Nuadadi
Почетный Арагорн: 10 фильмов с Вигго Мортенсеном ( 11 фото )
В Okko можно посмотреть новый фильм Дэвида Кроненберга «Преступления будущего», а в повторный прокат выходит «Капитан Фантастик». Что объединяет две эти картины? Вигго Мортенсен в главной роли. Вспоминаем 10 прекрасных фильмов с участием талантливого актера.
Кадр из фильма «Два лика января», реж. Хуссейн Амини
Солдат Джейн
Мало кто из глобальных звезд настолько спокойно и неспешно начинал свою карьеру. Родившийся в Нью-Йорке Мортенсен первые двадцать пять лет жизни занимался в основном тем, что путешествовал и переезжал с места на место вместе с родителями. Он подолгу жил то в Скандинавии — Норвегии, Дании, то в Аргентине, то снова в Штатах. Работал то грузчиком, то водителем грузовика. В общем, набирался опыта, зрел — что, конечно, отразилось на его первых же работах в кино. Бродяга и весельчак, он забредал на экран как будто случайно, сугубо для того, чтобы придать действию немного органики. А значит, ничего особенного ему не светило: типажный актер, маленькие роли в «Пути Карлито» и триллерах.
Всё изменилось, когда Ридли Скотт в 1997 году решился снимать революционный для своего времени боевик «Солдат Джейн». Вторым по важности персонажем ленты о праве женщины на свое место в армии был жестокий и брутальный вояка Чиф. Антагонист, противник главной героини, уверенный в том, что девчонке в доблестных военных рядах не место. И по сюжету он лишь должен убедиться в обратном — этим функция персонажа исчерпывается. Однако Мортенсен благодаря своей выразительной фактуре смог этого персонажа-функцию сделать запоминающимся и многозначительным. Чиф у него — вовсе не обычный мужлан-солдафон, а сильный мужчина, готовый признавать свои ошибки, раскаиваться и даже склонный к эффектным жестам. Именно благодаря роли у Скотта актер смог выдвинуться на первый план, доказать, что ему по плечу не только маленькие эффектные эпизоды, но и большие партии.
Смотреть в Okko
Властелин колец: Братство кольца
Настоящим прорывом для актера стала работа в трилогии Питера Джексона по мотивам эпопеи Толкина. Вообще-то режиссер вовсе не собирался брать возрастного (актеру на тот момент было уже за сорок) исполнителя на роль Арагорна. У Джексона был наготове другой претендент, Стюарт Таунсенд. Однако в последний момент он все-таки решился пригласить на площадку Мортенсена — и попал в десятку. Пожалуй, из всех персонажей Арагорн Мортенсена получился самым запоминающимся, живым и симпатичным. В нем не было ничего фантазийного и фэнтезийного. Актер даже не пытался создать на экране какого-то сказочного героя — на фоне красавчика Леголаса, волшебников, гномов, даже рядом с величественным Шоном Бином герой Мортенсена выглядит абсолютным гостем из реальности, узнаваемым и характерным. Честный и прямолинейный, отчаянный и сильный — сразу кажется, что кого-то похожего уже видел, и хотя бы из-за такого эффекта дежавю персонажу сразу веришь.
К тому же Арагорн в сюжете занимает важное место, сцен с его участием очень много, а трилогия несколько лет кряду гремела по всему свету: собирала награды, аудиторию сперва в кино, потом у телеэкранов. Так что Мортенсен за первые несколько лет XXI века успел стать одним из самых узнаваемых лиц планеты, знакомым и ценителям кино, и массовой аудитории.
Оправданная жестокость
Как водится, после невиданного и очень шумного прорыва в фильмографии актера наступило некоторое затишье, и он оказался на распутье. К тому же после «Властелина» самим кинематографистам было не очень понятно, как можно воспользоваться статью Арагорна, какие образы можно предложить исполнителю его роли. И тут в карьере Мортенсена произошел третий по счету судьбоносный поворот. На этом этапе его пути пересеклись с Дэвидом Кроненбергом, гением и визионером, создателем «Мухи» и «Видеодрома», который, как и сам Мортенсен, пребывал в некотором замешательстве и готовился к новому витку фильмографии. В отличие от прочих авторов, у Кроненберга никогда не было собственного актера-фаворита, с которым бы он не расставался. Во вселенной его ужасов все места были вакантны. И именно Мортенсен занял в ней лидирующую позицию — кажется, на все оставшиеся годы.
