Касейрон
Как Россия перешла на новый стиль ( 1 фото )
Юрий НОСОВСКИЙ
Попытки перехода на новый, Григорианский календарь начались в Российской империи ещё в 30-х годах XIX века и диктовались в первую очередь унификацией времяисчисления с большинством стран мира и стремлением к максимальному соответствию объективным астрономическим данным.
14 февраля 1918 года Советская Россия перешла на «новый стиль» времяисчисления. Произошла замена прежнего, Юлианского календаря, известного ещё Древнему Риму, на Григорианский, введённый в 1582 году римским Папой Григорием XIII.
Причиной такого решения явилось растущее расхождение между астрономическим и фактически действующим согласно юлианскому календарю временем, поскольку, согласно последнему, каждый очередной год отличался от реального на 11 с лишним минут. В итоге разница между астрономическим и используемым в христианских странах временем к концу XVI века составляла уже 10 суток. К началу века 20-го эта цифра возросла до 13 суток.
Вопрос о календарной реформе был поднят на заседаниях Совета Народных Комиссаров уже осенью 1917 года. Произошло это далеко не впервые в истории России. Первая попытка реформы датируется 1830 годом, когда авторитетная комиссия Академии Наук рекомендовала властям ввести в стране Григорианский календарь. Тогда это предложение не прошло из-за сопротивления тогдашних консерваторов в царском окружении, в первую очередь, министра просвещения князя Ливена. Ещё одна попытка была предпринята Астрономическим обществом на рубеже веков. Состав заседавшей по этому случаю комиссии был довольно представительным – так, в неё, кроме известных астрономов, богословов, других учёных, входил и гений отечественной науки Дмитрий Менделеев. Комиссия отметила серьёзные недостатки действующего Юлианского календаря. Но при этом высказывались и немалые опасение в случае его отмены. Осторожную позицию занимала и РПЦ. Поэтому решено было пока ничего не менять, но вернуться к этому вопросу позднее.
Большевики, как известно, заменять реальные дела длинными разговорами настроены не были. Недаром, в первые дни Советской власти были изданы долгожданные всеми трудящимися огромной страны декреты – «О земле», «О мире», другие судьбоносные документы.
Тот же подход был применён и к календарной реформе. На её подготовку ушло несколько месяцев, в результате появилось два проекта. Первый предусматривал постепенный переход со сдвигом дат на один день ежегодно. Соответственно, новый календарь окончательно был бы адаптирован в России через 13 лет.
Второй, более радикальный вариант, предусматривал единовременный переход на новый стиль, он и был в итоге принят. Соответственно, после 31 января 1918 года (по «старому стилю») на следующий день наступало не 1-е, а 14 февраля. Для подписываемых договоров и других юридических документов был предусмотрен переходный период до 1 июля того же года. Была также предусмотрена небольшая компенсация работникам, получавшим месячные оклады: их надлежало сократить из расчёта 13-ти реально не отработанных в феврале дней, но из расчёта не 28 дней в этом месяце, а 30-ти. То есть, доля вычета получалась меньшей, чем должна была быть на самом деле.
Нередко задаётся вопрос – зачем, вообще, Советской власти понадобилось быстро проводить календарную реформу?
Большевики были последовательными материалистами, признавая объективное существование окружающего мира. Поэтому они не понимали, почему, например, астрономическое весеннее равноденствие, когда день равен ночи, вместо положенного 22 марта, в России отмечают на 13 дней раньше, когда ночь всё ещё заметно больше дня?
Очевидно также, что искать в рассматриваемой календарной реформе происки Запада просто абсурдно. Западные буржуазные элиты изначально отнеслись к победе рабочих и крестьян на шестой части суши крайне враждебно, начав готовиться к свержению Советской власти. Вначале путём поддержки внутренней контрреволюции, затем и с помощью открытой вооружённой интервенции.
Большевики (по крайней мере до начала НЭПа и отказа от политики военного коммунизма) рассматривали революцию в России как начальный этап, должный стать детонатором революции мировой, направленной на свержение власти эксплуататоров во всём мире. Соответственно, для координации с представителями мирового коммунистического движения необходимо было перейти на действующий в большинстве стран календарь, чтобы избежать возможной путаницы в дате согласованных важных шагов, способной привести к самым роковым последствиям. Период массового всплеска революционных выступлений (в Германии, Венгрии, ряде других стран) начался уже в ноябре 1918 года. Так что календарная реформа в России на этом фоне выглядела отнюдь не избыточно поспешной.
Конечно же, в контексте перехода на «новый стиль» нельзя не затронуть вопрос влияния этой меры на церковное летоисчисление.
Споры на тему перехода Православной церкви на «новый стиль» продолжаются уже больше века. Тем не менее, в настоящее время 10 из 15 Поместных православных церквей планеты проводят богослужения по общепринятому в мире календарю. Правда, это относится только к «неподвижным» датам – дням памяти святых, Иисуса Христа, Богородицы, не связанных с Пасхальным кругом, зависящим от даты наступления дня Воскресения Христова. Эта дата рассчитывается на каждый год отдельно и всё ещё по юлианскому календарю.
Такой календарь перешедшие на него церкви называют «новоюлианским», избегая формального упоминания о фактическом использовании Григорианского календаря. При этом сохраняется «евхаристическое общение», то есть поминание предстоятелями тех церквей, которые целиком руководствуются в своей деятельности «старым стилем» (в том числе и РПЦ), предстоятелей церквей «новостильных».
Последнее было бы невозможно в случае, если бы предпринятая календарная реформа действительно была бы неким непростительным грехом и отступлением от истинного Православия, как это нередко пытаются доказать наиболее рьяные сторонники «старого стиля». К слову сказать, их «старостильных» единомышленников, ушедших в раскол из своих «новостильных» церквей, в РПЦ на патриаршей службе как раз не поминают.
Так что вопрос перехода (или отказа от такого перехода) на новый стиль летоисчисления в Православии – это не догматический, а скорее организационный вопрос. Он решается в рамках вполне допустимой (и даже желательной) свободы различных богословских мнений на основе единого общепринятого (и действительно фундаментального) вероучения каждой Поместной церковью в отдельности.
В Российской Федерации, как было и в Советской России, церковь официально отделена от государства. Поэтому, думается, наилучшим разрешением противоречия с двумя календарями будет следование совету Самого Христа, изложенному в Евангелии – «отдавать Богу – Богово, а кесарю – кесарево».
Таким образом, правильным будет принимать как право на собственные религиозные убеждения граждан, так и необходимость светских структур руководствоваться наиболее фундаментальными, принятыми в мире подходами, в частности, в области летоисчисления. Важный шаг в этом направлении и был сделан в Советской России 105 лет назад.
Взято: Тут
202