20 век в цвете. 1922 год. Долгое эхо Великой войны или краски мира 100 лет назад ( 53 фото )
- 06.12.2022
- 4 938
Продолжение нашего проекта век в цвете. 1922 год, краски мира ровно 100 лет назад!
Я уже более 10 лет собираю снимки для этого проекта и когда доходит очередь до какого-то года, как правило, использую уже готовый материал, отбирая из нескольких сотен снимков примерно 40-50. Однако в случае с 1922-м меня ждал неприятный сюрприз: в соответствующей папочке оказалось всего 4 фотографии!
Пришлось срочно заняться поисками и вдруг обнаружилось, что на музейном сайте "Архивов планеты" Альбера Кана лежит почти 6000 автохромов 1922 года!
Почти все снимки, представленные в этом обзоре, сделал один человек, французский военный фотограф Frédéric Gadmer (1878-1954), работавший по заданию банкира-мецената Альбера Кана.
Техника, как уже было сказано выше, автохром. Увы, я не владею искусством "бабелизации", поэтому просто попытался немного оживить цвета.
Географический охват найденных снимков довольно узок, зато в них оказался довольно широко раскрыт дух эпохи. Даже с точки зрения статистики тематического содержания: из 6000 кадров почти половина (!) изображают жуткие разрушения в европейских городах и ещё несколько сотен - виды воинских захоронений на бывших полях сражений.
Так что мы увидим следы и последствия Первой мировой войны спустя 4 года после её окончания.
Бельгия, деревня Лангемарк, остов английского танка, 3 мая 1922:
Ржавое железо с полей Европы убирали едва ли не до следующей мировой войны.
Бельгия, Кноке (Knokke), береговая артиллерия, 1922:
Не пойму, от кого бельгицы собиралась оборонять побережье? Неужели от британского десанта?
Бельгия, Остенде, береговая артиллерия, 1922:
Бельгия, Остенде, береговая артиллерия, 1922:
Одно из многочисленных воинских захоронений под Верденом, 1922:
Несмотря на близость к эпицентру мясорубки, сам Верден более-менее уцелел:
Хотя в истории Первой мировой вроде бы не было своих "Сталинградов" и "Дрезденов", многие исторические города подверглись жесточайшему разрушению артеллерией.
Палата суконщиков бельгийского города Ипр в 1922 году:
По этому снимку совершенно невозможно узнать знаменитый памятник готической архитектуры 13 века. Его практически не стало. Хорошо, что тогда не было Венецианской хартии и бельгийцы упорным трудом восстановили "всё как было" к ... 1967 году.
Восстановленная Палата суконщиков Ипра в наше время:
И кто поверит, что это новодел на 90%?
После принятия Венецианской хартии архитекторов и реставраторов 1966 г., такие чудеса в Западной Европе уже вряд ли стали бы проделывать.
Ипр. Руины колокольни собора Сен-Мартин, 1922:
Это руины колокольни, а от самого собора вообще ничего не осталось. Но бельгийцев это не смутило.
Современный вид восстановленного собора Сен-Мартин:
Главным символом "дикого германского варварства" в странах Антанты считался артобстрел знаменитого готического собора в Реймсе.
К счастью, повреждения оказались не такими фатальными, как в Ипре.
Реймс, 1922:
Реймс в процессе восстановления (чуть ли не единственное авто на 4000 снимков с видами городов Франции и Бельгии в 1922 г.!):
Французский город Нуайон, первые новостройки на месте руин, центральная площадь, 1922:
Франция, город Аррас, центральная площадь, 1922:
Французский город Бетюн (откуда был известный палач), 1922:
Конечно, Гадмер в 1922 г. снимал не только разрушенные города. Памятью о Великой войне жил тогда буквально каждый французский город, каждая деревня.
Париж, 21 февраля 1922 г. Церемония вручения флагов расформированных полков инвалидам перед вагоном подписания перемирия:
Потом, как известно, немцы заставят французов подписывать капиталяцию 1940 г. в этом самом вагоне.
Париж, знаменитый универмаг La Samaritaine на углу набережной Лувра и улицы Монне, вид с Пон-Неф, 1922:
Уже в 1933 г. там всё снесут и построят новое здание в стиле Ар-деко, потому что капиталистам всё время нужно больше квадратных метров!
