Ригас Модас ( 13 фото )
- 07.04.2023
- 2 424
Кинематограф Латвии был самым вестернизированным национальным кинематографом Советского Союза. Для этого были некоторые основания, даже если не учитывать общее для Прибалтики идеологическое отталкивание от совка.
В Риге и окрестностях фильмы снимались уже тогда, когда кино появилось в Российской Империи. Сам Петр Чардынин охотно работал в Латвии. А после распада Империи и образования буржуазной республики в Латвии возник свой кинематограф, ничем не отличавшийся от прочих восточноевропейских кинематографий того периода. Да и кинотеатр в Риге был построен самый что ни на есть суперсовременный!.. Разумеется, в 1940 году рижские режиссёры бежали в Голливуд. Это естественно, и это показывает уровень, на котором находились местные кадры: Голливуд их принял.
В сталинские времена латышского кино не было, а на сохранившейся с довоенных времен технике работали приезжанты из метрополии Райзман, Иванов и Луков. Так что новым началом кинематографа Латвии можно счеть годы десталинизации, когда на сцену вышли Ада Неретниеце, Роланд Калныньш, Алоиз Бренч, Александр Лейманис и Ян Стренч. Был там ещё такой мастер кэмпа, Гориккер, снимавший фильмы-оперы, но это, скорее, из разряда кинокурьёзов, ибо его работы выглядели интеллигентными пародиями на изысканную эстетику Сергея Юткевича. И в 70-е годы обратила на себя снимание вдова Евгения Урбанского, красавица Дзидра Ритенберга, оказавшаяся не менее талантливым и жёстким режиссёром, чем Алоиз Бренч, мастер триллеров.
Так вот, интересно в латышском кино то, что оно было полностью и исключительно развлекательным. Латыши не позволяли себе становиться «авторами» в том смысле, какой в это понятие вкладывали журналисты «Кайе де Синема», и строго соблюдали шаблонные рамки, предлагаемые Министерством Культуры СССР. Позиция этих кинематографистов чем-то напоминает экзистенциальное решение одного из самых талантливых французских режиссёров, Жоржа Лотнера, целиком и полностью посвятившего себя коммерческому кинематографу. Цинизм рижских кинематографистов был искромётно обаятелен - ну скажите, где ещё могли бы снять забавную лирическую комедию о том, что надо быть полным идиотом, чтобы верить в "моральный кодекс строителя коммунизма"? Везде, на каждой из не-латышских киностудий из подобного посыла сделали бы либо разоблачение официозной совковой идеологии либо разоблачение конформизма ("Премия", "Мы, нижеподписашиеся", "Не стреляйте в белых лебедей" и так далее). Но авторы фильма "Мой друг - человек несерьёзный" только мило улыбаются. Им смешно. И такая позиция, между прочим, свидетельствовала об исключительно игровом, ироническом подходе к кинематографу. Даже на постерах к латышским фильмам, что превалирует? Культовые объекты советского потребления - автомобили и телефоны. Ну да, ещё пистолеты и красивые женщины, но это уже гарнир к основному блюду.
Это не значит, что латышское кино было плохим. Напротив, оно было очень хорошим. Если вы шли на фильм студии имени Довженко или на узбекский фильм, вы не могли знать, что вас там, в кинозале, ждёт – общение с головокружительным шедевром или полтора часа унылой скуки и раздражения. А Рижская Киностудия гарантировала качественное развлечение отличного вкуса. Триллер, детектив, комедия, драма или фильм «плаща и шпаги», это всегда был прекрасный кинематографический уровень, профессионализм всех без исключения фильмоделов, отдых для души.
И не следует думать, что латыши не понимали, чем занимаются. Они охотно предоставляли возможность Богину снять «Двое», а Массу и Эбнеру – «Последнего жулика». Но сами воздерживались от радикальных художественных жестов. Кинематограф Латвии был восхитительно мелкобуржуазен. Ни одного шедевра, но и ни одного провала за всё время существования.
Латышский кинематограф, с его холодноватым рационализмом и прицелом на зрительский успех, выделается из общего ряда национальных кинематографий Восточной Европы именно техническим перфекционизмом и культом «хорошо сделанной вещи». Он близок скандинавскому кино, однако более лёгок, хочет нравиться зрительским массам и не стремится «что-то доказать». Это именно развлекательное кино – «Шах королеве бриллиантов», «Армия Трясогузки», «Стреляй вместо меня», «Илга-Иволга», «Слуги дьявола на Чертовой Мельнице», «Времена землемеров», «Нападение на тайную полицию», «Краткое наставление в любви» и многое, многое другое.