Началось сотрудничество с «Оправданной жестокости», картины для Кроненберга весьма необычной хотя бы потому, что это экранизация популярного комикса. Здесь Мортенсену досталась главная роль — скрывающегося в глухой провинции члена мафиозного клана. Задача перед актером стояла почти невыполнимая: вся суть и роли, и фильма именно в том, что герой должен быть и простецким владельцем закусочной, и жестоким киллером одновременно. Мортенсен с ней справился фантастически легко: резкие переходы от семейных сцен к эффектным дракам, переключения от быта к героизму даются ему органично и почти незаметно. В итоге даже не сам фильм, а одна лишь роль в нем представляет собой невиданной мощи захватывающий аттракцион. И с этого момента Кроненберг с Мортенсеном уже не расставались: актер нашел достойного модератора своего таланта, режиссер — того, кто может выполнить сложнейшие драматические задачи.
Порок на экспорт
Следующая шумная совместная работа Кроненберга и Мортенсена нашла самых преданных и благодарных зрителей в России. Еще бы: звезды мирового масштаба играют наших соотечественников в Лондоне, да еще и говорят по-русски! Патриарх немецкого театра и экрана Армин Мюллер-Шталь излагает рецепт борща, француз Венсан Кассель истерично матерится. Мортенсен — о, радость! — вовсе хвастается тюремными наколками, демонстрирует знание блатной фени и повествует о своих приключениях на зоне не хуже заправского шансонье отечественного сермяжного разлива.
Наверное, именно здесь русскому зрителю стоит начинать знакомство с актером: конечно, Мюллер-Шталь всё путает (у него в борще плавают целые свеклины, что сразу выдает дилетанта по части отечественной кухни). Естественно, Кассель со своей галльской пылкостью подходит больше на роль торговца помидорами, чем для образа наследника криминальной империи. А вот Мортенсен органичен до того, что пугает. Сказалось и знание языков: человеку, который с рождения говорит на английском, испанском, датском и норвежском, одним наречием больше, одним меньше — разницы уже нет. Так что про зоны, наколочки и воров в законе он повествует на чистейшем русском. А главное — ему веришь. И когда дерется в бане с кавказскими ворами, и когда получает очередную наколку, и когда обсуждает мотоциклы со случайными знакомыми.
Опасный метод
Еще одна совместная работа с Кроненбергом — наверное, по меркам режиссера очень простенькая и нехитрая. Ни превращений тебе, ни преображений, ни внезапных переходов из одного агрегатного состояния в другое. Но запоминающаяся — не хуже образа Арагорна. В «Опасном методе» актеру досталась портретная роль — отца психоанализа, Зигмунда Фрейда. И, как следствие, части любовного треугольника: сам Фрейд, его ученик и оппонент Карл Юнг и их общая пациентка Сабина Шпильрейн.
Если Майклу Фассбендеру и Кире Найтли досталась здесь лишь романтическая линия (отношения доктора и пациентки быстро превращаются в любовь), то на совести Мортенсена интеллектуальная составляющая. Научные споры о методах лечения, которые по накалу страстей дадут фору любому боевику. Здесь Мортенсен открывается с новой стороны — оказывается, он умеет не только привлекать, располагать к себе и делать любого героя живым, но еще и выступает в роли актера-интеллектуала. А значит, способен делать идеи абсолютно зримыми и понятными самой широкой аудитории.
Капитан Алатристе
Параллельно с совместной работой с Кроненбергом развивалась и карьера Мортенсена в массовом кино. Насмотревшись на убедительность Арагорна из «Властелина колец», испанский режиссер Агустин Диас Янес решил воспользоваться сложившимся образом в интересах национальной культуры. И позвал актера на роль самого известного после Дон Кихота персонажа испанской литературы, главного героя цикла романов-бестселлеров Артуро Переса-Реверте.
