Иван Сусанин – патриот земли Русской ( 3 фото )
- 11.04.2023
- 2 110
Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914 г.
Иван Сусанин
Имя одного из русских героев обросло легендами и мифами, исследователи, поднимавшие эту тему, создали ряд версий, которые противоречат друг другу.
По официальной версии, которая вошла и мифологию царской династии Романовых, зимой-весной 1613 года новоизбранный государь Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда направился польский отряд, чтобы убить или захватить русского царя. С точки зрения польских панов, законным государем России был королевич Владислав (носил корону «московитов» до 1634 года).
Проводником поляки захватили крестьянина (в другой трактовке, приказчика, вотчинного старосту) Ивана Сусанина. Он увлёк врагов в другое место и с помощью своего зятя Богдана Сабинина предупредил Романовых, которые скрылись в Ипатьевском монастыре. Шляхтичи, поняв, что их обманули, пытали и убили героя. Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото.
Историки спорят о времени подвига: поздняя осень – зима 1612 года, зима – ранняя весна 1613 года. Почти ничего не известно о жизни Сусанина. Простой это был крестьянин или вотчинный староста, как он был связан с Романовыми. Знал ли он об избрании Михаила царем, или это был ещё претендент на престол; знал ли он о настоящем местонахождении Романовых. Действительно ли Романовы были в Домнино, или где-то рядом, или их там не было. Неизвестно и подлинное место гибели Сусанина, его могила. Вопросов много.
Создание официального мифа Романовых
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается жалованная грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…». Эта грамота была неоднократно подтверждена: жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми»), подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723, 1724 и 1731 годов, подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»). Последний документ датируется 1837 годом («Коробовским белопашцам»).
Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила Романова. В «Словаре географическом Российского государства» А. М. Щекатова (1804 год) Сусанин предстаёт как спаситель царской особы. В 1812 году писатель С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования.
Эта традиция была усилена в царствование Николая I, когда проводилась идеология – православие, самодержавие и народность. Также в это время снова вспыхнуло противостояние по линии Россия – Польша (восстание в Царстве Польском). Вышла опера композитора Михаила Глинки «Жизнь за царя». Герою поставили памятник в Костроме – 1851 год, скульптор В. И. Демут-Малиновский. Иван Сусанин изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде.
Стоит отметить, что в СССР миф сохранили. На первом, революционном этапе, когда революционеры уничтожали все «пережитки царизма», памятник Ивану Сусанину в Костроме был разрушен. Но затем, когда Сталин начал восстанавливать полноценные государственные институты, включая историю, Ивана Сусанина вернули в стан народных героев. Но с упором на патриотизм простого человека, когда спасение царя могли даже и не упоминать.
В СССР в 1939 году вышла новая «сталинская» редакция знаменитой оперы Глинки, в её основу легло либретто поэта Сергея Городецкого. Сюжет сильно отредактировали: в опере появились новые герои в лице Минина и Пожарского. Король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить Русское ополчение. Войско оказывается под Костромой, в деревне, где живет крестьянин Иван Сусанин. Поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина.
О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новой редакции ничего не говорилось. Более того, в тексте либретто упоминания о Романове вовсе отсутствовали. По указанию Сталина опера стала называться «Иван Сусанин». С таким сюжетом и названием сочинение прозвучало на всех оперных сценах Советского Союза. То есть легенде придали народный характер.
В 1835 году указом царя Николая I центральная площадь Костромы была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. 14 марта 1851 года в её центре был установлен памятник по проекту академика В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На задней стороне постамента – надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».
Поэзия и реальность
Ещё до революции исследователи отметили, что нет народных преданий об Иване Сусанине, все они носят книжный характер. Поэтому знаменитый дореволюционный историк Николай Костомаров, который изучал эту тему, назвал всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».
Костомаров:
«Страдание Сусанина есть происшествие, само по себе очень обыкновенное в то время. Тогда козаки бродили по деревням и жгли и мучили крестьян. Могло быть, что разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год. Чрез несколько времени зять Сусанина воспользовался им и выпросил себе обельную грамоту».
То есть Сусанин вполне мог быть жертвой не поляков, а русских воров (так тогда называли разбойников).
Видный русский историк, один из основателей классической истории России, Сергей Соловьёв также отмечал, что Сусанина могли замучить не поляки и литовцы, а русские разбойники, казаки. Историки не отмечали больших польских отрядов зимой 1612–1613 гг. в районе Костромы. А вот небольшие банды воровских казаков бродили повсеместно.
Первым Романовым сказка понравилась, и они дали грамоту и денег, подтверждая легенду. Далее придворные церковники, писатели, поэты, художники и композиторы развили идею. В частности, Глинка придумал, как целый полк поляков погиб в лесу от голода и холода. На самом деле польский гарнизон буквально умирал от голода, даже ели друг друга, но не в лесу, а в Московском Кремле, куда их пустили московские бояре (включая Романовых).
В настоящее время, видимо, наиболее близкой стоит считать сталинскую редакцию прочтения подвига Ивана Сусанина. Она народная. Простой человек совершает самопожертвование во имя Родины и народа. На таких Иванах и стоит Русская земля. Остальное – поэзия.
Памятник Сусанину в Костроме. 12-метровый монумент сооружён по проекту московского скульптора Н. А. Лавинского и архитекторов Марковского и Бубнова в 1967 году.
Автор:Самсонов АлександрИспользованы фотографии:https://ru.wikipedia.org/
Материал взят: Тут