Париж, современный вид вид La Samaritaine на углу набережной Лувра и улицы Монне, вид с Пон-Неф
Старинный французский город Бове в Первую мировую войну Бове стал важным тыловым центром у самой линии фронта. Его не раз обстреливали германские войска и разрушили более 80 зданий. По меркам того времени это значило, что он практически не пострадал.
Бове, площадь Жанны Ашетт (Place Jeanne-Hachette), 1922:
Зато в 1940 году город практически сравняла с землёй авиация Люфтваффе.
И вот результат - в наше время та же площадь выглядит практически неузнаваемой:
К счастью, уцелел хотя бы старинный готический собор Св. Петра. С ним связана интересная история. Как известно, в Средние Века города мерялись соборами и в Бове решили пойти на рекорд: построить храм с самым высоким в мире нефом (кажется, 49 метров). Но своды почти сразу рухнули. После этого собор решили не достраивать, а оставить уцелевший "обрубок". Поэтому у него такой необычный вид.
Праздник Жанны Ашетт, жительницы Боев, прославившейся своим героическим поступком при обороне города от войск Карла Смелого, герцога Бургундии в 15 веке
Старинный город Шартр, 1922:
Для многих это всего лишь "трущобы", "аварийный жилой фонд". Большинство населения Франции, как и всей Европы, 100 лет назад жило в глубокой бедности и антисанитарии. Просто удивительно, как такие реликты средневековой застройки у них вообще могли дожить до 20 века?
Некоторая часть работ Гадмера посвящена морским портам Франции и Бельгии.
Марсельский порт, 1922:
Очень интересное "сосуществование" двух эпох: старые парусники соседствуют с современными пароходами.
Панорама Марселя от Старого порта до Каннибьера, снятая с паромного мост, 1922:
Франция, Дюнкерк, опять рядом парусники и пароходы, 1922:
Дюнкерк, лес из мачт, 1922:
Бельгия, сказочные башни в порту Остенде, 1922:
Чтобы хоть чуть-чуть расширить географию нашего обзора, покажем одно скандинавское фото.
Стокгольм. Stigbergsgatan (позже Sandbacksgatan) на запад в сторону ул. Екатерининская церковь, фотограф Gustaf Cronquist, 1922:
В собрании снимков Гадмера за 1922 г. нашлось несколько десятков частных портертов, но выглядят они довольно скучно. Отобрал для обзора лишь один как пример женской моды того времени.
Булонь, Франция, мадемуазель Лалу:
Ну и купальная мода 100 лет назад заодно.
Восемь детей в лодке на пляже, неизвестный автор, 1922:
В конце 1922 года Гадмер запечатлел драматические события финала Греко-турецкой войны 1919-1922 гг., в которой греки потерпели сокрушительное поражение из-за предательства англо-французских союзников и активной помощи туркам со стороны большевистской России.
Результатом стало изгнание всего греческого населения из его исторической прародины - Малой Азии, а также повторый захват турками Константинополя.
Путешествие Гадмера на Восток началось с бывшей Османской столицы, за считанные дни до ухода англичан.
Константинополь (ныне Стамбул), Золотой Рог, вид с вершины Галатской башни, 29 октября 1922:
Уже 1 ноября в город войдут войска турецких националистов Кемаля.
Константинополь. Галатский мост, 29 октября 1922:
Константинополь. Галатский мост, 29 октября 1922:
Константинополь, суда для перевозки пассажиров в порт Галата:
Далее путь лежал в Малую Азию, где только что завершились сражения между греками и турками.
Турция, разрушенная греками железная дорога между Биледжиком и Каракей, ноябрь 1922:
Деревня Каракёй в Турции, лейтенант Ikmet Kairri у грузовика Berliet, 1922:
Деревня Каракёй в Турции, пять турецких офицеров, 1922:
Очень драматические кадры связаны с Исходом коренного греческого населения из Малой Азии.
Адрианополь (современный Эдирне), греки покидают город, 4 ноября 1922:
Судя по фотографиям, выселение греков в целом происходило довольно организованно (хотя резню Гадмеру просто не позволили бы снимать).
Адрианополь (современный Эдирне), греки покидают город, 4 ноября 1922:
Адрианополь (современный Эдирне), Турция греки покидают город у поезда, груженного мебелью, 4 ноября 1922:
Адрианополь (современный Эдирне), Турция, греческие женщины и дети готовятся покинуть город, недалеко от железнодорожного вокзала, 4 ноября 1922:
В общей сложности из своих родных мест вынуждены были бежать полтора миллиона греков, сотни тысяч мирных жителей стали жертвами военного насилия и болезней.