Мортенсен с готовностью взялся за роль странствующего рыцаря Алатристе: благо в один фильм всунули сюжеты всех романов о нем одним махом, а значит, надоесть образ не мог и возвращаться к нему было не надо. Сама история не на ценителя — даже если вы не перевариваете доспехи, мечи и прочую рыцарскую фактуру, здешние страсти, перипетии и героические повороты сюжета никого не оставят равнодушными. Тем более что Мортенсен капитана играет максимально достоверным и живым, вполне себе Арагорном в новых предлагаемых обстоятельствах.
Смотреть в Okko
Дорога
Еще одна экранизация, в которой принял участие Мортенсен, — смелый и весьма радикальный фильм Джона Хиллкоута по мотивам романа Кормака Маккарти. С одной стороны, история кинематографичная: мир погрузился во тьму, наступил апокалипсис, и остались на планете едва ли не двое, отец и сын. С другой, с ними весь сюжет книги ровным счетом ничего не происходит: здесь экшен на нуле, перелистывать страницы заставляет интерес к духовным переживаниям и страданиям героев.
Мортенсен умудрился эффектное смешение спиритуальности и канонов блокбастера, физику и метафизику органично совместить. Смотреть на его перемещения в пространстве — уже аттракцион. А режиссер Джон Хиллкоут смог этот процесс еще и оркестровать самым выгодным образом.
Смотреть в Okko
Капитан Фантастик
К концу 2010-х Мортенсен внезапно для самого себя оказался актером уникального амплуа — простака-радикала, переживающего невиданное и красочное перерождение на глазах у изумленной публики. Началось всё с «Капитана Фантастик» — семейной драмы о разрушении иллюзий. Актер играет здесь главную роль отца семейства, живущего по законам любви и мира. Правда, совершенно диким: никаких технологий и образования, только лес, природа и выживание в экстремальных ситуациях. Семейная трагедия заставляет персонажей сорваться с места и все-таки отправиться в мир людей.
Силой своего таланта Мортенсен превращает в драму комедийный, в сущности, сюжет о столкновении дикаря с цивилизацией, эдакий «Иван Васильевич меняет профессию». Недоразумения отступают на второй план рядом с жуткой личной потерей, которую переживает выстроивший собственную утопию главный герой. Его переживания становятся зримыми и ощутимыми. Его боль — болью зрителей. Его иллюзии — их верой, которая, пройдя через все испытания, сохраняется и ничуть не тает.
Смотреть в Okko
Зеленая книга
Настоящий прорыв Мортенсена в мир массовой культуры состоялся после шквального успеха «Зеленой книги». Здесь умение актера в деталях показывать преображение героя обрело самый что ни на есть товарный вид. Его герой, вышибала из ночного клуба, простак, расист и сексист, устраивается работать водителем темнокожего джазового пианиста. И путешествие с ним по доступным для цветных гостиницам и ресторанам навсегда меняет персонажа, превращает его из сермяжного сторонника консервативных ценностей в живого, чувствующего и сочувствующего человека.
Мало кто из живых актеров смог бы исполнить эту роль более ощутимо, чем Мортенсен. Он честно и прямолинейно заявляет о своих убеждениях с первых же кадров — и тем интереснее следить за тем, как персонаж преображается с каждым эпизодом, каждым словом, каждым действием. Можно сказать, что для борьбы с расизмом благодаря картине Питера Фаррелли актер сделал не меньше, чем многие активисты, пламенные публицисты и трибуны.
Смотреть в Okko
Преступления будущего
В этом году Мортенсен вернулся к сотрудничеству с Дэвидом Кроненбергом — в новом и необычном для обоих формате. Кроненберг возвращается к важной для него на определенном этапе теме телесности. Мортенсен здесь играет пророка, современного художника из будущего, который утверждает, что surgery is the new sex. То есть что новый метод получения удовольствия и новая религия — это постоянное совершенствование собственного тела механическим путем. Буквально: нет ничего круче, чем вживлять себе новые органы. Обшивать всё тело ушами, например. Или обзаводиться полезной в быту искусственной железой, которая позволяет переваривать пластмассу.
Только это совершенствование — путь в пустоту. Человеку не стать лучше, даже если он научится дышать глазами, размножаться методом членения задом и забудет все свои грехи. Именно благодаря Мортенсену такая сухая, футуристичная и мрачная конструкция обретает плоть, кровь, страсть.
