умно бы рассуждала о творческом переосмыслении Райаном Джонсоном морально устаревшей за 40 лет существования кинофраншизы, а не гадала бы, как мне развидеть увиденное. Оригинальная трилогия была замечательной. Трилогия-приквел и «Изгой-один» вышли вполне себе хорошими. «Пробуждение силы» – не фонтан, конечно, но терпимо. «Последние джедаи» же... мда... ладно... просто промолчим. Вдруг, девятый эпизод окажется лучше? Говорят, его опять Джей Джей Абрамс снимать будет. Пусть хотя бы не хуже седьмого получится. А если он еще и все несуразицы восьмого толково объяснить сможет, так и вообще прекрасно.
Материал взят: Тут