Всё это позволило грекам назвать события осени 1922 года Малоазийской катастрофой.
Жители деревни после отступления греческой армии в Манисе, Западная Анатолия, 1922:
Кстати, фески Ататюрк через несколько лет запретил, как символ "османской дремучести", несовместимый с курсом на тотальную верстернизацию страны.
Очень интересные кадры были сделаны Гадмером в городе Ангора (Анкара), где с конца 1919 г. находилась главная ставка лидера турецких националистов Кемаля Ататюрка. На тот момент это был глухой городишко и было трудно себе представить, что уже в апреле 1923 г. туда перенесут столицу из блистательного Константинополя!
Ангора, цитадель, 1922:
Ангора, 1922:
Ангора, вход в Великое Национальное Собрание, 24 декабря 1922:
Ангора, заседание СовМина Турции, 26 декабря 1922:
Ангора, вход в Великое Национальное Собрание, обрамленный сторожкой, на заднем плане цитадель, 27 декабря 1922:
Ангора, зал заседаний Великого Национального Собрания, 27 декабря 1922:
Сам лидер турекцих националистов Кемаль, получивший титут "отец тюрок" (Ататюрк), декабрь 1922:
В начале 20 века почти треть населения Ангоры составляли армяне.
Ангора, Турция армянские католические священники перед своей часовней, декабрь 1922:
Ангора, товарищ Аралов, Посол Республики Советов, День образования СССР (30 декабря 1922):
Ангора, охранник посольства Республики Советов в день образования СССР:
Ангора, сотрудники Посольства Республики Советов собрались в день провозглашения союза республик:
Насколько французский фотограф тогда мог осознавать значение события, по случаю которого его пригласили на приём в советское посольство?
Предыдущие выпуски:
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914,
1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939-мир/1939-война, 1940-мир/1940-война, 1941-война/1941-мир, 1942-война/1942-мир, 1943-война/1943-мир, 1944-война, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949/СССР-1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959/СССР-1959, 1960, СССР-1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969/СССР-1969, 1970, СССР-1970, 1971/СССР-1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979,/СССР-1979, 1980, СССР-1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999, 2000
Я уже более 10 лет собираю снимки для этого проекта и когда доходит очередь до какого-то года, как правило, использую уже готовый материал, отбирая из нескольких сотен снимков примерно 40-50. Однако в случае с 1922-м меня ждал неприятный сюрприз: в соответствующей папочке оказалось всего 4 фотографии!
Пришлось срочно заняться поисками и вдруг обнаружилось, что на музейном сайте "Архивов планеты" Альбера Кана лежит почти 6000 автохромов 1922 года!
Почти все снимки, представленные в этом обзоре, сделал один человек, французский военный фотограф Frédéric Gadmer (1878-1954), работавший по заданию банкира-мецената Альбера Кана.
Техника, как уже было сказано выше, автохром. Увы, я не владею искусством "бабелизации", поэтому просто попытался немного оживить цвета.
Географический охват найденных снимков довольно узок, зато в них оказался довольно широко раскрыт дух эпохи. Даже с точки зрения статистики тематического содержания: из 6000 кадров почти половина (!) изображают жуткие разрушения в европейских городах и ещё несколько сотен - виды воинских захоронений на бывших полях сражений.
Так что мы увидим следы и последствия Первой мировой войны спустя 4 года после её окончания.
Бельгия, деревня Лангемарк, остов английского танка, 3 мая 1922:
Ржавое железо с полей Европы убирали едва ли не до следующей мировой войны.
Бельгия, Кноке (Knokke), береговая артиллерия, 1922:
Не пойму, от кого бельгицы собиралась оборонять побережье? Неужели от британского десанта?
Бельгия, Остенде, береговая артиллерия, 1922:
Бельгия, Остенде, береговая артиллерия, 1922:
Одно из многочисленных воинских захоронений под Верденом, 1922:
Несмотря на близость к эпицентру мясорубки, сам Верден более-менее уцелел:
Хотя в истории Первой мировой вроде бы не было своих "Сталинградов" и "Дрезденов", многие исторические города подверглись жесточайшему разрушению артеллерией.