Смотреть в Okko
Текст: Иван Чувиляев
Кадр из фильма «Два лика января», реж. Хуссейн Амини
Солдат Джейн
Мало кто из глобальных звезд настолько спокойно и неспешно начинал свою карьеру. Родившийся в Нью-Йорке Мортенсен первые двадцать пять лет жизни занимался в основном тем, что путешествовал и переезжал с места на место вместе с родителями. Он подолгу жил то в Скандинавии — Норвегии, Дании, то в Аргентине, то снова в Штатах. Работал то грузчиком, то водителем грузовика. В общем, набирался опыта, зрел — что, конечно, отразилось на его первых же работах в кино. Бродяга и весельчак, он забредал на экран как будто случайно, сугубо для того, чтобы придать действию немного органики. А значит, ничего особенного ему не светило: типажный актер, маленькие роли в «Пути Карлито» и триллерах.
Всё изменилось, когда Ридли Скотт в 1997 году решился снимать революционный для своего времени боевик «Солдат Джейн». Вторым по важности персонажем ленты о праве женщины на свое место в армии был жестокий и брутальный вояка Чиф. Антагонист, противник главной героини, уверенный в том, что девчонке в доблестных военных рядах не место. И по сюжету он лишь должен убедиться в обратном — этим функция персонажа исчерпывается. Однако Мортенсен благодаря своей выразительной фактуре смог этого персонажа-функцию сделать запоминающимся и многозначительным. Чиф у него — вовсе не обычный мужлан-солдафон, а сильный мужчина, готовый признавать свои ошибки, раскаиваться и даже склонный к эффектным жестам. Именно благодаря роли у Скотта актер смог выдвинуться на первый план, доказать, что ему по плечу не только маленькие эффектные эпизоды, но и большие партии.
Смотреть в Okko
Властелин колец: Братство кольца
Настоящим прорывом для актера стала работа в трилогии Питера Джексона по мотивам эпопеи Толкина. Вообще-то режиссер вовсе не собирался брать возрастного (актеру на тот момент было уже за сорок) исполнителя на роль Арагорна. У Джексона был наготове другой претендент, Стюарт Таунсенд. Однако в последний момент он все-таки решился пригласить на площадку Мортенсена — и попал в десятку. Пожалуй, из всех персонажей Арагорн Мортенсена получился самым запоминающимся, живым и симпатичным. В нем не было ничего фантазийного и фэнтезийного. Актер даже не пытался создать на экране какого-то сказочного героя — на фоне красавчика Леголаса, волшебников, гномов, даже рядом с величественным Шоном Бином герой Мортенсена выглядит абсолютным гостем из реальности, узнаваемым и характерным. Честный и прямолинейный, отчаянный и сильный — сразу кажется, что кого-то похожего уже видел, и хотя бы из-за такого эффекта дежавю персонажу сразу веришь.
К тому же Арагорн в сюжете занимает важное место, сцен с его участием очень много, а трилогия несколько лет кряду гремела по всему свету: собирала награды, аудиторию сперва в кино, потом у телеэкранов. Так что Мортенсен за первые несколько лет XXI века успел стать одним из самых узнаваемых лиц планеты, знакомым и ценителям кино, и массовой аудитории.
Оправданная жестокость
Как водится, после невиданного и очень шумного прорыва в фильмографии актера наступило некоторое затишье, и он оказался на распутье. К тому же после «Властелина» самим кинематографистам было не очень понятно, как можно воспользоваться статью Арагорна, какие образы можно предложить исполнителю его роли. И тут в карьере Мортенсена произошел третий по счету судьбоносный поворот. На этом этапе его пути пересеклись с Дэвидом Кроненбергом, гением и визионером, создателем «Мухи» и «Видеодрома», который, как и сам Мортенсен, пребывал в некотором замешательстве и готовился к новому витку фильмографии. В отличие от прочих авторов, у Кроненберга никогда не было собственного актера-фаворита, с которым бы он не расставался. Во вселенной его ужасов все места были вакантны. И именно Мортенсен занял в ней лидирующую позицию — кажется, на все оставшиеся годы.