В Риге и окрестностях фильмы снимались уже тогда, когда кино появилось в Российской Империи. Сам Петр Чардынин охотно работал в Латвии. А после распада Империи и образования буржуазной республики в Латвии возник свой кинематограф, ничем не отличавшийся от прочих восточноевропейских кинематографий того периода. Да и кинотеатр в Риге был построен самый что ни на есть суперсовременный!.. Разумеется, в 1940 году рижские режиссёры бежали в Голливуд. Это естественно, и это показывает уровень, на котором находились местные кадры: Голливуд их принял.
В сталинские времена латышского кино не было, а на сохранившейся с довоенных времен технике работали приезжанты из метрополии Райзман, Иванов и Луков. Так что новым началом кинематографа Латвии можно счеть годы десталинизации, когда на сцену вышли Ада Неретниеце, Роланд Калныньш, Алоиз Бренч, Александр Лейманис и Ян Стренч. Был там ещё такой мастер кэмпа, Гориккер, снимавший фильмы-оперы, но это, скорее, из разряда кинокурьёзов, ибо его работы выглядели интеллигентными пародиями на изысканную эстетику Сергея Юткевича. И в 70-е годы обратила на себя снимание вдова Евгения Урбанского, красавица Дзидра Ритенберга, оказавшаяся не менее талантливым и жёстким режиссёром, чем Алоиз Бренч, мастер триллеров.
Так вот, интересно в латышском кино то, что оно было полностью и исключительно развлекательным. Латыши не позволяли себе становиться «авторами» в том смысле, какой в это понятие вкладывали журналисты «Кайе де Синема», и строго соблюдали шаблонные рамки, предлагаемые Министерством Культуры СССР. Позиция этих кинематографистов чем-то напоминает экзистенциальное решение одного из самых талантливых французских режиссёров, Жоржа Лотнера, целиком и полностью посвятившего себя коммерческому кинематографу. Цинизм рижских кинематографистов был искромётно обаятелен - ну скажите, где ещё могли бы снять забавную лирическую комедию о том, что надо быть полным идиотом, чтобы верить в "моральный кодекс строителя коммунизма"? Везде, на каждой из не-латышских киностудий из подобного посыла сделали бы либо разоблачение официозной совковой идеологии либо разоблачение конформизма ("Премия", "Мы, нижеподписашиеся", "Не стреляйте в белых лебедей" и так далее). Но авторы фильма "Мой друг - человек несерьёзный" только мило улыбаются. Им смешно. И такая позиция, между прочим, свидетельствовала об исключительно игровом, ироническом подходе к кинематографу. Даже на постерах к латышским фильмам, что превалирует? Культовые объекты советского потребления - автомобили и телефоны. Ну да, ещё пистолеты и красивые женщины, но это уже гарнир к основному блюду.
Это не значит, что латышское кино было плохим. Напротив, оно было очень хорошим. Если вы шли на фильм студии имени Довженко или на узбекский фильм, вы не могли знать, что вас там, в кинозале, ждёт – общение с головокружительным шедевром или полтора часа унылой скуки и раздражения. А Рижская Киностудия гарантировала качественное развлечение отличного вкуса. Триллер, детектив, комедия, драма или фильм «плаща и шпаги», это всегда был прекрасный кинематографический уровень, профессионализм всех без исключения фильмоделов, отдых для души.
И не следует думать, что латыши не понимали, чем занимаются. Они охотно предоставляли возможность Богину снять «Двое», а Массу и Эбнеру – «Последнего жулика». Но сами воздерживались от радикальных художественных жестов. Кинематограф Латвии был восхитительно мелкобуржуазен. Ни одного шедевра, но и ни одного провала за всё время существования.
Латышский кинематограф, с его холодноватым рационализмом и прицелом на зрительский успех, выделается из общего ряда национальных кинематографий Восточной Европы именно техническим перфекционизмом и культом «хорошо сделанной вещи». Он близок скандинавскому кино, однако более лёгок, хочет нравиться зрительским массам и не стремится «что-то доказать». Это именно развлекательное кино – «Шах королеве бриллиантов», «Армия Трясогузки», «Стреляй вместо меня», «Илга-Иволга», «Слуги дьявола на Чертовой Мельнице», «Времена землемеров», «Нападение на тайную полицию», «Краткое наставление в любви» и многое, многое другое.
Материал взят: Тут