Палата суконщиков бельгийского города Ипр в 1922 году:
По этому снимку совершенно невозможно узнать знаменитый памятник готической архитектуры 13 века. Его практически не стало. Хорошо, что тогда не было Венецианской хартии и бельгийцы упорным трудом восстановили "всё как было" к ... 1967 году.
Восстановленная Палата суконщиков Ипра в наше время:
И кто поверит, что это новодел на 90%?
После принятия Венецианской хартии архитекторов и реставраторов 1966 г., такие чудеса в Западной Европе уже вряд ли стали бы проделывать.
Ипр. Руины колокольни собора Сен-Мартин, 1922:
Это руины колокольни, а от самого собора вообще ничего не осталось. Но бельгийцев это не смутило.
Современный вид восстановленного собора Сен-Мартин:
Главным символом "дикого германского варварства" в странах Антанты считался артобстрел знаменитого готического собора в Реймсе.
К счастью, повреждения оказались не такими фатальными, как в Ипре.
Реймс, 1922:
Реймс в процессе восстановления (чуть ли не единственное авто на 4000 снимков с видами городов Франции и Бельгии в 1922 г.!):
Французский город Нуайон, первые новостройки на месте руин, центральная площадь, 1922:
Франция, город Аррас, центральная площадь, 1922:
Французский город Бетюн (откуда был известный палач), 1922:
Конечно, Гадмер в 1922 г. снимал не только разрушенные города. Памятью о Великой войне жил тогда буквально каждый французский город, каждая деревня.
Париж, 21 февраля 1922 г. Церемония вручения флагов расформированных полков инвалидам перед вагоном подписания перемирия:
Потом, как известно, немцы заставят французов подписывать капиталяцию 1940 г. в этом самом вагоне.
Париж, знаменитый универмаг La Samaritaine на углу набережной Лувра и улицы Монне, вид с Пон-Неф, 1922:
Уже в 1933 г. там всё снесут и построят новое здание в стиле Ар-деко, потому что капиталистам всё время нужно больше квадратных метров!
Париж, современный вид вид La Samaritaine на углу набережной Лувра и улицы Монне, вид с Пон-Неф
Старинный французский город Бове в Первую мировую войну Бове стал важным тыловым центром у самой линии фронта. Его не раз обстреливали германские войска и разрушили более 80 зданий. По меркам того времени это значило, что он практически не пострадал.
Бове, площадь Жанны Ашетт (Place Jeanne-Hachette), 1922:
Зато в 1940 году город практически сравняла с землёй авиация Люфтваффе.
И вот результат - в наше время та же площадь выглядит практически неузнаваемой:
К счастью, уцелел хотя бы старинный готический собор Св. Петра. С ним связана интересная история. Как известно, в Средние Века города мерялись соборами и в Бове решили пойти на рекорд: построить храм с самым высоким в мире нефом (кажется, 49 метров). Но своды почти сразу рухнули. После этого собор решили не достраивать, а оставить уцелевший "обрубок". Поэтому у него такой необычный вид.
Праздник Жанны Ашетт, жительницы Боев, прославившейся своим героическим поступком при обороне города от войск Карла Смелого, герцога Бургундии в 15 веке
Старинный город Шартр, 1922:
Для многих это всего лишь "трущобы", "аварийный жилой фонд". Большинство населения Франции, как и всей Европы, 100 лет назад жило в глубокой бедности и антисанитарии. Просто удивительно, как такие реликты средневековой застройки у них вообще могли дожить до 20 века?
Некоторая часть работ Гадмера посвящена морским портам Франции и Бельгии.
Марсельский порт, 1922:
Очень интересное "сосуществование" двух эпох: старые парусники соседствуют с современными пароходами.
Панорама Марселя от Старого порта до Каннибьера, снятая с паромного мост, 1922:
Франция, Дюнкерк, опять рядом парусники и пароходы, 1922:
Дюнкерк, лес из мачт, 1922:
Бельгия, сказочные башни в порту Остенде, 1922:
Чтобы хоть чуть-чуть расширить географию нашего обзора, покажем одно скандинавское фото.
Стокгольм. Stigbergsgatan (позже Sandbacksgatan) на запад в сторону ул. Екатерининская церковь, фотограф Gustaf Cronquist, 1922:
В собрании снимков Гадмера за 1922 г. нашлось несколько десятков частных портертов, но выглядят они довольно скучно. Отобрал для обзора лишь один как пример женской моды того времени.