Началось сотрудничество с «Оправданной жестокости», картины для Кроненберга весьма необычной хотя бы потому, что это экранизация популярного комикса. Здесь Мортенсену досталась главная роль — скрывающегося в глухой провинции члена мафиозного клана. Задача перед актером стояла почти невыполнимая: вся суть и роли, и фильма именно в том, что герой должен быть и простецким владельцем закусочной, и жестоким киллером одновременно. Мортенсен с ней справился фантастически легко: резкие переходы от семейных сцен к эффектным дракам, переключения от быта к героизму даются ему органично и почти незаметно. В итоге даже не сам фильм, а одна лишь роль в нем представляет собой невиданной мощи захватывающий аттракцион. И с этого момента Кроненберг с Мортенсеном уже не расставались: актер нашел достойного модератора своего таланта, режиссер — того, кто может выполнить сложнейшие драматические задачи.
Порок на экспорт
Следующая шумная совместная работа Кроненберга и Мортенсена нашла самых преданных и благодарных зрителей в России. Еще бы: звезды мирового масштаба играют наших соотечественников в Лондоне, да еще и говорят по-русски! Патриарх немецкого театра и экрана Армин Мюллер-Шталь излагает рецепт борща, француз Венсан Кассель истерично матерится. Мортенсен — о, радость! — вовсе хвастается тюремными наколками, демонстрирует знание блатной фени и повествует о своих приключениях на зоне не хуже заправского шансонье отечественного сермяжного разлива.
Наверное, именно здесь русскому зрителю стоит начинать знакомство с актером: конечно, Мюллер-Шталь всё путает (у него в борще плавают целые свеклины, что сразу выдает дилетанта по части отечественной кухни). Естественно, Кассель со своей галльской пылкостью подходит больше на роль торговца помидорами, чем для образа наследника криминальной империи. А вот Мортенсен органичен до того, что пугает. Сказалось и знание языков: человеку, который с рождения говорит на английском, испанском, датском и норвежском, одним наречием больше, одним меньше — разницы уже нет. Так что про зоны, наколочки и воров в законе он повествует на чистейшем русском. А главное — ему веришь. И когда дерется в бане с кавказскими ворами, и когда получает очередную наколку, и когда обсуждает мотоциклы со случайными знакомыми.
Опасный метод
Еще одна совместная работа с Кроненбергом — наверное, по меркам режиссера очень простенькая и нехитрая. Ни превращений тебе, ни преображений, ни внезапных переходов из одного агрегатного состояния в другое. Но запоминающаяся — не хуже образа Арагорна. В «Опасном методе» актеру досталась портретная роль — отца психоанализа, Зигмунда Фрейда. И, как следствие, части любовного треугольника: сам Фрейд, его ученик и оппонент Карл Юнг и их общая пациентка Сабина Шпильрейн.
Если Майклу Фассбендеру и Кире Найтли досталась здесь лишь романтическая линия (отношения доктора и пациентки быстро превращаются в любовь), то на совести Мортенсена интеллектуальная составляющая. Научные споры о методах лечения, которые по накалу страстей дадут фору любому боевику. Здесь Мортенсен открывается с новой стороны — оказывается, он умеет не только привлекать, располагать к себе и делать любого героя живым, но еще и выступает в роли актера-интеллектуала. А значит, способен делать идеи абсолютно зримыми и понятными самой широкой аудитории.
Капитан Алатристе
Параллельно с совместной работой с Кроненбергом развивалась и карьера Мортенсена в массовом кино. Насмотревшись на убедительность Арагорна из «Властелина колец», испанский режиссер Агустин Диас Янес решил воспользоваться сложившимся образом в интересах национальной культуры. И позвал актера на роль самого известного после Дон Кихота персонажа испанской литературы, главного героя цикла романов-бестселлеров Артуро Переса-Реверте.
Мортенсен с готовностью взялся за роль странствующего рыцаря Алатристе: благо в один фильм всунули сюжеты всех романов о нем одним махом, а значит, надоесть образ не мог и возвращаться к нему было не надо. Сама история не на ценителя — даже если вы не перевариваете доспехи, мечи и прочую рыцарскую фактуру, здешние страсти, перипетии и героические повороты сюжета никого не оставят равнодушными. Тем более что Мортенсен капитана играет максимально достоверным и живым, вполне себе Арагорном в новых предлагаемых обстоятельствах.
Смотреть в Okko
Дорога
Еще одна экранизация, в которой принял участие Мортенсен, — смелый и весьма радикальный фильм Джона Хиллкоута по мотивам романа Кормака Маккарти. С одной стороны, история кинематографичная: мир погрузился во тьму, наступил апокалипсис, и остались на планете едва ли не двое, отец и сын. С другой, с ними весь сюжет книги ровным счетом ничего не происходит: здесь экшен на нуле, перелистывать страницы заставляет интерес к духовным переживаниям и страданиям героев.
Мортенсен умудрился эффектное смешение спиритуальности и канонов блокбастера, физику и метафизику органично совместить. Смотреть на его перемещения в пространстве — уже аттракцион. А режиссер Джон Хиллкоут смог этот процесс еще и оркестровать самым выгодным образом.
Смотреть в Okko
Капитан Фантастик
К концу 2010-х Мортенсен внезапно для самого себя оказался актером уникального амплуа — простака-радикала, переживающего невиданное и красочное перерождение на глазах у изумленной публики. Началось всё с «Капитана Фантастик» — семейной драмы о разрушении иллюзий. Актер играет здесь главную роль отца семейства, живущего по законам любви и мира. Правда, совершенно диким: никаких технологий и образования, только лес, природа и выживание в экстремальных ситуациях. Семейная трагедия заставляет персонажей сорваться с места и все-таки отправиться в мир людей.
Силой своего таланта Мортенсен превращает в драму комедийный, в сущности, сюжет о столкновении дикаря с цивилизацией, эдакий «Иван Васильевич меняет профессию». Недоразумения отступают на второй план рядом с жуткой личной потерей, которую переживает выстроивший собственную утопию главный герой. Его переживания становятся зримыми и ощутимыми. Его боль — болью зрителей. Его иллюзии — их верой, которая, пройдя через все испытания, сохраняется и ничуть не тает.
Смотреть в Okko
Зеленая книга
Настоящий прорыв Мортенсена в мир массовой культуры состоялся после шквального успеха «Зеленой книги». Здесь умение актера в деталях показывать преображение героя обрело самый что ни на есть товарный вид. Его герой, вышибала из ночного клуба, простак, расист и сексист, устраивается работать водителем темнокожего джазового пианиста. И путешествие с ним по доступным для цветных гостиницам и ресторанам навсегда меняет персонажа, превращает его из сермяжного сторонника консервативных ценностей в живого, чувствующего и сочувствующего человека.
Мало кто из живых актеров смог бы исполнить эту роль более ощутимо, чем Мортенсен. Он честно и прямолинейно заявляет о своих убеждениях с первых же кадров — и тем интереснее следить за тем, как персонаж преображается с каждым эпизодом, каждым словом, каждым действием. Можно сказать, что для борьбы с расизмом благодаря картине Питера Фаррелли актер сделал не меньше, чем многие активисты, пламенные публицисты и трибуны.
Смотреть в Okko
Преступления будущего
В этом году Мортенсен вернулся к сотрудничеству с Дэвидом Кроненбергом — в новом и необычном для обоих формате. Кроненберг возвращается к важной для него на определенном этапе теме телесности. Мортенсен здесь играет пророка, современного художника из будущего, который утверждает, что surgery is the new sex. То есть что новый метод получения удовольствия и новая религия — это постоянное совершенствование собственного тела механическим путем. Буквально: нет ничего круче, чем вживлять себе новые органы. Обшивать всё тело ушами, например. Или обзаводиться полезной в быту искусственной железой, которая позволяет переваривать пластмассу.
Только это совершенствование — путь в пустоту. Человеку не стать лучше, даже если он научится дышать глазами, размножаться методом членения задом и забудет все свои грехи. Именно благодаря Мортенсену такая сухая, футуристичная и мрачная конструкция обретает плоть, кровь, страсть.
Смотреть в Okko
Текст: Иван Чувиляев
Взято: Тут
207