Булонь, Франция, мадемуазель Лалу:
Ну и купальная мода 100 лет назад заодно.
Восемь детей в лодке на пляже, неизвестный автор, 1922:
В конце 1922 года Гадмер запечатлел драматические события финала Греко-турецкой войны 1919-1922 гг., в которой греки потерпели сокрушительное поражение из-за предательства англо-французских союзников и активной помощи туркам со стороны большевистской России.
Результатом стало изгнание всего греческого населения из его исторической прародины - Малой Азии, а также повторый захват турками Константинополя.
Путешествие Гадмера на Восток началось с бывшей Османской столицы, за считанные дни до ухода англичан.
Константинополь (ныне Стамбул), Золотой Рог, вид с вершины Галатской башни, 29 октября 1922:
Уже 1 ноября в город войдут войска турецких националистов Кемаля.
Константинополь. Галатский мост, 29 октября 1922:
Константинополь. Галатский мост, 29 октября 1922:
Константинополь, суда для перевозки пассажиров в порт Галата:
Далее путь лежал в Малую Азию, где только что завершились сражения между греками и турками.
Турция, разрушенная греками железная дорога между Биледжиком и Каракей, ноябрь 1922:
Деревня Каракёй в Турции, лейтенант Ikmet Kairri у грузовика Berliet, 1922:
Деревня Каракёй в Турции, пять турецких офицеров, 1922:
Очень драматические кадры связаны с Исходом коренного греческого населения из Малой Азии.
Адрианополь (современный Эдирне), греки покидают город, 4 ноября 1922:
Судя по фотографиям, выселение греков в целом происходило довольно организованно (хотя резню Гадмеру просто не позволили бы снимать).
Адрианополь (современный Эдирне), греки покидают город, 4 ноября 1922:
Адрианополь (современный Эдирне), Турция греки покидают город у поезда, груженного мебелью, 4 ноября 1922:
Адрианополь (современный Эдирне), Турция, греческие женщины и дети готовятся покинуть город, недалеко от железнодорожного вокзала, 4 ноября 1922:
В общей сложности из своих родных мест вынуждены были бежать полтора миллиона греков, сотни тысяч мирных жителей стали жертвами военного насилия и болезней.
Всё это позволило грекам назвать события осени 1922 года Малоазийской катастрофой.
Жители деревни после отступления греческой армии в Манисе, Западная Анатолия, 1922:
Кстати, фески Ататюрк через несколько лет запретил, как символ "османской дремучести", несовместимый с курсом на тотальную верстернизацию страны.
Очень интересные кадры были сделаны Гадмером в городе Ангора (Анкара), где с конца 1919 г. находилась главная ставка лидера турецких националистов Кемаля Ататюрка. На тот момент это был глухой городишко и было трудно себе представить, что уже в апреле 1923 г. туда перенесут столицу из блистательного Константинополя!
Ангора, цитадель, 1922:
Ангора, 1922:
Ангора, вход в Великое Национальное Собрание, 24 декабря 1922:
Ангора, заседание СовМина Турции, 26 декабря 1922:
Ангора, вход в Великое Национальное Собрание, обрамленный сторожкой, на заднем плане цитадель, 27 декабря 1922:
Ангора, зал заседаний Великого Национального Собрания, 27 декабря 1922:
Сам лидер турекцих националистов Кемаль, получивший титут "отец тюрок" (Ататюрк), декабрь 1922:
В начале 20 века почти треть населения Ангоры составляли армяне.
Ангора, Турция армянские католические священники перед своей часовней, декабрь 1922:
Ангора, товарищ Аралов, Посол Республики Советов, День образования СССР (30 декабря 1922):
Ангора, охранник посольства Республики Советов в день образования СССР:
Ангора, сотрудники Посольства Республики Советов собрались в день провозглашения союза республик:
Насколько французский фотограф тогда мог осознавать значение события, по случаю которого его пригласили на приём в советское посольство?
Предыдущие выпуски:
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914,
1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939-мир/1939-война, 1940-мир/1940-война, 1941-война/1941-мир, 1942-война/1942-мир, 1943-война/1943-мир, 1944-война, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949/СССР-1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959/СССР-1959, 1960, СССР-1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969/СССР-1969, 1970, СССР-1970, 1971/СССР-1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979,/СССР-1979, 1980, СССР-1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999, 2000
Материал взят: Тут